Слайд 1Тема: Качество и эффективность управленческого решения.
Управление качеством.
Понятия «качество», «качество
управленческой деятельности», «качество УР». Параметры и условия качества УР.
Контроль качества
управленческого решения
Регламентация управленческой деятельности в российских и международных стандартах.
Эффективность управленческого решения. Методы оценки экономической эффективности управленческого решения.
Слайд 3
Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности
удовлетворять установленные или предполагаемые потребности человека или общества.
Качество управленческой
деятельности — это степень соответствия ее общепринятым требованиям или стандартам.
Качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.
Слайд 4Факторы, влияющие на качество УР:
ситуационного характера, связанные с осознанием проблемы,
альтернатив её решения и их последствий. К данной группе относятся
изучение ситуации, анализ и прогнозы, используемые методы, организация управления и т.д.
поведенческого характера: мотивы, ценностные ориентации, уровень требований, готовность идти на риск лиц разрабатывающих и принимающих решения.
Факторы первой группы действуют на этапе, предшествующем принятию решений и способствуют формулированию проблемы.
Факторы второй группы проявляются в поведении руководителя и его сотрудников в ходе разработки, принятия и реализации управленческого решения.
Слайд 5Условия обеспечения качества УР
использование научных подходов менеджмента при разработке управленческого
решения;
учет воздействия экономических законов на эффективность управленческих решений;
применение
методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования управленческих решений;
структурирование проблемы и построение дерева целей;
Слайд 6Условия обеспечения качества УР
обеспечение многовариантности решений;
обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов
управленческих решений;
правовая обоснованность принимаемых управленческих решений;
создание и обеспечение
работы системы ответственности и мотивации качественного и эффективного управленческого решения;
наличие или создание механизма реализации управленческого решения.
Слайд 72. Контроль качества УР
Впервые понятие «качество» заинтересовало практикующих менеджеров.
Первые работы в области качества принадлежат сотруднику компании «Белл телефон
лэбораторз» Уолтеру Шуxарту, научные работы которого, посвященные статистическому методу контроля качества, стали известны в 30-х гг. XX в.
Слайд 8Однако настоящий интерес к проблеме качества возник у правительства США
во время ВМВ в связи с проблемами контроля качества поставляемой
военной продукции. С этого времени и начали применяться статистические методы контроля качества, одним из разработчиков которых стал Уильям Деминг (1900-1993) – американский ученый, статистик и консультант по менеджменту.
Слайд 10Цикл Деминга. Этапы контроля качества.
Выбор темы. Определение цели. Разработка плана
реализации.
Изучение состояния дел. Выработка мероприятий. Реализация мероприятий.
Проверка результата.
Пересмотр и исправление
цели плана.
Контроль качества – это система мероприятий, обеспечивающих экономичное производство товаров и услуг, качество которых соответствует запросам потребителей.
Слайд 113. ISO (International Standart Organisation) – Международная организация по стандартизации,
которая координирует усилия в области создания глобальных стандартов качества.
ISO
была создана в 1946 г.
Стандарты ISO 900X (X = 0-4 – цифровое обозначение модификации) относятся к управлению качеством продукции.
Слайд 121. ISO 9000:2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
В России в настоящее время действует как стандарт ГОСТ Р
ИСО 9000-2015; представляет собой введение в СМК и словарь терминов.
2. ISO 9001. Содержит набор требований к системам менеджмента качества. Текущая версия - «ISO 9001:2015. Системы менеджмента качества. Требования». В России в настоящее время действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Базовый стандарт, устанавливает минимально необходимый набор требований к СМК.
3. ISO 9004 . Текущая версия - «ISO 9004:2015. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества». В России в настоящее время действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2015. Содержит более широкие, чем 9001, методические указания и рекомендации по постоянному улучшению деятельности организации, ее эффективности и результативности.
Слайд 13
ISO 9001:2015
Преимущества организации от внедрения системы менеджмента качества на
базе данного
Международного Стандарта:
a) способность постоянно поставлять продукты и услуги, которые
соответствуют требованиям потребителя,
законодательным и иным нормативным требованиям;
b) облегчение реализации возможностей повысить удовлетворенность потребителей;
c) обработка рисков и реализация возможностей, связанных с контекстом организации и ее задачами;
d) возможность продемонстрировать соответствие установленным требованиям к системе менеджмента
качества.
Слайд 14
ISO 9001:2015
Настоящий Международный Стандарт использует процессный подход, который включает
в себя цикл Plan-Do-Check-Act (PDCA) и мышление, основанное на оценке
рисков.
Настоящий Международный Стандарт базируется на принципах менеджмента качества, изложенных в ISO
9000:
- ориентация на потребителя;
- лидерство;
- вовлечение персонала;
- процессный подход;
- улучшения;
- решения, основанные на фактах;
- управление взаимоотношениями.
Слайд 15Управление качеством включает в себя следующие этапы:
1. Формулировка главной цели
улучшения качества продукции и предполагаемых параметры конечного результата; выбор системы
оценки качества; оформление эталонов сравнения и форм отчетности.
2. Составление конкретного плана разработки и внедрения процессов для улучшения качества; определение потребности в ресурсах; формирование инструкций по использованию стандартов, форм отчетности и методике проведения аудита качества продукции.
Слайд 16Управление качеством включает в себя следующие этапы:
3. Учет оперативной информации,
поступающей от клиентов (жалоб, благодарностей, рекомендаций и т.д.), для корректировки
процесса улучшения качества. Постоянное формирование базы данных о процессе управления качеством.
4. Осуществление процедур определения качества и согласование их с требованиями стандарта ISO 900X. Проведение процедур оценки качества продукции. Составление отчета. Выявление резервов для повышения качества процесса оценки. Составление окончательного отчета о конкретном процессе управления качеством продукции.
Слайд 174. Эффективность = ?
Качество?
Результативность?
Экономичность?
Слайд 18 Эффективность УР – отношение результатов реализации решения к затратам по
осуществления мыслительной деятельности субъекта управления при разработке и реализации решения.
Эффективность
управленческого труда – отношение результатов реализации решений к затратам по разработке и реализации УР, отражающим как внешние, так и внутренние действия субъекта управления.
Слайд 19Для оценки экономической эффективности УР можно использовать следующие методы:
косвенный метод
сопоставления различных вариантов;
метод по конечным результатам;
метод по непосредственным результатам деятельности.
Слайд 20Косвенный метод сопоставления различных вариантов основан на сравнении экономических показателей
конечной продукции, полученных от реализации двух УР при одинаковом характере
производства продукции.
Ээ = К* (П2/ З2 – П1/31) * 100%,
Где:
К — коэффициент пропорциональности, учитывающий долю эффективности, приходящейся на УР (обычно К = 0,4-0,5);
П1 — прибыль от реализации продукции при первом варианте УР;
П2 — прибыль от реализации продукции при втором варианте УР;
З1 — затраты на производство продукции при первом варианте УР;
З2 — затраты на производство продукции при втором варианте УР.
Слайд 21Метод по конечным результатам основан на расчете эффективности производства в
целом и выделении из нее фиксированной (статистически обоснованной) части (К):
Ээ
= (П * К)/ ОЗ * 100%
Где:
П – прибыль, полученная от реализации товара,
К – доля УР в эффективности производства (К=20-30 %),
ОЗ – общие затраты.
Слайд 22Метод по непосредственным результатам деятельности основан на оценке непосредственного эффекта
от УР при достижении целей, реализации функций, методов и др.
Основными параметрами в этом случае служат стандарты (временные, ресурсные, финансовые и др.).
Ээ = Сi/Рi * 100%,
где С i — стандарт на использование (трату) i-го ресурса для подготовки и реализации УР;
Р i — реальное использование (затраты) i-гo ресурса для подготовки и реализации УР
Слайд 23Обработка полученных данных может идти тремя путями:
из всех эффективностей выбирается
главная, она и определяет общую эффективность УР;
при равнозначности приоритетов всех
ресурсов ( m ) экономическая эффективность рассчитывается по следующему соотношению:
Ээ= ∑Ээi / m
при неравнозначности приоритетов ресурсов (Пi) экономическая эффективность рассчитывается по следующему соотношению:
Ээ= ∑Ээi * Пi / m
Где:
Ээ – эффективность УР в целом
Ээi - эффективность УР в зависимости от использования i -го ресурса
Пi – коэффициент приоритетности ресурса;
m – количество ресурсов.
Слайд 24Данные для анализа оценки эффективности УР в компании «Арт-видео»
Слайд 25Решение:
1. Вычислим экономическую эффективность по косвенному методу сопоставления различных вариантов:
Ээ
= К* (П2/ З2 – П1/31) * 100%,
Ээ = 0,4
х (0,595/2,671 - 0,205/3,253) х 100%.
В результате Ээ = 6,4%.
2. Вычислим экономическую эффективность по методу конечных результатов:
Ээ = (0,595 х 0,25 /2,671) х 100%.
В результате Ээ = 5,6%.