Слайд 1Тема лекции:
«Младший школьный возраст»
Слайд 2Социальная ситуация развития
выход ребенка за рамки семьи, расширении круга
значимых лиц;
выделение особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей (≪ребенок
— взрослый — задача≫);
Слайд 3 Согласно концепции
Э. Эриксона, в период
от 6 до 12 лет происходит приобщение ребенка к трудовой
жизни общества, вырабатывается трудолюбие и вкус к работе.
Слайд 4Проблема психологической готовности к школьному обучению
≪Школьная зрелость≫ -
достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать
участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.
Слайд 5 В отечественной психологии у истоков исследования проблемы
готовности к школьному обучению стояли Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б.
Эльконин.
Компоненты психологической готовности ребенка к школе:
1. Личностная готовность.
— Уровень развития аффективно-потребностной сферы.
— ≪Внутренняя позиция школьника≫— психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.
— Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению.
Слайд 62. Интеллектуальная готовность.
— Ориентировка в окружающем, запас знаний.
— Должный
уровень развития восприятия и наглядно - образного мышления. Уровень обобщения
— умение обобщать и дифференцировать предметы и явления.
— Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).
Слайд 73. Двигательная готовность.
— Мелкая моторика.
— Крупные движения (рук, ног, всего
тела).
4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности:
— умение внимательно слушать и
точно выполнять последовательные указания взрослого,
— самостоятельно действовать по заданию,
— ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.
Слайд 8 У ребенка-дошкольника нет и не может быть собственно
школьных качеств, они складываются в той деятельности, для которой они
необходимы.
Готовность к школьному обучению — это владение предпосылками к последующему усвоению качеств школьника.
Ведущей среди них является мотивационная, социальная зрелость ребенка.
Слайд 9 Для ориентировки и выявления детей ≪группы риска≫ при
массовом обследовании проводится экспресс-диагностика школьной готовности (используются специализированные методики диагностики
школьной зрелости, например тест Керна-Йирасека). Индивидуальная, более углубленная диагностика необходима для выработки рекомендаций родителям, составления развивающей программы развития в оставшееся до школы время.
Слайд 10Адаптация к школе
Период освоения, принятия учебной ситуации при
благоприятных условиях длится около 2 месяцев (всю первую четверть, а
иногда и весь первый год). Родители должны помочь ребенку освоить совокупность требований школьной ситуации и учебной деятельности.
Слайд 11Ведущий вид деятельности
В теории А.В. Занкова, В.В. Давыдова, Н.С.
Лейтеса и других определена ведущая деятельность данного возраста - учебная,
которая в своей структуре содержит учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку.
По мнению Д.Б. Эльконина, центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Она задает другие компоненты и их место в структуре учебной деятельности.
Учебная деятельность определяется учебно-познавательными мотивами, в основе которых лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии, а так же социальным мотивом (получение высокой отметки) и мотивом достижения успеха.
Слайд 12Согласно Д.Б. Эльконину:
Учебная деятельность - это деятельность, имеющая своим содержанием
овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.
В ходе
учебной деятельности ребенок ищет и присваивает обобщенные способы решения задач, у него формируется теоретическое мышление с такими его составляющими, как содержательная рефлексия, анализ, планирование, абстракция, обобщение.
Слайд 13Структура учебной деятельности
учебные ситуации и задачи - как наличие мотива,
проблемы, её принятия учащимися;
учебные действия, направленные на решение соответствующих задач;
контроль
- как соотношение действия и его результата с заданными образцами;
оценка - как фиксация качества (но не количества) результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы.
Слайд 14Психологические компоненты в учебной деятельности
мотив (внешний или внутренний), соответствующее желание,
интерес, положительное отношение к учению;
осмысленность деятельности, внимание, сознательность, эмоциональность, проявление
волевых качеств;
направленность и активность деятельности, разнообразие видов и форм деятельности;
практическое использование приобретенных знаний и умений в последующей деятельности, их уточнение и корректировка.
Слайд 15Особенности учебной деятельности по Д.Б. Эльконину:
Учебная деятельность не имеет внешнего
продукта; ее цель и результат -
изменение самого субъекта деятельности.
Это теоретическая
деятельность, т.е. направленная на осмысление способа осуществления деятельности, поэтому учебная деятельность - это
рефлексивная деятельность.
Учебная деятельность - это поисково-исследовательская активность.
Слайд 16Происхождение учебной деятельности
В.В. Давыдов отрицает наличие связи между игрой и
учебной деятельностью, противопоставляя их друг другу.
Г.А. Цукерман выделяет для
каждой ведущей деятельности ведущую форму сотрудничества и новообразования двух типов:
Учебной деятельности соответствует учебная форма сотрудничества. Центральным новообразованием учебной деятельности является рефлексия как умение отделять знаемое от незнаемого.
Центральным новообразованием учебной формы сотрудничества является «умение учиться».
Слайд 17 В последние годы отстаивается идея о том, что
субъект учебной деятельности и есть главное новообразование младшего школьного возраста.
В
исследованиях Г.Г. Кравцова: содержание и характеристики общения ребенка со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях выступают главными критериями возникновения новообразований.
Слайд 18Дошкольник
ситуативность в общении со взрослым и сверстниками;
ориентирован на непосредственное
достижение цели;
думает действуя и манипулируя.
Младший школьник
надситуативен в своем поведении;
обращает
внимание на способ решения задачи;
сначала думает, а потом действует.
Слайд 19Этапы становления теоретического отношения к задаче
Ребенок внутри задачи, не
может отнестись к ней как бы со стороны, не соблюдает
требований взрослого.
Ребенок начинает активно осуществлять поиск оснований действий, «говорит» за двоих - за того, кто ставит задачу, и за себя.
Ребенок выделяет способ и справляется с задачей с помощью взрослого.
Решает задачу без помощи взрослого, понимает и владеет инструкцией, сообразуется с позицией взрослого, который ставит задачу.
Слайд 20игровая деятельность имеет генетическую преемственность с учебной;
психологическая готовность детей к
обучению в школе прямо и непосредственно обусловлена надлежащим уровнем развития
игровой деятельности;
игровая деятельность, утратившая статус ведущей, не исчезает и не умаляется, а, напротив, обретает свое закономерное
место в жизни детей школьного возраста;
в дошкольном возрасте складывается то центральное качество или та способность личности, которая делает возможным
беспрепятственное обучение в школе.
Слайд 21Коллекционирование
- специфически новая культурная детская деятельность, смысл которой состоит в
упорядочивании мира, приведении его в иерархизированную систему и создании психологических
условий для развития научных понятий и достижения личностного уровня рефлексии в подростковом возрасте.
Слайд 22Возрастные новообразования
Центральным возрастным психологическим новообразованием младшего школьного возраста традиционно называется
рефлексия.
По мнению Е.Л. Горловой, исследование рефлексии ведется в двух
направлениях:
1) изучается как самостоятельный, развивающийся по своей собственной логике процесс;
2) проблема рефлексии рассматривается в плоскости онтогенеза общения.
Слайд 23Б.Д. Эльконин:
Рефлексия - механизм перехода от непосредственных форм поведения
к опосредствованным.
Ю.Н. Карандышев:
Рефлексия - принцип мышления, «пронизывающий» психические явления.
Г.А.
Цукерман:
Рефлексия - способность человека определять границы своего знания и находить способы перехода этих границ.
Слайд 24Е.Л. Горлова:
центральным психологическим новообразованием младшего школьного возраста является произвольное внимание,
понимаемое автором вслед за Л.С. Выготским как функция структурирования воспринимаемого
и представляемого, характеризуемая умением произвольно отметить фигуру и фон.
Относительно рефлексии Е.Л. Горлова предполагает, что это новообразование переходного периода (кризисного) от младшего школьного возраста к младшему подростковому.
Слайд 25В исследованиях Е.Е. Кравцовой, Г.Г. Кравцова, Е.Л. Бережковской, Е.Л. Горловой
рефлексия рассматривается в плоскости онтогенеза общения.
Предпосылки учебной деятельности складываются
на основе прохождения ребенком доситуативной, ситуативной и надситуативной стадий в развитии общения в дошкольном детстве.
Слайд 26Центральная функция сознания
Опроизволивание психических функций ярко проявляется в
развитии памяти -центральной психической функции сознания ребенка младшего школьного возраста.
Слайд 27Аффективная сфера
«Интеллектуализация аффекта» способность ребенка встать во внеситуативную позицию
по отношению к эмоционально заряженным ситуациям и найти способ выхода
из них.
Слайд 28 В младшем школьном возрасте ребенок открывает в себе
собеседника, его сознание становится диалогичным, появляется внутренняя речь, что способствует
возникновению потребности в уединении, нахождении укромных мест.