Слайд 1Тема лекции №6 «Безопасность товаров»
План
Безопасность товаров, основные понятия.
2. Характеристика видов
безопасности товаров и законодательные требования (нормы), регламентирующие безопасность.
3. Зарубежный опыт
обеспечения безопасности товаров.
Слайд 21. Безопасность товаров
Безопасность – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск,
связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических
или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (ФЗ «О техническом регулировании»).
Безопасность – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба (Договор о ЕАЭС).
Безопасность - состояние, при котором риск вреда и ущерба ограничен допустимым уровнем (Руководство ИСО/ МЭК).
Риск – это функция вероятности и серьезности последствий явления ввиду наличия опасности.
Последствия негативного воздействия опасных товаров:
- сенсибилизация – повышение чувствительности организма к действию раздражителей, вызывающее аллергическую реакцию;
- токсичность – способность вызывать нарушение процессов жизнедеятельности организма;
- канцерогенность – свойство канцерогенов приводить к образованию злокачественных опухолей;
- мутагенное действие – нарушение структуры генов, хромосом и изменения их числа.
Слайд 32. Характеристика видов безопасности:
Виды безопасности:
1. химическая;
2. механическая;
3. электрическая;
4. электромагнитная;
5.
радиационная;
6. термическая;
7. пожарная;
8. биологическая
9. гигиеническая;
10. информационная;
11. экологическая.
Слайд 4Химическая безопасность – отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен
опасными химическими веществами.
Показатели химической безопасности:
токсичные металлы и
их соли (кадмий, свинец, кобальт, мышьяк, марганец, медь, ртуть, цинк, железо);
мономеры (фенол, хлорвинил, стирол и др.);
микотоксины (афлотоксины, патулин);
нитраты и нитриты;
пестициды;
антибиотики, гормоны, спирты, сложные эфиры;
пищевые добавки.
Потенциально опасные товары:
непосредственно контактирующие с пищей или незащищенными частями тела человека (посуда, одежда и др.);
выделяющиеся при потреблении и эксплуатации вредные вещества (товары бытовой химии, автомобили и др.)
ПДК – предельно
допустимая
концентрация
ДКМ – допустимое
количество
миграции
Слайд 5Классификация пищевых добавок
Е100-Е182 красители (устанавливают или восстанавливают цвет продукта).
Е200-Е299 консерванты (повышают
срок годности продуктов, защищая их бактерий, плесневых грибов).
Е300-Е399 антиокислители (защищают от
окисления, например, от прогоркания жиров и изменения цвета).
Е400-Е499 стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию), загустители (повышают вязкость), эмульгаторы (создают однородную смесь несмешиваемых фаз, например, воды и масла).
Е500-Е599 регуляторы рН и вещества против слеживания.
Е600-Е699 усилители вкуса и аромата, ароматизаторы.
Е700-Е799 антибиотики.
Е800-Е899 запасные индексы (резерв).
Е900-Е999 прочие (воски, глазирователи, газы для упаковки, подстастители, пенообразователи и др.).
Е1100-Е1599 новые вещества, не попадающие в стандартную классификацию
Слайд 6Запрещенные пищевые добавки
Е 121 (краситель
цитрусовый красный)
риск онкологических
заболеваний
Е
123 (краситель
амарант красно-
фиолетовый)
аллергические
реакции
Е 124 (краситель
пунцовый);
аллергические
реакции
Е 127
(краситель
эритрозин)
аллергические
реакции
Е 128 (краситель
красный)
аллергические
реакции
Е 240
(формальдегид)
риск онкологических
заболеваний
Е 217(консервант)
риск онкологических
заболеваний
Слайд 7 2. Механическая безопасность – отсутствие недопустимого риска, который может
быть нанесен вследствие механических воздействий (удары, трения, проколы, деформации и
др.)
Потенциально опасные товары по причинам:
принцип работы (подвижные агрегаты и узлы; сжимающие и ударные механизмы; детали под нагрузками; вибрации);
особенности свойств и конструкции товаров (наличие острых углов; хрупкость);
низкое качество изготовления.
Примеры:
- транспортные средства;
- электробытовые товары (овощерезки, терки, электроножи);
- инструменты;
- посуда;
- игрушки и др.
Слайд 8 3. Электрическая безопасность – отсутствие недопустимого риска,
который может быть нанесен воздействием электрического тока.
Слайд 94. Электромагнитная безопасность – отсутствие недопустимого риска, который может быть
нанесен воздействием электромагнитных полей.
Потенциально опасные товары:
телевизоры (кинескопные);
микроволновые печи;
компьютеры (мониторы);
беспроводные (домашние)
и сотовые телефоны;
переносные радиостанции;
трансформаторы электробытовых приборов.
В РФ показатель - плотность
потока энергии (ПДЗ
10 мк Вт /см2)
В ЕС показатель - удельный
К поглощения (ПДУ
не более 2 Вт/кг для
10 г тканей)
В США показатель - удельный
К поглощения (ПДУ не более
1,6 Вт/кг для 1 г
тканей)
Слайд 10 5. Радиационная безопасность – отсутствие недопустимого риска, который
может быть нанесен радиоактивными элементами или ионизирующим излучением.
Потенциально
опасные товары:
некоторые строительные товары (асбест, цемент, мрамор и др.);
продовольственные товары;
минеральные удобрения;
ювелирные изделия с драгоценными или полудрагоценными камнями некоторых месторождений;
радиоактивные элементы и отходы (уран, радий, радон и изотопы кобальта, цезия, стронция).
Показатели радиационной безопасности -
радиоактивные элементы и радионуклиды
в микрозивертах (мкЗв) и микрорентгенах
(мк Р)
Слайд 11 6. Термическая безопасность – отсутствие недопустимого риска, наносимого потребителю
воздействием высоких температур при эксплуатации и потреблении товаров.
7. Пожарная
безопасность – отсутствие недопустимого риска при хранении и эксплуатации товаров в результате их возгорания или самовозгорания.
Потенциально опасные товары:
нефтепродукты;
лакокрасочные товары;
фототовары;
бытовые электрические приборы (утюги, чайники, отопительные приборы), радиоэлектронная аппаратура;
строительные товары из древесных материалов, бумаги и картона, пластмасс;
продовольственные товары (жиры растительные и животные, зернопродукты, некоторые овощи).
Слайд 12 8. Биологическая безопасность – отсутствие недопустимого риска, который
может возникнуть в результате биоповреждений товаров.
Показатели:
зараженность и загрязненность вредителями;
повреждения
сельскохозяйственными вредителями и насекомыми;
паразитарная чистота (гельминты);
9. Гигиеническая безопасность
Показатели:
органолептические показатели (запах и привкус);
физические факторы (уровень звука, вибрации и др.);
токсикологические факторы (раздражающее действие на слизистые, индекс токсичности);
санитарно-химические факторы (миграция вредных веществ и нормы выделений);
микробиологические факторы (общее количество микроорганизмов – мезофилов, аэробов, факультативных анаэробов; дрожжи, дрожжеподобные, плесневые грибы, бактерии семейства энтеробактерии (кишечной палочки), патогенные микроорганизмы).
Слайд 1310. Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды товара.
Потенциально опасные
товары:
компьютеры;
средства связи;
программное обеспечение.
Составляющие информационной безопасности данных:
конфиденциальность;
целостность;
доступность.
11. Экологическая безопасность – отсутствие
риска, связанного с ущербом, наносимым окружающей среде человеком в процессе производства, использования, потребления, хранения, утилизации товаров.
Международные организации, осуществляющие нормирование и контроль экологических параметров:
ООН;
МАГАТЭ;
ИСО;
МЭК;
GREEN PEAS (зеленый мир);
WWF(Всемирный фонд защиты дикой природы).
Слайд 14Законодательные требования в отношении безопасности товаров
В ЕС:
Директива 92/59 ЕЭС о
безопасности продукции (распространяется на товары, на которые отсутствуют отраслевые директивы);
Системы
управления на основе стандартов:
ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования»;
ИСО 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов»;
НАССР «Анализ рисков и критические контрольные точки;
В России:
№ 23001-ФЗ «О защите прав потребителей»;
№184-ФЗ «О техническом регулировании»;
№7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
№3-ФЗ «О радиационной безопасности»;
№29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
№53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
ТР ЕАЭС
Слайд 153. Зарубежный опыт обеспечения безопасности товаров
Контроль за потребительским рынком ЕС
на основе обмена информацией об опасных товарах через систему РАПЕКС.
Цель
РАПЕКС:
Оперативное предупреждение о потенциально опасных товарах;
Срочное принятие мер, если товар представляет серьезный риск.
Функционирование РАПЕКС предусмотрено Директивой 2001/95/ЕС «Об общей безопасности продукции»
Система РАПЕКС предполагает взаимодействие структурных подразделений государств ЕС.
К системе присоединились 30 стран: 27 стран ЕС и 3 страны из ЕЭЗ (Исландия, Лихтенштейн и Норвегия).
Допуск открыт странам-кандидатам, третьем странам и международным организациям
Слайд 17Наибольшее количество уведомлений об опасных товарах зарегистрировано странами: Германия, Испания,
Греция.
Товары с высокой степенью риска на основании количества уведомлений:
игрушки;
электроприборы;
автотранспортные средства;
одежда;
товары
для детей.
Китай – лидер по производству опасных товаров и экспорту их на европейский рынок (почти 60% от общего количества уведомлений)
Слайд 19Основные направления политики в области контроля за потребительским рынком в
ЕС:
Повышение ответственности предприятий-изготовителей за безопасность товара и уровня сотрудничества с
партнерами ЕС;
Расширение международного сотрудничества и заключение Соглашений в партнерами ЕС;
Обеспечение безопасности от проектирования до реализации товаров.
Слайд 20Тема лекции №8: Идентификация и фальсификация товаров
1. Идентификация товаров, понятие,
виды, средства и методы.
2. Фальсификация товаров, понятие, виды и способы
выявления.
3. Понятие о контрафактных товарах.
Слайд 211. Идентификация товаров, понятие, виды, средства и методы
Идентификация (от лат.
отождествлять) – установление соответствия наименования товара, указанного в маркировке, сопроводительных
документах или иных средствах информации, предъявляемым к нему требованиям.
Функции:
указующая;
информационная;
подтверждающая;
управляющая.
Слайд 23Методы и средства идентификации
Методы идентификации
1. органолептические
2. лабораторные
3. Тестовые – определение
степени безопасности товара по пределу
чувствительности реакции
4. экспресс-методы – ускоренные
методы, дающие приблизительные
данные по показателям, основанные на
пределе чувствительности химической
реакции
Средства идентификации
Средства
информации
Материально-
технические средства
документы
марки-
ровка
специальная
литература
средства
измерения
средства
обнаруже-
ния
материально-
техническая
база
Слайд 242. Фальсификация, понятие, виды и способы выявления
Фальсификация (от лат.
подделываю) – действия, направленные на обман путем подделки товара с
корыстной целью
Слайд 26Информационная защита маркировки товаров
Водяные знаки – 2-х или 3-х мерные
знаки, включенные в состав бумаги и заметные на просвет или
при рассмотрении под различными углами;
Защитные волокна – волокна разной длины и цвета, введенные в состав бумаги, видимые или флуоресцирующие;
Радужные металлические нити – нити, введенные в бумагу по всей площади или полосками;
Радужные цветные полоски – защитные полоски 6 цветов (зеленый, синий, красный, лиловый, медный и золотой), помещенные на специальную бумагу;
Частицы, флуоресцирующие в ближнем ИК-свете – частицы, видимые при облучении этикетки лазером;
Микрочастицы – многоцветные, многослойные полимерные частицы (20-400 мкм), имеющие специальный код, введенные в поверхностное покрытие маркировки или клей;
Слайд 27ГОСТ Р ИСО 16678-2017 Система защиты от фальсификации и контрафакта.
Идентификация интероперабельных объектов и связанные системы проверки подлинности для противодействия
фальсификациям и незаконной торговле
ГОСТ Р ИСО 16678-2017 рекомендует многоуровневые функции цифровой (цифровые методы печати) и физической защиты;
Стандарт включает элементы:
Защитные чернила, оптически изменяемые устройства и другие функции аутентификации;
Встроенные секретные ключи;
Зашифрованная информация, связанная с защищенным элементом;
Маркировки
В 2018г готовится стандарт ИСО 22382, посвященный акцизным маркам, защитным элементам, системам выдачи и проверки марок.
Слайд 28 КИЗ (Характеристики КИЗ, порядок его нанесения, и требования к
содержащейся на нем информации утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии
от 23.11.15 № 70).
КИЗ - этикетка, выполненная из специального гибкого материала, содержащая радиочастотную метку (RFID-чип) с передающей антенной и нанесенной на поверхность графической информацией со средствами полиграфической защиты.
Материал для нанесения КИЗ - бумага, ткань или пластмасса в качестве основы.
КИЗ должен содержать следующую информацию:
Краткое наименование товарной группы: «Изделия из нат. меха»;
Двухсимвольный код государства, выпустившего товар в оборот;
Идентификационный номер КИЗ;
Радиочастотная метка (RFID-метка), содержащая серийный глобальный идентификационный номер торговой единицы (SGTIN)
Линейный штрих-код
Двумерный QR-код
Слайд 29Способы нанесения КИЗ: накладной, клеевой и вшивной.
Рис 1. Пример
изображения КИЗ, прикрепляемого навесным способом для пушно-меховых товаров
КИЗ могут быть
двух цветов: красные – для изделий, произведенных за пределами ЕАЭС, зеленые – для изделий, произведенных на территории государств-членов ЕАЭС.
Слайд 30Отсоединение КИЗ от маркированного товара или пломбирующего элемента должно нарушать
целостность КИЗ и делать невозможным его повторное нанесение на другой
товар;
После нанесения КИЗ на пушно-меховые товары, сведения о маркировке меховых передаются изделий в Информационный ресурс маркировки, оператором которой является Федеральная налоговая служба;
Система маркировки КИЗ позволит отслеживать пушно-меховые товары на всех этапах - от производства и ввоза в страну до продажи конечному потребителю, что в свою очередь обезопасит покупателей от приобретения контрафактного товара и защитит законопослушных производителей от недобросовестной конкуренции, следовательно, должны снизиться объемы теневого импорта и увеличиться доходы в государственный бюджет от таможенных сборов.
Слайд 31Ответственность
За производство товаров без маркировки или с нарушением правил маркировки предусмотрен штраф:
для организаций — от 50 тыс.
до 100 тыс. рублей,
для должностных лиц и ИП — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;
Конфискация
немаркированных меховых изделий;
За отказ от маркировки меховых изделий применяется уголовная ответственность в соответствии со статьей 171.1 УК РФ. Это может быть штраф до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 2 лет; принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 6 месяцев
Слайд 32П Е Р Е Ч Е Н Ь отдельных товаров,
подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства РФ от
28 апреля 2018 г. № 792-р
Слайд 344. Понятие о контрафактных товарах
«Учитесь честно достигать успеха
И привлекать благодаря
уму.
А побрякушки, гулкие, как эхо,
Подделка и не нужны никому»
(Гете «Фауст»)
Слайд 35Рис. 1 Страны, товарные знаки которых наиболее часто фальсифицируют
Рис. 2
Доля мирового контрафакта и фальсификата по странам
Слайд 36По данным Минпромторга России урон по разным секторам экономики составляет
от 5 до 30%.
Нелегальный рынок составил:
Одежда – 35%
Парфюмерия – 20%
Питание
– 10%
Лекарственные препараты – до 10%
Слайд 37В 2016, 2017 гг, в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проведенных таможенными
органами выявлены следующие контрафактные товары:
сыры различных торговых марок
лекарственные
средства из Египта
женские сумки и ремни французского дома « Hermes»
одежда известных брендов «TommyHilfiger», « Lee»
смартфоны iPhone7 из Гонконга
Парфюмерно-косметические товары «Lancom» из Китая и др.
товары с символикой чемпионата мира 2018 года по футболу «FIFA»
Слайд 38В 2017 г. таможенными органами выявлено около 10,1 млн. единиц
контрафактной продукции
В 2017 г. предотвращен ущерб, который мог быть
нанесен правообладателям объектов интеллектуальной собственности, на сумму более 4,5 млрд. рублей.
По состоянию на 31.12. 2017 г. в ТРОИС России зарегистрировано 4617 объектов.
В 2017 г. в ТРОИС ФТС России включила 322 объекта интеллектуальной собственности
Таможенными органами в 2017 г. было возбуждено 1 072 дела об АП (в 2016 году – 1 027 дел об АП) в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Сумма назначенных штрафов по указанным статьям КоАП составила почти 167 млн. рублей.
Слайд 39В основе контрафакта — нарушение интеллектуальных прав.
Товары, этикетки, упаковки товаров,
на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним
до степени смешения обозначение, являются контрафактными (п. 1 ст. 1515 ГК РФ ).
Контрафакт — это новый продукт, созданный на основе существующего оригинала.
Виды контрафакта:
Использование чужого логотипа или настолько похожего, что их легко перепутать. Например вмеcто «Gucci» — «Guchi». В таком случае производители подделок имеют возможность отрицать факт контрафакта тем, что оригинальное имя не использовалось, при этом пготребитель часто не знает, как точно выглядит искомый логотип и опирается при покупке на смутно знакомую картинку.
Подделка внешнего вида товара, его дизайнерских решений. Это актуально для предметов декора, мебели, одежды, часов и т.д.
Незаконное использование мультимедиа продукции, книг и компьютерных программ — т.н. пиратство.
Незаконное использование запатентованных технических решений
Слайд 40Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности
Правообладатели объектов интеллектуальной собственности
Регистрационный номер
по Реестру;
Наименование (описание, изображение) ОИС – CAMAY;
Наименование, номер, дата
документа об охраноспособности ОИС;
Наименование товаров, в отношении которых принимаются меры – всевозможные мыла, включая заменители туалетного мыла, косметические препараты для ванн, гели для душа; парфюмерные изделия, эфирные масла, косметические средства, в том числе препараты для ухода за телом и придания ему красоты, препараты для очищения, ухода и придания красоты коже, включая немедицинские кремы для рук, туалетную воду, кремы и лосьоны для кожи; дезодоранты, туалетные средства против пота, зубные порошки, пасты;
Слайд 41Класс товаров по МКТУ /код товаров по ТН ВЭД ЕАЭС;
Сведения
о правообладателе – Корпорация «Дзе Проктер энд Гэмбл Компани», Проктер
энд Гэмбл Плаза, Цинциннати, 45202, Огайо, США;
Доверенные лица правообладателя – ООО «Юридическая компания «Усков и Партнеры» почт.адрес: ул. Садовническая, д.76/71, стр.1, Москва, 115-35; контактные лица; тел./факс
Срок, на который ОИС внесен в Реестр;
Номер и дата письма ФТС России в таможенные органы
МКТУ – международная классификация товаров и услуг
Слайд 42Тема лекции «Товарная информация в таможенных целях»
План
1. Товарная информация, понятие,
правовая база, виды и формы.
2. Средства товарной информации:
2.1. Маркировка, понятие,
носители и реквизиты;
2.2. Информационные знаки;
2.3. Информационные ресурсы;
2.4. Реклама и справочная литература
Слайд 431. Товарная информация, понятие, правовая база, виды и формы.
Товарная информация
– это сведения о товаре, предназначенные для пользователей (изготовители, продавцы,
потребители, должностные лица таможенных органов). В таможенных целях товарная информация выполняет идентификационную функцию, сущность которой заключается в распознании и отождествлении товара.
Правовую основу товарной информации:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- ФЗ « О защите прав потребителей» №2300-1 ФЗ от 07.02.1992г.;
ФЗ «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 17.12.2002г.;
- ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» №162-ФЗ от 06.2015г.
- ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» №15-ФЗ от 10.01.2003 г.;
- ФЗ «О рекламе» №38-ФЗ от15.08.2012 г.
ТР ЕАЭС
проект ФЗ«О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации»
Слайд 44Правовая основа товарной информации
Товарная информация – это сведения о
товаре, предназначенные для пользователей (изготовители, продавцы, потребители, должностные лица таможенных
органов).
Слайд 45ТК ЕАЭС
Ст. 341 ТК ЕАЭС «Идентификация товаров, документов, транспортных средств,
а также помещений и других мест» определяет, что таможенные органы
для идентификации товаров, транспортных средств, емкостей и других мест, где могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, вправе использовать, в том числе следующие средства: пломбы, печати, цифровая, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, штампы, сейф-пакеты и иные средства, обеспечивающие идентификацию товаров.
Ст. 106 ТК ЕАЭС «Сведения, подлежащие указанию в декларации на товары» определяет, что в декларации на товары указываются основные сведения о товарах, включающие описание упаковок.
Слайд 46Договор о ЕАЭС
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР ЕАЭС
проводится в порядке, установленным законодательством государств-членов;
Ответственность за несоблюдение требований ТР
ЕАЭС, а также за нарушение процедур проведения оценки соответствия продукции требованиям ТР ЕАЭС устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов
Слайд 47Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)
В соответствии со статьей 495
ГК РФ, продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию
о товаре, предлагаемом к продаже. В ГК РФ ст. 458 установлено, что товар не признается готовым к передаче покупателю, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом;
ФЗ «О защите прав потребителей» № 2300-1 ФЗ от 07.02.1992гФЗ «О защите прав потребителей» № 2300-1 ФЗ от 07.02.1992г.
В п. 3 ст. 10 закона закреплены способы доведения до потребителя информации о товарах: в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг);
Слайд 48
ФЗ «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 17.12.2002 г.
В соответствии со
ст. 7 ФЗ технический регламент должен содержать требования к терминологии,
упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
В соответствии со ст. 27 ФЗ продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.
Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются ТР
Слайд 49ФЗ «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 17.12.2002 г.
В ст. 22,
посвященной знакам соответствия, отмечено, что объекты сертификации, сертифицированные в системе
добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации, а объекты, соответствие которых не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не могут быть маркированы знаком соответствия.
Слайд 50ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" N 162-ФЗ от 29
июня 2015г.
Глава 4 определяет перечень документов по стандартизации, как
информационных ресурсов товарной информации, а глава 7 содержит информацию, обеспечивающую поиск данных документов.
Ст. 31 определяет порядок маркирования товаров знаком национальной системы стандартизации. Знаком национальной системы стандартизации может маркироваться продукция, соответствующая национальному стандарту, и наносится в информационных целях.
Слайд 51Проект ФЗ «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской
Федерации»
Целью является регулирование создания и использования контрольных (идентификационных) знаков, используемых
для маркировки товаров в РФ, включает характеристику видов, типов и условия применения контрольных (идентификационных) знаков;
Слайд 52ТР ЕАЭС
Технические регламенты ЕАЭС содержат информацию об особенностях обязательной маркировки
различных товаров и о документах, подтверждающих безопасность перемещаемых товаров, относящихся
к информационным ресурсам.
Слайд 56я
Маркировка и информационные знаки
Маркировка – информация о товаре,
нанесенная в
виде надписей, рисунков, знаков,
символов, иных обозначений и (или) их
комбинаций на потребительскую упаковку,
транспортную упаковку или на иной вид
носителя информации, прикрепленного к упаковке,
или помещенного
в них либо прилагаемого к ним;
Информационные знаки – условные обозначения, предназначенные для идентификации характеристик товаров.
Носители производственной маркировки
Виды информационных знаков
- этикетки;
- кольеретки;
- вкладыши;
- бирки и ярлыки;
- контрольные ленты;
- клейма и штампы.
товарный знак
знаки наименования места происхождения
знаки соответствия, знак обращения на рынке
размерные знаки
- штриховое кодирование
манипуляционные знаки
эксплуатационные знаки
- предупредительные знаки
- компонентные знаки.
Слайд 57Маркировка наносится изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) и импортером.
изготовитель - юридическое лицо
или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе
иностранный изготовитель, осуществляющее от своего имени производство и реализацию продукции и ответственное за ее соответствие требованиям ТР.
Слайд 58
- уполномоченное изготовителем лицо - зарегистрированное в установленном порядке законодательством государства-члена
на его территории юридическое или физическое лицо, в качестве индивидуального
предпринимателя, которые на основании договора с изготовителем осуществляют действия от его имени при оценке соответствия и выпуске в обращение продукции на территории Союза, а также несут ответственность за несоответствие продукции требованиям ТР;
- импортер - резидент государства - члена ЕАЭС, который заключил с нерезидентом государства - члена ЕАЭС внешнеторговый договор на передачу продукции, осуществляет реализацию этой продукции и несет ответственность за ее соответствие требованиям ТР;
Слайд 59Носители производственной маркировки
Слайд 60
ТР ЕАЭС 022/2011
Пищевая продукция в части ее маркировки
1) Наименование
пищевой продукции;
2) Состав пищевой продукции;
3) Количество пищевой продукции;
4)
Дата изготовления пищевой продукции;
5) Срок годности пищевой продукции;
6) Условия хранения пищевой продукции, Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
7) Наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции, а также в случаях, установленных ТР ЕАЭС, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица;
8) Рекомендации и (или) ограничения по использованию;
9) Показатели пищевой ценности;
10) Сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО).
11) Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов ЕАЭС;
дополнительные сведения (сведения о документе, придуманное название пищевой продукции, товарный знак, сведения об обладателе права на товарный знак, наименование места происхождения пищевой продукции, знаки систем добровольной сертификации).
Слайд 61Реквизиты маркировки (непродовольственные товары)
Техническом Регламенте Таможенного союза «О безопасности
игрушек» ТР ЕАЭС 008/2011
1. наименование игрушки;
наименование страны, где изготовлена
игрушка;
наименование и местонахождение изготовителя, импортера, информация для связи с ними;
товарный знак изготовителя (при наличии);
минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма;
основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости)
способы ухода за игрушкой (при необходимости);
дата изготовления (месяц, год);
срок службы (при их установлении);
условия хранения
Единый знак обращения на рынке государств-членов ЕАЭС
Слайд 62Знак обращения на рынке ЕАС
Единый знак обращения продукции на рынке
Союза – обозначение, служащее для информирования приобретателей и потребителей о
соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям ТР ЕАЭС.
Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок Евразийского экономического союза.
Маркировка должна быть осуществлена до момента ввоза товара на таможенную территорию ЕАЭС. В случае отсутствия необходимой в соответствии с требованиями технических регламентов маркировки осуществляется отказ в выпуске товара.
Слайд 63
Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 711
Изготовители, уполномоченные изготовителем лица,
импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения,
если продукция прошла все установленные соответствующим ТР ЕАЭС процедуры оценки соответствия на территории любого из государств - членов Евразийского экономического союза, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в ЕАЭС.
Слайд 65ЕАС
ЕАС расшифровывается как Евразийское соответствие (Eurasian Conformity).
Изображение единого знака обращения
представляет собой сочетание трех стилизованных букв "Е", "А" и "С",
графически исполненных с применением прямых углов, имеет одинаковые высоту и ширину, составляет точные пропорции квадрата на светлом или на контрастном фоне
Единый знак обращения наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию.
Место нанесения единого знака обращения на продукцию, тару (упаковку) и документацию устанавливается в соответствующих технических регламентах Евразийского экономического союза.
Слайд 66Товарный знак – зарегистрированное в установленном порядке обозначение, присвоенное товару
для его идентификации и указания производителя (предприятия, фирмы)
фирменные (обыкновенные и
престижные)
ассортиментные (видовые и марочные)
© - знак, означающий собственность фирмы;
® - знак, официально зарегистрированный в международном реестре и защищенный юридически.
Слайд 67Знаки наименования мест происхождения товара
Наименование мест происхождения товара – это
название страны, население пункта, местности или другого географического объекта, используемое
для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.
Регистрация наименования места происхождения товара осуществляется Роспатентом в Государственном реестре наименований мест происхождения товара. На право пользования наименованием места происхождения товара выдается свидетельство, которое действует в течение десяти лет.
Срок действия свидетельства продлевается на основании заявки, поданной в течение последнего года его действия, каждый раз на десять лет.
Слайд 68Штрих-коды – это товарный номер, наносимый на товар или упаковку
в виде штрихового машиночитаемого символа.
Системы кодирования:
- европейская система EAN;
- американская
система VPC;
-японская система CARLA – Code;
- двухмерные коды – QR-коды
Структура 13-тизначного штрих-кода
3 цифры – страна, в которой находится банк данных о товаре;
4 цифры – код производителя;
5 цифр – код товара (наименование, размер, масса, цвет и т.д.);
Последняя цифра (13) – контрольный индекс или цифра, используемая для проверки правильности считывания штрих-кода сканером.
Алгоритм вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара:
4014400300079
Сложить цифры, стоящие на четных местах: 0+4+0+3+0+7=14
Полученную сумму умножить на 3: 14Х3=42
Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, но без контрольной цифры: 4+1+4+0+0+0=9
Сложить числа, указанные в п. 2 и 3: 42+9=51
Отбросить десятки: получим 1
Из 10 вычесть полученное в п. 5: 10-1=9
Слайд 69Коды некоторых стран:
Россия и СНГ – 460-469
США и Канада –
00-09
Франция – 30-37
Германия – 400-440
Тайвань – 471
Гонконг – 489
Польша –
590
Венгрия – 599
Китай – 690
Турция – 869
Южная Корея – 880
Американская система кодирования VPC в 12-тизначном штрих-коде.
Японская система CARLA – Code – система, состоящая из 10-ти больших квадратов, каждый из которых разделен на меньшие одинаковые величины с конкретными цифрами и вариантами штриховок.
Слайд 70Эксплуатационные знаки
ГОСТ ISO 3758-2014 Изделия текстильные. Маркировка символами по уходу
Стирка
Отбеливание
Сушка
Глажение
и прессование
Профессиональный уход за текстильным изделием
Слайд 71Применение символов
Символы должны быть нанесены непосредственно на изделие или на
этикетку. Когда это невозможно, достаточно нанести их только на упаковку.
Символы должны быть расположены в следующем порядке: стирка, отбеливание, сушка, глажение и профессиональный уход. Если необходимо нанести более одного символа сушки или более одного символа профессионального ухода, символы должны быть расположены в следующем порядке: стирка, отбеливание, барабанная сушка, естественная сушка, глажение, профессиональная сухая чистка и профессиональная мокрая чистка.
Если на изделие не нанесен какой-либо из основных пяти символов, установленных в настоящем стандарте, то могут быть использованы любые процедуры ухода, обозначаемые этими символами.
Слайд 72стирка
Отбеливание
сушка
Глажение и прессование
Профессиональный уход
за текстильным изделием
Слайд 73Мягкая обработка
Очень мягкая обработка
Обработка запрещена
Температура обработки
Низкая или холодная (
Слайд 75Символы для барабанной сушки
Символы для отбеливания
Слайд 76Символы для процесса естественной сушки
Слайд 78Символы для профессионального ухода за текстильными изделиями
Слайд 79Предупредительные знаки
Предупредительные знаки — знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя
и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения
об опасности или указания на действия по предупреждению опасности.
Предупредительные знаки подразделяются на два вида:
предупреждающие об опасности;
предупреждающие о действиях по безопасному использованию.
Слайд 80Согласно международным требованиям по классификации и маркировке опасных веществ и
материалов, разработанным органами ООН и Международной организации труда (МОТ), каждому
виду предупредительных знаков соответствует определенный символ, состоящий из литеры «R» — для знаков, предупреждающих об опасности, или «S» — для знаков, сообщающих о действиях для избежания опасности, и двухзначного номера-кода, указывающего на конкретную опасность.
Слайд 81Предупредительная маркировка должна включать:
наименование опасного вещества, включая торговую марку и
общепризнанные синонимы;
серийный номер ООН и классификационный шифр веществ по ГОСТу
19433-88;
символы опасности;
сигнальное слово, выделяемое жирным шрифтом и используемое в зависимости от степени опасности:
«ОПАСНО!» — для привлечения внимания к большей степени риска, характеризуемой высокой вероятностью смерти или тяжелых повреждений;
«ОСТОРОЖНО!» — для привлечения внимания к средней степени и потенциальной угрозе риска нанесения ущерба здоровью людей и окружающей среде.
Слайд 82Правительства Российской Федерации от 7 октября 2016 года N 1019
«О техническом регламенте о безопасности химической продукции»
Предупредительная маркировка наносится в
виде знака опасности, символа опасности, сигнального слова и содержит описание мер по предупреждению опасности
Слайд 83Требования к предупредительной маркировке химической продукции
маркировка должна быть четкой
и разборчивой, устойчивой к воздействию химических веществ, климатических факторов, сохраняться
в течение всего срока хранения и использования химической продукции;
наименование химической продукции должно соответствовать наименованию, указанному в паспорте безопасности для данной продукции;
элементы описания опасности (знак опасности, сигнальное слово и краткая характеристика опасности) должны быть расположены вместе;
знаки опасности должны иметь форму квадрата, повернутого под углом 45°;
Слайд 84знак опасности включает: символ опасности, графические элементы в виде рамки,
фона или цвета, которые приняты для передачи конкретной информации;
знаки
опасности должны быть выполнены в виде черного символа на белом фоне в красной рамке; для продукции, предназначенной для использования на внутреннем рынке, допускается использовать знак опасности в черной рамке;
при разработке предупредительной маркировки можно использовать несколько знаков опасности;
размеры знака опасности и толщина рамки не имеют значения;
Слайд 85Символы опасности, наносимые на знак опасности
Слайд 87Манипуляционные знаки
В соответствии с ГОСТ 13192-96 «Маркировка грузов» транспортная
маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.
Манипуляционные
знаки - изображения, указывающие на способы обращения с грузом.
Манипуляционные знаки (предупредительные надписи) наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары
На бочках и барабанах знаки располагают на одном из днищ или на корпусах; на мешках - на одной из сторон.
Манипуляционные знаки, надписи, экологические знаки должны быть черного цвета. Если цвет поверхности тары (упаковки) такой, что черный цвет не виден, целесообразно применять светлый фон, предпочтительно белый.
Слайд 88Не рекомендуется при маркировании использовать цвета, которые совпадают с цветами
маркировки опасных грузов.
Не рекомендуется применять красный, оранжевый и желтый цвета,
кроме случаев, если их применение предусмотрено национальными нормативными или техническими документами.
Необходимость нанесения манипуляционных знаков должна быть установлена в стандартах или других нормативных документах на продукцию.
Транспортная маркировка (основные, дополнительные и информационные надписи и манипуляционные знаки) должна быть нанесена на каждое грузовое место.
Слайд 92Зарубежные информационные знаки
Маркировка пищевых продуктов за рубежом
Знак для пищевой продукции,
обработанной ионизирующим излучением
Знаки, характеризующие вкус белых вин
Знака о содержании в
составе продукта йодированной соли
Слайд 93Маркировка материалов и изделий, разрешенных к контакту с пищевыми продуктами,
в ЕС
Знаки ЕС, информирующие о разрешении контакта с пищевыми продуктами
Слайд 94Знак соответствия продукции требованиям нормативных документов Федеральной комиссии по коммуникациям
(FCC) США
Знаки соответствия национальным системам подтверждения соответствия стран СНГ
Слайд 95 Знаки соответствия
«CEN» - Европейский комитет по стандартизации
ENEC –
знак соответствия Европейским стандартам электротехнического оборудования
CSA — канадская ассоциация стандартов
GS-mark
- знак соответствия продукции требованиям стандартов качества и безопасности Германии
Слайд 96 Экологические знаки
а –«Зеленая точка» (Германия); б –«Голубой ангел» (Германия);
в – знак экомаркировки ЕС; г – «Белый лебедь» (Швеция);
д – экознак Японии; е – материалы для повторной переработки (США); ж – знаки, призывающие беречь окружающую среду; з –выполнение требований по сохранению озонового слоя Земли; и – «Берегите леса и зеленые насаждения»; к – «Исследования на пригодность пищевых продуктов»; л – бумага получена из вторичного сырья; м – «Продукция не тестируется на животных»
Слайд 98Товарно-сопроводительные документы
Слайд 99Эксплуатационные документы
ГОСТ 2.601-2006 «ЕСКД Эксплуатационные документы»
Паспорт на изделие содержит:
сведения,
удостоверяющие гарантии изготовителя;
значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия;
сведения о сертификации и утилизации изделия;
Формуляр содержит:
сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя;
значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия;
сведения, отражающие техническое состояние данного изделия;
сведения о сертификации и утилизации изделия;
сведения, которые вносят в период его эксплуатации (длительность и условия работы, техническое обслуживание, ремонт и другие данные).
Руководство по эксплуатации содержит:
сведения о конструкции и принципе действия;
характеристики (свойства) изделия, его составных частей;
указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия и оценок его технического состояния;
сведения по утилизации изделия и его составных частей;
Этикетка содержит:
гарантии изготовителя;
значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия;
сведения о сертификации изделия.
Слайд 100Реклама и справочная литература
Реклама товаров - источник информации, который предоставляет
потребителям сведения об ассортименте и потребительских свойствах товаров.
Виды распространения
рекламы:
- пресса (газеты, журналы, еженедельники);
- аудиовизуальные средства (интернет-ресурсы, телевидение, радио, видео);
- прямая рассылка почтой;
- наружная реклама;
печатная реклама (проспекты, каталоги, листовки, брошюры).
Справочная литература - учебная литература, словари, справочники, интернет-ресурсы и др.