Слайд 1ТЕМА ЛЕКЦИИ: ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1. Органы
исполнительной власти: понятие, признаки, виды.
2. Система органов исполнительной власти и
принципы ее построения.
3. Местное управление и самоуправление.
Слайд 2ВОПРОС 1. Органы исполнительной власти: понятие, признаки, виды.
Государство осуществляет свои
функции через органы государственной власти, в систему которых входят органы
исполнительной власти.
Под органом исполнительной власти понимается политическое учреждение созданное для осуществления функций исполнительной власти и наделенное полномочиями государственно - властного характера.
Характеризуя орган исполнительной власти, следует выделить его специфические признаки:
Слайд 3обладает государственно-властными полномочиями (по изданию правовых актов и их реализации);
осуществляет
исполнительно-распорядительную деятельность;
имеет определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности;
Слайд 4
несет ответственность перед государством за свою деятельность;
образуется в порядке, установленном
действующим законодательством;
осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов
государственной деятельности;
обладают административной правосубъектностью, которая определяется уставом или положением
Слайд 5Виды органов исполнительной власти
1) в зависимости от государственного устройства
и административно-территориального деления
2) по характеру компетенции
Республиканские
органы
Местные
органы
Общей
компетенции
Отраслевой
компетенции
Межотраслевой
компетенции
Слайд 63) по порядку разрешения подведомственных вопросов
4) по правовым основам образования
-
создаваемые на основе Конституции,
- законов,
- подзаконных актов
Коллегиальные
органы
Единоначальные
органы
Слайд 75) по организационно-правовым формам
правительство,
министерство,
государственный
комитет,
департамент,
инспекция,
служба
Слайд 8ВОПРПОС 2. Система органов исполнительной власти и принципы ее построения.
Система
органов исполнительной власти представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев
исполнительной власти, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции.
Система органов исполнительной власти строится в соответствии с государственным устройством Республики Беларусь, административно-территориальным делением, функциями исполнительной власти.
Слайд 9В построении систем органов государственного управления наиболее выражена иерархическая организация:
а) вертикальная;
б) горизонтальная;
в) смешанная, горизонтально-вертикальная.
Вертикальная организация имеет место
там, где все органы, входящие в нее, подчинены центру.
Горизонтальная организация существует в том случае, когда органы, находящиеся в административно-территориальной единице, подчиняются только соответствующему местному исполнительному и распорядительному органу.
Смешанные организации - входят органы, находящиеся в двойном подчинении, т.е. по горизонтали и по вертикали.
Слайд 10Иерархическая организация тесно связана с принципами централизации и децентрализации.
В
вертикальной организации преобладает принцип централизации и в меньшей степени —
принцип децентрализации.
В организации горизонтального характера господствующим является принцип децентрализации.
В смешанной организации должен преобладать принцип децентрализации, Децентрализация предназначена для того, чтобы на основе интересов центра учитывались местные условия и особенности, больше проявлялась местная инициатива, существовало разнообразие приемов и средств движения к общей цели.
Слайд 11Основными принципами системы органов исполнительной власти являются :
- Законность
- Сочетание
централизации и децентрализации
- Профессионализм и компетентность
Слайд 12Основными звеньями системы органов исполнительной власти являются:
Совет Министров Республики Беларусь;
Правительство
— это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий
в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.
Слайд 13
2) Органы исполнительной власти отраслевой и специальной компетенции:
Министерство - республиканский орган государственного
управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления.
Слайд 14Комитет при Совете Министров Республики Беларусь - республиканский орган
государственного управления, реализующий функцию государственного регулирования
в конкретной сфере деятельности.
Департаменты являются структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства.
3) Местные органы государственного управления.
Слайд 15Принципами построения органов исполнительной власти являются:
Отраслевой
Территориальный
Функциональный
Слайд 16ОТРАСЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Министерство образования Республики Беларусь
Областное управление образованием
Районные отделы образования
Учреждения
образования (институты, школы)
Слайд 17ВОПРОС 3. Местное управление и самоуправление.
Местное управление - форма организации
и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов
местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.
Слайд 18Местное самоуправление в Республике Беларусь -
форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно
или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы).
Слайд 19Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний граждан
и через иные формы прямого участия граждан в государственных и
общественных делах.
Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц.
Слайд 20 Местное управление и самоуправление осуществляются в соответствии со следующими
основными принципами:
народовластия, участия граждан в местном управлении самоуправлении;
законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;
взаимодействия органов местного управления и самоуправления;
разграничения компетенции представительных и исполнительных органов;
единства и целостности системы местного управления и самоуправления;
самостоятельности и независимости Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;
Слайд 21 выборности Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетности населению;
гласности
и учета общественного мнения, постоянного информирования населения о принимаемых решениях
по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;
сочетания местных и общегосударственных интересов, участия органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;
ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.
Слайд 22Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка,
сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.
Исполнительные комитеты:
первичного
уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)),
базового уровня (городские (городов областного подчинения), районные),
областного уровня
В состав исполнительного комитета входят председатель исполнительного комитета, его заместители (заместитель), управляющий делами (секретарь) и члены исполнительного комитета.
Слайд 23Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения.
Решения исполнительного
комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета,
подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.
Заседания исполнительного комитета созываются председателем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета.
Слайд 24Исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе является
местная администрация с правами юридического лица.
В состав местной администрации
входят глава местной администрации, его заместители и члены местной администрации.
Слайд 25Советы являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц
Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и
областной.
К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы.
К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы.
К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.
Слайд 26Советы осуществляют свою деятельность через:
сессии,
постоянные и временные комиссии,
путем реализации депутатами своих полномочий.
Основной формой деятельности Совета является сессия,
которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Советов, а также организации и контроля за выполнением решений Советов и вышестоящих государственных органов на сессиях Советов из числа депутатов Советов избираются постоянные комиссии.