Слайд 1Тема лекции:
Психические познавательные процессы
Учебные вопросы:
1. Структура психики и ее специфика
2.
Характеристика познавательных процессов
Слайд 2Структура психики
Психические
познавательные процессы
Эмоционально-волевые процессы
Психические свойства
Психические состояния
Психические образования
Слайд 3Отражение окружающей среды
Психические процессы
Л
А
а
психический
образ
Психические
Ощущение
Восприятие
Представление
Внимание
Воображение
Мышление
Память
Речь
Слайд 4Специфика психических явлений
С
П
Е
Ц
Ф
И
К
А
Слайд 5Основные формы проявления психики человека и их взаимосвязь
психически активный процесс отражения в сознании человека отдельных качеств и свойств предмета или явления.
Слайд 7Виды ощущений
1.Зрительные (ахроматичечские,хроматичесчкие).
2. Слуховые (Виды - речевые, музыкальные, шумы), качества
– сила, высота, тембр, длительность.
3. Вибрационные.
4. Обонятельные.
5. Вкусовые (качества –
кислое, сладкое, горькое, соленное).
6. Тактильные (кожные).
7. Статические.
8. Кинестетические.
9. Органические.
Слайд 8Органы чувств
- экстерорецепторы
- интерорецепторы
- проприорецепторы
Слайд 9Закономерности ощущений
1. Минимальный порог ощущений – величина чувствительности(чем выше величина
порога, тем ниже величина чувствительности и наоборот).
2. Максимальный порог ощущений
– максимальная величина раздражителя с выше которой он перестает ощущаться.
Слайд 10Закономерности ощущений
3. Диапазон чувствительности.
4. Порог различия – это минимальная величина
различия между двумя раздражителями, которые человек подмечает.
5 Адаптация – изменение
чувствительности под влиянием воздействия или вследствие отсутствия раздражителя.
Слайд 11Адаптация и ее разновидности
1. Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного
действия раздражителя.
2. Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.
3. Повышение
чувствительности под влиянием слабого раздражителя.
Слайд 12
ВОСПРИЯТИЕ – это психически активный процесс отражения в сознании человека
предметов и явления во всей совокупности признаков при их непосредственном
воздействии на органы чувств
Слайд 13
Простое и сложное
Восприятие пространства
Восприятие времени
Восприятие движения
Преднамеренное и непреднамеренное
Виды восприятия
Слайд 14
Апперцепция – зависимость восприятия от опыта психической жизни человека, от
особенности его личности
Константность – восприятие действительных свойств предметов, независимо от
условий их восприятия
Иллюзии – неправильное, поверхностное, искаженное восприятие объективной действительности
Особенности восприятия
Слайд 15Свойства восприятия
предметность
осмысленность
активность
целостность
избирательность
Слайд 16
Вовлечение в процессе восприятия нескольких анализаторских систем
Активация мотивов, создание установки
на восприятие
Обучение человека правилам и нормам восприятия
Приобретение опыта восприятия предметов
и явлений
Некоторые способы активации восприятия человека
Слайд 17Внимание
ВНИМАНИЕ– это направленность и сосредоточенность сознания человека на тех или
иных предметах или явлениях.
Слайд 18Объекты внимания
В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный
момент для человека устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется соответствием
свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного объекта в структуре деятельности человека
Слайд 19
Непроизвольное
Произвольное
Послепроизвольное
Виды внимания
Слайд 20Виды внимания
В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции
выделяют
Причины возникновения непроизвольного внимания:
Неожиданность раздражителя.
Относительная сила раздражителя.
Новизна раздражителя.
Возникновение связано с
процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.
Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.
Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека
послепроизвольное (или вторично непроизвольное)
произвольное
непроизвольное
Слайд 21Свойства внимания
Переключение
Распределение
Объем
Концентрация
Колебание
Устойчивость
Слайд 22Формы внимания
Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на
объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:
Слайд 23Способы влияния на внимание человека
Путем постановки ему нестандартных задач
Предложением решить
задачу несколькими способами
Использованием новых, необычных средств решения задач
Путем активизации мотивов
Путем
обучения человека правилам контроля своих действий и т. д.
Слайд 24
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – это образы ранее воспринимавшихся человеком предметов и явлений
Слайд 25
зрительные
слуховые
вкусовые
обонятельные
двигательные
температурные
болевые и др.
представлениявоображения
представления памяти
единичные
общие
физические
педагогические
географичес-
кие
политические
Классификация представлений
По
ведущему органу чувств
По степени новизны
По степени обобщения
По содержанию
Слайд 26
Психодиагностическая беседа
Тестирование (тест МИОМ)
Выполнение специальных заданий
(эксперимент)
Некоторые методы изучения представлений
Слайд 27
Решение специфических задач
Активизация мотивов деятельности
Тренинг
Некоторые способы развития представлений
Слайд 28
ПАМЯТЬ – это процесс запоминания, сохранение и последующего воспроизведения того,
что человек делал, переживал, воспринимал.
Слайд 29забывание
запоминание
сохранение
воспроизведение
Процессы памяти
Слайд 30запоминание
определяется как процесс, обеспечивающий ввод информации и удержание запечатленного материала
в памяти.
Слайд 31сохранение
психический процесс памяти, обеспечивающий удержание информации в течении более или
менее длительного времени.
Слайд 32забывание
процесс памяти, противоположный сохранению. Заключается в невозможности воспроизведения ранее закрепленного
в памяти.
Слайд 33Узнавание
специфический процесс памяти, который проявляется при повторном восприятии объекта или
при его вспоминании.
Слайд 34Типы и виды памяти
Различают два основных вида памяти:
генетическую (наследственную):наследственная
память сохраняет информацию, которая не только определяет анатомическое и физиологическое
построение организма в процессе развития, но и врожденные формы видового поведения (инстинкты).
Прижизненную: хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Выделяют следующие ее виды: импринтинг (запечатление) а также двигательную, эмоциональную, образную и символическую память.
Слайд 35Виды памяти
По длительности хранения и использования информации
По особенностям запоминания
Кратковременная
Оперативная
Долговременная
Двигательная
Эмоциональная
Наглядно-образная
Словесно-логическая
Слайд 36импринтинг
вид памяти, наблюдаемый только в ранний период развития сразу после
рождения.
Слайд 37Двигательная память
память на движения. Она составляет основу овладения двигательными действиями
в любом виде деятельности человека.
Слайд 38Эмоциональная память
это память на чувства. Она определяет воспроизведение определенного чувственного
состояния при повторном воздействии тона ситуации, в которой данное эмоциональное
состояние возникло.
Слайд 39Образная память
это память на образный материал. Различают следующие подвиды:
зрительная
слуховая
осязательная
Обонятельная
вкусовая.
Слайд 40Кратковременная память
характеризуется очень кратким (около 20 сек.) сохранением после однократного
непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.
Слайд 41Долговременная память
длительное сохранение информации (начинается от 20 сек и простираясь
на часы, месяцы, годы) после многократного повторения и воспроизведения.
Слайд 42Оперативная память
это мнемические процессы, обслуживающие деятельность человека.
Слайд 43Буферная память
обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, является промежуточным
звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную.
Слайд 44Свойства памяти
Объем памяти - количество информации, которое человек способен запомнить
за определенное время.
Скорость - время, в течение которого человек
способен запомнить определенный объем информации.
Прочность - длительность сохранения информации.
Точность - правильность и полнота воспроизведения информации.
Готовность- умение своевременно вспомнить требуемое.
Слайд 45Формы запоминания
Преднамеренное
Непреднамеренное
Механическое
Логическое
Слайд 46Нарушение памяти
Нарушения памяти подразразделяются на количественные (гипермнезия, гипомнезия) и качественные
(парамнезия).
Гипермнезия - одностороннее усиление некоторых мнемонических процессов, которое встречается обычно
в качестве временного явления при лихорадочных состояниях, а также на фоне патологически повышенного настроения.
Гипомнезия - ослабление памяти вплоть до полной утраты мнемических функций (амнезия).
Парамнезия - извращение памяти, когда информационные пробелы заполняются ложными воспоминаниями типа псевдореминисценций и конфабуляций.
Слайд 47
Создание установки на запоминание;
Целостное запоминание стимулов;
Использование мнемотехнических приемов;
Опора на все
виды памяти;
Использование эффективных форм заучивания;
Повторение;
Тренировка памяти (тренинги).
Способы эффективного запоминания
Слайд 48Воображение - особая форма психики,
которая может быть только у человека.
Оно
непрерывно связано с человеческой
способностью изменять мир,
преобразовывать действительность и
творить новое.
Слайд 49Основные подходы:
С.Л.Рубинштейн пишет: 'Воображение - это отлет от прошлого опыта,
это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов'.
Л.С.Выготский считает, что 'воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением'.
Согласно Е.И.Игнатьеву, 'основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление'.
А 'Философский словарь' определяет воображение как 'способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений'.
Слайд 50 Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими,
решая задачи.
Регулирование эмоциональных состояний.
Третья функция воображения связана с
его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций.
Формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.
Функции воображения
Слайд 52Техника воображения:
Агглютинация
Акцентирование
Схематизация
Типизация
Слайд 53Мышление
психический процесс отражения действительности в различных ассоциациях, высшая форма творческой
активности человека
Слайд 54Общая характеристика процесса мышления
Виды мышления:
- наглядно-действенное
-образное
- отвлеченное
Слайд 56Мыслительные операции
- анализ
- синтез
- сравнение
- абстрагирование
- обобщение
- конкретизация
Слайд 57Формы мышления
- понятие
- суждение
- умозаключение
- рассуждение
Слайд 58
Речь -
процесс общения людей посредством языка
Язык –
система словесных знаков,
опосредующих психическую деятельность
Слайд 59
Виды речи
-внешняя
- внутренняя
-устная -письменная -аффективная
-диалогическая
- монологическая