Разделы презентаций


Тема лекции: ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Содержание

Происхождение слова «психология»Психология = «Психе» (др.греч.- душа) + «Логос» (др.греч. - учение, наука)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Тема лекции:
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Тема лекции:ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Слайд 2Происхождение слова «психология»

Психология =
«Психе» (др.греч.- душа) + «Логос» (др.греч.

- учение, наука)

Происхождение слова «психология»Психология = «Психе» (др.греч.- душа) + «Логос» (др.греч. - учение, наука)

Слайд 3 Психология – это наука о закономерностях

возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
Предметы общей психологии:
1)

Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания

Слайд 42) Сознание человека – высшая психическая форма активного воспроизведения бытия

в чувственных и умственных образах.
Сознание обладает способностью к рефлексии, к

мышлению. Это свойство человека, которое отличает его от животных.
3) Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.
2) Сознание человека – высшая психическая форма активного воспроизведения бытия в чувственных и умственных образах.Сознание обладает способностью

Слайд 54) Личность – это человек с присущими ему индивидуальными и

социально-психологическими особенностями.
5) Деятельность – это совокупность действий человека, направленных

на удовлетворение его потребностей и интересов.
6) Поведение – внешние проявления психической деятельности.
4) Личность – это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями. 5) Деятельность – это совокупность

Слайд 6Задачи психологии:
1) Качественное изучение психических явлений;
2) Анализ формирования и развития

психических явлений;
3) Изучение физиологических механизмов психических явлений;
4) Содействие планомерному внедрению

психологических знаний психологии в практику жизнедеятельности людей.
Задачи психологии:1) Качественное изучение психических явлений;2) Анализ формирования и развития психических явлений;3) Изучение физиологических механизмов психических явлений;4)

Слайд 7 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ



I этап

– психология как наука о душе. Определение психологии было дано

более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой (от лат. «анима» – душа, дух).
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ    I этап – психология как наука о душе.

Слайд 8
1. материалистический взгляд на психику
Демокрит (460-370

гг. до и. э.) считал, что душа – это материальное

вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.
1. материалистический взгляд на психику    Демокрит (460-370 гг. до и. э.) считал, что душа

Слайд 92. Идеалистический.
Основы идеалистического понимания души были заложены философами-идеалистами,

прежде всего Платоном (427-347 гг. до н. э.), который был

учеником Сократа (470-399 гг. до н. э.).
Взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию;
Она существует наряду с телом и независимо от него.
Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное.
Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное.
2. Идеалистический.  Основы идеалистического понимания души были заложены философами-идеалистами, прежде всего Платоном (427-347 гг. до н.

Слайд 10 Более сложное представление о душе развил Аристотель (384-322

гг. до н. э.). Его трактат «О душе» – первое

специально психологическое сочинение, которое более 1000 лет было «учебником» по психологии.
Сам Аристотель считается основателем психологии, как и целого ряда других наук.
Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи, как это делали идеалисты.

Трактат Аристотеля:

Более сложное представление о душе развил Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Его трактат «О

Слайд 11II этап – психология как наука о сознании:
Возникает

в XVII веке в связи с развитием естественных наук.

Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (интроспекция).
Рене Декарт (1596-1650): тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения.
Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю, значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, – это его собственное сознание.

II этап – психология как наука о сознании:  Возникает в XVII веке в связи с развитием

Слайд 12
В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт открыл первую в

мире экспериментальную психологическую лабораторию.
Роль психологии, по мнению Вундта, заключается

в том, чтобы дать как можно более детальное описание элементов сознания.
«Психология – это наука о структурах сознания» – это направление назвали структуралистский подход.

В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. Роль психологии, по

Слайд 13III этап – психология как наука о поведении

Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и

наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли работы российских ученых по изучению условных рефлексов, а также проведение экспериментальных исследований психики.
III этап – психология как наука о поведении   Возникает в XX веке. Задача психологии –

Слайд 14Основоположником отечественной научной психологии считается И.М.Сеченов (1829-1905). В его книге

«Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку.


Главная заслуга Г.И.Челпанова (1862-1936) состоит в создании в России психологического института (1912).
Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М.Бехтерев (1857-1927).
Усилия И.П.Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма.
Основоположником отечественной научной психологии считается И.М.Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы

Слайд 15 В начале XX века основатель объективной поведенческой

психологии (бихевиоризма) Джон Уотсон (1878-1958) указал на несостоятельность декарто-локковской концепции

сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.
В начале XX века основатель объективной поведенческой психологии (бихевиоризма) Джон Уотсон (1878-1958) указал на

Слайд 16IV этап (современный) – психология как наука, изучающая объективные закономерности,

проявления и механизмы психики

Для данного этапа характерно

многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека
IV этап (современный) – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики   Для

Слайд 17Место психологии в системе наук

Место психологии в системе наук

Слайд 18 Психология занимает центральное место не только как продукт

всех других наук, но и как возможный источник объяснения их

формирования и развития.
Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный

Слайд 19Схематичное изображение отношения житейской и научной психологии

Схематичное изображение отношения житейской и научной психологии

Слайд 21 ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Общая психология – раздел психологии, изучающий

вопросы методологии, теории и истории психологической науки, общие закономерности формирования

и функционирования психики.
Возрастная психология – область, изучающая становление психических функций человека в процессе его развития (онтогенеза).
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Общая психология – раздел психологии, изучающий вопросы методологии, теории и истории психологической

Слайд 22Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения, психологическую

совместимость людей, и т.д.
Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в

процессе обучения, воспитания.
Психология труда – раздел, изучающий формирование и проявление характеристик психики в процессе трудовой деятельности.
Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения, психологическую совместимость людей, и т.д.Педагогическая психология изучает закономерности

Слайд 23Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного.
Клиническая

психология – область прикладной психологии, занимающаяся диагностикой отклонений в интеллектуальном

и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и девиантных форм поведения и т.п.
Дифференциальная психология изучает индивидуально-психологические различия между людьми.
Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного.Клиническая психология – область прикладной психологии, занимающаяся диагностикой

Слайд 24Основные методы психологических исследований

Основные методы психологических исследований

Слайд 25ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ОЩУЩЕНИЕ
ВОСПРИЯТИЕ
ВНИМАНИЕ
ПАМЯТЬ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
МЫШЛЕНИЕ
ВООБРАЖЕНИЕ

АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
РЕШЕНИЕ
ИСПОЛНЕНИЕ
ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ
БОДРОСТЬ
ПОДАВЛЕННОСТЬ
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
УСТАЛОСТЬ
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ
РАССЕЯНОСТЬ

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
ГИБКОСТЬ УМА
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ
ЧУТКОСТЬ
НАСТОЙЧИВОСТЬ

ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯОЩУЩЕНИЕВОСПРИЯТИЕВНИМАНИЕПАМЯТЬПРЕДСТАВЛЕНИЕМЫШЛЕНИЕВООБРАЖЕНИЕАКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯРЕШЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЕВОЛЕВОЕ УСИЛИЕБОДРОСТЬПОДАВЛЕННОСТЬРАБОТОСПОСОБНОСТЬУСТАЛОСТЬРАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬРАССЕЯНОСТЬНАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬГИБКОСТЬ УМАРЕШИТЕЛЬНОСТЬЧУТКОСТЬНАСТОЙЧИВОСТЬ

Слайд 26Неосознаваемые психические процессы
Неосознаваемые механизмы сознательных действий
Неосознаваемые побудители сознательных действий
Надсознательные процессы
Неосознаваемые

автоматизмы
Явления неосознаваемой установки
Неосознаваемые сопровождения сознательных действий
сновидения
Ошибочные действия
Невротические симптомы

Неосознаваемые психические процессыНеосознаваемые механизмы сознательных действийНеосознаваемые побудители сознательных действийНадсознательные процессыНеосознаваемые автоматизмыЯвления неосознаваемой установкиНеосознаваемые сопровождения сознательных действийсновиденияОшибочные действияНевротические

Слайд 27 ЛИТЕРАТУРА
Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп.

/ Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. –

672 с.
Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, 1999. – 384 с.
Психологический словарь / Под общей науч. ред. П.С. Гуревича. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. – 800 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2006, – 607 с.


ЛИТЕРАТУРАСтоляренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д :

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика