Разделы презентаций


ТЕМА № 1 ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

Содержание

СодержаниеЭтимология термина «философия»Формы общественного сознанияМировоззрение, его структура и уровниФилософия в ряду форм мировоззренияОсновной вопрос философииСтруктура философского знания. КатегорииСинкретический характер философииФункции философииПроблемы философии и проблемы наукиПозитивистские интерпретации философии и их критика

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТЕМА № 1 ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
(ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ)
«Попытка выразить

пестрое многообразие
ответов на вопрос «Что такое философия?»
в одной

простой формуле и подвести всю эту
неопределенную массу явлений под единое понятие
окажется делом совершенно безнадежным»
(Вильгельм Виндельбанд)
ТЕМА № 1  ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ(ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ)«Попытка выразить пестрое многообразие ответов на вопрос

Слайд 2Содержание
Этимология термина «философия»
Формы общественного сознания
Мировоззрение, его структура и уровни
Философия в

ряду форм мировоззрения
Основной вопрос философии
Структура философского знания. Категории
Синкретический характер философии
Функции

философии
Проблемы философии и проблемы науки
Позитивистские интерпретации философии и их критика
СодержаниеЭтимология термина «философия»Формы общественного сознанияМировоззрение, его структура и уровниФилософия в ряду форм мировоззренияОсновной вопрос философииСтруктура философского знания.

Слайд 3ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
«Философия» в переводе с греческого
означает
ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ
( филео +

софия )
Термин «философия»
впервые употребил
Пифагор
(сер. VI в. до н.э.)
Возникновение самоназвания

(т.е. адекватная рефлексия философами своего места в духовной культуре) – так сказать, СУБЪЕКТИВНОЕ рождение философии – практически одновременно с ОБЪЕКТИВНЫМ возникновением данной области исследований составляет чрезвычайно примечательный факт.
Для его глубокого осмысления следует сравнить ситуацию с философией и, скажем с религиоведением, которому для выделения в качестве самостоятельной науки потребовалось почти 2500 лет (от сочинений Ксенофана в 6-м веке до н.э. до работы М. Мюллера 1873 г.).
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ«Философия» в переводе с греческогоозначаетЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ( филео + софия )Термин «философия»впервые употребил Пифагор(сер. VI в.

Слайд 4СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД
Фердинанд де Соссюр
(1857-1913)
Я1
Я2
Я3
Я4
Язык
«Кто знает одну религию, не знает ни

одной»
Обложка книги Макса Мюллера

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОДФердинанд де Соссюр(1857-1913)Я1Я2Я3Я4Язык«Кто знает одну религию, не знает ни одной»Обложка книги Макса Мюллера

Слайд 5СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД
Фердинанд де Соссюр
(1857-1913)
Я1
Я2
Я3
Я4
Язык
О (Т1)
О (Т2)
О (Т3)
О (Т4)
О (Тсоврем)
ДИАХРОНИЯ
СИНХРОНИЯ
логическое
историческое
Кто знает

один язык (одну религию, одну философию), не знает ни одного

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОДФердинанд де Соссюр(1857-1913)Я1Я2Я3Я4ЯзыкО (Т1)О (Т2)О (Т3)О (Т4)О (Тсоврем)ДИАХРОНИЯСИНХРОНИЯлогическоеисторическоеКто знает один язык (одну религию, одну философию), не

Слайд 6ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
«Философия» означает
ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ
Термин
«философия»
впервые употребил
Пифагор
(сер. VI

в. до н.э.)
Но «любовь» в понимании древних греков
означает стремление к

тому, чем еще
не обладаешь (Платон, «Пир»)

Поэтому мудр по-настоящему
только Бог, философ же лишь
любомудр, скромно
стремясь к истине

Однако, многознание уму не научает…

Платон
(427-347 до н.э.)

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ«Философия» означает ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИТермин «философия»впервые употребил Пифагор(сер. VI в. до н.э.)Но «любовь» в понимании древних

Слайд 7ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ-2
«Многознание уму не научает»
(Гераклит Эфесский,
начало 5-го века до н.э.)
SOPHIA

( σοφια ) – мудрость
SUOBH(санскр.)
Особа, особь, особый, свойство (собьство)
Собь

– достояние;

Собить – накапливать
Мудрость – «особое свойство», приобретаемое в результате длительн. «собирания» всего необходимого

Свобода

Поэтому по определению философия есть стремление к высшей духовной свободе, к освобождению!

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ-2«Многознание уму не научает»(Гераклит Эфесский,начало 5-го века до н.э.)SOPHIA ( σοφια ) – мудрость SUOBH(санскр.)Особа, особь,

Слайд 8ФИЛОСОФИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Бог – это чистый Ум, он занимается только

тем, что мыслит (о самом себе)
Следовательно, божественное в человеке –

это его разум, мышление
Философия и есть культура и технология чистого мышления
Поэтому занятия философией наиболее достойны человека, ибо приближают его к Богу
В философии процесс и результат совпадают, делая философа счастливым

АРИСТОТЕЛЬ
(384-322 до н.э.)

ФИЛОСОФИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬБог – это чистый Ум, он занимается только тем, что мыслит (о самом себе)Следовательно, божественное

Слайд 9ФИЛОСОФИЯ КАК ВИД ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Х есть А, обладающее свойством В

(родо-видовое определение)
А – форма общественного сознания
ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – это

различные
Формы отражения в сознании людей объективного мира
(природного и социального)

Виды мировоззрения

Не являющиеся видами мировоззрения

мифология
искусство
религия
философия

право
мораль
наука
идеология

В – быть мировоззрением
(уточнить, каким именно!)

Х – философия

ФИЛОСОФИЯ КАК  ВИД ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИХ есть А, обладающее свойством В (родо-видовое определение)А – форма общественного сознанияФОРМЫ

Слайд 10МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это представление о мире в

целом
и об отношении человека к этому миру
Я
НЕ-Я
субъект
сознание
дух
человек
природа
бытие
материя
объект
Гносеологические
(познавательные)
аксиологические
(ценностные)
праксеологические
(духовно-практические)
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ
(от

греч. оntos – сущее)

материализм

идеализм

МИРОВОЗЗРЕНИЕ  И ЕГО СТРУКТУРАМИРОВОЗЗРЕНИЕ – это представление о мире в целом и об отношении человека к

Слайд 11УРОВНИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Философия – теоретически сформулированное,
рационализированное мировоззрение

УРОВНИ МИРОВОЗЗРЕНИЯФилософия – теоретически сформулированное,рационализированное мировоззрение

Слайд 12УРОВНИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Предмет философии – наиболее общие аспекты (элементы и отношения)

в системе «Мир – Человек»

УРОВНИ МИРОВОЗЗРЕНИЯПредмет философии – наиболее общие аспекты (элементы и отношения) в системе «Мир – Человек»

Слайд 13ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Рационализированность
(авторитет и приоритет разума)
Системность
(логическая упорядоченность,
непротиворечивость)
Доказательность
(стремление к обоснованию)
Свойства

философии как вида мировоззрения (обобщение)

ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕРационализированность(авторитет и приоритет разума)Системность(логическая упорядоченность, непротиворечивость)Доказательность(стремление к обоснованию)Свойства философии как вида мировоззрения (обобщение)

Слайд 14ФИЛОСОФИЯ И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
СХОДСТВА
Являются видами мировоззрения, имеют один

и тот же предмет – мир в целом и разрабатывают

примерно одинаковые вопросы
В философии есть некоторый аналог понятию религиозной веры – понятие философской веры, глубинного интуитивного убеждения в собственной правоте, в объективной истинности своего учения

1. ФИЛОСОФИЯ VS. РЕЛИГИЯ

Я

НЕ-
Я

Смысл жизни?
Основания мира?
Справедливость?
Что я могу знать?

Карл Ясперс

Блаж. Августин

ФИЛОСОФИЯ И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯСХОДСТВАЯвляются видами мировоззрения, имеют один и тот же предмет – мир в

Слайд 15РАЗЛИЧИЯ

1. ФИЛОСОФИЯ VS. РЕЛИГИЯ
ФИЛОСОФИЯ И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

РАЗЛИЧИЯ1. ФИЛОСОФИЯ VS. РЕЛИГИЯФИЛОСОФИЯ И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Слайд 162. ФИЛОСОФИЯ VS. НАУКА
СХОДСТВА
Рационалистическая ориентация (включая и системность, и доказательность

и пр.)
Поиск объективной истины, искреннее стремление ее достичь
РАЗЛИЧИЯ
НАУКА не является

мировоззрением (ни каждая из них в отдельности, ни наука как таковая), потому что не рассматривает как предмет мир в целом и является (как ФОС) суммой знаний о частях, не давая знания целого.
Наличие личностных и аксиологических аспектов в философии и практическое отсутствие их в науке.
Принципиальное отсутствие общезначимых и общепринятых решений проблем в философии, обязательность таких решений в науке.

!

ФИЛОСОФИЯ И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

2. ФИЛОСОФИЯ VS. НАУКАСХОДСТВАРационалистическая ориентация (включая и системность, и доказательность и пр.)Поиск объективной истины, искреннее стремление ее

Слайд 17«ФИЛОСОФИЯ КАК НИЧЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ»
«Философия есть ничейная земля в духовной жизни


человека, лежащая между наукой и религией»
Б. Рассел
© Элементы дизайна –

В.В. Горбатов
«ФИЛОСОФИЯ КАК  НИЧЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ»«Философия есть ничейная земля в духовной жизни человека, лежащая между наукой и религией»Б.

Слайд 18СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИИ
Право
Мораль
Религия
Идеология
Наука
Философия
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЗИС
общественное бытие
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
НАДСТРОЙКА

Общественное сознание
Высшая часть
Низшая часть

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИИПравоМоральРелигияИдеологияНаукаФилософияЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЗИСобщественное бытиеПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯНАДСТРОЙКАОбщественное сознаниеВысшая частьНизшая часть

Слайд 19МИФОЛОГИЯ
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДРЕВНЕГО СОЗНАНИЯ:
Неспособность человека окончательно выделить себя из

среды
Нерасчлененность мифологического мышления, еще до конца
не отделившегося от

чувственно-эмоциональной сферы

СЛЕДСТВИЯ

СЛЕДСТВИЯ

1. Метафорическое сопоставление природных и социальных явлений, очеловечивание окружающего мира, одушевление космоса

Антропоморфизм (человек + форма) – интерпретация несоциальных явлений по аналогии с социальными, «человекоуподобление»
Панпсихизм (все + душа) – учение о всеобщей одушевленности
Гилозоизм (материя + жизнь) – учение о том, что жизнь имманентна материи
Имманентный – внутренне, по природе, необходимо присущий

МИФОЛОГИЯОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДРЕВНЕГО СОЗНАНИЯ: Неспособность человека окончательно выделить себя из среды Нерасчлененность мифологического мышления, еще до конца

Слайд 20МИФОЛОГИЯ
2. Неотчетливое разделение вещи и слова, объекта и субъекта, предмета

(значения) и знака >> практика магии, теория имяславия.
3. Безразличие к

противоречиям
4. Принцип тотального генетизма в объяснении явлений (что это? = откуда это?) Вопрос о сущности = вопрос о происхождении.

В мифологии естественное (профанное) и сверхъестественное (сакральное) четко не отделены,
в отличие от религии, где Бог трансцендентен (запределен) миру,
существует «по ту его сторону»

Анимизм (anima – душа) – вера в души и духов (которые существуют в качестве самостоятельных сущностей). Примеры: леший, водяной, домовой, души в христианском учении.
Аниматизм – вера в единую нерасчлененную одушевленность различных стихий. Пример: одушевленность водной стихии как таковой (как Океан из «Соляриса» С. Лема).

МИФОЛОГИЯ2. Неотчетливое разделение вещи и слова, объекта и субъекта, предмета (значения) и знака >> практика магии, теория

Слайд 21ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
Это вопрос о соотношении бытия и мышления
ПОЧЕМУ ИМЕННО

ЭТОТ ВОПРОС?
Потому что без его предварительного решения нельзя успешно и

последовательно решать другие, менее общие вопросы.

Потому что этот вопрос является наиболее фундаментальным, общим.

Потому что его решение дает ключ к рассмотрению и решению всех остальных.

Фридрих Энгельс

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИЭто вопрос о соотношении бытия и мышленияПОЧЕМУ ИМЕННО ЭТОТ ВОПРОС?Потому что без его предварительного решения

Слайд 22ДВА ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА «БЫТИЕ»
Бытие = Объективное бытие = Материя =


= Объективная реальность
Бытие = Бытие вообще (то, о чем можно

сказать, что оно есть в некотором качестве) =
= Реальность как таковая (любая)
ДВА ЗНАЧЕНИЯ  ТЕРМИНА «БЫТИЕ»Бытие = Объективное бытие = Материя = = Объективная реальностьБытие = Бытие вообще

Слайд 23ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

Слайд 24ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

Слайд 25ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
Дух. первоначало сущ. само по себе, объективно, независимо

от сознания субъекта, а зачастую и мира
Дух. первоначало отождествляется

с сознанием субъекта, из которого выводится вся структура мира; мир – результат деятельности сознания
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИДух. первоначало сущ. само по себе, объективно, независимо от сознания субъекта, а зачастую и мира

Слайд 26МАТЕРИАЛИЗМ

МАТЕРИАЛИЗМ

Слайд 27ИДЕАЛИЗМ

ИДЕАЛИЗМ

Слайд 28Основной гносеологический вопрос философии:
«Можем ли мы познать мир?»
В соответствии с

утвердительным или отрицательным ответом на
данный вопрос философы разделились на два

направления:

Гностицизм


(познавательный

оптимизм)

Сторонники познавательного

оптимизма утверждают, что человек

может адекватно познать

окружающий мир; что

непознаваемого нет, а есть только

непознанное.

К числу сторонников этого

направления относится

большинство материалистов и

объективных идеалистов.

Агностицизм


(познавательный

пессимизм)

Сторонники агностицизма отрицают

возможность познания сущности мира,

утверждая, что в лучшем случае

мы можем познать лишь наши

ощущения и мыслительные

конструкции, то есть мир явлений

О мире за пределами сознания можно

высказывать лишь гипотетические,

вероятностные суждения,

подтвердить достоверность которых

принципиально невозможно.

Тенденцию к агностическим выводам

имеют субъективные идеалисты.

Самый известный агностик - Д. Юм.

© Слайд М. Грачева с минимал. доп. автора

Основной гносеологический вопрос философии:«Можем ли мы познать мир?»В соответствии с утвердительным или отрицательным ответом наданный вопрос философы

Слайд 29СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Философское знание не есть нечто единое, нерасчлененное. Уже

из анализа структуры мировоззрения ясно, что существуют различные группы философских

проблем и, соответственно, различные разделы философии.

У древних философов не было четкой структуризации философского знания, во многом из-за того, что многие разделы философии просто еще не существовали. Так, философы-досократики занимались в основном поисками первоосновы мира (т.е. проблемами бытия), Сократ, наоборот, переключил внимание на человека и мир ценностей. Фактически только с Платона (427-347 до н.э.) можно говорить о систематической группировке философских проблем.

СТРУКТУРА  ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ	Философское знание не есть нечто единое, нерасчлененное. Уже из анализа структуры мировоззрения ясно, что

Слайд 30
В эпоху эллинизма (начавшуюся в конце 4-го века до н.э.)
сложилась

каноническая структура
философского знания:

ФИЗИКА (учение о природе, бытии)
Современное название раздела

– ОНТОЛОГИЯ

2. Логика (учение о познании)
Современное название раздела – ГНОСЕОЛОГИЯ

3. ЭТИКА (учение о добродетели, смысле жизни)
Фактически в большинстве систем физика и логика служили фундаментом, обоснованием той или иной этической модели

СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ: ПЕРВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Сенека

Хрисипп

В эпоху эллинизма (начавшуюся в конце 4-го века до н.э.)сложилась каноническая структура философского знания:ФИЗИКА (учение о природе,

Слайд 31СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ: современная классификация

СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ: современная классификация

Слайд 32ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ
Философские категории – это предельно общие фундаментальные понятия, отражающие

наиболее существенные свойства, связи и отношения в действительности и в

познании

ПРИМЕРЫ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ:
ПРИЧИНА, КАЧЕСТВО, ИСТИНА, ДОБРО, ПРЕКРАСНОЕ

КАЧЕСТВО – категория, которой обозначается всеобщее свойство объектов иметь хоть какие-нибудь характеристики
ПРИЧИНА – категория, которая обозначает всеобщий тип взаимоотношения явлений нашего мира, а именно, порождение одними других.

ФИЗИК спросит: «В чем причина явления А?»
ФИЛОСОФ спросит: «В чем причина того, что в мире вообще действует закон причинности?»

ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ	Философские категории – это предельно общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные свойства, связи и отношения в

Слайд 33ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ
Онтология – учение о бытии как таковом, его

принципах, наиболее общих сущностях и категориях.
Основные категории: бытие, материя, количество-качество,

сущность-явление, возможность-действительность, форма-содержание, причина- следствие, движение, развитие, система, структура…

2. Гносеология – философская теория познания, учение о сущности, закономерностях и формах познания.
Основная категория – истина. Что такое истина? Достижима ли она и если да, то какими средствами? Как распознать, что нечто есть истина? (Каковы критерии истины?). Соотношения «субъект – объект», «знание – вера – сомнение», «чувственное – рациональное – интуитивное»...
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИОнтология – учение о бытии как таковом, его принципах, наиболее общих сущностях и категориях.		Основные категории:

Слайд 343. Аксиология – философское учение о ценностях, их природе, месте

в реальности, о структуре ценностного мира (о связи различных ценностей

между собой, с социально-культурными факторами).
4. Этика – философское учение о морали (нравственности).
Основные категории: Добро-Зло, Справедливость, Счастье, Совесть, Долг. Основной вопрос этики – вопрос о смысле и цели жизни («Стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?» – Альбер Камю). Важна также проблема обоснования морали (утилитаризм или абсолютизм?).
5. Эстетика – философское учение о высших одухотворенных эмоциональных реакциях и устремлениях человека, которые:
* возникают в процессе чувственного взаимодействия человека с миром;
* могут быть подведены под следующие категории:
Прекрасное-Безобразное, Возвышенное-Низменное,
Трагическое-Комическое
3. Аксиология – философское учение о ценностях, их природе, месте в реальности, о структуре ценностного мира (о

Слайд 356. Логика – наука о законах и принципах правильного мышления,

о допустимых способах обоснования, аргументации
7. Метафилософия – философия самой

философии. Анализируются проблемы: что такое философия, каковы ее функции, место в культуре и т.д.
8. Философская антропология – философское учение о человеке. Создатель – Макс Шелер (начало ХХ века).

9. Социальная философия – философия общества, социума

в том числе Философия истории. Ее проблемы:
* Смысл и назначение истории
* Направленность и прогресс в истории
* Начало и конец истории
* Субъекты истории
* Периодизация истории
10. Философские проблемы конкретных наук (биологии, математики, астрономии, языкознания и т.д.).
6. Логика – наука о законах и принципах правильного мышления, о допустимых способах обоснования, аргументации 7. Метафилософия

Слайд 36ФИЛОСОФИЯ КАК СИНКРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФИЛОСОФИЯ КАК СИНКРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 37ШЕСТЬ ЛИКОВ ФИЛОСОФИИ
ЛИК ПЕРВЫЙ. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА.
познание природы из нее

самой, стремление к объективной истине
на постижение сущности явления
интерсубъективность, проверяемость
особая организация,

упорядоченность

способность к саморазвитию
наличие собств. предметной области

стремление к рационал. обоснованию

способность к выполнению определ.
познавательных функций

ШЕСТЬ ЛИКОВ ФИЛОСОФИИЛИК ПЕРВЫЙ. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА.познание природы из нее самой, стремление к объективной истинена постижение сущности

Слайд 38ШЕСТЬ ЛИКОВ ФИЛОСОФИИ
ЛИК ВТОРОЙ. ФИЛОСОФИЯ КАК ИДЕОЛОГИЯ.
Идеология – это система

идей, в которых находят свое концентрированное выражение интересы, цели, задачи,

действия, отношения определенного социального субъекта;
Идеология – это отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов.

В идеологии главенствует принцип партийности,
а не объективности, как в науке.

Философский поиск объективной истины может быть сопряжен с обслуживанием идеологических интересов некоторой социальной группы.

!

ШЕСТЬ ЛИКОВ ФИЛОСОФИИЛИК ВТОРОЙ. ФИЛОСОФИЯ КАК ИДЕОЛОГИЯ.	Идеология – это система идей, в которых находят свое концентрированное выражение

Слайд 39ШЕСТЬ ЛИКОВ ФИЛОСОФИИ
ЛИК ТРЕТИЙ. ФИЛОСОФИЯ КАК ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ.
Философию можно рассматривать

как некоторый вид человековедения. Она априори включает аксиологические аспекты.
Разделение

наук на естественные и гуманитарные принято связывать с деятельностью философов Баденской школы неокантианства (19-й век)
В. Виндельбанда и Г. Риккерта

Они противопоставили методы Объяснения (в естествознании) и Понимания (в гуманитарном знании).
ШЕСТЬ ЛИКОВ ФИЛОСОФИИЛИК ТРЕТИЙ. ФИЛОСОФИЯ КАК ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ.		Философию можно рассматривать как некоторый вид человековедения. Она априори включает

Слайд 40ШЕСТЬ ЛИКОВ ФИЛОСОФИИ
ЛИК ТРЕТИЙ. ФИЛОСОФИЯ КАК ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ.
Разделение наук на

естественные и гуманитарные принято связывать с деятельностью философов Баденской школы

неокантианства (19-й век)
В. Виндельбанда и Г. Риккерта
Они противопоставили методы Объяснения (в естествознании) и Понимания (в гуманитарном знании).

Искусство понимания, интерпретации – герменевтика.

Гермес

ШЕСТЬ ЛИКОВ ФИЛОСОФИИЛИК ТРЕТИЙ. ФИЛОСОФИЯ КАК ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ.		Разделение наук на естественные и гуманитарные принято связывать с деятельностью

Слайд 41ШЕСТЬ ЛИКОВ ФИЛОСОФИИ
ЛИК ЧЕТВЕРТЫЙ. ФИЛОСОФИЯ КАК ИСКУССТВО.
Личностный характер познания.
Дискуссия: в

какой мере верны аналогии между философией и литературой?
ЛИК ПЯТЫЙ. ФИЛОСОФИЯ

КАК ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ

ЛИК ШЕСТОЙ. ФИЛОСОФИЯ КАК ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ

ШЕСТЬ ЛИКОВ ФИЛОСОФИИЛИК ЧЕТВЕРТЫЙ. ФИЛОСОФИЯ КАК ИСКУССТВО.Личностный характер познания.	Дискуссия: в какой мере верны аналогии между философией и

Слайд 42ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
(эвристика – прием, указание, использование которого может вести к

получению нового знания)
Архимед

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ(эвристика – прием, указание, использование которого может вести к получению нового знания)Архимед

Слайд 43Философия есть стратегия жизни – учение о том, «каким надо

быть, чтобы быть человеком»



Что я могу знать?
Что я должен делать?
На

что я могу надеяться? _______________
Что есть человек?

ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804)

Философия есть стратегия жизни – учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком»Что я могу знать?Что

Слайд 44СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ:

ОБЪЕКТИВНОСТЬЮ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬЮ
(не выдуманы из

ничего; являются реальными и подлежащими решению
для полноценного существования культуры)

ПРЕДЕЛЬНОСТЬЮ
(самые широкие и общие для культуры)

ВЕЧНОСТЬЮ
(отсутствует окончательное решение)
СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ: ОБЪЕКТИВНОСТЬЮ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬЮ(не выдуманы из ничего; являются реальными и подлежащими решению для

Слайд 45ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И ПРОБЛЕМЫ НАУКИ
РАССМОТРЕННАЯ СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ ДАЕТ ПРАВО

НА СЛЕДУЮЩИЕ ВЫВОДЫ:
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕСВОДИМЫ К ЧАСТНОНАУЧНЫМ.
ФИЛОСОФИЯ ОСТАЕТСЯ НЕОБХОДИМОЙ НЕЗАВИСИМО

ОТ ТРИУМФА КОНКРЕТНЫХ НАУК

ВСТАЕТ ВАЖНАЯ ПРОБЛЕМА ПРОГРЕССА В ФИЛОСОФИИ

Прогресс в философии объективно существует, но измеряется не количеством решенных проблем, а глубиной в их осмыслении и совершенствованием логической и теоретической составляющей предлагаемых моделей мира

ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И ПРОБЛЕМЫ НАУКИ	РАССМОТРЕННАЯ СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ ДАЕТ ПРАВО НА СЛЕДУЮЩИЕ ВЫВОДЫ:ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕСВОДИМЫ К ЧАСТНОНАУЧНЫМ.ФИЛОСОФИЯ

Слайд 46СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ
Сциентизм – культурно-методологическая установка, согласно которой наука есть

высшая культурная ценность, достаточное условие для ориентации человека в мире,

а научное знание – единственно возможное знание.
Антисциентизм – соответственно. Именно наука ответственна за все беды человечества, ибо убивает живой дух, а ее достижения используются, главным образом, во вред (атомная бомба, информационные технологии и пр.)

Позиции сциентистов и антисциентистов ОБЪЕДИНЯЕТ принимаемый и теми, и другими
ДЕМОНИЧЕСКИЙ образ науки:
она либо добрая ФЕЯ, либо ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА

СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ	Сциентизм – культурно-методологическая установка, согласно которой наука есть высшая культурная ценность, достаточное условие для ориентации

Слайд 47СЦИЕНТИЗМ В ФИЛОСОФИИ: ДВЕ РАЗЛИЧНЫЕ ТЕОРИИ
Термин «сциентизм» при анализе историко-методологических аспектов

философии можно употреблять в двух фактически противоположных значениях
«ФИЛОСОФСКИЙ СЦИЕНТИЗМ»
«АНТИФИЛОСОФСКИЙ
СЦИЕНТИЗМ»
Философия

есть высшая из наук, она имеет и свой особый предмет, и специфику. Причем она является строгой теорией, то есть наукой.
Философия = Царица наук

Все знание доставляется частными науками, дело же философии – обобщать их результаты. Как самостоятельная, философия не может существовать.
Философия = Методология науки

СЦИЕНТИЗМ В ФИЛОСОФИИ: ДВЕ РАЗЛИЧНЫЕ ТЕОРИИ	Термин «сциентизм» при анализе историко-методологических аспектов философии можно употреблять в двух фактически

Слайд 48ФИЛОСОФИЯ КАК ОСОБОЕ ЗНАНИЕ: ДВЕ ПОЗИЦИИ
СЦИЕНТИСТЫ 1-го типа
Их отец –

Аристотель





Философия =
= МЕТАФИЗИКА =
теория фундаментальных оснований бытия
АНТИСЦИЕНТИСТЫ
«Нельзя измерить

философию масштабом науки»
Наиболее известные – так называемые ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТЫ
Пафос антирационализма:
реакция на попытки превратить учение о духе в научную теорию
ФИЛОСОФИЯ КАК ОСОБОЕ ЗНАНИЕ: ДВЕ ПОЗИЦИИСЦИЕНТИСТЫ 1-го типаИх отец – АристотельФилософия = = МЕТАФИЗИКА = теория фундаментальных

Слайд 49СЦИЕНТИСТЫ 1-го типа
АНТИСЦИЕНТИСТЫ
ФИЛОСОФИЯ КАК ОСОБОЕ ЗНАНИЕ: ДВЕ ПОЗИЦИИ
Б. Спиноза (1632-1677)
Философия,

построенная
по геометрическому методу («Этика»)
Г.В. Гегель (1770-1831)
«Энциклопедия философских наук»
Э. Гуссерль (1859-1938)
«Философия

как строгая наука»

Н. Бердяев
(1874-1948)

А. Камю (1913-1960)

К. Ясперс
(1883-1969)

СЦИЕНТИСТЫ 1-го типаАНТИСЦИЕНТИСТЫФИЛОСОФИЯ КАК ОСОБОЕ ЗНАНИЕ: ДВЕ ПОЗИЦИИБ. Спиноза (1632-1677)Философия, построеннаяпо геометрическому методу («Этика»)Г.В. Гегель (1770-1831)«Энциклопедия философских

Слайд 50ФИЛОСОФИЯ КАК СЛУЖАНКА НАУКИ: ПОЗИЦИЯ ПОЗИТИВИСТОВ
Наиболее известными представителями «антифилософского» сциентизма

в истории культуры были так называемые ПОЗИТИВИСТЫ. Сам термин «позитивист»

стал нарицательным для обозначения человека, отрицающего важность и объективность философских проблем и полагающего, что занятия только частными науками являются полезным и достойным делом для ученого.

ПОЗИТИВИЗМ в собственном смысле – течение в общетеоретической методологии науки и философии, существовавшее с сер. 19-го по сер. 20-го века.
Выделяют три этапа (стадии) развития позитивизма.

ФИЛОСОФИЯ КАК СЛУЖАНКА НАУКИ: ПОЗИЦИЯ ПОЗИТИВИСТОВНаиболее известными представителями «антифилософского» сциентизма в истории культуры были так называемые ПОЗИТИВИСТЫ.

Слайд 51ИСТОРИЯ ПОЗИТИВИЗМА

ИСТОРИЯ ПОЗИТИВИЗМА

Слайд 52Ситуация «Короля Лира» (ф.=сумма научного знания)
В науке нет вопроса «Почему?»,

а есть только вопрос «Как?».
Принцип единообразия научного метода >> все

науки должны строиться по образцу естествознания
Закон «трех стадий развития интеллекта»

ПОЗИТИВИЗМ ОГЮСТА КОНТА

Огюст Конт (1798 – 1857)

Ситуация «Короля Лира» (ф.=сумма научного знания)В науке нет вопроса «Почему?», а есть только вопрос «Как?».Принцип единообразия научного

Слайд 53Теологическая
(антропоморфные объяснения явлений через образы богов, духов)
Метафизическая
(объяснения за счет введения

абстрактных сущностей, т.е. традиционно-философские)
Позитивная
(отказ от попыток проникновения в сущность; научный

опыт =
= описание явлений)

ТЕОРИЯ «ТРЕХ СТАДИЙ»

Бюст Огюста Конта

Теологическая(антропоморфные объяснения явлений через образы богов, духов)Метафизическая(объяснения за счет введения абстрактных сущностей, т.е. традиционно-философские)Позитивная(отказ от попыток проникновения

Слайд 54Усиление тенденций феноменализма
Опыт – фундамент и суть всякого познания
Чувственные данные

(явления) – элементарные единицы опыта
Вещи (и сам мир) – это

комплексы ощущений

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ

ФЕНОМЕНАЛИЗМ – философская концепция, согласно которой реальность совпадает с совокупным содержанием непосредственных чувственных переживаний субъекта, то есть явления – единственно возможная реальность, бытие.

Эрнст Мах
(1838-1916)

Усиление тенденций феноменализмаОпыт – фундамент и суть всякого познанияЧувственные данные (явления) – элементарные единицы опытаВещи (и сам

Слайд 55

Это «первоэлементы» всей реальности, сами по себе ни психические, ни

физические – принцип «нейтрализма»
Попытка упразднения на этой основе вопроса о

первичности духа или материи – позитивизм как «третья линия»

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ

ФЕНОМЕНАЛИЗМ – философская концепция, согласно которой реальность совпадает с совокупным содержанием непосредственных чувственных переживаний субъекта, то есть явления – единственно возможная реальность, бытие.

Эрнст Мах
(1838-1916)

Рихард
Авенариус
(1843-1896)

Это «первоэлементы» всей реальности, сами по себе ни психические, ни физические – принцип «нейтрализма»Попытка упразднения на этой

Слайд 56

Элиминация (исключение) «объяснительной части» из развитой науки (например, принципа причинности)
То,

что нельзя сделать элементом опыта, не есть предмет знания
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
ФЕНОМЕНАЛИЗМ –

философская концепция, согласно которой реальность совпадает с совокупным содержанием непосредственных чувственных переживаний субъекта, то есть явления – единственно возможная реальность, бытие.

Эрнст Мах

Элиминация (исключение) «объяснительной части» из развитой науки (например, принципа причинности)То, что нельзя сделать элементом опыта, не есть

Слайд 57Подведение логических оснований под позитивистскую идеологию и методологию
Постановка проблемы демаркации

науки и не-науки
Критерий верификации (veritas – истина), подтверждения на опыте.

Крайний индуктивизм.
Традиционная философия поэтому не наука, ибо ее утверждения бессмысленны, неверифицируемы («Мир материален», «Душа бессмертна», «Бога нет» и пр.)

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

Рудольф Карнап (1891 – 1970)

Подведение логических оснований под позитивистскую идеологию и методологиюПостановка проблемы демаркации науки и не-наукиКритерий верификации (veritas – истина),

Слайд 58Базисом науки являются ПРОТОКОЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – высказывания, описывающие непосредственный, «чистый»

чувственный опыт наблюдателя («Стрелка вольтметра сдвинулась на два деления», «При

смешивании данных жидкостей раствор приобрел голубоватый цвет» и т.д.).
Программа элиминации теоретических терминов

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

Рудольф Карнап

Базисом науки являются ПРОТОКОЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – высказывания, описывающие непосредственный, «чистый» чувственный опыт наблюдателя («Стрелка вольтметра сдвинулась на

Слайд 59Все знание может быть сведено к своему эмпирическому базису
Крайний эмпиризм
Метафизические

проблемы возникают из-за языковой путаницы, использования не имеющих эмпирического содержания

терминов
Поэтому философия может существовать, но совершенно в ином качестве – как логическая критика языка

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

Эмпиризм – направление в теории познания и методологии, в котором признается, что единственным источником и критерием истинности всех наших знаний является опыт.

Людвиг Витгенштейн
(1889 – 1951)

Все знание может быть сведено к своему эмпирическому базисуКрайний эмпиризмМетафизические проблемы возникают из-за языковой путаницы, использования не

Слайд 601. Логическая. По самой своей сути индукция не может давать

логически достоверных выводов. Критерий верификации логически несостоятелен (если требовать, чтобы

теория полностью подтвердилась)
2. Методологическая. Теоретические термины (напрямую несводимые к терминам наблюдения) не могут быть элиминированы из корпуса научного знания без серьезных потерь эвристического и методологического характера. Они объективно выполняют особые, важные функции.
3. Антропологическая. Человек – сложное, синкретическое, духовное существо. Научное знание объективно не может считаться единственно возможным типом знания и претендовать на предоставление информации, исчерпывающей потребности человека в ориентации в мироздании.

СМЕРТЬ ПОЗИТИВИЗМА

ПРИЧИНЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОЗИТИВИСТСКОЙ ПРОГРАММЫ

1. Логическая. По самой своей сути индукция не может давать логически достоверных выводов. Критерий верификации логически несостоятелен

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика