Слайд 1
Тема № 10: Методика воспитания различных категорий военнослужащих в подразделении
(части)
Слайд 2
Занятие №4. Работа с военнослужащими женского пола
1. Военнослужащие
женского пола как субъект воинской деятельности.
2. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих
женского пола.
3. Пути совершенствования гендерной культуры офицеров-руководителей
Слайд 3
Рекомендуемая литература:
1. Богуславский В., Чесноков Н. Содержание, организация и
методика воспитательной работы с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания
// Ориентир. - 2005. - № 4.
2. Грунтовский И. Основные методы и формы индивидуально - воспитательной работы (ИBP) // Ориентир. - 2005. - № 5.
3. Корин С. Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Ориентир. - 2005. - № 7.
4. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации / Приложение № 3 к приказу министра обороны Российской Федерации 2004 года № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».
Слайд 4
Вопрос № 1
Военнослужащие женского пола как субъект воинской деятельности.
В
настоящее время в Вооруженных Силах России существует устойчивая тенденция увеличения
количества женщин-военнослужащих. С 1993 по 2002 гг. оно выросло на 21% и продолжает расти.
Женщины как субъект воинской службы расширяют сферу своей военно-профессиональной деятельности. В современных условиях они выполняют обязанности примерно по 110 воинским специальностям: связисты, медицинские работники, психологи, военные юристы и переводчики, преподаватели и научные сотрудники военно-учебных заведений, операторы компьютерных систем и др.
Слайд 5
В связи с этим необходимо знать индивидуально-психологические особенности женской
психологии, формы, методы и способы воспитательной работы с данной категорией
военнослужащих.
В «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденной приказом министра обороны РФ № 70 от 1 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации», военнослужащие-женщины выделены как отдельный объект воспитания в воинской части.
Слайд 6
Сравнительный гендерный (от англ. gender – пол, род) анализ
воинской профессионализации женщин в российской армии позволяет выделить некоторые особенности
этого процесса. На начало 2005 г. женщины проходили военную службу в Вооруженных Силах РФ в 12 федеральных министерствах, ведомствах и службах. Их общая численность в силовых структурах составляет более 500 тыс. человек, что равно населению таких крупных областных городов, как Курск, Иваново или Мурманск.
Слайд 7
В Министерстве обороны Российской Федерации на начало 2005 г.
проходили военную службу более 80 тыс. женщин; из них 2,5
тыс. офицеров, в том числе 24 полковника, 167 подполковников и 542 майора. Тридцать четыре женщины с офицерскими званиями занимают командные должности. В военно-учебных заведениях проходят службу более 100 женщин-офицеров и обучается около 150 курсантов-девушек (Военная академия связи, Новочеркасский военный институт связи, Ярославский военно-финансовый институт и др.).
По данным З. П. Вашуриной, 23% всех военнослужащих женского пола – представители семей кадровых военных.
Слайд 8
Изучение практики гендерного общения показало, что характеристики самореализации военнослужащих
женщин сложны и противоречивы. В них выделяются как положительные, так
и негативные факторы.
Слайд 9
Характерные положительные психологические особенности женщин, которые необходимо использовать для
повышения эффективности их военно-профессиональной деятельности, – это внимание, взвешенность личностных
оценок в профессиональном общении, доверительность, отходчивость, умение идти на компромиссы и прощать мужчинам допущенные ошибки, эмоциональность в общении, открытость, способность интегрировать в себе лучшие черты ближайшего окружения, умение быстро адаптироваться к условиям военной службы, не теряться в трудных жизненных и профессиональных ситуациях, собранность, стойкость, способность в случае необходимости быть решительными и бескомпромиссными, стремление к справедливости. Опыт свидетельствует, что присутствие женщин облагораживает взаимоотношения в воинском коллективе, часто стимулирует его социальную и профессиональную активность.
Слайд 10
Однако, как показывает военно-педагогическая практика, особенности женской психики накладывают
серьезный отпечаток на взаимоотношения в коллективах с выраженной феминизированностью. Повышенная
эмоциональная чувствительность женщин, стремление к справедливости распределения служебной нагрузки, борьба с фаворитизмом в таких подразделениях (узлы связи, тыловые структуры, медицинские учреждения и т. п.) часто становятся причиной неоправданных конфликтов на почве выяснения «женских» проблем.
Семейные проблемы у женщин-военнослужащих как правило, также отражаются на эффективности служебной деятельности больше, чем в случаях с мужчинами.
Слайд 11
Следует отметить, что женщина достаточно автономна в своем поведении.
При этом многое зависит от ситуации, настроения и самочувствия. Подчеркивая
эту мысль, известная французская феминистка Симона де Бовуар отмечала:
Женщине неизмеримо труднее, чем мужчине, подчиняться организованному порядку. Мужчина подчиняется ему самостоятельно как центральному правилу жизни. Женщине же в этом процессе необходимо посредничество мужчины.
Огюст Конт в этом же контексте подчеркивал, что «величайшая проблема женщины состоит в преодолении трудности повиноваться».
Слайд 12
Проведенный военными учеными гендерный анализ профессионализации военнослужащих женского пола
выявил типологию их основных групп.
Первая группа – женщины-военнослужащие «двойного успеха»,
основная часть которых реализовала свой личностный потенциал и в профессиональной, и в семейно-бытовой сфере. Эта группа, как показало исследование, самая малочисленная из выделенных (1,2%). К ней относится большинство женщин-офицеров в воинском звании майор или подполковник, а также женщины, проходящие военную службу на самых высокооплачиваемых должностях в гендерной нише воинской профессионализации.
Слайд 13
Представительницам этой группы свойственны высокая степень удовлетворенности своими деловыми
качествами, высокая военно-профессиональная самооценка, оптимальная согласованность воинских и семейных обязанностей.
По данным Г. В. Турецкой и А. Е. Чириковой, женщины «двойного успеха» в большей степени, чем другие типы работающих женщин, ориентированы в полоролевом взаимодействии на наращивание именно гендерных качеств, так как деловые у них в достаточной степени выражены и сформированы.
Слайд 14
Вторая группа – профессионально ориентированные женщины-военнослужащие . Основной движущий
мотив представительниц этой группы – признание в профессиональной среде своих
достижений и творческая самореализация (иногда в ущерб семейно-бытовым отношениям). Численность таких женщин относительно невелика – всего 6%. Они отличаются тем, что в структуре направленности личности содержательная сторона их профессиональной деятельности превалирует над вещественно-материальной (важен не результат, а сам процесс работы, межличностные контакты в профессиональной среде как фактор самореализации). Наиболее полно такие женщины реализуют свой личностный потенциал именно в работе.
Слайд 15
В основном они представлены в феминизированных сферах воинской деятельности:
подразделениях связи, штабной, медицинской и тыловой службах, из них около
трети замужних и более половины незамужних.
У профессионально ориентированных женщин существует ярко выраженное противоречие между целями выполняемой деятельности и реализацией репродуктивно-семейной функции. «Если женщина целиком поглощена каким-либо делом, – замечает Симона де Бовуар, – ей становится страшно, что она не состоится как женщина. Это чувство постоянно живет в ней, ослабляя волю и ограничивая максимально эффективную деятельность».
Слайд 16
Третью группу составляют женщины-военнослужащие, работающие по необходимости. Как правило,
это одинокие матери, разведенные и жены материально неблагополучных мужей. Это
самая большая группа военнослужащих женщин – около 67%. Они работают не ради самореализации, а по принципу: выбирать не приходится. Если мужчина, как правило, «слит с профессиональной деятельностью воедино», то женщина очень часто отвлекается на работе в связи с семейными заботами. Эффективность их труда в плане инициативы достаточно низка, так как материальное стимулирование практически отсутствует, а зарплата не зависит от объема выполненной работы. Личностная ориентация направлена в основном на межличностное общение в женской профессиональной среде.
Слайд 17
Четвертая группа – семейно ориентированные женщины-военнослужащие. К ней относится
треть замужних и менее половины незамужних женщин, предпочитающих основное время
своей жизни посвящать семье. Незамужние женщины этой группы не отличаются высокими результатами профессиональной деятельности, поскольку один из главных мотивов их жизни – создание благополучной семьи. В отличие от них замужние женщины со стажем работы 10 лет и более, как правило, стремятся повысить свою профессиональную квалификацию и статус. Даже если заработка мужа не хватает для достойной жизни, их девиз: «Пусть думает муж, на то он и глава семьи». Как правило, они трудно адаптируются к новым условиям работы и находятся в уязвимом положении в семье.
Слайд 18
Вопрос № 2
Индивидуально-психологические особенности
военнослужащих женского пола.
Среди обстоятельств, детерминирующих
остроту социальных проблем женщин-военнослужащих и необходимость их решения, можно выделить
следующие:
• поэтапное сокращение Вооруженных Сил, затрагивающее традиционные ниши профессиональной занятости военнослужащих женского пола;
• неразвитость социальной инфраструктуры в воинских гарнизонах, что обостряет семейно-бытовые проблемы и социальное самочувствие военнослужащих женского пола;
Слайд 19
• выраженный дефицит должностей в воинских учреждениях и частях
по имеющемуся базовому образованию жен военнослужащих;
• слабые перспективы служебного роста
по сравнению с военнослужащими-мужчинами, обусловленные меньшим (по сравнению с мужчинами) доступом женщин к высшему военному образованию по большинству воинских специальностей.
Слайд 20
Особого внимания требует проблема сексуальных домогательств к женщинам-военнослужащим и
унижения их достоинства. Эта проблема была до недавнего времени закрыта
для анализа. Однако, как показало исследование, тенденции, имеющиеся в армиях зарубежных стран, коснулись и отечественных Вооруженных Сил.
Слайд 21
Согласно наблюдениям американских психологов, в 1997 г. 73,3% женщин,
проходящих службу в армии США, подверглись надругательствам в различной форме,
причем в большинстве случаев (54,5%) со стороны своих непосредственных начальников или равных по должности. При этом 5% сообщили, что подверглись изнасилованию или его попытке; 16% указали, что испытывают постоянное психологическое давление по половому признаку; 58,3% признали, что являются объектом для непристойных шуток военнослужащих-мужчин.
Слайд 22
Исследования в российских Вооруженных Силах по этой проблеме показали,
что 6–8% военнослужащих женщин подвергаются сексуальным домогательствам со стороны своих
командиров и коллег по службе, причем по отношению к 4% опрошенных это повторяется три и более раза в год. Полученные данные в целом подтверждают результаты мониторинга общественного мнения военнослужащих-женщин, ежеквартально проводимого офицерами Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Слайд 23
Вопрос № 3
Пути совершенствования гендерной культуры офицеров-руководителей.
Анализу гендерных проблем
был посвящен приказ министра обороны РФ № 236 от 15
мая 1998 г. «О фактах нарушения социальной защиты, безопасных условий и прав военнослужащих женского пола». В нем обращено внимание на необходимость создать для женщин на службе социальные, профессиональные, медицинские и жилищные условия, определенные соответствующими российскими законами и международными конвенциями.
Слайд 24
С учетом отмеченных проблем и их типологии можно определить
формы и методы воспитания женщин в воинских коллективах.
При определении технологий
педагогического влияния на профессиональное сознание военнослужащих женского пола необходимо принимать во внимание специфику их мышления, направленность ценностных ориентаций, особенности межличностного общении с военнослужащими мужчинами.
Слайд 25
Как показали гендерные исследования последних лет, следует использовать интуицию
женщин и способность предчувствовать. По данным кандидата педагогических наук И.
А. Воронова, занимающегося психологической подготовкой женщин-космонавтов, врожденную способность предугадывать события за счет своей выраженной природной интуиции имеют не более 20% людей на земле. Причем 80% из них – женщины. И. А. Воронов в ходе своих исследований доказал, что это качество можно развивать, придавая ему необходимую профессиональную направленность. Как показали исследования, к такому обучению способны лишь 15% мужчин.
Слайд 26
Поскольку военно-профессиональное воспитание женщин имеет выраженную прикладную направленность, технологии
педагогического влияния, с одной стороны, определяются общими задачами военной службы,
а с другой – специализацией конкретной типологической группы военнослужащих-женщин.
Слайд 27
Так как большинство женщин приходят в профессиональные воинские коллективы
уже сформировавшимися личностями, задача их воспитания состоит в том, чтобы
свести к минимуму влияние субъективных факторов и их проблемных особенностей с точки зрения интересов службы. В связи с этим воспитывающие факторы в большей степени «работают над человеком», «полируют» его (К. Д. Ушинский), а не формируют заново. В организации педагогического процесса в ходе профессионального воспитания военнослужащих женского пола предпочтение отдается технологиям педагогического взаимодействия в системе субъект-субъектных отношений офицеров и подчиненных, а не методам прямого педагогического воздействия на них.
Слайд 28
Приказ министра обороны РФ № 70 от 11 марта
2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации»
определяет следующие направления воспитания женщин-военнослужащих:
• формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа командира (начальника), положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах;
Слайд 29
• развитие высоких морально-нравственных качеств, гордости за избранную специальность,
трудолюбия и умения работать в воинском коллективе.
Изучение практики воспитательной работы
с военнослужащими женщинами показало, что педагогическое взаимодействие с ними характеризуется следующими особенностями:
• преимущественным использованием методов военно-профессиональной ориентации и убеждения при формировании профессионального сознания;
• определением методов воспитания, исходя из условий, направленности воинской деятельности женщин и их принадлежности к определенной военно-профессиональной группе;
Слайд 30
• учетом негативного воздействия на психику женщин неблагоприятных факторов
профессиональной среды (неудобный для одиноких и многодетных матерей режим работы,
низкий уровень профессиональной мобильности и т. д.);
• оптимальным сочетанием методов педагогической поддержки военнослужащих женского пола, таких как одинокие матери, разведенные женщины, многодетные семьи, семьи с больными детьми, профессионально проблемные женщины и т. д.) с методами педагогической коррекции и педагогической ориентации.
Слайд 31
К основным формам профессионального воспитания относятся профессиональная ориентация, профессиональное
просвещение, профессиональная самодиагностика, профессиональное консультирование и др.
Приоритетные направления воспитания женщин-военнослужащих
таковы:
• четкое разъяснение нормативно-правового положения женщин в военно-профессиональной среде, их прав и должностных обязанностей;
Слайд 32
• активное включение военнослужащих женского пола с первых дней
службы во все виды профессиональной подготовки, чтобы они могли быстрее
освоить воинскую специальность как условие завоевания профессионального авторитета;
• тактичное предъявление высоких требований к выполнению служебных обязанностей в сочетании с заботой об удовлетворении их материально-бытовых, санитарно-гигиенических и медицинских потребностей;
Слайд 33
• разумный учет психофизиологических особенностей женского организма при оптимальном
определении служебных нагрузок;
• продуманная и педагогически взвешенная дисциплинарная практика в
оценке качества выполнения служебных обязанностей;
• организация регулярных встреч военнослужащих женского пола с руководством части по вопросам их службы, бытового и медицинского обеспечения, семейно-бытовых проблем;
Слайд 34
• формирование здоровых гендерных взаимоотношений и нравственной атмосферы в
служебном и неформальном общении военнослужащих женщин и мужчин в подразделении,
где определяющее значение принадлежит личному примеру командира, офицера-воспитателя.
Слайд 35
Соответственно определяются и методы воспитания женщин-военнослужащих. К основным из
них относятся следующие:
• убеждение – как важнейший в данном случае
метод, определяющий стратегию гендерных отношений в воинских коллективах;
• «контрастная беседа», основанная на смене субъектов воспитательной деятельности, применяющих различные формы и средства воспитания;
Слайд 36
• положительный пример в профессиональной деятельности женщин и в
определении их статусно-ролевых позиций в воинском коллективе;
• «напоминание о недостатках»,
применяемый, как правило, в личной беседе как тактичные рекомендации женщине обратить внимание на имеющиеся недостатки в служебной деятельности;
• «сдерживание отрицательных эмоций», предполагающее отвлечение женщин от переживаний путем активизации актуальных положительных эмоций, предварительное предупреждение о серьезном разговоре, поручение заданий, позволяющих отвлечься от нежелательных негативных чувств;
Слайд 37
• «немедленная остановка», применяемая в ситуации резкого обострения межличностного
конфликта; суть данного метода заключается в том, чтобы не отвечать
ударом на нанесенный удар, а собрать волю и энергично, корректно прекратить общение, затем через некоторое время, учитывая психологическое состояние женщины, вернуться к проблеме, тактично выяснить отношения, устранить недоразумения и двусмысленность;
• материальное и моральное стимулирование профессиональной деятельности, направленное на решение актуальных социальных проблем и удовлетворение эмоциональных ожиданий женщин-военнослужащих;
Слайд 38
• поощрение как средство активизации служебной мобильности женщин и
актуализации их природных способностей; профессиональные заслуги и взятые служебные рубежи
военнослужащих женского пола необходимо широко популяризировать в коллективе, среди членов семьи и профессиональных авторитетов;
• дифференцированный подход к личностным и профессиональным проблемам женщин, принятие обоснованных решений при рассмотрении всех вопросов, связанных с коллективом, где проходит службу женщина, и с проблемной ситуацией, в которой она оказалась.
• наказание как крайняя форма воспитательного воздействия в случае, если цели не были достигнуты ранее перечисленными методами.
Слайд 39
Большую роль играет также личный пример мужчины и офицера.
Таким
образом, анализ социальных проблем женщин-военнослужащих и практики воспитательной работы с
ними свидетельствует о том, что необходимо стремиться избегать грубого, нетактичного поведения. Задача офицера, командира, воспитателя – быть справедливым ко всем подчиненным независимо от половой принадлежности и подчеркнуто вежливым в предъявлении требований к женщинам.
Слайд 40
Нельзя забывать, что именно на офицере лежит ответственность за
создание для женщин необходимых бытовых условий, учитывающих специфику их организма
при выполнении служебных обязанностей. Все это в целом должно способствовать формированию здоровой морально-психологической атмосферы в коллективе, нейтрализации неоправданных служебных конфликтов на гендерной основе и обеспечению социальной поддержки женщин-военнослужащих в трудных ситуациях личной жизни и военно-профессиональной деятельности.