Разделы презентаций


Тема № 10: Методика воспитания различных категорий военнослужащих в

Содержание

Занятие №4. Работа с военнослужащими женского пола1. Военнослужащие женского пола как субъект воинской деятельности.2. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих женского пола.3. Пути совершенствования гендерной культуры офицеров-руководителей

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Тема № 10: Методика воспитания различных категорий военнослужащих в подразделении

(части)

Тема № 10: Методика воспитания различных категорий военнослужащих в подразделении (части)

Слайд 2
Занятие №4. Работа с военнослужащими женского пола

1. Военнослужащие

женского пола как субъект воинской деятельности.
2. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих

женского пола.
3. Пути совершенствования гендерной культуры офицеров-руководителей
Занятие №4. Работа с военнослужащими женского пола1.  Военнослужащие женского пола как субъект воинской деятельности.2.

Слайд 3
Рекомендуемая литература:
1. Богуславский В., Чесноков Н. Содержание, организация и

методика воспитательной работы с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания

// Ориентир. - 2005. - № 4. 2. Грунтовский И. Основные методы и формы индивидуально - воспитательной работы (ИBP) // Ориентир. - 2005. - № 5. 3. Корин С. Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Ориентир. - 2005. - № 7. 4. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации / Приложение № 3 к приказу министра обороны Российской Федерации 2004 года № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».
Рекомендуемая литература: 1. Богуславский В., Чесноков Н. Содержание, организация и методика воспитательной работы с личным составом,

Слайд 4
Вопрос № 1
 
Военнослужащие женского пола как субъект воинской деятельности.

В

настоящее время в Вооруженных Силах России существует устойчивая тенденция увеличения

количества женщин-военнослужащих. С 1993 по 2002 гг. оно выросло на 21% и продолжает расти.
Женщины как субъект воинской службы расширяют сферу своей военно-профессиональной деятельности. В современных условиях они выполняют обязанности примерно по 110 воинским специальностям: связисты, медицинские работники, психологи, военные юристы и переводчики, преподаватели и научные сотрудники военно-учебных заведений, операторы компьютерных систем и др.

Вопрос № 1 Военнослужащие женского пола как субъект воинской деятельности.В настоящее время в Вооруженных Силах России существует

Слайд 5
В связи с этим необходимо знать индивидуально-психологические особенности женской

психологии, формы, методы и способы воспитательной работы с данной категорией

военнослужащих.
В «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденной приказом министра обороны РФ № 70 от 1 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации», военнослужащие-женщины выделены как отдельный объект воспитания в воинской части.

В связи с этим необходимо знать индивидуально-психологические особенности женской психологии, формы, методы и способы воспитательной работы

Слайд 6
Сравнительный гендерный (от англ. gender – пол, род) анализ

воинской профессионализации женщин в российской армии позволяет выделить некоторые особенности

этого процесса. На начало 2005 г. женщины проходили военную службу в Вооруженных Силах РФ в 12 федеральных министерствах, ведомствах и службах. Их общая численность в силовых структурах составляет более 500 тыс. человек, что равно населению таких крупных областных городов, как Курск, Иваново или Мурманск.

Сравнительный гендерный (от англ. gender – пол, род) анализ воинской профессионализации женщин в российской армии позволяет

Слайд 7
В Министерстве обороны Российской Федерации на начало 2005 г.

проходили военную службу более 80 тыс. женщин; из них 2,5

тыс. офицеров, в том числе 24 полковника, 167 подполковников и 542 майора. Тридцать четыре женщины с офицерскими званиями занимают командные должности. В военно-учебных заведениях проходят службу более 100 женщин-офицеров и обучается около 150 курсантов-девушек (Военная академия связи, Новочеркасский военный институт связи, Ярославский военно-финансовый институт и др.).
По данным З. П. Вашуриной, 23% всех военнослужащих женского пола – представители семей кадровых военных.

В Министерстве обороны Российской Федерации на начало 2005 г. проходили военную службу более 80 тыс. женщин;

Слайд 8
Изучение практики гендерного общения показало, что характеристики самореализации военнослужащих

женщин сложны и противоречивы. В них выделяются как положительные, так

и негативные факторы.

Изучение практики гендерного общения показало, что характеристики самореализации военнослужащих женщин сложны и противоречивы. В них выделяются

Слайд 9
Характерные положительные психологические особенности женщин, которые необходимо использовать для

повышения эффективности их военно-профессиональной деятельности, – это внимание, взвешенность личностных

оценок в профессиональном общении, доверительность, отходчивость, умение идти на компромиссы и прощать мужчинам допущенные ошибки, эмоциональность в общении, открытость, способность интегрировать в себе лучшие черты ближайшего окружения, умение быстро адаптироваться к условиям военной службы, не теряться в трудных жизненных и профессиональных ситуациях, собранность, стойкость, способность в случае необходимости быть решительными и бескомпромиссными, стремление к справедливости. Опыт свидетельствует, что присутствие женщин облагораживает взаимоотношения в воинском коллективе, часто стимулирует его социальную и профессиональную активность.

Характерные положительные психологические особенности женщин, которые необходимо использовать для повышения эффективности их военно-профессиональной деятельности, – это

Слайд 10
Однако, как показывает военно-педагогическая практика, особенности женской психики накладывают

серьезный отпечаток на взаимоотношения в коллективах с выраженной феминизированностью. Повышенная

эмоциональная чувствительность женщин, стремление к справедливости распределения служебной нагрузки, борьба с фаворитизмом в таких подразделениях (узлы связи, тыловые структуры, медицинские учреждения и т. п.) часто становятся причиной неоправданных конфликтов на почве выяснения «женских» проблем.
Семейные проблемы у женщин-военнослужащих как правило, также отражаются на эффективности служебной деятельности больше, чем в случаях с мужчинами.

Однако, как показывает военно-педагогическая практика, особенности женской психики накладывают серьезный отпечаток на взаимоотношения в коллективах с

Слайд 11
Следует отметить, что женщина достаточно автономна в своем поведении.

При этом многое зависит от ситуации, настроения и самочувствия. Подчеркивая

эту мысль, известная французская феминистка Симона де Бовуар отмечала:
Женщине неизмеримо труднее, чем мужчине, подчиняться организованному порядку. Мужчина подчиняется ему самостоятельно как центральному правилу жизни. Женщине же в этом процессе необходимо посредничество мужчины.
Огюст Конт в этом же контексте подчеркивал, что «величайшая проблема женщины состоит в преодолении трудности повиноваться».
Следует отметить, что женщина достаточно автономна в своем поведении. При этом многое зависит от ситуации, настроения

Слайд 12
Проведенный военными учеными гендерный анализ профессионализации военнослужащих женского пола

выявил типологию их основных групп.
Первая группа – женщины-военнослужащие «двойного успеха»,

основная часть которых реализовала свой личностный потенциал и в профессиональной, и в семейно-бытовой сфере. Эта группа, как показало исследование, самая малочисленная из выделенных (1,2%). К ней относится большинство женщин-офицеров в воинском звании майор или подполковник, а также женщины, проходящие военную службу на самых высокооплачиваемых должностях в гендерной нише воинской профессионализации.

Проведенный военными учеными гендерный анализ профессионализации военнослужащих женского пола выявил типологию их основных групп.	Первая группа –

Слайд 13
Представительницам этой группы свойственны высокая степень удовлетворенности своими деловыми

качествами, высокая военно-профессиональная самооценка, оптимальная согласованность воинских и семейных обязанностей.

По данным Г. В. Турецкой и А. Е. Чириковой, женщины «двойного успеха» в большей степени, чем другие типы работающих женщин, ориентированы в полоролевом взаимодействии на наращивание именно гендерных качеств, так как деловые у них в достаточной степени выражены и сформированы.

Представительницам этой группы свойственны высокая степень удовлетворенности своими деловыми качествами, высокая военно-профессиональная самооценка, оптимальная согласованность воинских

Слайд 14
Вторая группа – профессионально ориентированные женщины-военнослужащие . Основной движущий

мотив представительниц этой группы – признание в профессиональной среде своих

достижений и творческая самореализация (иногда в ущерб семейно-бытовым отношениям). Численность таких женщин относительно невелика – всего 6%. Они отличаются тем, что в структуре направленности личности содержательная сторона их профессиональной деятельности превалирует над вещественно-материальной (важен не результат, а сам процесс работы, межличностные контакты в профессиональной среде как фактор самореализации). Наиболее полно такие женщины реализуют свой личностный потенциал именно в работе.

Вторая группа – профессионально ориентированные женщины-военнослужащие . Основной движущий мотив представительниц этой группы – признание в

Слайд 15
В основном они представлены в феминизированных сферах воинской деятельности:

подразделениях связи, штабной, медицинской и тыловой службах, из них около

трети замужних и более половины незамужних.
У профессионально ориентированных женщин существует ярко выраженное противоречие между целями выполняемой деятельности и реализацией репродуктивно-семейной функции. «Если женщина целиком поглощена каким-либо делом, – замечает Симона де Бовуар, – ей становится страшно, что она не состоится как женщина. Это чувство постоянно живет в ней, ослабляя волю и ограничивая максимально эффективную деятельность».

В основном они представлены в феминизированных сферах воинской деятельности: подразделениях связи, штабной, медицинской и тыловой службах,

Слайд 16
Третью группу составляют женщины-военнослужащие, работающие по необходимости. Как правило,

это одинокие матери, разведенные и жены материально неблагополучных мужей. Это

самая большая группа военнослужащих женщин – около 67%. Они работают не ради самореализации, а по принципу: выбирать не приходится. Если мужчина, как правило, «слит с профессиональной деятельностью воедино», то женщина очень часто отвлекается на работе в связи с семейными заботами. Эффективность их труда в плане инициативы достаточно низка, так как материальное стимулирование практически отсутствует, а зарплата не зависит от объема выполненной работы. Личностная ориентация направлена в основном на межличностное общение в женской профессиональной среде.

Третью группу составляют женщины-военнослужащие, работающие по необходимости. Как правило, это одинокие матери, разведенные и жены материально

Слайд 17
Четвертая группа – семейно ориентированные женщины-военнослужащие. К ней относится

треть замужних и менее половины незамужних женщин, предпочитающих основное время

своей жизни посвящать семье. Незамужние женщины этой группы не отличаются высокими результатами профессиональной деятельности, поскольку один из главных мотивов их жизни – создание благополучной семьи. В отличие от них замужние женщины со стажем работы 10 лет и более, как правило, стремятся повысить свою профессиональную квалификацию и статус. Даже если заработка мужа не хватает для достойной жизни, их девиз: «Пусть думает муж, на то он и глава семьи». Как правило, они трудно адаптируются к новым условиям работы и находятся в уязвимом положении в семье.

Четвертая группа – семейно ориентированные женщины-военнослужащие. К ней относится треть замужних и менее половины незамужних женщин,

Слайд 18
Вопрос № 2
 Индивидуально-психологические особенности
военнослужащих женского пола.

Среди обстоятельств, детерминирующих

остроту социальных проблем женщин-военнослужащих и необходимость их решения, можно выделить

следующие:

• поэтапное сокращение Вооруженных Сил, затрагивающее традиционные ниши профессиональной занятости военнослужащих женского пола;

• неразвитость социальной инфраструктуры в воинских гарнизонах, что обостряет семейно-бытовые проблемы и социальное самочувствие военнослужащих женского пола;

Вопрос № 2 Индивидуально-психологические особенности военнослужащих женского пола.Среди обстоятельств, детерминирующих остроту социальных проблем женщин-военнослужащих и необходимость их

Слайд 19
• выраженный дефицит должностей в воинских учреждениях и частях

по имеющемуся базовому образованию жен военнослужащих;

• слабые перспективы служебного роста

по сравнению с военнослужащими-мужчинами, обусловленные меньшим (по сравнению с мужчинами) доступом женщин к высшему военному образованию по большинству воинских специальностей.

• выраженный дефицит должностей в воинских учреждениях и частях по имеющемуся базовому образованию жен военнослужащих;• слабые

Слайд 20
Особого внимания требует проблема сексуальных домогательств к женщинам-военнослужащим и

унижения их достоинства. Эта проблема была до недавнего времени закрыта

для анализа. Однако, как показало исследование, тенденции, имеющиеся в армиях зарубежных стран, коснулись и отечественных Вооруженных Сил.

Особого внимания требует проблема сексуальных домогательств к женщинам-военнослужащим и унижения их достоинства. Эта проблема была до

Слайд 21
Согласно наблюдениям американских психологов, в 1997 г. 73,3% женщин,

проходящих службу в армии США, подверглись надругательствам в различной форме,

причем в большинстве случаев (54,5%) со стороны своих непосредственных начальников или равных по должности. При этом 5% сообщили, что подверглись изнасилованию или его попытке; 16% указали, что испытывают постоянное психологическое давление по половому признаку; 58,3% признали, что являются объектом для непристойных шуток военнослужащих-мужчин.

Согласно наблюдениям американских психологов, в 1997 г. 73,3% женщин, проходящих службу в армии США, подверглись надругательствам

Слайд 22
Исследования в российских Вооруженных Силах по этой проблеме показали,

что 6–8% военнослужащих женщин подвергаются сексуальным домогательствам со стороны своих

командиров и коллег по службе, причем по отношению к 4% опрошенных это повторяется три и более раза в год. Полученные данные в целом подтверждают результаты мониторинга общественного мнения военнослужащих-женщин, ежеквартально проводимого офицерами Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Исследования в российских Вооруженных Силах по этой проблеме показали, что 6–8% военнослужащих женщин подвергаются сексуальным домогательствам

Слайд 23
Вопрос № 3
 
Пути совершенствования гендерной культуры офицеров-руководителей.
 

Анализу гендерных проблем

был посвящен приказ министра обороны РФ № 236 от 15

мая 1998 г. «О фактах нарушения социальной защиты, безопасных условий и прав военнослужащих женского пола». В нем обращено внимание на необходимость создать для женщин на службе социальные, профессиональные, медицинские и жилищные условия, определенные соответствующими российскими законами и международными конвенциями.

Вопрос № 3 Пути совершенствования гендерной культуры офицеров-руководителей. Анализу гендерных проблем был посвящен приказ министра обороны РФ №

Слайд 24
С учетом отмеченных проблем и их типологии можно определить

формы и методы воспитания женщин в воинских коллективах.
При определении технологий

педагогического влияния на профессиональное сознание военнослужащих женского пола необходимо принимать во внимание специфику их мышления, направленность ценностных ориентаций, особенности межличностного общении с военнослужащими мужчинами.

С учетом отмеченных проблем и их типологии можно определить формы и методы воспитания женщин в воинских

Слайд 25
Как показали гендерные исследования последних лет, следует использовать интуицию

женщин и способность предчувствовать. По данным кандидата педагогических наук И.

А. Воронова, занимающегося психологической подготовкой женщин-космонавтов, врожденную способность предугадывать события за счет своей выраженной природной интуиции имеют не более 20% людей на земле. Причем 80% из них – женщины. И. А. Воронов в ходе своих исследований доказал, что это качество можно развивать, придавая ему необходимую профессиональную направленность. Как показали исследования, к такому обучению способны лишь 15% мужчин.

Как показали гендерные исследования последних лет, следует использовать интуицию женщин и способность предчувствовать. По данным кандидата

Слайд 26
Поскольку военно-профессиональное воспитание женщин имеет выраженную прикладную направленность, технологии

педагогического влияния, с одной стороны, определяются общими задачами военной службы,

а с другой – специализацией конкретной типологической группы военнослужащих-женщин.

Поскольку военно-профессиональное воспитание женщин имеет выраженную прикладную направленность, технологии педагогического влияния, с одной стороны, определяются общими

Слайд 27
Так как большинство женщин приходят в профессиональные воинские коллективы

уже сформировавшимися личностями, задача их воспитания состоит в том, чтобы

свести к минимуму влияние субъективных факторов и их проблемных особенностей с точки зрения интересов службы. В связи с этим воспитывающие факторы в большей степени «работают над человеком», «полируют» его (К. Д. Ушинский), а не формируют заново. В организации педагогического процесса в ходе профессионального воспитания военнослужащих женского пола предпочтение отдается технологиям педагогического взаимодействия в системе субъект-субъектных отношений офицеров и подчиненных, а не методам прямого педагогического воздействия на них.

Так как большинство женщин приходят в профессиональные воинские коллективы уже сформировавшимися личностями, задача их воспитания состоит

Слайд 28
Приказ министра обороны РФ № 70 от 11 марта

2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации»

определяет следующие направления воспитания женщин-военнослужащих:


• формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа командира (начальника), положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах;

Приказ министра обороны РФ № 70 от 11 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных

Слайд 29
• развитие высоких морально-нравственных качеств, гордости за избранную специальность,

трудолюбия и умения работать в воинском коллективе.

Изучение практики воспитательной работы

с военнослужащими женщинами показало, что педагогическое взаимодействие с ними характеризуется следующими особенностями:

• преимущественным использованием методов военно-профессиональной ориентации и убеждения при формировании профессионального сознания;

• определением методов воспитания, исходя из условий, направленности воинской деятельности женщин и их принадлежности к определенной военно-профессиональной группе;

• развитие высоких морально-нравственных качеств, гордости за избранную специальность, трудолюбия и умения работать в воинском коллективе.Изучение

Слайд 30
• учетом негативного воздействия на психику женщин неблагоприятных факторов

профессиональной среды (неудобный для одиноких и многодетных матерей режим работы,

низкий уровень профессиональной мобильности и т. д.);
• оптимальным сочетанием методов педагогической поддержки военнослужащих женского пола, таких как одинокие матери, разведенные женщины, многодетные семьи, семьи с больными детьми, профессионально проблемные женщины и т. д.) с методами педагогической коррекции и педагогической ориентации.

• учетом негативного воздействия на психику женщин неблагоприятных факторов профессиональной среды (неудобный для одиноких и многодетных

Слайд 31
К основным формам профессионального воспитания относятся профессиональная ориентация, профессиональное

просвещение, профессиональная самодиагностика, профессиональное консультирование и др.

Приоритетные направления воспитания женщин-военнослужащих

таковы:

• четкое разъяснение нормативно-правового положения женщин в военно-профессиональной среде, их прав и должностных обязанностей;

К основным формам профессионального воспитания относятся профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, профессиональная самодиагностика, профессиональное консультирование и др.	Приоритетные

Слайд 32
• активное включение военнослужащих женского пола с первых дней

службы во все виды профессиональной подготовки, чтобы они могли быстрее

освоить воинскую специальность как условие завоевания профессионального авторитета;

• тактичное предъявление высоких требований к выполнению служебных обязанностей в сочетании с заботой об удовлетворении их материально-бытовых, санитарно-гигиенических и медицинских потребностей;

• активное включение военнослужащих женского пола с первых дней службы во все виды профессиональной подготовки, чтобы

Слайд 33
• разумный учет психофизиологических особенностей женского организма при оптимальном

определении служебных нагрузок;

• продуманная и педагогически взвешенная дисциплинарная практика в

оценке качества выполнения служебных обязанностей;

• организация регулярных встреч военнослужащих женского пола с руководством части по вопросам их службы, бытового и медицинского обеспечения, семейно-бытовых проблем;

• разумный учет психофизиологических особенностей женского организма при оптимальном определении служебных нагрузок;• продуманная и педагогически взвешенная

Слайд 34
• формирование здоровых гендерных взаимоотношений и нравственной атмосферы в

служебном и неформальном общении военнослужащих женщин и мужчин в подразделении,

где определяющее значение принадлежит личному примеру командира, офицера-воспитателя.

• формирование здоровых гендерных взаимоотношений и нравственной атмосферы в служебном и неформальном общении военнослужащих женщин и

Слайд 35
Соответственно определяются и методы воспитания женщин-военнослужащих. К основным из

них относятся следующие:

• убеждение – как важнейший в данном случае

метод, определяющий стратегию гендерных отношений в воинских коллективах;

• «контрастная беседа», основанная на смене субъектов воспитательной деятельности, применяющих различные формы и средства воспитания;

Соответственно определяются и методы воспитания женщин-военнослужащих. К основным из них относятся следующие:• убеждение – как важнейший

Слайд 36
• положительный пример в профессиональной деятельности женщин и в

определении их статусно-ролевых позиций в воинском коллективе;

• «напоминание о недостатках»,

применяемый, как правило, в личной беседе как тактичные рекомендации женщине обратить внимание на имеющиеся недостатки в служебной деятельности;

• «сдерживание отрицательных эмоций», предполагающее отвлечение женщин от переживаний путем активизации актуальных положительных эмоций, предварительное предупреждение о серьезном разговоре, поручение заданий, позволяющих отвлечься от нежелательных негативных чувств;

• положительный пример в профессиональной деятельности женщин и в определении их статусно-ролевых позиций в воинском коллективе;•

Слайд 37
• «немедленная остановка», применяемая в ситуации резкого обострения межличностного

конфликта; суть данного метода заключается в том, чтобы не отвечать

ударом на нанесенный удар, а собрать волю и энергично, корректно прекратить общение, затем через некоторое время, учитывая психологическое состояние женщины, вернуться к проблеме, тактично выяснить отношения, устранить недоразумения и двусмысленность;

• материальное и моральное стимулирование профессиональной деятельности, направленное на решение актуальных социальных проблем и удовлетворение эмоциональных ожиданий женщин-военнослужащих;

• «немедленная остановка», применяемая в ситуации резкого обострения межличностного конфликта; суть данного метода заключается в том,

Слайд 38
• поощрение как средство активизации служебной мобильности женщин и

актуализации их природных способностей; профессиональные заслуги и взятые служебные рубежи

военнослужащих женского пола необходимо широко популяризировать в коллективе, среди членов семьи и профессиональных авторитетов;

• дифференцированный подход к личностным и профессиональным проблемам женщин, принятие обоснованных решений при рассмотрении всех вопросов, связанных с коллективом, где проходит службу женщина, и с проблемной ситуацией, в которой она оказалась.

• наказание как крайняя форма воспитательного воздействия в случае, если цели не были достигнуты ранее перечисленными методами.

• поощрение как средство активизации служебной мобильности женщин и актуализации их природных способностей; профессиональные заслуги и

Слайд 39
Большую роль играет также личный пример мужчины и офицера.
Таким

образом, анализ социальных проблем женщин-военнослужащих и практики воспитательной работы с

ними свидетельствует о том, что необходимо стремиться избегать грубого, нетактичного поведения. Задача офицера, командира, воспитателя – быть справедливым ко всем подчиненным независимо от половой принадлежности и подчеркнуто вежливым в предъявлении требований к женщинам.

Большую роль играет также личный пример мужчины и офицера.Таким образом, анализ социальных проблем женщин-военнослужащих и практики

Слайд 40
Нельзя забывать, что именно на офицере лежит ответственность за

создание для женщин необходимых бытовых условий, учитывающих специфику их организма

при выполнении служебных обязанностей. Все это в целом должно способствовать формированию здоровой морально-психологической атмосферы в коллективе, нейтрализации неоправданных служебных конфликтов на гендерной основе и обеспечению социальной поддержки женщин-военнослужащих в трудных ситуациях личной жизни и военно-профессиональной деятельности.

Нельзя забывать, что именно на офицере лежит ответственность за создание для женщин необходимых бытовых условий, учитывающих

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика