Слайд 1Тема № 1.3 «Управление безопасностью жизнедеятельности»
Лекция для студентов 2-го курса
лечебного и педиатрического факультетов
Слайд 2Вопросы лекции
Законы и подзаконные акты
Нормативно-техническая документация
Управление ЧС
Международное сотрудничество
Слайд 4 Основой законодательного обеспечения безопасности является Конституция Российской Федерации.
В Конституции базовой
статьей является статья 37, смысл которой – труд свободен.
«Каждый имеет
право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности. Запрет принудительного труда. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».
Статья 41 провозглашает утверждение права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья людей влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами.
Слайд 5Вопрос 1 «Законы и
подзаконные акты»
Слайд 6 Правовую основу обеспечения безопас-ности жизнедеятельности составляют соответст-вующие законы и постановления,
принятые пред-ставительными органами РФ (до 1992 г. РСФСР) и входящих
в нее республик, а также подзаконные акты: указы Президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами
Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.) Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1991 г.) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.). Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.). Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), законы РФ «О недрах» (1992 г.) и «Об экологической экспертизе» (1995 г.).
Слайд 7Вопрос 2 «Нормативно-техническая документация»
Слайд 8Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные
санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и
правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Слайд 9В системе строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений
различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования.
В группе 12 части 2 системы представлены нормы отвода земель под различные строительные объекты. Особо отметим СНиП 2.04.03–85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», в котором подробно рассмотрены мероприятия и устройства по очистке сточных вод, их обеззараживанию, а также по утилизации осадков, полученных при очистке (группа 04 части 2 системы СНиПов).
Слайд 10Система стандартов «Охрана природы» – составная часть государственной системы стандартизации
(ГСС), ее 17-я система. Система стандартов в области охраны природы
и улучшения использования природных ресурсов–совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.
Слайд 11 Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов
стандартов. Кодовое название комплекса: 0 – организационно-методические стандарты; 1 –гидросфера,
2–атмосфера, 3 –биологические ресурсы, 4 –почвы, 5 –земли, 6 –флора, 7 – фауна, 8–ландшафты, 9–недра. Каждый комплекс стандартов, начиная с комплекса «гидросфера» и кончая комплексом «недра», включает в себя шесть групп стандартов.
Классификация системы стандартов в области охраны природы:
Шифр группы:
0 - Основные положения
1 - Термины, определения, классификация
2 - Показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов
3 - Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов
4 - Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйствования
5 – Требования к средствам контроля и измерений состояния среды
6 - Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите
7 - Прочие стандарты
Слайд 12 Нормативно-техническая документация по охране труда включает правила по технике безопас-ности
и производственной санитарии, санитарные нормы и правила, стандарты системы стандартов
безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих.
Согласно Трудовому кодексу РФ, правила по охране труда подразделяются на единые, межотрасле-вые и отраслевые
Стандарты подсистемы 0 устанавливают: цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных и вредных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности. Большую часть этой подсистемы составляют стандарты предприятий (СТП).
Объектами стандартизации на предприятиях являются: организация работ по охране труда, контроль состояния условий труда, порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктажа работающих по безопасности труда; организация контроля за безопасностью труда и всех других работ, которыми занимается служба охраны труда.
Слайд 13 Стандарты подсистемы 1 устанавливают требования по видам опасных и вредных
производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы и
средства защиты работающих от их воздействия; методы контроля уровня указанных факторов.
Стандарты подсистемы 2 устанавливают: общие требования безопасности к производственному оборудованию; требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований.
Стандарты подсистемы 3 устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности.
Стандарты подсистемы 4 устанавливают требования безопасности к средствам защиты.
Стандарты подсистемы 5 – устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.
Слайд 14Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов
«Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС)
Основные цели комплекса:
повышение эффективности мероприятий по
предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС;
предотвращение или снижение ущерба в ЧС;
эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Слайд 15Задача комплекса – установление:
терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС,
номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов;
основных положений по
мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС, по организации ликвидации ЧС;
уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС;
методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС;
способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей.
Слайд 16Классификация стандартов, входящих в комплекс стандартов БЧС
Номер группы
Группа стандартов
Кодовое наименование
0
- Основополагающие стандарты. Основные положения
1 - Стандарты в области мониторинга
и прогнозирования. Мониторинг и прогнозирование
2 - Стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства. Безопасность объектов народного хозяйства
3 - Стандарты в области обеспечения безопасности населения. Безопасность населения
4 - Стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов. Безопасность продовольствия
5 - Стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйст-венных животных и растений. Безопасность животных и растений
Слайд 17Классификация стандартов, входящих в комплекс стандартов БЧС
6 - Стандарты в
области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения. Безопасность воды
7 -
Стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения. Управление, связь, оповещение
8 - Стандарты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
9 - Стандарты в области технического оснащения аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей. Аварийно-спасательные средства
10,11 - Резерв
Содержание остальных групп стандартов определяется их кодовым наименованием.
Слайд 19РСЧС включает территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней:
объектовый, местный, территориальный, региональный федеральный
Территориальные подсистемы (республик в составе РФ,
краев и областей) состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению.
Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по предупреждению бедствий и ликвидации последствий ЧС.
Координирующими органами РСЧС являются межведомственные и ведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, региональные центры аналогичного назначения, комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, комиссия по ЧС органов местного самоуправления и объектные комиссии по ЧС.
Слайд 20Силы и средства РСЧС в рамках ее подсистем подразделяются на
силы и средства:
наблюдения и контроля;
ликвидации ЧС.
Первые из них состоят из
сил следующих органов:
контрольно-инспекционной службы Минприроды РФ;
служб и ведомств РФ, осуществляющих контроль и наблюдение за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также проводящих анализ их воздействия на уровне населения;
службы мониторинга опасных процессов Минстроя РФ;
сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны (ГО);
службы предупреждения о стихийных бедствиях Минприродресурсов и АН РФ;
космических средств наблюдения.
Слайд 21Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:
военизированные и
невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств, организаций РФ;
учреждений и
формирований экстренной медицинской помощи Минздрава РФ;
частей и подразделений служб противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД РФ;
соединений и воинских частей, территориальных и объектовых формирований ГО РФ;
соединений и воинских частей химических и инженерных войск вооруженных сил;
сил и средств поискового и аварийно-спасательного обеспечения Минтранса РФ;
отрядов, служб и специалистов Ассоциации спасательных формирований, а также служб некоторых других ведомств.
Слайд 22Вопрос 4 «Международное сотрудничество»
Слайд 23 Россия участвует и в международном сотрудничестве, проводимом по линии ООН,
ЮНЕСКО и других организаций. С 1973 г. действует специализированное учреждение
«Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЭП).
Ученые и специалисты России принимают участие в осуществлении специальной международной программы «Человек и биосфера», Международном совете охраны птиц (СПО), Международной федерации молодежи по исследованию и охране окружающей среды Научного комитета по проблемам окружающей среды, Международного совета научных союзов (СКОПЕ). Примером плодотворного межгосударственного сотрудничества в области охраны природы служит деятельность Международного союза охраны природы (МСОП).
Слайд 24Международное сотрудничество по охране труда осуществляется в рамках Международной организации
труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Федерации специалистов по охране
труда и промышленной гигиене (ИФАС), а также международной организации по безопасности и охране труда (МОРБОТ). МОТ в частности разрабатывает рекомендации по нормализации условий труда, ВОЗ–нормативов качества производственной среды. ИФАС координирует разработки по всему комплексу вопросов, связанных с безопасностью труда, МОРБОТ – по вопросам прогнозирования риска и создания средств защиты.