Разделы презентаций


Тема № 2 Обязательства из причинения вреда публичной властью

Содержание

ПЛАН:1. Понятие и субъекты обязательств из причинения вреда публичной властью. 2. Основание и условия ответственности за вред, причиненный публичной властью.3. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема № 2
Обязательства из причинения вреда публичной властью

Тема № 2Обязательства из причинения вреда публичной властью

Слайд 2ПЛАН:
1. Понятие и субъекты обязательств из причинения вреда публичной властью.


2. Основание и условия ответственности за вред, причиненный публичной властью.
3.

Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.
4. Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
ПЛАН:1. Понятие и субъекты обязательств из причинения вреда публичной властью. 2. Основание и условия ответственности за вред,

Слайд 31. Понятие и субъекты обязательств из причинения вреда публичной властью.

1. Понятие и субъекты обязательств из причинения вреда публичной властью.

Слайд 4ЛИТЕРАТУРА:
Орлова А.А. Реабилитация и возмещение вреда пострадавшим от действий должностных

лиц в ходе уголовного судопроизводства. Проблемы теории, права и правоприменения

[Электронный ресурс]: монография/ А.А. Орлова— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 175 c.— ЭБС «IPRbooks»
Булатов Б.Б. Возмещение вреда, причиненного незаконным применением мер уголовно-процессуального принуждения [Электронный ресурс]: монография/ Б.Б. Булатов, В.В. Николюк, Н.Ф. Сосновик— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омская академия МВД России, 2005.— 96 c.
ЛИТЕРАТУРА:Орлова А.А. Реабилитация и возмещение вреда пострадавшим от действий должностных лиц в ходе уголовного судопроизводства. Проблемы теории,

Слайд 5Разъяснения судов о порядке применения норм Гражданского кодекса Российской Федерации

о возмещении вреда [Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые данные.— М.:

ЭкООнис, 2013.— 60 c.
Грушевая Е.П. Деликтная ответственность органов публичной власти [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для бакалавриата/ Е.П. Грушевая— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2013.— 34 c.
Андреев Ю.Н. Ответственность государства за причинение вреда [Электронный ресурс]: цивилистические аспекты/ Ю.Н. Андреев— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Юридический центр Пресс, 2013.— 384 c.
Разъяснения судов о порядке применения норм Гражданского кодекса Российской Федерации о возмещении вреда [Электронный ресурс]/ — Электрон.

Слайд 6В действующем законодательстве обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате

деятельности ОГВ, МС и их ДЛ, нашла отражение как на

конституционном уровне, так и на отраслевом:

- ст. 53 Конституции РФ определено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного действиями (или бездействием) ОГВ или их ДЛ;
- ст. 16, 1069, 1070 ГК РФ раскрывают основание и условия возмещения вреда, причиненного в результате деятельности государственных органов, ОМС и их ДЛ;
- специальные нормы закреплены в отраслевом законодательстве: ст. 61, 62 ЗК РФ, ст. 35, 37 НК РФ, ст. 28 ФЗ от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", ст. 119 ФЗ от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В действующем законодательстве обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате деятельности ОГВ, МС и их ДЛ, нашла

Слайд 7Гражданско-правовая ответственность государства, МЦО - установленная законом мера воздействия имущественного

характера, опосредованная правом, направленная на восстановление нарушенных прав лица, применяемая

в отношении государства, МЦО в силу прямого указания на это в законе, с целью предотвращения совершения новых правонарушений, обеспечения стабильности гражданского оборота.
Гражданско-правовая ответственность государства, МЦО - установленная законом мера воздействия имущественного характера, опосредованная правом, направленная на восстановление нарушенных

Слайд 8Деликтная гражданско-правовая ответствен-ность государства — это имущественная ? ответственность публично-правового

образования (РФ, ее субъектов, МО) за счет казны соответствующего уровня

в установленном законом порядке в связи с причинением деликтного вреда физическим и ЮЛ государственными и муниципальными органами, их должностными лицами при осуществлении последними властных полномочий от имени государства в процессе исполнения служебных обязанностей.
Деликтная гражданско-правовая ответствен-ность государства — это имущественная ? ответственность публично-правового образования (РФ, ее субъектов, МО) за счет

Слайд 9Обязанность государства по возмещению вреда является мерой юридической (гражданско-правовой) ответственности

с учетом ряда особенностей:
- специфический субъект - РФ, субъект РФ,

МО, которые, не являясь непосредственными причинителями вреда, выступают в таком качестве опосредованно в результате незаконной деятельности созданных ГОС органов, ОМС и их ДЛ, в силу прямого указания на это в законе;
- ответственность возникает за вред, причиненный в результате действий, связанных с осуществлением публично-правовых функций;
- порядок возложения гражданско-правовой ответственности исключительно судебный.
Обязанность государства по возмещению вреда является мерой юридической (гражданско-правовой) ответственности с учетом ряда особенностей:	- специфический субъект -

Слайд 10Под органами публичной власти в литературе понимают систему государственных органов,

которые в соответствии с предоставленными им полномочиями совершают акты власти,

в том числе через действия их ДЛ. В систему органов публичной власти входят и органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суд.

ОМС не относятся к ОГВ, что не лишает их публично-правовой компетенции, и они также подпадают под понятие «орган публичной власти».

Под органами публичной власти в литературе понимают систему государственных органов, которые в соответствии с предоставленными им полномочиями

Слайд 11 Рассматривая институт ответственности государства, НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ТО, что

он обладает определенными отличиями от иных деликтных обязательств в силу

его тесной связи с публичным правом, что влечет отдельные изъятия из общих гражданско-правовых положений о деликтной ответственности.
Государство в лице своих органов и их ДЛ, нарушая чьи-либо права, выступает в качестве правонарушителя и одновременно является правоприменителем, привлекая виновных к ответственности.
Рассматривая институт ответственности государства, НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ТО, что он обладает определенными отличиями от иных деликтных

Слайд 122. Основание и условия ответственности за вред, причиненный публичной властью.

2. Основание и условия ответственности за вред, причиненный публичной властью.

Слайд 13 Гражданское правонарушение является основанием ответственности,

а признаки, которым должно отвечать это правонарушение, - условиями.

Основанием гражданско-правовой ответственности является нарушение различных (включая деликтные) норм гражданского законодательства, договорных условий фактическими и юридическими действиями (бездействием) правонарушителя, ведущее к возникновению имущественного вреда (имуществу гражданина или юридического лица) и (или) неимущественного вреда (личности гражданина или юридического лица), нарушению первоначального положения потерпевшего.
Гражданское правонарушение является основанием ответственности, а признаки, которым должно отвечать это правонарушение,

Слайд 14Основанием гражданско-правовой ответственности российского государства как участника гражданско-правовых отношений является

причинение государственными органами и служащими имущественного и (или) неимущественного вреда

гражданам и ЮЛ в результате совершения противоправных действий (бездействия), связанных с осуществлением
полномочий публичной власти, в сферах
– государственного (административного) управления,
– уголовного и административного преследования,
– отправления правосудия в рамках уголовного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства,
– осуществления судебного контроля и судебной деятельности, не связанной с рассмотрением судебных дел по существу.
Основанием гражданско-правовой ответственности российского государства как участника гражданско-правовых отношений является причинение государственными органами и служащими имущественного и

Слайд 15Принципиальными основаниями гражданско-правовой ответственности самого государства являются нарушение им своих

(государственных) функций по соблюдению, охране и защите прав, свобод и

законных интересов граждан, предусмотренных ст. ст. 2, 7, 45, 46, 52 Конституции РФ, необеспечение законного функционирования своих государственных органов и служащих
Принципиальными основаниями гражданско-правовой ответственности самого государства являются нарушение им своих (государственных) функций по соблюдению, охране и защите

Слайд 16Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и

применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и

обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,

Слайд 17К незаконным (противоправным) действиям (бездействию) государственных органов и их служащих

относятся нарушения последними обязательных для исполнения в РФ в силу

ч. 4 ст. 15 Конституции РФ норм международного права, Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов, действовавших на момент причинения вреда;
– совершение действий (бездействия) на основании НПА, не подлежащих применению в силу их несоответствия законам и иным НПА, имеющим большую юридическую силу, а также
– совершение действий (бездействия), которые хотя формально и не нарушают нормативные запреты, предписания и ограничения, но в то же время противоречат духу правового закона, основным гуманистическим принципам гражданского законодательства, этическим нормам, закрепленным в праве, нормам публичного права.
К незаконным (противоправным) действиям (бездействию) государственных органов и их служащих относятся нарушения последними обязательных для исполнения в

Слайд 18Неправомерность (незаконность) действий государственных и муниципальных органов, их ДЛ проявляется

в принятии последними незаконных коллегиальных или единоличных актов
нормативного или

индивидуального характера
(в виде решений, приказов, распоряжений, письменных указаний, разъяснений, писем) при исполнении своих служебных полномочий.
Неправомерность (незаконность) действий государственных и муниципальных органов, их ДЛ проявляется в принятии последними незаконных коллегиальных или единоличных

Слайд 19Правовой акт государственного (муниципального) органа может быть признан недействительным в

случае его несоответствия закону или правовому акту, имеющему большую юридическую

силу, в частности:
– при издании акта органом, не имеющим права издавать подобного рода акты;
– при отсутствии предусмотренных законом фактических обстоятельств, являющихся основанием для издания соответствующего правового акта;
– при произвольном толковании положений закона, обусловившем принятие противоречащего ему акта;
– при издании правового акта во исполнение отмененного либо утратившего силу закона;
– при умышленном искажении смысла закона в изданном правовом акте;
– при неправильном выборе закона, положенного в основу решения представленных в правовом акте вопросов;
– при несоблюдении правил, сроков, формы и процедуры издания акта.
Правовой акт государственного (муниципального) органа может быть признан недействительным в случае его несоответствия закону или правовому акту,

Слайд 20 Согласно СТ. 192 АПК РФ граждане, организации

и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением

о признании недействующим НПА, принятого государственным органом, ДЛ, если полагают, что оспариваемый НПА или отдельные его положения не соответствуют закону или иному НПА, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Почти аналогичные положения в отношении физических лиц об оспаривании решений государственных и муниципальных органов, ДЛ, государственных и муниципальных служащих имеются в ст.ст. 251, 254 ГПК РФ.
Согласно СТ. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный

Слайд 21ИП Х. обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском

к районному совету и районной администрации о признании недействительным решения

сессии этого совета от 8 июля 1999 г. "Об утверждении порядка закупки продуктов побочного лесопользования на территории района" и Постановления главы МС от того же года "Об утверждении порядка выписки лесобилета". Истец полагал, что ущербом являются уплаченные сборы за услуги по выдаче лесобилетов, установленные названными актами. Удовлетворяя исковое требование Х. о возмещении ущерба, суд сослался на то, что незаконность решения сессии районного совета и Постановления главы МС подтверждена протестом прокурора района.
Однако вышестоящая судебная инстанция отменила вынесенное решение по следующим основаниям. Суд первой инстанции не учел, что протест прокурора не устанавливает законность либо незаконность актов ОМС и не может служить бесспорным тому доказательством.
В деле отсутствуют сведения о том, что названные решения и постановления ОМС признаны в установленном порядке не соответствующими закону или иному правовому акту, что, согласно СТ. 1069 ГК РФ, является условием возмещения вреда, причиненного ОМС. Судом не дана оценка законности актов сессии районного совета и главы МС применительно к данному делу
ИП Х. обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к районному совету и районной администрации о

Слайд 22В состав условий наступления деликтной ответственности государства (иных публично-правовых образований)

включаются общие и специальные условия ответственности. При этом специальные условия

связаны с правовым статусом причинителя вреда,
характером его деятельности, обусловленых публично-правовой природой государства и его органов.
В состав условий наступления деликтной ответственности государства (иных публично-правовых образований) включаются общие и специальные условия ответственности. При

Слайд 23Ответственность за причиненный вред наступает при наличии в совокупности четырех

условий, из которых три носят объективный характер (противоправное поведение, вредоносный

результат, причинная связь между поведением правонарушителя и возникшим результатом) и одно - субъективный (вина).
Ответственность за причиненный вред наступает при наличии в совокупности четырех условий, из которых три носят объективный характер

Слайд 24Обязательства вследствие причинения вреда публично-правовыми образованиями включают в себя два

специальных деликта: обязательства вследствие причинения вреда государственными органами, ОМС и

их ДЛ (ст. 1069 ГК РФ);
обязательства вследствие причинения вреда незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ).
Обязательства вследствие причинения вреда публично-правовыми образованиями включают в себя два специальных деликта: обязательства вследствие причинения вреда государственными

Слайд 25Ответственность публично-правовых образований будет наступать только в том случае, если

вред был причинен при осуществлении властной деятельности, реализации публичных функций,

иначе данные образования отвечали бы вообще за любые действия созданных ими органов. Властные действия публичных органов и их ДЛ могут выражаться как в издании властного акта (решения), так и в совершении фактических действий (в бездействии).
Ответственность публично-правовых образований будет наступать только в том случае, если вред был причинен при осуществлении властной деятельности,

Слайд 26При рассмотрении дела по иску Ш. к правительству области о

возмещении убытков судом установлено, что истцу принадлежит земельный участок СХ

назначения с видом разрешенного использования для ведения ЛПХ. Часть указанного участка была использована для строительства автомобильной дороги, находящейся в собственности области, однако предусмотренная законом процедура изъятия у собственника принадлежащего ему земельного участка для государственных нужд не проведена, решение об изъятии у Ш. земельного участка или его части не принималось.
При рассмотрении дела по иску Ш. к правительству области о возмещении убытков судом установлено, что истцу принадлежит

Слайд 27Признав нарушенными имущественные права собственника земельного участка на предварительное и

равноценное возмещение стоимости фактически изъятой земли, суд, с учетом положений

статей 15, 16, 281, 1069 ГК РФ, статей 55, 57, 62 ЗК РФ, принял обоснованное решение об удовлетворении требований Ш. о разделе земельного участка на два земельных участка и взыскании в его пользу убытков в размере рыночной стоимости земельного участка, фактически используемого для государственных нужд.
(По материалам судебной практики Челябинского областного суда)
Признав нарушенными имущественные права собственника земельного участка на предварительное и равноценное возмещение стоимости фактически изъятой земли, суд,

Слайд 28Если полномочия по государственной регистрации прав на имущество возложены на

государственное учреждение, убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации прав

на имущество, уклонением от государственной регистрации, внесением в государственный реестр незаконных или недостоверных данных о праве либо нарушением предусмотренного законом порядка государственной регистрации прав на имущество, подлежат возмещению за счет казны РФ (пункт 9 статьи 8.1, статья 1069 ГК РФ).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" {КонсультантПлюс}
Если полномочия по государственной регистрации прав на имущество возложены на государственное учреждение, убытки, причиненные незаконным отказом в

Слайд 29В качестве специального условия ответственности государства и МЦО следует выделить

условие, относящееся к субъекту (причинителю вреда). Вред возмещается за счет

казны, если он причинен ОГВ и МС или его ДЛ. Несмотря на отсутствие единообразия в определении понятия "орган государственной власти", "орган местного самоуправления", большинство исследователей выделяют следующие их характерные признаки:
В качестве специального условия ответственности государства и МЦО следует выделить условие, относящееся к субъекту (причинителю вреда). Вред

Слайд 30- является обособленной единицей в структуре единого аппарата государства, МЦО;
-

создан для обеспечения публично-правовых функций в различных сферах общественной жизни;
-

действует от имени государства, МЦО и в то же время от собственного имени;
- обладает собственной компетенцией и правом принятия управленческих решений, обязательных для исполнения;
- учреждается государством, МО и финансируется из соответствующего бюджета
- является обособленной единицей в структуре единого аппарата государства, МЦО;- создан для обеспечения публично-правовых функций в различных

Слайд 31В 2013 году в Гражданский кодекс РФ включена ст. 16.1,

установившая, что в случаях и порядке, предусмотренных законом, возможна компенсация

ущерба, причиненного личности или имуществу не только неправомерными действиями (бездействием) публичной власти, но и правомерными действиями государственных органов, ОМС, ДЛ этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия.
В 2013 году в Гражданский кодекс РФ включена ст. 16.1, установившая, что в случаях и порядке, предусмотренных

Слайд 323. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления,

а также их должностными лицами.

3. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.

Слайд 33Руководствуясь нормами действующего законодательства, Пленум ВС РФ в постановлении «О

практике рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) ОГВ, ОМС,

ДЛ, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 г. № 2 разъяснил, что федеральные ОГВ — это представительные (законодательные) органы РФ, ФОИВ, образуемые в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ, указами Президента РФ о системе и структуре ФОИВ, а также территориальные органы, созданные ФОИВ для осуществления своих полномочий;
Руководствуясь нормами действующего законодательства, Пленум ВС РФ в постановлении «О практике рассмотрения дел об оспаривании решений, действий

Слайд 34Органы государственной власти субъекта РФ — это законодательный (представительный) орган,

высший исполнительный орган и иные ОГВ, образуемые в соответствии с

конституцией (уставом) субъекта РФ и на основании НПА органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ и (или) его высшего ДЛ;
ОМС — это представительный орган муниципального образования, местной администрации и иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Органы государственной власти субъекта РФ — это законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган и иные ОГВ, образуемые

Слайд 35Пленум Верховного Суда РФ в п. 3 постановления от 10

февраля 2009 г. № 2 разъяснил, что к должностным лицам

следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени ФОИВ, иных федеральных государственных органов, ОГВ субъектов РФ, ОМС, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, чьи решения или действия (бездействие) имеют обязательный характер и затрагивают права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от них.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 3 постановления от 10 февраля 2009 г. № 2 разъяснил, что

Слайд 364. Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного

следствия, прокуратуры и суда.

4. Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Слайд 37Субъектный состав правоотношений в деликте, регулируемом ст. 1070 ГК РФ,

специфичен тем, что в качестве причинителей вреда выступают правоохранительные органы

(органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры) и судебные органы, в качестве потерпевших — только граждане и ЮЛ. Публично-правовые образования не являются потерпевшими по данному деликту.
Субъектный состав правоотношений в деликте, регулируемом ст. 1070 ГК РФ, специфичен тем, что в качестве причинителей вреда

Слайд 38Ответственность правоохранительных органов и суда за причинение вреда, установленная в

п. 1 ст. 1070 ГК РФ, наступает при следующих трех

условиях:
наличие вреда;
незаконность действий правоохранительных органов и суда;
причинно-следственная связь между вредом и незаконными действиями.
Таким образом, в данном деликте имеется «усеченный состав» условий, так как отсутствует требование о наличии вины соответствующих органов публичной власти.
Ответственность правоохранительных органов и суда за причинение вреда, установленная в п. 1 ст. 1070 ГК РФ, наступает

Слайд 39Законодатель определил перечень таких действий в п. 1 ст. 1070

ГК РФ: незаконное осуждение;
– незаконное привлечение к уголовной ответственности;


– незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде;
– незаконное привлечение к АДМ ответственности в виде АДМ ареста; незаконное привлечение ЮЛ к АДМ ответственности в виде АДМ приостановления деятельности.
Законодатель определил перечень таких действий в п. 1 ст. 1070 ГК РФ: незаконное осуждение; – незаконное привлечение

Слайд 40Несмотря на закрытый характер приведенного перечня, Конституционный Суд РФ своими

решениями, связанными с выяснением соответствия положений п. 1 ст. 1070

ГК РФ Конституции РФ, расширил его, включив такие действия, как:
незаконное задержание в качестве подозреваемого (Определение от 4 декабря 2003 г. № 440-О);
незаконное АДМ задержание на срок до 48 часов (Постановление от 16 июня 2009 г. № 9-П).
Большая часть незаконных действий, включенных в п. 1 ст. 1070 ГК РФ, совершается в сфере уголовного судопроизводства, и порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда именуется реабилитацией (гл. 18 УПК РФ).
Несмотря на закрытый характер приведенного перечня, Конституционный Суд РФ своими решениями, связанными с выяснением соответствия положений п.

Слайд 41 Перечень незаконных действий правоохранительных органов и

суда, содержащийся в п. 1 ст. 1070 ГК РФ, в

значительной степени перекрывается положениями гл. 18 УПК РФ «Реабилитация», которые повышают гарантии прав и законных интересов потерпевших.
Согласно ст. 133 УПК РФ правом на возмещение вреда обладают любые лица, незаконно подвергнутые любым мерам процессуального принуждения, а также принудительным мерам медицинского характера в ходе производства по уголовному делу.
Перечень незаконных действий правоохранительных органов и суда, содержащийся в п. 1 ст. 1070

Слайд 42Согласно п. 2 ст. 1070 ГК РФ при причинении вреда

иными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, не

повлекшими последствий, предусмотренных п. 1 ст. 1070 ГК РФ (например, незаконное наложение штрафа за нарушение правил дорожного движения, незаконное изъятие документов в ходе выемки или обыска, незаконное наложение ареста на имущество и др.), вред возмещается на условиях, которые предусмотрены ст. 1069 ГК РФ. Таким образом, деликтные обязательства, предусмотренные ст. 1069 ГК РФ и п. 2 ст. 1070 ГК РФ, отличаются только фигурой причинителя вреда, но не условиями возникновения обязательства.
Согласно п. 2 ст. 1070 ГК РФ при причинении вреда иными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры

Слайд 43Практика Московского городского суда
Суд взыскал с РФ в лице МВД

РФ за счет казны РФ в счет возмещения вреда сумму,

уплаченную истцом за транспортировку и хранение своего транспортного средства на специализированной стоянке, а также понесенные им расходы на оказание юридических услуг.
Практика Московского городского судаСуд взыскал с РФ в лице МВД РФ за счет казны РФ в счет

Слайд 44Постановлением по делу об административном нарушении ОБ ДПС ГИБДД УВД

по ЮАО МВД России по г. Москве истец признан виновным

в совершении АП, предусмотренного ч. 6 ст. 12.19 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде АДМ штрафа. Решением районного суда г. Москвы указанное постановление отменено, производство по делу об АП прекращено в связи с отсутствием события АП. Суд, руководствуясь ст. ст. 15, 1064, 1069 ГК РФ, принял решение взыскать с ответчика в пользу истца уплаченную последним сумму за услуги эвакуации, поскольку вина ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЮАО МВД России по г. Москве в причинении истцу убытков установлена решением районного суда г. Москвы.
(Определение Московского городского суда от 07.11.2016 N 4г-12891/2016)
Постановлением по делу об административном нарушении ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЮАО МВД России по г. Москве

Слайд 45Особое правило установлено в п. 2 ст. 1070 ГК РФ

законодателем для случаев возмещения вреда, причиненного при осуществлении правосудия: вина

судьи в причинении вреда должна быть установлена приговором суда.
Особое правило установлено в п. 2 ст. 1070 ГК РФ законодателем для случаев возмещения вреда, причиненного при

Слайд 46Законодатель связывает предусмотренную п. 2 ст. 1070 ГК РФ ответственность

государства за вред, причиненный при осуществлении правосудия, с разрешением дела

по существу. Но в процессе гражданского судопроизводства принимаются и судебные акты, в которых разрешаются процессуально-правовые вопросы (например, о принятии заявления, о прекращении производства и др.). Конституционный Суд РФ разъяснил в Постановлении от 25 января 2001 г. № 1-П, что если судья в ходе осуществления судопроизводства издает незаконный акт (или проявляет незаконное бездействие) по вопросам, определяющим не материально-правовое (решение спора по существу), а процессуально-правовое положение сторон, то вина судьи может быть установлена не приговором суда, а иным соответствующим судебным =.
Законодатель связывает предусмотренную п. 2 ст. 1070 ГК РФ ответственность государства за вред, причиненный при осуществлении правосудия,

Слайд 47Уголовно ненаказуемые, но незаконные виновные действия (бездействие) судьи в гражданском

судопроизводстве (например, незаконное наложение ареста на имущество, нарушение разумных сроков

судебного разбирательства и др.), не относящиеся к принятию решения по существу, должны рассматриваться как нарушение права на справедливое судебное разбирательство, что предполагает необходимость компенсации лицу вреда, причиненного нарушением этого права. Особо Конституционный Суд РФ отметил, что при рассмотрении вопроса о процессуальных нарушениях, допущенных судьей, не действует положение о презумпции вины причинителя вреда, предусмотренное п. 2 ст. 1064 ГК РФ.
Уголовно ненаказуемые, но незаконные виновные действия (бездействие) судьи в гражданском судопроизводстве (например, незаконное наложение ареста на имущество,

Слайд 48Несмотря на предписание, данное Конституционным Судом РФ Федеральному Собранию в

Постановлении от 25 января 2001 г. № 1П, в законодательном

порядке не были урегулированы основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) суда (судей), не определены подведомственность и подсудность таких дел применительно к случаям, когда вина судьи установлена не приговором, а в ином судебном порядке. В связи с таким положением КС РФ указал, что отсутствие общих или специальных правил, установленных процессуальным законом для рассмотрения каких-либо конкретных дел, само по себе не может являться основанием для отказа в защите нарушенных прав, и должны непосредственно применяться нормы Конституции РФ (Определение от 5 марта 2009 г. № 278ОП). По существу, в данном случае имеет место пробел в праве.
Несмотря на предписание, данное Конституционным Судом РФ Федеральному Собранию в Постановлении от 25 января 2001 г. №

Слайд 49ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный

срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ предложил способ защиты, отличный от гражданско-правового способа защиты прав, нарушенных незаконными действиями суда и иных органов публичной власти (возмещение убытков). Присуждение компенсации не связывается с рассмотрением вопроса о вине суда. Компенсация, предусмотренная данным Законом, носит публично-правовой характер.
Законодатель обусловил ее присуждение лишением заинтересованного лица права на компенсацию морального вреда за указанное нарушение. Вместе с тем присуждение компенсации не препятствует возмещению вреда, причиненного органами публичной власти, в соответствии со ст.ст. 1069, 1070 ГК РФ
ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика