Слайд 1Тема № 5.
Современные зарубежные
концепции национальной
безопасности
Учебные вопросы:
Зарождение и формирование концепции национальной безопасности
за рубежом.
2. Особенности современных зарубежных концепций национальной
безопасности.
Слайд 4
Концепция - (от лат. conceptio - понимание, система), определенный способ
понимания, трактовки кого-либо предмета, явления, процесса, основанный на точке зрения
на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения.
Доктрина – (лат. doctrina – учение) систематизированное учение, концепция, совокупность принципов. Часто употребляется при обозначении взглядов с оттенком догматизма.
Стратегия - (от греч. strategos войско веду) - наиболее общий план действия.
Слайд 5 Под «национальной безопасностью» в США понимают состояние защищенности
государства от враждебных актов или других видов вмешательства, в том
числе от внутренних угроз.
Понятие «национальная безопасность» включает как национальную оборону, так и внешние отношения государства в политической, экономической и других сферах.
По мнению американских экспертов, национальная безопасность должна обеспечиваться:
во-первых, военным преимуществом над любым иностранным государством или группой государств;
во-вторых, благоприятными позициями США и их союзников на международной арене;
в-третьих, поддержанием обороноспособности страны на уровне, позволяющем успешно противостоять любым враждебным и разрушительным действиям, проводимым открыто или тайно.
Слайд 6В основу американской теоретической модели национальной безопасности положены научные труда
Г. Моргентау:
содержание национальной безопасности и национальных интересов определяется политическими традициями и общим культурным контекстом, в рамках которых нация формулирует свою внешнюю политику.
При этом есть некоторые вещи, которые «все государства не могут не делать: защищать свою физическую, политическую и культурную сущность против посягательств других государств».
Слайд 7 В 50-е годы ХХ века безопасность в объективном
смысле
трактовалась отсутствием угрозы приобретенным государством
ценностям, а в субъективном
смысле, отсутствием страха за то, что эти
ценности будут подвержены угрозе».
Во второй половине 60-х годов ХХ века в основе лежал
идеологический подход в его чистом виде - антикоммунистический
подход холодной войны.
В 70-е годы ХХ века, в период разрядки, верх взяли идеи школы
политического реализма, в соответствие с которыми международные и
внутренние дела государства, вообще существование государства
должно базироваться на основе соблюдения законов.
В 80-е годы ХХ века возврат к идеологизированной политике.
«Для восьми американских администраций и двадцати конгрессов
основы американских внешнеполитических принципов оставались
непоколебимыми: противостояние тоталитаризму, защита
демократических реформ и прав человека, содействие процветанию и свободе во всем мире, причем все это на основе мощной обороны и твердых обязательств перед союзниками и друзьями». – Р.Рейган.
Слайд 8Стратегия концепции национальной безопасности США
90-х годов ХХ века
Состоит из
«трех столпов», четырех принципов и пяти направлений.
Столпы:
усиление экономики США;
распространение демократии в мире с помощью США;
усиление военной мощи США для охраны существующих ценностей и достижения новых.
Принципы:
сохранить свое лидерство как единственная сверхдержава мира;
установить эффективные политико-экономические отношения с наиболее
сильными державами мира;
создавать институты, содействующие экономическому сотрудничеству и
решению проблем безопасности;
поддерживать демократические процессы в мире в целях распространения
американских идеалов и интересов в мире.
Направления:
развитие открытой глобальной торговой системы;
развитие нового порядка безопасности в Европе;
содействие в установлении многостороннего мира на Ближнем Востоке;
препятствие распространению оружия массового поражения в мире;
борьба с международной преступностью, наркобизнесом и терроризмом.
Слайд 9 По мнению американских экспертов, национальная безопасность должна обеспечиваться:
во-первых, военным преимуществом над любым иностранным государством или
группой государств;
во-вторых, благоприятными позициями США и их союзников на международной арене;
в-третьих, поддержанием обороноспособности страны на уровне, позволяющем успешно противостоять любым враждебным и разрушительным действиям, проводимым открыто или тайно.
Слайд 10Стратегия национальной безопасности США - 2002
«США обладают беспрецедентными и непревзойденными
– силой и влиянием в мире.
Подкрепленная верой в принципы
свободы и ценность свободного общества, эта позиция сопряжена с беспрецедентными обязанностями, обязательствами и возможностями.
Великая мощь нашей страны должна использоваться для содействия балансу сил, который благоприятствует свободе»
Слайд 11 В «Стратегии национальной безопасности США» (2010)
военной мощи отводилась ключевая роль в обеспечении
глобального лидерства, национальной
безопасности, защиты и
продвижения национальных интересов Соединенных Штатов.
заявлялось о намерении Соединенных Штатов создать условия,
исключающие возможность соперничества с ними в военной области.
под предлогом непредсказуемости развития военно-политической
обстановки и стремления потенциальных противников нивелировать
американское военное превосходство, используя новые
(асимметричные) способы и средства ведения вооруженной борьбы,
планировалось значительно расширить возможности вооруженных сил
США в таких областях как борьба с террористическими организациями и
партизанскими формированиями, предотвращение приобретения и
применения потенциальными противниками оружия массового
поражения и иных средств вооруженной борьбы, обладание которыми
может подорвать безусловное военное превосходство США.
Слайд 12Стратегия национальной безопасности США 2015 г. Проведенный аппаратом Совета Безопасности
Российской Федерации анализ Стратегии показывает, что в отличие от предыдущей
(2010 г.) редакции она имеет явную антироссийскую направленность и формирует негативный облик нашей страны.
Стратегия разработана на основе принципа американской исключительности, права на односторонние действия по защите и продвижению интересов США в мире и несет в себе активный антироссийский заряд.
Слайд 13 Подчеркивается необходимость сдерживания «агрессии России», прежде всего в
отношении Украины.
Отмечается, что США будут сохранять бдительность
относительно стратегических возможностей России, а также помогать союзникам и партнерам противостоять российской политике.
Сделан особый акцент на продолжении взаимодействия США с европейскими союзниками с целью политической и экономической изоляции России «за ее вмешательство в дела Украины».
Возможность возобновления американо-российского сотрудничества ставится в зависимость от изменения Россией своего внешнеполитического курса в направлении «уважения суверенитета и демократических процессов» в соседних государствах.
Слайд 14 В Стратегии подчеркивается стремление США приступить к формированию нового
глобального экономического порядка.
Особое место в этом порядке должны
занять Транстихоокеанское партнерство и Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство, которые позволят обеспечить США центральные позиции в зонах свободной торговли, охватывающих две трети мировой экономики.
Вооруженные силы рассматриваются как основа национальной безопасности США, а военное превосходство считается главным фактором обеспечения американского мирового лидерства.
При этом сохраняется преемственность в установках на применение военной силы в одностороннем порядке и в любой точке мира, а также на сохранение военного присутствия за рубежом.
Слайд 15 Продекларирован отказ от проведения затратных масштабных операций за
рубежом (по типу Ирака и Афганистана) в пользу «адресных» военных
акций во взаимодействии с союзниками.
Внешнеполитическими приоритетами на ближайшую перспективу определены:
комплексное обеспечение безопасности США и их союзников,
стремление к полной ликвидации ядерного оружия,
обеспечение беспрепятственного доступа американских товаров на мировые рынки,
продвижение в мире американских ценностей,
формирование «более эффективного и справедливого» миропорядка при ведущей роли США.
Слайд 16К угрозам национальной безопасности отнесены:
нападение
на территорию США и объекты критической инфраструктуры, на американских граждан
и представителей стран-союзниц за пределами страны;
глобальный экономический кризис;
применение и распространение оружия массового поражения;
эпидемии инфекционных заболеваний;
негативные последствия изменений климата;
нарушение функционирования мирового энергетического рынка;
распространение насилия и преступности с территорий нестабильных стран.
Слайд 17 Провозглашен «стратегический поворот» в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. США
планируют укреплять союзы с Японией, Южной Кореей, Австралией, Филиппинами, развивать
сотрудничество с Вьетнамом, Индонезией, Малайзией. К категории партнеров США отнесена Индия.
США впервые заявили о намерении соперничать с Китаем с позиции силы, добиваясь соблюдения им норм международного права по широкому кругу вопросов - от обеспечения безопасности морского пространства до торговли и соблюдения прав человека. Под пристальным контролем остается военная деятельность Китая.
Среди международных организаций роль ведущих партнеров США отведена НАТО и Европейскому союзу.
Слайд 18При реализации положений Стратегии, по мнению аппарата Совета Безопасности Российской
Федерации, возможно формирование следующих угроз для России.
В долгосрочной
перспективе США во взаимодействии со своими союзниками продолжат курс на политическую и экономическую изоляцию России, в том числе на ограничение ее возможностей по экспорту энергоресурсов и вытеснение со всех рынков сбыта продукции военного назначения, одновременно создавая сложности для производства высокотехнологичной продукции в России.
Значительные усилия США и их союзниками будут направлены на формирование антироссийского политического курса государств, с которыми у России сложились партнерские отношения, а также на снижение российского влияния на постсоветском пространстве.
Слайд 19 Продолжится курс на сохранение мирового доминирования США, наращивание
боевых возможностей НАТО, а также на усиление военного присутствия США
в Азиатско-Тихокеанском регионе.
Военная сила и впредь будет рассматриваться в качестве основного средства обеспечения национальной безопасности и интересов США.
Все более широкое распространение для устранения неугодных США политических режимов приобретут усовершенствованные технологии «цветных революций» с высокой вероятностью применения их в отношении России.
Слайд 20СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАТО
- В основе установки военно-политического руководства
США. Страны, входящие в НАТО, вносят изменения в свои национальные
стратегии с тем, чтобы они соответствовали общей стратегии блока.
- Оценка обстановки: современная обстановка в мире характеризуется неопределенностью и угрозами интересам альянса, связанными с распространением ОМП, усилением международного терроризма, нарушением потоков жизненно важных ресурсов и другими негативными факторами.
- В вероятной войне ОВС НАТО будут действовать как в зоне ответственности альянса, так и за ее пределами.
- В целом сохраняет свою экспансионистскую сущность и направлена на защиту и продвижение интересов Запада с использованием силовых методов.
- Руководство НАТО не скрывает свое стремление контролировать «политическое состояние мирового сообщества, военно-стратегическую обстановку, а также запасы и распределение ресурсов на глобальном уровне».
- Задача НАТО закрепиться в регионах существующих и перспективных месторождений энергоресурсов и путей их транспортировки.
Слайд 21БЕЛАЯ КНИГА О НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
-
В своей внешнеполитической деятельности Великобритания опирается на постоянное укрепление своих
позиций в НАТО на основе особых партнерских отношений с США, активно участвует в формировании европейской политики в области обороны и безопасности и создании общеевропейского механизма разрешения конфликтов и кризисных ситуаций, в том числе, возникающих в удаленных от Европы регионах.
- Во внешней и оборонной политике упор делается на борьбу с международным терроризмом и распространением ОМП, а также нейтрализацию транснациональных угроз, исходящих с территории так называемых «проблемных» государств.
- Великобритания активнее других стран НАТО поддерживает все мероприятия администрации США и активно реформирует свои вооруженные силы с учетом изменения их задач.
- Во внутриполитической деятельности основными приоритетами являются ужесточение национального законодательства в сфере борьбы с международным терроризмом, усиление финансового контроля над организациями, подозреваемыми в причастности к террористической деятельности.
Слайд 22КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ФРАНЦИИ
- Официальные подходы к
обеспечению национальной безопасности напрямую зависят от складывающейся обстановки и тесно
связаны с конкретной официальной линией французского президента.
- Среди основных приоритетов стратегии национальной безопасности Франции следует отметить:
утверждение собственного независимого статуса за счет обладания ядерным потенциалом и значительной военной мощью;
участие в формировании политики НАТО;
дальнейшее укрепление ЕС через валютный союз (евро) и франко- германское взаимодействие;
укрепление двусторонних отношений с США.
Слайд 23БЕЛАЯ КНИГА О НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЕ ФРГ
-
Понимание проблем национальной безопасности тесно увязывается с необходимостью изменения задач
и предназначения бундесвера.
- Считается, что угрозы и риски Германии приобретают комплексный характер и могут возникнуть в любое время в любой точке мира. При этом - «ни одно государство в современных условиях не может собственными силами обеспечить для себя мир, безопасность и благополучие».
- Предусматривается тесное взаимодействие по вопросам международной и национальной безопасности с союзниками и партнерами, использование комплексного подхода к обеспечению всех аспектов безопасности (внутренних и внешних, политических, экономических, экологических, социальных и др.), а также реализация принципа превентивности, предполагающего раннее выявление кризисов и заблаговременное предотвращение их опасных последствий.
- Введено положение о стирании границ между внутренней и внешней безопасностью.
- Вооруженные силы - универсальный инструмент государственной политики, направленной на гарантированное обеспечение безопасности граждан и предназначенной для парирования любых угроз, с какими только может столкнуться страна уже в ближайшем будущем.
Слайд 24КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КНР
- Основным принципом является опора
на собственные силы, что трактуется как «использование всех имеющихся у
государства возможностей для защиты национальных интересов, проведение независимой внешней политики, неучастие в военно-политических блоках и отказ от вступления в союз с великими державами, а также противодействие гегемонизму США».
- Считается, что национальная безопасность напрямую зависит от мощи государства. Главные ее компоненты: экономика, наука и техника, внутриполитическая стабильность и военная мощь. Доминирующим фактором является экономический потенциал государства.
- В качестве главного условия и основы успешного экономического развития называется «создание мирного окружения» (военно-политический аспект безопасности) и «экономическая интеграция с соседями по региону» (экономический аспект).
- Одной из важных задач является «предотвращение локальной войны в регионе». Главным средством этого являются вооруженные силы, которые должны «повышать свою маневренность, огневую мощь и гибкость системы управления, а также добиваться более полного использования научных достижений в своей деятельности».
Слайд 25КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КНР
- Основным принципом является опора
на собственные силы, что трактуется как «использование всех имеющихся у
государства возможностей для защиты национальных интересов, проведение независимой внешней политики, неучастие в военно-политических блоках и отказ от вступления в союз с великими державами, а также противодействие гегемонизму США».
- Считается, что национальная безопасность напрямую зависит от мощи государства. Главные ее компоненты: экономика, наука и техника, внутриполитическая стабильность и военная мощь. Доминирующим фактором является экономический потенциал государства.
- В качестве главного условия и основы успешного экономического развития называется «создание мирного окружения» (военно-политический аспект безопасности) и «экономическая интеграция с соседями по региону» (экономический аспект).
- Одной из важных задач является «предотвращение локальной войны в регионе». Главным средством этого являются вооруженные силы, которые должны «повышать свою маневренность, огневую мощь и гибкость системы управления, а также добиваться более полного использования научных достижений в своей деятельности».