Слайд 1Тема № 6 Организация контроля качества в гражданской авиации
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Введение
1. Общие положения по контролю качества авиаГСМ
2. Документация по качеству
авиаГСМ
Занятие № 1. Основы организации контроля качества в гражданской авиации
Учебные вопросы:
Меню
Разделы текущей лекции
Дисциплина «Применение горючего на авиационной технике и при проведении авиационных работ»
Заключение
Открыть учебник
3. Мероприятия по обеспечению сохранности качества авиаГСМ на складе.
Слайд 2Литература
Основная:
1.Применение горючего на авиационной технике и при проведении авиационных работ.
Смазочные масла, пластичные смазки, специальные жидкости. Учебное пособие / составители
М.А. Егоров, А.В. Калякин, Р.Р. Файзуллин – Ульяновск: УВАУ ГА (И), 2015. - 178 с.
2.Химмотология горюче-смазочных материалов. Научно-техническое издание/ А.С.Сафонов, А.И.Ушаков. В.В.Гришин В.В. – Санкт-Петербург: «НПИКЦ», 2007. – 488 с.
Дополнительная:
1.Применение горючего на военной технике: учебник/Е.И.Гулин, А.Ф.Горенков, С.Н.Зайцев, и др. – М.: ВОЕННОЕ ИЗДАНИЕ, 1989. - 432 с.
2.Химмотология горючего. Учебное пособие: в 2 ч.Ч. 1 / А.Н.Литвиненко, Н.В.Логинов, Н.В. Волков, Р.Р.Файзуллин, А.В. Калякин и др.; Под ред. А.Н.Литвиненко. – Ульяновск: УВВТУ, 2005. С. 262 c.
3. Химмотология. Учебник / А.А. Гуреев, И.Г. Фукс, В.Л. Лашхи – М.: ХИМИЯ, 1986. - 366 с.
Разделы текущей лекции
Открыть учебник
Меню
Слайд 31. Общие положения по контролю качества авиаГСМ
Разделы текущей лекции
Открыть учебник
Меню
Слайд 4Нормативные документы:
«Руководство по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку
и контролю качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в
предприятиях воздушного транспорта РФ» (Приказ ДВТ от 17.10.1992 № ДВ-126).
2. Приказ Министра обороны РФ от 31.12.2012 года № 3904 «Инструкция об организации обеспечения качества компонентов жидкого ракетного топлива и горючего в ВС РФ».
3. Наставление по службе ГСМ на воздушном транспорте РФ (НГСМ-РФ-94).
4. «О дополнительных мерах по улучшению качества авиатоплива» (Распоряжение Минтранса России № НА-70-р от 20 марта 2003 г.).
Слайд 5Нормативные документы:
5.Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных
перевозок» (Приказ ФСВТ России от 18.04.2000 г. № 89, с
изменениями на 13 августа 2007 года).
6. Руководство по контролю качества авиационного топлива и технологиям работ для совместных служб заправки. (JIG 1). Выпуск 12, январь 2016 г.
7. Руководство по контролю качества авиационного топлива и технологиям работ для совместных складов аэропорта и гидрантных систем (JIG 2). Выпуск 12, январь 2016 г.
Слайд 6Нормативные документы:
8. Методическое руководство Объединенной группы по качеству топлива ИАТА
(IFQP), последняя редакция.
9. Руководство по поставке реактивного топлива для гражданской
авиации. Doc 9977 (AN/489), ICAO
Внутренние нормативные документы ТЗК:
Технология работы ТЗК.
Руководство по качеству.
3. Техническая политика.
4. Должностные инструкции и др.
Слайд 7Нормативные документы для лаборатории анализа ГСМ:
1. Федеральный закон РФ от
28.12.2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»
2.
Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к организациям, осуществляющим контроль качества авиационных топлив, масел, смазок и спецжидкостей, заправляемых в воздушные суда», (Приказ Минтранса РФ от 07.11.2002 г. № 126).
3. ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.
4. Методические рекомендации по анализу качества горюче-смазочных материалов в ГА. Часть 1,2 (Утверждены Начальником УГСМ МГА 26.02.86 г.)
5. Стандарты на ГСМ, специальные жидкости и методики определений (ТР, ГОСТ Р, ГОСТ, ТУ, ОСТ и др.)
Слайд 8Внутренние нормативные документы лаборатории:
1. Положение о лаборатории.
2. Руководство по качеству.
3.
Документированные процедуры.
4. Должностные инструкции.
5. Инструкции по требованиям безопасности, по работе
с кислотами и щелочами, с нагревательными приборами и т.д.
Слайд 9Качество авиаГСМ – соответствие качества авиаГСМ требованиям технических регламентов, национальных
стандартов, технических условий.
Контроль качества авиаГСМ – комплекс мероприятий по контролю
количественных и / или качественных характеристик свойств авиаГСМ на этапах авиатопливообеспечения полетов ВС, заключающийся в определении показателей качества продуктов путем проведения физико-химических анализов.
Слайд 10
Контроль качества авиаГСМ осуществляется персоналом инженерно-технических подразделений и лаборатории ГСМ
ТЗК на соответствующих этапах приема, хранения, подготовки и выдачи на
заправку, заправки авиаГСМ в воздушные суда.
ТЗК обеспечивает проведение следующих видов контроля качества:
- входного
- приемного
- складского
- аэродромного.
Слайд 11Входной контроль
Входной контроль производится при приемке на склад авиапредприятия каждой
партии авиаГСМ, поступающей от изготовителя (поставщика) любым видом транспорта.
Он
предназначен для:
- установления соответствия поступающих транспортных средств и тары, а также количества находящегося в них продукта сопроводительной документации;
- оценки чистоты поступивших наливных авиаГСМ.
По результатам входного контроля принимается решение о порядке приема на склад ГСМ поступившего авиаГСМ, которое заносится в порезервуарный журнал и/или журнал передачи смен.
Слайд 12Приемный контроль
Приемный контроль наливных авиаГСМ производится после окончания приема продукта
и каждого долива резервуара продуктом другой партии.
Он предназначен для:
- проверки
марки продукта в данном резервуаре;
- исключения возможности вовлечения в технологический процесс подготовки некондиционного авиаГСМ в результате смешения его в процессе транспортировки или приемки на склад с другими, не допущенными для смешения видами или марками авиаГСМ или химическими веществами.
При положительных результатах входного и приемного контроля на авиаГСМ оформляется паспорт качества.
Слайд 14Складской контроль
Складской контроль производится через 6 месяцев хранения авиатоплив и
авиамасел и 3 месяца хранения ПВК жидкости в данном резервуаре.
Он
предназначен для:
- определения уровня изменения параметров качества хранящегося продукта;
- подтверждения возможности при необходимости дальнейшего хранения или применения продукта.
При удовлетворительных результатах складского контроля выписывается новый паспорт качества, либо делается отметка на действующем паспорте качества с указанием даты проведения анализа. Изменившиеся величины показателей вносятся в соответствующие графы паспорта качества.
Слайд 15Аэродромный контроль
Аэродромный контроль осуществляется при подготовке, выдаче
и заправке наливных авиаГСМ в ВС.
При аэродромном контроле подтверждается
качество выдаваемой на заправку марки авиаГСМ путем оценки требуемого уровня чистоты авиаГСМ и паспорта качества, выданного лабораторией ГСМ.
При удовлетворительном результате аэродромного контроля на средство заправки оформляется контрольный талон.
Слайд 17Арбитражный контроль
Арбитражный контроль производится при обнаружении несоответствия качества авиаГСМ, поступивших
на склад ГСМ, требованиям ГОСТ (ТУ) или скрытого дефекта качества
по заявке авиапредприятия.
Арбитражный контроль выполняет ГосНИИГА по определенному в каждом случае перечню показателей. По результатам контроля ГосНИИГА выдает паспорт качества с заключением об условиях применения продукта.
Слайд 18По решению руководителя ТЗК в процессе хранения или перед вовлечением
авиаГСМ в процесс их подготовки к применению при возникновении подозрений
на возможность изменения их качества (несоблюдение условий хранения, ухудшение технических характеристик оборудования, несоблюдение регламентных сроков обслуживания или некачественного проведения этих работ) контроль качества может производиться досрочно. В этих случаях места отбора проб и перечень контролируемых показателей устанавливается руководителем ТЗК или по рекомендациям ЦС авиаГСМ ГосНИИ ГА.
Слайд 19Контроль качества работавших авиаГСМ
Контроль качества работавших авиаГСМ из систем ВС
может проводиться лабораторией ГСМ в рамках своей компетенции в объеме
показателей, методами исследований и периодичностью, установленными нормативно-технической документацией на ВС.
Для проведения анализа качества работавших в авиационных системах авиаГСМ используются пробы, отобранные из топливных, масляных, гидравлических и иных систем воздушных судов в соответствии с нормативно-технической документацией на конкретный тип воздушного судна и требованиями нормативных актов в области гражданской авиации.
По результатам контроля выдается анализ показателей качества с установленными при исследовании параметрами на представленную пробу.
Слайд 20Контроль качества авиаГСМ, осадков и отложений с агрегатов аварийных и
отказавших ВС включает в себя проведение исследований стандартизованными методами и
инструментальными методами аналитической химии и соотнесения полученных результатов с "банком сведений" по уровню качества конкретного продукта при его нормальной эксплуатации в системе ВС и при отказах.
По указанию комиссии, расследующей авиационное происшествие (инцидент), контроль объектов исследований с представлением заказчику заключения с анализами проводит ГосНИИГА.
Слайд 212. Документация по качеству авиаГСМ и специальных жидкостей.
Слайд 22Паспорт продукции завода-изготовителя
Оформляется на всю партию полученного продукта в
соответствии с Техническим регламентом (ТР) и ГОСТ (ТУ).
В паспорте должны
быть обозначены следующие элементы:
-наименование и марка продукта;
-завод – изготовитель (продавец);
-нормативное значение характеристик по ТР и ГОСТ (ТУ);
-фактические значения показателей качества;
-дата отбора проб;
-дата изготовления продукта;
-дата проведения анализа;
-номер резервуара (номер партии);
-сведения о наличии присадок (наименование и содержание);
Слайд 23-заключение о соответствии продукта требованиям Технического регламента, ГОСТ, ОСТ, ТУ;
-подписи должностных лиц с расшифровкой фамилии и должности;
-отметка ОТК
о кондиционности продукта и штамп (печать) ОТК;
-отметка представителя заказчика; печать предприятия.
На паспорте завода-изготовителя срок действия паспорта может не указываться. Действуют сроки хранения, установленные соответствующими ГОСТ, ОСТ, ТУ на данный вид, марку авиаГСМ.
Слайд 25Если поступающий от посредников продукт имеет просроченный срок хранения или
паспорт продукции посреднической фирмы (или нефтебазы) без указания срока его
действия, то при этом в обязательном порядке уполномоченные должностные лица требуют от поставщиков паспорт с указанием срока его действия на этот продукт или проводят мероприятия по возобновлению действия паспорта на авиаГСМ.
Слайд 26Сертификат соответствия
Каждая партия продукта, подлежащего сертификации в системе ГОСТ Р
согласно Законам «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав
потребителей» и утвержденного правительством РФ «Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации», должна сопровождаться утвержденной копией Сертификата соответствия или иметь на паспорте знак соответствия и отметку о том, что продукт сертифицирован.
В сертификате должны быть обозначены следующие элементы:
-номер сертификата;
-заявитель и изготовитель продукции;
-орган проводивший сертификации;
-наименование и марка продукции;
-ТР, ГОСТ, ТУ и др.;
Слайд 27-информация от лаборатории, проводившей испытания (№ протокола испытаний, дата выдачи
протокола);
-схема сертификации;
-срок действия сертификата;
-подписи должностных лиц;
-печать органа по сертификации.
Срок действия
сертификата – 3 года.
Слайд 30Декларация о соответствии
Декларация о соответствии техническому регламенту Таможенного союза призвана
подтвердить безопасность продукции для окружающей среды и здоровья людей, животных.
Декларация о соответствии в системе сертификации ГОСТ Р представляет собой документ, которым изготовитель или продавец удостоверяет, что его продукция соответствует всем требованиям, предъявляемым для данного вида продукции.
Любой вид декларации о соответствии может быть зарегистрирован на срок, не превышающий 5 лет.
Слайд 31Декларация о соответствии подлежит регистрации в Едином реестре выданных сертификатов
соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, где можно получить информацию
о выданных и внесенных в реестр документах о соответствии.
Регистрацию декларации осуществляет орган по сертификации, включенный в Национальную часть Единого реестра органов по сертификации Таможенного союза.
Слайд 32В декларацию заносится следующая информация:
-Наименование и адрес производителя;
-Название нормативного документа, требованиям
которого соответствует продукция;
-Номер протокола лабораторных исследований;
-Дата получения и срок действия
документа.
Декларирование соответствия похоже на процедуру обязательной сертификации с той лишь разницей, что всю необходимую информацию предоставляет декларант, а не орган по сертификации, несет ответственность за полноту достоверность сведений.
По закону декларантом не может быть иностранная компания. Получателем декларации на зарубежную продукцию в таком случае должен быть импортер.
Слайд 34Паспорт качества
Паспорт качества – документ, выдаваемый лабораторией авиаГСМ, формируемый в
процессе приема, хранения, подготовки авиаГСМ к выдаче на заправку на
складе авиаГСМ организации авиатопливообеспечения полетов ВС по результатам входного, приемного и складского контроля, свидетельствующий о качестве наливного ГСМ, находящегося в резервуаре склада, и являющийся основанием для последующей выдачи наливного ГСМ на заправку ВС через средства заправки.
Слайд 35В паспорте должны быть обозначены следующие элементы:
-наименование и марка продукта;
-№
пробы;
-откуда и от какого количества отобрана проба;
-нормативное значение характеристик
по ТР и ГОСТ (ТУ);
-фактические значения показателей качества;
-дата отбора проб;
-дата проведения анализа;
-заключение о соответствии продукта требованиям Технического регламента, ГОСТ, ОСТ, ТУ;
-подписи должностных лиц с расшифровкой фамилии и должности;
-печать организации.
Слайд 37Основаниями для оформления паспорта качества являются:
- допуск авиаГСМ к
применению в авиационной технике;
- наличие сопроводительной документации (акт отбора
проб, паспорт продукции завода-изготовителя, сертификат или декларация соответствия, карта входного контроля);
- положительные результаты испытаний проб авиаГСМ;
- отсутствие нехарактерных примесей и нехарактерного поведения авиаГСМ в ходе отбора проб и проведения анализов.
Слайд 38При неудовлетворительных результатах испытаний, отсутствии документации или при подозрении на
некондиционность авиаГСМ осуществляется возобновление паспорта качества ГосНИИ ГА.
Паспорт качества (его
копия) предъявляется члену экипажа или представителю эксплуатанта по их требованию.
Паспорта качества и сертификаты соответствия хранятся в лаборатории ГСМ или у лиц, специально назначенных руководством ТЗК.
Паспорт качества действует до израсходования проверенного продукта из резервуара, но не более 1 года для авиатоплив и авиамасел и 6 месяцев для ПВК жидкостей.
Слайд 39Анализ показателей качества
Анализ показателей качества авиаГСМ – документ, выдаваемый лабораторией
ГСМ по результатам оценки показателей качества авиаГСМ в представленной для
исследования пробе для целей предприятия, представившего пробу.
Анализ показателей качества авиаГСМ удостоверяет фактические значения проверенных показателей качества продукта в представленной на анализ пробе.
Анализ показателей качества авиаГСМ не является заключением о пригодности авиаГСМ к применению (использованию).
Анализ показателей качества отличается от паспорта качества, тем что в нем нет заключения.
Слайд 42Карта входного контроля
Карта входного контроля оформляется должностными лицами ТЗК
для сторонней лаборатории анализа ГСМ или для своей лаборатории в
том случае, когда при проведении входного контроля не присутствует представитель лаборатории.
Карта входного контроля удостоверяет полноту проведения мероприятий входного контроля при приеме авиаГСМ наливным транспортом.
Слайд 43В карте должны быть обозначены следующие элементы:
-наименование и марка продукта;
-наличие
поставщика в «Реестре заводов-изготовителей»;
-количество ждц, номера накладных;
-соответствие номеров ждц
накладным;
-номера паспортов продукции;
-наличие воды и мех. примесей;
-температура продукта;
-плотность при температуре замера;
-плотность при 20 0С;
-разница между определенной плотностью при 20 0С и плотностью в паспорте поставщика;
-правильность оформления сопроводительных документов;
-куда слит продукт;
-подписи должностных лиц;
-дата приема продукта.
Слайд 45Акт на отбор проб авиаГСМ
Акт на отбор проб авиаГСМ
оформляется должностными лицами ТЗК на пробы авиационных топлив, масел и
спецжидкостей для отправки в лабораторию анализа ГСМ.
В комиссию для отбора проб назначается нечетное количество человек, но не менее 3-х.
Слайд 46В акте должны быть обозначены следующие элементы:
-дата;
-№ пробы;
-наименование, марка продукта
и НТД;
-откуда и от какого количества отобрана проба;
-объем пробы;
-вид анализа;
-сведения
о том кто готовил посуду;
-куда направлена проба;
-подписи должностных лиц;
-дата и время приема пробы.
Слайд 48Контрольный талон
Контрольный талон удостоверяет, что через данное заправочное средство
разрешена выдача на заправку ВС определенной марки подготовленного авиаГСМ.
Основанием
для оформления контрольного талона является заключение паспорта качества лаборатории ГСМ и результаты контроля чистоты продукта и подготовленности заправочного средства.
Контрольный талон является официальным документом авиапредприятий для заправки авиатопливами и авиамаслами ВС авиакомпаний РФ и других государств.
Контрольный талон оформляется для выдачи продукта из каждого ТЗ, ЗА и каждой раздаточной колонки ЦЗС.
Слайд 49Срок действия контрольного талона - до окончания расходования продукта из
расходного резервуара, но не более срока действия паспорта качества к
выдаче данной партии продукта.
Контрольный талон выдается заправщику (водителю-заправщику) ТЗ, ЗА или заправщику ЦЗС под расписку в Журнале выдачи контрольных талонов перед началом расходования резервуара. Талон хранится лицом, его получившим, в отведенном для этого месте (в кармане, ящике ТЗ, ЗА или заправочной колонки ЦЗС).
Слайд 50Контрольный талон изъят:"____"_____________200__г., время ____ часов _____ минут
Должность ________________________
Подпись _____________________ Фамилия, инициалы ________________________
Слайд 513. Мероприятия по обеспечению сохранности качества авиаГСМ на складе
Слайд 52Мероприятия по сохранению качества авиаГСМ, исключающие изменение их качества сверх
определенных пределов, включают:
- установление сохранности транспортной емкости и тары до
начала слива (приема на тарный склад) по результатам входного контроля;
- идентификацию вида и марки авиаГСМ;
- исключение возможности смешения авиаГСМ различных видов, а также кондиционного и некондиционного продукта при приеме и прохождении по складу ГСМ;
- регулярные проверки состояния и исправности функционирования складского оборудования, средств доставки и заправки, а также проведение регламентных работ по их техническому обслуживанию;
- фильтрацию и водоотделение при прохождении по складу ГСМ и при выдаче;
- периодический контроль уровня качества и чистоты авиаГСМ.
Слайд 53При приеме авиаГСМ должно быть обеспечено:
- выделение под слив каждого
вида авиаГСМ отдельных стояков, трубопроводных коммуникаций, насосов;
- использование для слива
авиатоплива из ж.д.ц. нижних сливных устройств;
- закрепление технических средств за определенной маркой авиаГСМ;
- вывешивание в помещении насосных станций (приемораздаточных пунктов) схемы управления задвижками при проведении различных операций;
- оборудование приемного трубопровода кранами слива отстоя в нижней точке;
- отделение резервуаров с некондиционным продуктом от общей системы трубопроводов, на резервуарах и задвижках должны быть укреплены указатели "Продукт некондиционный", а сами задвижки закрыты и опломбированы;
Слайд 54- проведение тщательной зачистки (промывки) технологического оборудования и технических средств
перед заполнением их другим видом авиаГСМ;
- проведение фильтрации авиатоплива;
- выделение
раздельных мест хранения в тарном хранилище для различных видов (марок) авиаГСМ.
Слайд 55При хранении авиаГСМ должно быть обеспечено:
- выделение отдельных групп резервуаров
под каждый вид авиаГСМ с обвязкой отдельной трубопроводной коммуникацией в
соответствии с "Нормами технологического проектирования".
- все наземные резервуары, трубопроводы и арматура должны быть окрашены согласно "Рекомендациям по окраске и маркировке технологического оборудования объектов ГСМ и средств заправки".
- для каждого продукта нумерация резервуаров должна быть без повторения номеров для различных продуктов;
- раздельность мест хранения видов (марок) авиаГСМ, поступающих в заводской упаковке.
Слайд 56Зачистка резервуаров и емкостей
Зачистка резервуаров и емкостей производится в соответствии
с графиком, утверждаемым руководителем авиапредприятия.
Зачистка резервуаров из-под авиатоплив производится не
реже 1 раза в год.
В случае обнаружения повышенного количества загрязнений, после хранения некондиционного или загрязненного продукта, а также переходе на другой вид (марку) авиаГСМ производится внеочередная зачистка резервуара (емкости).
По окончании зачистки проверяется состояние внутренней поверхности резервуара (емкости). Результаты зачистки и проверки оформляются актом, разрешающим их использование для приема, хранения и выдачи соответствующей марки авиаГСМ.
Тара (бочки) должна зачищаться (промываться) перед наполнением, также по мере необходимости (при обнаружении в ней загрязнений).
Слайд 57Фильтрация авиакеросина
Для доведения уровня чистоты авиакеросина до необходимых нормативных значений
на различных этапах подготовки к выдаче на заправку и при
заправке ВС используются фильтры и фильтры-сепараторы.
При заправке ВС обеспечивается его очистка от воды и механических загрязнений до величин, не превышающих 0,003% масс. и 0,0002% масс. соответственно.
Слайд 58На складе в соответствии с графиком проводятся проверки уровня чистоты
авиакеросина весовым методом по ГОСТ 10577-78:
- не реже 1 раза
в месяц в пробах, отобранных из ННЗ ТЗ, ТЗА, ЗА, пунктов налива ТЗ, ЖДЦ, нижних точек трубопровода ЦЗС;
- не реже 1 раза в 3 месяца в пробах из стационарных средств фильтрации, резервуаров прирельсового склада и ЦЗС.
В пробах из ННЗ ТЗ, ТЗА, ЗА содержание механических примесей не должно превышать 0,0002% масс.
В пробах с других точек содержание механических примесей не должно превышать 0,0003% масс.
Слайд 59Комплектация системы фильтрации авиатоплива
должна включать в себя:
1-я ступень –
при приеме авиатоплива на склад авиаГСМ – фильтр предварительной очистки,
насосный агрегат, фильтр тонкой очистки, фильтр-водоотделитель.
Допустимые загрязнения в авиатопливе: тонкость фильтрации – не более 15 мкм, общее количество механических примесей по массе и содержание свободной воды не регламентируется.
2-я ступень (допускается не применять) – при перекачке авиатоплива из приемных резервуаров в расходные – фильтр предварительной фильтрации, насосный агрегат, фильтр тонкой очистки, фильтр-водоотделитель.
Допустимые загрязнения в авиатопливе: тонкость фильтрации – не более 5 мкм, общее количество механических примесей не более 1 мг/дм³, содержание свободной воды – не более 0,0015% масс.
Слайд 603-я ступень – при выдаче авиатоплива из расходных резервуаров на
пункты налива в ТЗ и в систему ЦЗС – фильтр
предварительной очистки, насосный агрегат, фильтр тонкой очистки, фильтр-водоотделитель, фильтр тонкой очистки.
Допустимые загрязнения в авиатопливе: тонкость фильтрации не более 3 мкм, общее количество механических примесей – не более 0,5 мг/дм³, содержание свободной воды – не более 0,0015% масс.
4-я ступень – при заправке ВС ТЗ, АЦЗС – фильтр-водоотделитель, фильтр тонкой очистки.
Допустимые загрязнения авиатоплива: тонкость фильтрации - не более 3 мкм, общее количество механических примесей – не более 0,26 мг/дм³, содержание свободной воды – не более 0,0015% масс.