Слайд 1Тема №14 «Потребители и вспомогательные приборы электроснабжения танка, приборы ночного
видения и курсоуказатель»
На изучение темы отводится – 10 часов, из
расчета:
2 групповых занятий – по 2 часа
1 практическое занятие – 6 часов
Слайд 2Занятие № 1. «Потребители и вспомогательные приборы электроснабжения танка. Электрические
контрольно-измерительные приборы»
Изучаемые вопросы:
1. Назначение, размещение, крепление, техническая характеристика и принцип
действия электродвигателей, приборов освещения и сигнализации, правила пользования приборами. Назначение, размещение и крепление коммутационной аппаратуры, вспомогательного оборудования и бортовой сети танка.
2. Назначение, размещение, крепление, общее устройство, принцип действия, правила пользования КИП, электрической блокировкой избирателя передач и системой подтормаживания.
3. Основные неисправности электрических цепей электрооборудования танка, признаки и методика обнаружения и устранения.
4. Особенности устройства потребителей электрической энергии на других танках.
Слайд 3 ВОПРОС №1
Назначение, размещение, крепление, техническая характеристика и
принцип действия электродвигателей, приборов освещения и сигнализации, правила пользования приборами.
Назначение,
размещение и крепление коммутационной аппаратуры, вспомогательного оборудования и бортовой сети танка
Слайд 4Все двигатели постоянного тока разделяют по характеру возбуждения:
а) Двигатели с
независимым возбуждением
б) Двигатели с параллельным возбуждением (шунтовые машины (от англ.
Shunt-параллельный).
в) Двигатели с последовательным возбуждением (сериесные машины (от англ. Series - последовательный).
г) Двигатели со смешанным возбуждением.
а независимая; б параллельная; в последовательная; г смешанная
Слайд 5Принцип действия электродвигателей постоянного тока
Принцип действия электродвигателя заключается в том,
что при подводе питания к нему электрический ток проходит через
обмотки возбуждения и обмотки якоря и создает электромагнитные поля. В результате взаимодействия этих полей якорь получает вращение.
Работа простейшего двигателя постоянного тока (точкой на изображении в осевом направлении обозначается направление тока “на нас”, а крестом – “от нас”;
Da – диаметр якоря; Ia – ток якоря).
Слайд 6Электродвигатели общего назначения:
- электродвигатель насоса БЦН-1;
- электродвигатель маслозакачивающего насоса МЗН-1;
-
электродвигатель маслозакачивающего насоса МЗН-2;
- электродвигатель вентилятора обогрева боевого отделения;
- электродвигатель
привода насосного узла подогревателя;
- электродвигатель нагнетателя;
- электродвигатель водооткачивающего насоса ОПВТ;
- электродвигатели вентиляторов экипажа (3 шт.).
Слайд 7Техническая характеристика двигателей
Слайд 8Электродвигатель насоса БЦН-1
Назначение: для приведения в действие насоса БЦН-1.
Технические данные:
4-х
полюсный постоянного тока последовательного возбуждения;
марка Д-100;
мощность 150 Вт;
потребляемый ток 5,8
А;
частота вращения 5800 об/мин;
режим работы – длительный.
Слайд 9Электродвигатель маслозакачивающего насоса МЗН-1, МЗН-2
Назначение: для приведения в действие насоса
МЗН-1, МЗН-2.
Технические данные:
4-х полюсный, постоянного тока последовательного возбуждения;
марка МН-1;
мощность 500
Вт;
потребляемый ток не более 40 А;
режим работы – повторно-кратковременный.
Слайд 10Электродвигатель привода насосного узла подогревателя
Назначение: для приведения в действие насосного
узла подогревателя.
Технические данные:
4-х полюсный, постоянного тока последовательного возбуждения, закрытого исполнения;
марка
МПБ-3Н;
мощность 164 Вт;
потребляемый ток 10 А;
частота вращения 7800 об/мин.
Слайд 11Электродвигатель вентилятора обогрева боевого отделения
Технические данные:
4-х полюсный, постоянного тока последовательного
возбуждения;
марка МВ-42;
мощность 175 Вт;
потребляемый ток не более 18 А;
частота вращения
3500 об/мин.
режим работы – длительный.
Назначение: для приведения в действие вентилятора обогрева боевого отделения.
Слайд 12Электродвигатель водооткачивающего насоса ОПВТ
Назначение: для приведения в действие водооткачивающего насоса
ОПВТ.
Технические данные:
4-х полюсный, постоянного тока смешанного возбуждения;
марка МВП-2;
мощность 300 Вт;
потребляемый
ток не более 24 А;
частота вращения 3400 об/мин.
режим работы – длительный
Слайд 13Электродвигатель нагнетателя
Назначение: для приведения в действие центробежного вентилятора ФВУ.
Технические
данные:
4-х полюсный, постоянного тока смешанного возбуждения;
марка МВ-67;
мощность 800 Вт;
потребляемый ток
не более 50 А;
частота вращения 7000 об/мин.
режим работы – длительный.
Слайд 14Приборы освещения и сигнализации
Приборы освещения и сигнализации применяются для освещения
впередилежащей местности при движении в темное время суток и для
обозначения габаритов машины при движении или стоянке в темное время суток, а так же для освещения обитаемых отделений.
Освещение машины подразделяется на наружное, внутреннее и дежурное.
К приборам освещения и сигнализации относятся фары, передние и задние габаритные фонари, плафоны, светильники, переносная лампа, звуковой сигнал и светильники контролирующие работу узлов и систем машины.
Слайд 15Размещение, крепление, техническая характеристика приборов наружного освещения и сигнализации.
ФГ-127
ФГ-125
ФГ-126
В
перечисленных фарах устанавливаются лампы 40 Вт, 28 В (А28-40).
Слайд 16
Звуковой сигнал С-314
Габаритные фонари ГСТ‑64 (7 шт.)
В габаритных фонарях
устанавливаются лампы ТН-28 (28 В.; 10 Вт).
Розетка ЩВ-51
Слайд 17Размещение, крепление, техническая характеристика приборов внутреннего освещения и сигнализации.
плафон дежурного
освещения ПМВ-71 (3 шт.)
Пульт сигнализации ПВ-85:
Обороты, охл. жидк., вент.,
тормоз
светильник СЛЦ 77 с регулируемыми шторками (6 шт.).
В светильниках установлены лампы СМ-2.8
створчатый фонарь КЛСТ-64 (8 шт.). Лампы ТН-2 (10 Вт, 28 В)
Слайд 18Назначение, размещение, крепление коммутационной аппаратуры, вспомогательного оборудования и бортовой сети
танка
Коммутационная аппаратура и вспомогательное оборудование предназначены для электрической связи
потребителей и согласования сигналов входа и выхода потребителей, а также для защиты электрических цепей.
Бортовая сеть танка предназначена для передачи электрической энергии во все точки танка от источника к потребителям.
Слайд 19Вращающееся контактное устройство
ВКУ-300-1
Вращающееся контактное устройство :
1 – поводок; 2 –
штуцер отвода сжатого воздуха в башню танка;
3 – подвижная часть; 4 – неподвижная часть; 5 – штуцер забора сжатого воздуха из корпуса танка
Неподвижной частью установлено на днище корпуса машины. Ось вращения совмещена с осью вращения башни. Подвижная часть через поводок связана с башней и вращается вместе с башней.
Слайд 20Приборный щит механика-водителя, предназначен:
- для размещения контрольно-измерительных приборов, органов управления
отдельными приборами электрооборудования и сигнальных ламп;
- для распределения электрической энергии
по цепям потребителей в корпусе машины и их защиты от перегрузки.
1 – щиток контрольных приборов
2 – щиток автоматов защиты
Слайд 21Распределительные электрические щитки
Рис. Блок защиты аккумуляторов:
1 – винт; 2
– кожух; 3 – панель; 4 – шунт вольтамперметра; 5 – основание; 6 и 7 – плавкие предохранители; 8 – скоба;
9 – выключатель водопомпы; 10 – выключатели аварийных цепей;
11 – выключатель питания радиооборудования;
12 – плюсовый зажим внешнего источника
Слайд 22Распределительные щитки башни предназначены для размещения автоматов защиты сети и
органов управления отдельными потребителями электрической энергии, расположенными в башне.
левый распределительный
щиток Т-72
правый распределительный щиток Т-72
Слайд 23Функциональная схема электрооборудования
Слайд 24 Служит для передачи и распределения электрической энергии от источников
к потребителям и защиты электрических цепей от перегрузок и коротких
замыканий.
БОРТОВАЯ СЕТЬ
Тип системы - однопроводная (за исключением дежурного освещения и электродвигателя водооткачивающего насоса ОПВТ), децентрализованная.
1 – жила; 2 – слой изоляции; 3 – оболочка (оплетка); 4 – медная оплетка
штепсельные разъемы ШР
Напряжение бортовой сети:
- при неработающем двигателе - 22- 24В,
- при работающем двигателе - 26,5- 28,5В.
Слайд 25 Примеры проводов, применяемых на танке:
ПТЛЭ – провод теплостойкий,
лакированный, экранированный (к потребителям корпуса)
МГШВЭ – монтажный, гибкий, шелковый, виниловый,
экранированный
ПЩС – провод щеточный специальный (баллоны ППО)
ПРС - провод резиновый специальный (фонари, розетки, выключатели)
КУПВ – кабель универсальный, полиэтил. изоляция, в полихлорид. оболочке, с экранир. жилами
МПОЭ – монтажн. провод особо гибкий с медной жилой в оплетке из полиэфирн. нитей, экранированный
РК-75 – радиочастотный кабель 0,75мм2
Слайд 26Кинематическая схема автомата типа АЗР
1 – рычаг включения; 2 –
неподвижные контакты; 3 – подвижные контакты;
4 – биметаллическая пластинка; 5
– пружина подвижных контактов;
6 – регулировочный винт; 7 – запорный рычаг; 8 – рычаг запирающего механизма;
9 – рычаг; 10 – пружина
Слайд 27ВОПРОС №2
Назначение, размещение, крепление, общее
принцип действия, правила
пользования КИП,
электрической блокировкой
избирателя
передач и системой подтормаживания.
Слайд 28Вольтамперметр ВА‑540
КОНТРОЛЬНО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
Вольтамперметр ВА-540 представляет собой
магнитоэлектрический прибор класса 2,5, предназначенный для непрерывного измерения зарядного тока
и измерения напряжения бортовой сети по мере необходимости.
Принципиальная схема вольтамперметра:
1 - шкала; 2 - постоянный магнит; 3 - рамка; 4 - кнопка; 5 - переключатель
В режиме амперметра пределы измерений:100-0-500 А
Цена деления шкалы:50 А
В режиме вольтметра пределы измерений:0-30 В
Цена деления шкалы:2 В
Слайд 29Логометром называется электроизмерительный прибор, показания которого определяются отношением токов, протекающих
в его катушках.
Слайд 30Термометр ТУЭ‑48‑Т‑М1
Термометры ТУЭ-48Т логометрического типа предназначены для дистанционного
измерения температуры масла и охлаждающей жидкости двигателя.
Принципиальная электрическая схема термометра
ТУЭ-48Т
1 - датчик П-1; 2 – указатель
Слайд 31Индикатор давления ИД‑1Т
Манометр ЭДМУ-6Н предназначен для дистанционного измерения давления
масла в системе гидроуправления и смазки силовой передачи, а манометр
ТЭМ‑15 в системе смазки двигателя.
ЭДМУ-6Н
ТЭМ‑15
Слайд 32Тахометр ТЭ‑4В
Электрический тахометр ТЭ-4В предназначен для непрерывного измерения частоты
вращения коленчатого вала двигателя.
Прибор состоит из датчика Д4, установленного
на двигателе, и измерителя, расположенного на приборном щитке механика водителя
Слайд 33Для измерения скорости двигателя и отсчёта пути, пройденного танком, применяется
спидометр СП - 110, который состоит из датчика МЭ-301 и
указателя
Устройство спидометра:
1 - валик привода; 2 - ведущий вал левой бортовой передачи; 3 - картер коробки передач;
4-сопротивление; 5-валик; 6-положительная щётка; 7-щётки коллектора; 8-контактное кольцо с сегментом; 9 - постоянный магнит;
10-катушка; 11-ось; 12-пружина; 13 - стрелка; 14 - шкала; 15-счётчик пройденного пути; 16-червячные передачи; 17-ротор указателя; 18-обмотки статора; 19-отрицательная щётка; 20 - коллектор; 21 - контактное кольцо с сегментом
Слайд 34Счётчик моточасов 228 ЧП-110 предназначен для автоматического учета времени работы
двигателя. Он установлен на щитке механика-водителя.
Топливомер ТМУ‑23 предназначен для измерения
объёма топлива в левом переднем баке и правых баках (переднем и баке - стеллаже).
Слайд 35Блокирующее устройство избирателя передач
Блокирующее устройство избирателя передач исключает переключение передач
(7, 6, 5) на одну ступень ниже при скоростях движения
машины, превышающих расчетные для включения низших передач (6, 5, 4), с целью предотвращения резкого повышения частоты вращения коленчатого вала двигателя выше допустимой. В состав блокирующего устройства входят:
1- Блок автоматики БА20-1С;
3 - блок переключателей с двумя датчиками Д20;
4 - исполнительный электромагнит ЭМ30;
6 - запирающее устройство.
1 - сигнальная лампа СЛЦ77;
3 - переключатель П2Т17.
Слайд 36Электромагнит предназначен: для перемещения собачки запирающего устройства, что не дает
перейти на низкую передачу.
Блок БА201С предназначен: для усиления сигнала
и подачи команд на электромагнит и сигнальную лампу. Блок переключателей выдает сигнал о положении рычага переключения передач.
Система блокировки может быть отключена переключателем П2Т17, которым можно включить контроль электрической схемы системы.
Тахогенератор предназначен: для выдачи электрического сигнала постоянного тока, пропорционального скорости движения танка (используется и для механизма дельтаД прицела-дальномера). Тахогенератор установлен в кривошипе правого направляющего колеса.
К задающим элементам относятся:
тахогенератор постоянного тока ТГП-1 (расположенный в полости оси кривошипа правого направляющего колеса);
блок переключателей (расположен на корпусе избирателя);
копир (расположен на рычаге).
Управляющим элементом является - блок автоматики БА-20М (расположен на стенке переднего левого топливного бака).
Исполнительные элементы: электромагнит, собачка с возвратной пружиной (расположены на избирателе).
Слайд 37Возможные неисправности блокирующего устройства
Слайд 38Устройство для подтормаживания
Размещение: датчик подтормаживания – на педали подачи топлива;
кнопка подтормаживания – в левом рычаге поворота; переключатель подтормаживания –
в опоре переходного вала остановочного тормоза; электропневмоклананы – в правом заднем углу боевого отделения.
Слайд 39 Назначение устройства для подтормаживания
Устройство для подтормаживания в приводе остановочного
тормоза предназначено для снижения скорости танка (когда торможение двигателем недостаточно)
без воздействия на педаль остановочного тормоза и перемещения педали тормоза в более удобное для пользования положение.
Размещение, крепление, общее устройство и принцип действия устройства подтормаживания.
Устройство подтормаживания состоит из:
бустера, воздействующего на балансир сервомеханизма;
электрического датчика, вмонтированного в педаль подачи топлива;
электрической кнопки подтормаживания, смонтированной в левом рычаге управления;
двух последовательно соединенных электропневмоклапанов, подающих воздух из воздушной системы по трубопроводам в бустер.
Слайд 40Для подтормаживания необходимо убрать ногу с педали подачи топлива и
нажать кнопку подтормаживания в левом рычаге управления. При этом одновременно
с подтормаживанием педаль тормоза перемещается вперёд в более удобное для торможения положение, а на сигнальном табло загорается индикатор ТОРМОЗ.
Устройство для подтормаживания работает эффективно при давлении воздуха в воздушной системе не менее 70 кгс/см2.
Если индикатор ТОРМОЗ после отпускания кнопки и педали продолжает гореть, а педаль тормоза зависла в переднем положении, необходимо немедленно остановить танк и отключить устройство для подтормаживания, для чего закрыть вентили воздушных баллонов и выпустить воздух из воздушной системы, сняв заглушку со штуцера отбора воздуха и открыв кран отбора воздуха.
Во избежание выхода из строя коробок передач в этом случае двигаться можно только после погасания индикатора ТОРМОЗ.
Слайд 41 Вопрос № 3
Основные неисправности электрических цепей электрооборудования танка,
признаки и методика обнаружения и устранения
Слайд 42Основными видами неисправностей электрической сети являются:
1. Отсутствие электрического контакта в
цепи (обрыв цепи)
Эта неисправность может возникнуть по
причинам механических повреждений (обрыв провода, неплотное прилегание контакта).
2. Короткое замыкание
(замыкание плюсового провода или аппарата электрического оборудования находящегося под напряжением, с корпусом машины).
3. Повышенное сопротивление цепи.
4. Утечка тока в цепи.
5. Неисправные приборы (агрегаты).
Слайд 43ВОПРОС №4. ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ НА ДРУГИХ ТАНКАХ.
Слайд 44Тема следующего занятия:
ТЕМА №14. «Потребители и вспомогательные приборы электроснабжения танка,
приборы ночного видения и курсоуказатель».
Занятие № 2 «Приборы ночного видения
и курсоуказатель танка Т-72Б1 )»
Слайд 45Задание на самоподготовку:
«Танк Т-72А ТО
и ИЭ» книга 2 ч. 2 ,М. Воениздат 1989г.
С.36-62.
"Электрооборудование
и автоматика БТТ", ч.1, В/И., М., 1972г. С.307-336.