Разделы презентаций


ТЕМА: Новые дискурсы о человеке и обществе: Маркс, Ницше, Фрейд

Содержание

П. Рикер о К. Марксе, Ф. Ницше и З. Фрейде«Но Cogito — не только бесполезная, но в равной мере и неопровержимая истина; добавим еще, что оно — как бы пустое место,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТЕМА: Новые дискурсы о человеке и обществе: Маркс, Ницше, Фрейд

ТЕМА: Новые дискурсы о человеке и обществе: Маркс, Ницше, Фрейд

Слайд 2П. Рикер о К. Марксе, Ф. Ницше и З. Фрейде
«Но

Cogito — не только бесполезная, но в равной мере и

неопровержимая истина; добавим еще, что оно — как бы пустое место, извечно заполняемое ложным Cogito; действительно, мы уже уяснили с помощью всех экзегетических дисциплин, и в частности психоанализа, что так называемое непосредственное сознание является прежде всего «ложным сознанием»; Маркс, Ницше и Фрейд научили нас обнаруживать его уловки. Теперь предстоит соединить критику ложного сознания с любым обнаружением субъекта Cogito в документальных свидетельствах eгo жизни; философия рефлексии должна быть полностью противопоставлена философии сознания» (П. Рикер «Конфликт интерпретаций»).

Поль Рикер (1913-2005)

Что такое «ложное сознание»?

Почему Cogito – бесполезная истина?

Что такое субъект Cogito и как можно его обнаружить в свидетельствах его жизни?

П. Рикер о К. Марксе, Ф. Ницше и З. Фрейде«Но Cogito — не только бесполезная, но в

Слайд 3Учение К. Маркса: предтечи
Г. Гегель
Л. Фейербах
А. Сен-Симон
Ш. Фурье
Р. Оуэн
Д. Рикардо
А.

Смит
Немецкая философия
Английская политэкономия
Утопический социализм
Утопическое учение о справедливом обществе, основанное на

общественном контроле над производством и распределением материальных благ.

Диалек-тичес-кий метод

Материалисти-ческое учение

Трудовая теория стоимости, согласно которой стоимость товара определяется затраченным на его производство трудом.

Исторический материализм К. Маркса

Л. Фейербах

Учение К. Маркса: предтечиГ. ГегельЛ. ФейербахА. Сен-СимонШ. ФурьеР. ОуэнД. РикардоА. СмитНемецкая философияАнглийская политэкономияУтопический социализмУтопическое учение о справедливом

Слайд 4Учение К. Маркса: материалистическая диалектика
Карл Маркс
(1818-1863)
В учении Г. Гегеля диалектика

возникала в процессе саморазвития абсолютной идеи и затем воплощалась в

природной и социальной реальности. К. Маркс считал, что всё наоборот, диалектика присуща самими природе и обществу, а диалектика идей является результатом осмысления ее существования в реальном мире. Это и называлось «переворачиванием Гегеля с головы на ноги».

К. Маркс критиковал Л. Фейербаха и весь предшествующий материализм за его созерцательность, за то, что в этих учениях не объясняется постоянное динамичное развитие материи. К. Маркс утверждает, что активность присуща самой материи как таковой, а познание подчинено практике, человеческой чувственной деятельности по освоению мира.

Поэтому свое учение К. Маркс считал диалектическим синтезом учений Г. Гегеля и Л. Фейербаха.

Учение К. Маркса: материалистическая диалектикаКарл Маркс(1818-1863)В учении Г. Гегеля диалектика возникала в процессе саморазвития абсолютной идеи и

Слайд 5Учение К. Маркса: классы
Человек – это преимущественно материальное существо, то

есть в нем материальные потребности первичны по отношению к духовным.
Человек

удовлетворяет свои материальные потребности в ходе коллективной деятельности по производству и распределению материальных благ.

Место человека в мире определяется его местом в системе общественного материального производства.

Группы людей со сходным местом в системе материального производства имеют сходные интересы. Эти группы людей он и называет «классы» .

Учение К. Маркса: классыЧеловек – это преимущественно материальное существо, то есть в нем материальные потребности первичны по

Слайд 6Учение К. Маркса: структура общественно-экономической формации
Предметы труда: вещества природы, на

которое человек воздействует в процессе труда.
Средства труда: то, чем человек

воздействует на предметы труда.

Люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками, физическими возможностями к труду и приводящие эти средства производства в действие

Производительные силы

Производственные отношения

Производи-тельные силы

Способ производства (базис): единство производительных сил и производственных отношений.

Надстройка: государство и право, а также такие формы общественного сознания как мораль, религия, философия, искусство.

Общественно-экономическая формация

Двигателем общественного развития является совершенствование средств труда!

Учение К. Маркса: структура общественно-экономической формацииПредметы труда: вещества природы, на которое человек воздействует в процессе труда.Средства труда:

Слайд 7Учение К. Маркса: эксплуатация и отчуждение
Эксплуатация — присвоение результатов

труда другого человека без обмена или с предоставлением взамен товаров

(услуг, денег), стоимость которых меньше, чем стоимость, созданная трудом этого человека за рабочее время.

Отчуждение - такая объективация качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия.

Эксплуатация возникает тогда, когда развитие производительных сил достигает такого уровня, при котором человек уже может производить больше продукта, чем ему нужно для удовлетворения его насущных потребностей. Именно этот прибавочный продукт и присваивается владельцами средств производства. В результате человек вынужден работать с не принадлежащими ему средствами производства, которые вместе с продуктами противостоят ему как чуждая, не зависящая от него сила.

В эксплуататорских общественно-экономических формациях выделяются два класса – эксплуататоры и эксплуатируемые, причем механизм эксплуатации зависит от уровня развития производительных сил.

Учение К. Маркса: эксплуатация и отчуждение Эксплуатация — присвоение результатов труда другого человека без обмена или с

Слайд 8Учение К. Маркса: общественно-экономические формации

Учение К. Маркса: общественно-экономические формации

Слайд 9Учение К. Маркса: теория прибавочной стоимости
Найдите уязвимые стороны этой

концепции.

Учение К. Маркса: теория прибавочной стоимости Найдите уязвимые стороны этой концепции.

Слайд 10 «Ложное сознание» в концепции К. Маркса
Личность – это «совокупность

общественных отношений» субъекта. Иными словами, сознание субъекта определяется его классовыми

интересами и местом в системе разделения труда. Именно классовые интересы являются базовыми посылками его мышления.

Человеку не может быть присуще чистое, объективное, рациональное сознание. То, что человеку кажется результатом его собственного рационального выбора, на самом деле выражает его классовую природу.

Логика

посылки

рациональный вывод

Ложное сознание — марксистское понятие, обозначающее объективно детерминированное представление классовых отношений «перевернутыми с ног на голову». В рамках ложного сознания этические, эстетические, философские, религиозные представления мыслятся как самостоятельные, в то время как на самом деле они являются выражением классовых отношений.

«Ложное сознание» в концепции К. МарксаЛичность – это «совокупность общественных отношений» субъекта. Иными словами, сознание субъекта

Слайд 11Учение Ф. Ницше: предтечи
Г. Гегель
А. Шопенгауэр
В реальности заложены изначальные драйвера,

в ней реализуется рациональная программа, заключающаяся в саморазвитии, самопознании и

самоосуществлении абсолютной идеи. Мир устроен рационально , он имеет цель, цель присуща и общественной эволюции.

Существует алогичная, бессознательная единая мировая воля, стихийное побуждение (стремление к жизни). Именно ее объективацией и является реальность. Мир иррационален, воля слепа, а наше бытие в мире лишено смысла.

Учение о мировой воле является отправной точкой размышлений Ф. Ницше

Учение Ф. Ницше: предтечиГ. ГегельА. ШопенгауэрВ реальности заложены изначальные драйвера, в ней реализуется рациональная программа, заключающаяся в

Слайд 12Учение Ф. Ницше: «переоценка всех ценностей» и нигилизм
Фридрих Ницше
(1844-1900)
Исходным пунктом

философии Ф. Ницше является понятие воли, индивидуальной воли. Воля, а

не разум определяют поведение человека.

Отсюда к стремление к переоценке всех ценностей, к их переворачиванию, что должно оздоровить культуру. По отношению к существующей культуре философ занимает нигилистическую позицию.

Современная ему культура противоположна жизни, ее прославлению и укреплению. Напротив, она полна феноменов, несущих в себе упадок и разложение.

Анализ существующих феноменов культуры приводит Ф. Ницше к мысли о том, что сами они маскируют отношения власти и подчинения. Несмотря на то, что они претендуют на универсальность и трансцендентальность, их реальная цель – подчинение человека.

Учение Ф. Ницше: «переоценка всех ценностей» и нигилизмФридрих Ницше(1844-1900)Исходным пунктом философии Ф. Ницше является понятие воли, индивидуальной

Слайд 13Учение Ф. Ницше: аристократическая и рабская мораль
Люди – не равны.

Они различаются в зависимости от наличия в них воли. У

одних она более сильная, а у других – более слабая.

На этом основании можно выделить и противопоставить друг другу две группы людей.

Эти группы людей имеют разные ценности, обусловленные разным качеством воли в них.

Люди рабской морали ценят доброту, смирение и сочувствие, в то время как аристократическая мораль подразумевает наличие у ее носителя гордости, силы и благородства. Аристократическая мораль даёт оценку действиям, основываясь на том, хорошими или плохими были последствия для того, кто их совершил. Рабская мораль, напротив, оценивает поступки согласно добрым или злым намерениям.

Добро и зло – это основные категории рабской морали, аристократическая мораль оценивает поступок на основании преимущественно эстетических критериев.

Учение Ф. Ницше: аристократическая и рабская моральЛюди – не равны. Они различаются в зависимости от наличия в

Слайд 14Учение Ф. Ницше: цитаты об аристократической морали
«Делайте, пожалуй, все, что

вы хотите, - но прежде всего будьте такими, которые могут

хотеть!».

«Благородный человек не согрешает, - вот что хочет нам сказать глубокомысленный поэт; пусть от его действий гибнут всякий закон, всякий естественный порядок и даже нравственный мир – этими самыми действиями очерчивается более высокий магический круг влияний, созидающий на развалинах сокрушенного старого мира мир новый».

«Друг мой, не позволяйте себе ничего, кроме безумных поступков, которые сделают вам большое удовольствие» (фраза г-жи де-Ламбер, которую цитирует Ф. Ницше).

«Мораль должна заключаться в том, чтобы все более и более отнимать у человека его всеобщий характер, специализировать его и сделать его до некоторой степени непонятным для других, чтобы он был для них предметом поучения, удивления».

«Быть честным относительно себя и друзей; храбрым – с врагами; великодушным – к побежденным; вежливым – всегда. Вот наши четыре кардинальные добродетели».

«Было бы правильным вздергивать на виселицу лишь мелких воришек, мелких клеветников и оскорбителей».

Учение Ф. Ницше: цитаты об аристократической морали«Делайте, пожалуй, все, что вы хотите, - но прежде всего будьте

Слайд 15«Если мы делаем решительный шаг и вступаем на путь, который

называют "собственной дорогой", то перед нами мгновенно раскрывается тайна: все,

кто был дружен с нами, кто доверял нам, все они воображали себе, что имеют превосходство перед нами, и оскорбляются. Самые лучшие из них ведут себя снисходительно и терпеливо ждут, когда мы опять вступим на "правильный путь", а правильный путь знают они! Другие смеются и ведут себя так, как будто мы временно делаем глупость, и лукаво указывают соблазнителя».

«Я вижу множество солдат: как хотел бы я видеть много воинов! «Мундиром» называется то, что они носят; да не будет мундиром то, что скрывают они под ним!» – КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, О ЧЕМ ЭТО?

«Более умеренные чувства кажутся по сравнению с ней [страстью – А. П.] безвкусными; по-видимому, бурное страдание все же предпочтительнее вялого удовольствия».

«Так будем же верить в нашу звездную дружбу, даже если мы должны были стать друг другу земными врагами».

Учение Ф. Ницше: цитаты об аристократической морали (продолжение)

«Мужество и свободу чувства перед могучим врагом, перед великим горем, перед задачей, внушающей ужас, - это победоносное состояние избирает и прославляет трагический художник».

«Если мы делаем решительный шаг и вступаем на путь, который называют

Слайд 16Учение Ф. Ницше: отношение к христианству
Так как рабы всегда преобладают

в любом обществе, то их мораль со временем начинает доминировать.

Именно в этом причина разложения европейской культуры.

Рабская мораль в европейской культуре имеет корни в христианстве, являющемся наиболее ярким выражением такой морали.

На этом основании Ф. Ницше отвергает ключевые христианские идеи.

Любовь к ближнему. Не понятно, почему человек должен любить ближнего, который может быть плох. Гораздо лучше любовь к дальнему, ибо дальний мне не так хорошо знаком и не может меня разочаровать.

Христианское милосердие (помощь нуждающемуся в помощи). Поддержка нежизнеспособного ослабляет человека, а, соответственно, и культуру. Культура развивается на основе конкуренции и выживании наиболее сильного, поэтому выдвигается лозунг «Падающего толкни».

Учение Ф. Ницше: отношение к христианствуТак как рабы всегда преобладают в любом обществе, то их мораль со

Слайд 17Учение Ф. Ницше: мечта о Сверхчеловеке
Ф. Ницше предлагает полную переоценку

ценностей всей христианской культуры. Для этого нужно стать «по ту

сторону добра и зла». Результатом такой переоценки и выступает фигура Сверхчеловека.
Учение Ф. Ницше: мечта о СверхчеловекеФ. Ницше предлагает полную переоценку ценностей всей христианской культуры. Для этого нужно

Слайд 18Предвзятые истолкования философии Ф. Ницше
Почему Родион Раскольников – не Наполеон?
Почему

суть философии Ф. Ницше совершенно несовместима с идеологией нацизма?

Предвзятые истолкования философии Ф. НицшеПочему Родион Раскольников – не Наполеон?Почему суть философии Ф. Ницше совершенно несовместима с

Слайд 19«Ложное сознание» в концепции Ф. Ницше
Все формы идеологии, религии, общественного

сознания фальшивы, так как они маскируют реальные властные отношения, они

служат интересам обеспечения господства. Из-за этого в них всегда присутствует изрядная доля лицемерия.

Сам человек тоже не является разумным существом, его разум определяется его волей, и от качеств его воли зависят и его установки, то есть его мораль, которая в свою очередь выступает в роли посылок его рассуждения.

Логика

посылки

рациональный вывод

«Ложное сознание» в концепции Ф. НицшеВсе формы идеологии, религии, общественного сознания фальшивы, так как они маскируют реальные

Слайд 20Учение З. Фрейда: движение волевых импульсов в структуре психики
Зигмунд

Фрейд
(1856-1939)
ОНО



СВЕРХ-Я

Я
сознаваемое
бессознательное
сознание
социальные нормы
сила, управляющая поступками человека
инстинкты жизни и смерти

Учение З. Фрейда: движение волевых импульсов в структуре психики Зигмунд Фрейд(1856-1939)ОНОСВЕРХ-ЯЯсознаваемоебессознательноесознание социальные нормысила, управляющая поступками человекаинстинкты жизни

Слайд 21Учение З. Фрейда: основная драма человеческой психики
Основные бессознательные инстинкты

человека: жизни (Эрос) и смерти (Танатос) постоянно продуцируют человеческие желания.
Эти

желания вступают в конфликт с внедренными в Сверх-Я социальными нормами и стереотипами, которые препятствуют их осознанию.

Конфликт между Оно и Сверх-Я создает в психике человека напряженность.

В психике человека существуют защитные механизмы, которые способствуют снятию этой напряженности

Если эти механизмы не срабатывают, у человека возникают психические расстройства

Учение З. Фрейда: основная драма человеческой психики Основные бессознательные инстинкты человека: жизни (Эрос) и смерти (Танатос) постоянно

Слайд 22Учение З. Фрейда: защитные механизмы психики

Учение З. Фрейда: защитные механизмы психики

Слайд 23Ложное сознание в концепции З. Фрейда
Истинные движущие силы человеческого

поведения сосредоточены в бессознательном – это базовые человеческие инстинкты, и

именно они задают цели человеческого поведения.

Реально сопротивляться этой силе человеческое сознание не может, препятствием для инстинктов выступает только также не вполне осознаваемое Сверх-Я.

Логика

посылки

рациональный вывод

В результате действия защитных психических механизмов, направленных на снятие психического напряжения, у человека формируется вполне логичная рациональная картина мира и своего места в нем, но при этом она совершенно ложна, так как сама по себе сформирована так, что дает более комфортное для человека рационализированное представление о его мотивах и поступках.

Ложное сознание в концепции З. Фрейда Истинные движущие силы человеческого поведения сосредоточены в бессознательном – это базовые

Слайд 24Влияние К. Маркса, Ф. Ницше и З. Фрейда
Ф. Ницше
К Маркс
З.

Фрейд
О. Шпенглер
А. Бергсон
Х. Ортега-и-Гассет
Э. Фромм
Т. Адорно
Г. Маркузе
А. Адлер
К. Хорни
К. Юнг

Влияние К. Маркса, Ф. Ницше и З. ФрейдаФ. НицшеК МарксЗ. ФрейдО. ШпенглерА. БергсонХ. Ортега-и-ГассетЭ. ФроммТ. АдорноГ. МаркузеА.

Слайд 25Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика