Слайд 1Тема: Организация жизнедеятельности в летнем оздоровительном лагере
План
Содержание воспитательной работы в
ДОЛ.
Характеристика организации лагерной смены в ДОЛ.
Слайд 2Учебная литература
Основная учебная литература
1. Савельев, Д.А. Мастер-класс для вожатых: пособие
для педагогов до-полнительного образования / Д.А. Савельев. – М. :
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. – 128 с. : ил. ISBN 978-5-691-02154-1 ; То же [Электрон-ный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429762Д
2. Слизкова, Е. В. Педагогика дополнительного образования. Методика работы вожатого : учебное пособие для академического бакалавриата / Е. В. Слизкова, И. И. Дереча. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 149 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06468-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/book/pedagogika-dopolnitelnogo-obrazovaniya-metodika-raboty-vozhatogo-438726
Слайд 3 Дополнительная учебная литература
1. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха
детей и подрост-ков: учебное пособие для прикладного бакалавриата / М.
Е. Вайндорф-Сысоева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 166 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06307-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/book/organizaciya-letnego-otdyha-detey-i-podrostkov-436488
2. Материалы для работы вожатого в детском оздоровительном лагере : учебное пособие / Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Кафедра педаго-гики ; сост. О.М. Чусовитина. - Омск : Издательство СибГУФК, 2015. - 151 с. : табл. - Библиогр.: с. 97. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459410
Слайд 4
1.Содержание воспитательной работы в ДОЛ
Под организацией воспитательной работы
в детском оздоровительном лагере понимается обоснованная система действий педагогов, направленная
на упорядочение ценностных выборов совместной деятельности его субъектов.
На специфику формирования воспитательной системы лагеря влияют такие факторы, как время (каникулы) и место (месторасположение лагеря — загородный, выездной).
Слайд 5Выделяются следующие сущностные характеристики воспитательного процесса, наиболее значимые при его
организации в детском оздоровительном лагере:
1. Воспитательный процесс в детском оздоровительном
лагере представляет собой не прямое воздействие на ребенка, а отражает уровни социального взаимодействия различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и микроколлективов) и социальных институтов воспитания (школа, семья, друзья и т.д.). Одни связи существуют и поддерживаются непосредственно, другие — опосредованно.
Слайд 62.Содержание и характер взаимодействия групп и личностей в воспитательном процессе
обусловлены социальными ценностями, представлениями о нормах совместной жизнедеятельности. Идеи, заложенные
в содержание воспитательного процесса в детском лагере, определяют также отношение детей и взрослых к окружающему миру, а в конечном счете, к самим себе.
3.При организации воспитательного процесса учитываются особенности временного детского объединения (кратковременность функционирования, разнородность состава, относительная автономность существования, коллективный характер жизнедеятельности, завершенный цикл развития).
Слайд 7В содержательной стороне жизнедеятельности детей в детском оздоровительном лагере Е.М.
Рыбинский выделяет следующие аспекты:
1 Оздоровительный — это оптимальный двигательный режим,
закаливание, сбалансированное питание, рациональный распорядок дня, соответствие окружающей среды гигиеническим требованиям, гигиенические навыки, здоровый образ жизни.
2 Компенсаторный. В системе летнего организованного отдыха детей и подростков действует принцип преемственности и непрерывности общения, воспитания, способствующий всестороннему развитию личности детей и подростков, выполняющий компенсаторную функцию по отношению к школе и позволяющий детям отдохнуть, снять физическую и психическую перегрузки, создающий новые условия для обогащения опытом, применения новых знаний и умений, развивающий детскую самореализацию, инициативу и самодеятельность.
3 Взаимодействие педагогических, медицинских, социальных, индивидуальных связей.
Слайд 8Направления воспитательной работы с детьми и подростками в детском оздоровительном
лагере:
Умственное воспитание как овладение знаниями основ наук, формирование основ научного
мировоззрения, опыта рациональной познавательной деятельности, развитие интеллектуальной культуры детей и их творческого потенциала.
Нравственное воспитание как формирование нравственного сознания, чувств, оценок и правильного поведения, любви к родному краю, к стране, бережного отношения к природе, гуманного отношения к окружающим, культуры общения; проведение работы по воспитанию сознательной дисциплины, привитию стремления к личному самоусовершенствованию.
Слайд 9Развитие политической культуры предполагает формирование у детей умения разбираться в
политических событиях, давать им правильную оценку, иметь и отстаивать свою
точку зрения по обсуждаемым проблемам, интересоваться событиям в стране и за рубежом.
Эстетическое воспитание предполагает развитие эстетического кругозора, формирование эстетической культуры личности, эстетических вкусов, чувств, потребностей, идеалов и т.д., пробуждение у детей интереса к занятиям творческого характера, различным видам искусства.
Слайд 10Трудовое воспитание предполагает формирование знаний о производственных, технических, экономико-социальных различных
проблемах; выработку трудовых умений и навыков, развитие
добросовестного отношения к труду
и потребности в нем; формирование нравственных качеств личности; подготовку к сознательному выбору профессии.
Экономическое воспитание предполагает формирование специальных знаний в условиях рыночной экономики.
Правовое воспитание как воспитание правосознания и поведения, соответствующего нормам гражданского права.
Слайд 11 Экологическое воспитание предполагает формирование у каждого ребенка экологического сознания
и мироощущения: глубокое понимание значения природы для собственной жизни, здоровья,
физического и духовного самоусовершенствования; развитие экологической культуры, духовно-эстетического и гуманно-нравственного отношения к природе, воспитание любви к ней; формирование умений видеть, понимать и сохранять красоту окружающей среды.
Слайд 12Физическое воспитание как многогранный процесс организации активной познавательной и физкультурно-оздоровительной
деятельности детей, направленной на укрепление потребностей в занятиях физкультурой и
спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек, здорового образа жизни, необходимости соблюдения режима умственной и физической работы.
Слайд 13В качестве форм воспитательной работы с детьми и подростками в
детском оздоровительном лагере выступают:
-вечера: музыкальные, легенд и тайн, сказочные, встреч,
отдыха, сюрпризов и др.;
-десанты: трудовой, агитационный, тимуровский и др.;
-игры: на знакомство, на сплочение коллектива, сюжетные, ролевые, подвижные, спортивные, интеллектуальные и др.;
-календарные и тематические праздники: день культуры,
день рождения лагеря, отряда, ярмарка, день Ивана Купалы, День независимости России т.д.;
- коллективно-творческие дела (КТД): художественные, досуговые, интеллектуальные, трудовые, спортивные, КТД с целенаправленным нравственным содержанием, КТД по работе с активом;
Слайд 14- костры: дружбы, прощальный, откровения;
- конкурсы: творческие, песенные, танцевальные и
др.;
- турниры: знатоков, рыцарей, смекалистых и т.п.;
- операции: тимуровские,
«Чистый лагерь», «Зеленая аптека»;
- спортивные соревнования и эстафеты;
-походы;
- творческая пресса: «Молния», стенгазета, «живая» газета, радиогазета, агитлистовки и т.п.;
-экскурсии: по памятным, историческим местам, на предприятия, в соседний лагерь.
Слайд 15Участниками воспитательного процесса в лагере являются:
— Детский коллектив. В лагере
создаются отряды детей (группы, экипажи): в возрасте от 6 до
9 лет — 25 человек, в возрасте от 10 до 14 лет — не более 30 человек в отряде1. За каждым отрядом закреплены 2 педагога — 1 воспитатель и 1 вожатый (или 2 вожатых).
— Педагогический коллектив, который представляют начальник
лагеря, старший педагог (заместитель по воспитательной работе,
педагог-организатор, старший воспитатель), инструкторы по спор
ту и плаванию, воспитатели, вожатые, а также руководители кружков, психолог (при условии наличия штатных единиц).
Воспитательный процесс в детском лагере обеспечивает административный персонал детского лагеря: директор учреждения (базы отдыха, школы), медицинский работник, музыкальный работник, обслуживающий персонал, спасатели, служба охраны и другие.
Слайд 162. Характеристика организации лагерной смены в ДОЛ
Лагерная смена является основой
деятельности детского оздоровительного лагеря. В этом понятии заключен основной педагогический
смысл лагерной жизни, вся жизнедеятельность лагеря фокусируется в лагерной смене. Смена — это точное название для периодов жизнедеятельности такой специфической педагогической системы, как детский лагерь.
Ю.Н.Таран под сменой в лагере понимает определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.
Слайд 17Каждая смена в лагере условно подразделяется на периоды:
1. подготовительный;
2. организационный;
3.
основной;
4. заключительный;
5. постлагерный.
Слайд 18Подготовительный период
Длительность периода — 10 дней до начала смены.
На данном
этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления,
логика развития смены. Во время подготовительного периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, что они ждут от смены, психологически и практически готовятся к отъезду в лагерь. Последнее дело подготовительного периода одновременно является первой акцией организационного — заезд детей.
Слайд 19Задачи деятельности вожатого:
-знакомство с лагерем, его территорией, педагогическим коллективом, заочное
знакомство с отрядом;
-подготовка педагогической, личной документации вожатого;
-ознакомление с Программой летнего
оздоровительного отдыха в лагере;
- составление методической копилки вожатого;
-анкетирование родителей.
Слайд 20Содержание деятельности вожатого на данном этапе:
- выезд в лагерь на
организационное совещание;
- посещение родительского собрания;
- составление анкеты и проведение анкетирования
родителей;
- составление списка отряда;
- оборудование отрядного места (домика);
- прохождение медосмотра и получение допуска к работе;
заключение трудового договора с администрацией лагеря;
- разработка конспектов ключевых дел смены согласно Программе летнего оздоровительного отдыха.
Слайд 21Регистрация детей (для выездных лагерей)
Регистрация детей начинается за 2,5—2 часа
до отъезда из населенного пункта в лагерь. Вожатому рекомендуется быть
в обозначенном месте регистрации заранее и иметь при себе:
- форму вожатого (футболка, бейсболка, бандана, галстук, значок с символикой лагеря);
- визитку с указанием полного имени, должности и номера отряда;
- табличку с номером отряда;
- список отряда;
- рабочую тетрадь для записей;
- визитки для детей (возможно необычной формы, одного цвета для своего отряда).
Слайд 22
Во время регистрации родители передают вожатому следующие документы для пребывания
ребенка в лагере:
- путевку в детский лагерь;
- медицинскую справку;
- конверт
с деньгами для личных нужд ребенка;
- анкету родителя.
Слайд 23
Вожатый визуально знакомится с ребенком и сообщает необходимую информацию об
отъезде (номер автобуса, время отправления и др.). В некоторых случаях
уместно проводить «Театральную отправку» с целью заинтересовать детей, отвлечь от грустных мыслей при расставании с родителями. Такое мероприятие
включает в себя игры на поднятие эмоционального настроя, игры-кричалки и т.д.
Слайд 24Организационный период
Длительность периода — от 1 до 4 дней лагерной
смены.
Организационный период представляет собой период адаптации детей к природно-климатическим, новым
жизненным условиям, к новому человеческому и предметному окружению, к отсутствию родителей, к самообслуживанию, к режиму лагеря и к новым требованиям. В этот период происходит знакомство детей друг с другом, с вожатым, с режимом лагеря, налаживаются отношения в коллективе, оправдываются или нет ожидания от жизни в лагере.
Слайд 25В первые дни лагерной смены приходится первый психологический кризис смены,
связанный с процессами адаптации, поэтому вожатому с первого дня следует
начать работу над созданием в отряде устойчивого климата открытости, доброжелательности, товарищества, взаимной поддержки. С первых же минут нужно пресекать попытки создания «руководящих» группировок, игнорирующих принципы жизни отряда, проявление зазнайства, давления одних детей на других. Основная цель вожатого в организационный период — помочь детям в безболезненной и быстрой адаптации к новым условиям, приучение детей к режиму дня в лагере, к соблюдению санитарно-гигиенических правил.
Слайд 26Задачи деятельности вожатого на данном этапе:
- знакомство детей друг с
другом, с вожатыми, лагерем и традициями;
- оказание помощи детям в
социальной адаптации к новым условиям, приучение к режиму дня в лагере, к соблюдению санитарно-гигиенических правил;
- создание условий для раскрытия способностей детей, доброжелательной атмосферы;
-проведение первичной диагностики интересов, направленности личности, ожиданий детей;
-вовлечение детей в совместную деятельность;
Слайд 27- формирование доброжелательной атмосферы в отряде и создание условий для
раскрытия способностей детей, индивидуальной адаптации детей;
- формирование органов самоуправления, выявление
лидеров;
- выработка основных законов и правил жизнедеятельности лагеря, отряда;
- совместная разработка плана-сетки жизнедеятельности отряда на смену.
Слайд 28Содержание работы вожатого с воспитанниками:
- огонек знакомств, игры на знакомство,
вечерние костры;
-операция «Уют» по обустройству отрядного домика (места);
- конкурс эмблем
комнат, отряда;
- составление графика дежурства;
- КТД на раскрытие творческих способностей воспитанников;
- проведение анкетирования, опроса, обработка результатов;
- выборы актива отряда, выбор названия отряда, девиза, речевки, песни, эмблемы, разработка законов жизни отряда;
- оформление отрядного уголка;
- подготовка к открытию лагерной смены;
- подготовка творческой визитки вожатского отряда;
- составление плана-сетки работы отряда на смену.
Слайд 29Основной период
Длительность периода — с 5-го по 18-й дни лагерной
смены.
Основной период следует после организационного и характеризуется сменой эмоционального фона
проводимых мероприятий.
В этот период постепенно происходит смена инициативы от вожатого к детям, налаживаются отношения между отрядами. На 10—12-й день лагерной смены наступает второй психологический кризис смены — кризис привыкания, который может повлечь немотивированные ссоры в отряде, напряженность отношений с вожатыми и взрослыми, обострение тоски по дому. Именно в середине смены вожатому рекомендуется провести с отрядом сюрпризное, неожиданное творческое дело или событие, которое
сломает привычный уклад жизни лагеря.
Слайд 30Задачи деятельности вожатого:
- обеспечение совместной разнообразной творческой деятельности воспитанников;
- изучение
сложившихся в отряде межличностных отношений;
- формирование у детей умений планировать
и анализировать свою работу;
- создание и укрепление отрядных традиций;
- сплочение коллектива на основе самоуправления.
Слайд 31Содержание деятельности вожатого на данном этапе:
- обеспечение условий воспитательной эффективности
временного детского коллектива: осознание детьми общественной и личностной значимости организуемой
деятельности, опора на интересы и опыт детей;
- систематический анализ деятельности, корректировка воспитательных задач;
- организация и проведение детских массовых праздников, КТД, игр различной направленности согласно плану-сетке работы лагеря, отряда;
Слайд 32- организация и проведение отрядных вечерних огоньков разнообразной тематики;
-организация деятельности
постоянных и временных микроколлективов (творческих, инициативных групп и т.д.);
-активизация работы
органов самоуправления;
-текущая диагностика отрядного коллектива и личности детей и подростков.
Слайд 33Заключительный период
Длительность периода — последние 2—3 дня лагерной смены.
В этот
период проводятся заключительные и итоговые дела смены. В детском коллективе
на первое место выходит неформальное общение детей, с которым связывают третий психологический кризис смены. Он сопровождается сменой эмоционального фона и поведения детей, дети становятся более раскованными и неуправляемыми, растет криминальная активность (воровство, драки, ссоры). Вожатому рекомендуется в этот период проявить инициативность, четко распланировать дела в последние дни лагерной смены, обеспечить контроль за поведением детей.
Слайд 34Задачи деятельности вожатого:
- подведение итогов смены;
- демонстрация навыков и умений,
приобретенных за смену;
- создание атмосферы дружеского прощания;
- анализ удовлетворенности
воспитанников совместной деятельностью.
Слайд 35Содержание деятельности вожатого на данном этапе:
- проведение итоговых отрядных дел
(итоговые выставки, встречи, соревнования, итоговые выпуски газет, заключительный вечерний огонек);
-
проведение дел-прощаний (оформление письма-напутствия, прощание с лесом, озером и др.);
- подготовка художественных номеров детей на гала-концерт;
- проведение концерта вожатых;
- проведение итоговой диагностики;
- организация лагерных ритуалов (орлятский круг, прощальный костер).
Слайд 36Постлагерный период
Длительность периода — от 3 до 10 дней после
окончания лагерной смены.
Основная задача деятельности вожатого — педагогический анализ смены,
собственной профессиональной деятельности.
Содержание деятельности вожатого:
- участие в заключительном педагогическом совещании;
- педагогический анализ смены, оформление отчета по итогам реализации программы летнего детского отдыха;
- оформление стенгазеты, летописи смены.