Слайд 1Тема: «Педагогическое общение в инновационном образовании»
Выполнила: студентка 1 курса, факультета
пед.тех-изо, группы 71
Бойченко В. И.
Слайд 2Введение
Общение — важнейшая составная часть человеческого бытия, присутствующая во
всех видах человеческой деятельности. Во многих видах деятельности общение —
это не только обыденная функция взаимодействия, но и функциональная категория. Функциональным, профессионально значимым является общение в педагогической деятельности, где оно выступает как инструмент взаимодействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную смысловую нагрузку.
Слайд 3Введение
Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностям
и культурой общения.
Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена
информацией, организация деятельности, обмена ролями, сопереживания и самоутверждения.
Две главные фигуры в школе — учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся
Слайд 4Введение
важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. В
наше сложное время в значительной мере изменилась и усложнилась роль
педагога. Он теперь является не только источником информации, но человеком, организующим и направляющим учебно-воспитательный процесс. Сегодня парадигма сотрудничества «учитель-ученик» устарела и приняла новый облик «человек-человек». Это значит, что меняется и весь социально-психологический аспект их взаимодействия. В том числе
Слайд 5Введение
возрастает роль общения, ведь самые интересные и развивающие дидактические материалы,
самые прогрессивные методы обучения и воспитания «заработают» только тогда, когда
будут использоваться в рамках соответствующего педагогического общения.
Слайд 6Виды общения
Выделяют два вида общения:
Социально-ориентированное общение в
ходе, которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется
социальное взаимодействие.
Личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность.
В педагогическом общении присутствуют оба эти вида. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если работает с учеником
Слайд 7Виды общения
один на один, то общение личностно ориентировано.
Неумение
или нежелание правильно общаться с учащимися может являтся причиной педагогических
неудач — плохой дисциплины на уроках, отсутствия интереса к предмету, грубости учащихся, даже наших собственных неврозов.
В педагогическом процессе взаимоотношения «человек-человек» первичны, и тем не менее это обстоятельство не всегда осознается даже опытными учителями. Начинающие же учителя очень часто испытывают трудности в общении с учащимися. И не случайно,
Слайд 8Виды и стили общения
так как в общении педагог выполняет много
функций — он выступает и как человек, познающий другого человека
или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.
Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства обучением и воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.
Слайд 9Стили общения
Самый плодотворный и высокопрофессиональный стиль — общение на
основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Граница между педагогом и детьми
должна быть обязательно, но возводиться она должна на основе уважения к знаниям, опыту, культуре педагога. В современной школе такой стиль присутствует в той или иной мере и у опытных педагогов.
Достаточно продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он является предварительной ступенью к стилю педагогического сотрудничества учителя и ученика. Но следует помнить, что дружественность, как
Слайд 10Стили общения
и любое эмоциональное настроение, должна иметь меру. Зачастую молодые
педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися. Как, впрочем,
и сами учащиеся проявляют такое панибратство, которое затем превращается в неуважительное отношение к учителю.
Многие педагоги выбирают стиль «общение-дистанция». Здесь в качестве ограничителя панибратства выступает некоторое «расстояние», которое учитель создает между собой и учащимися. При таком стиле тоже стоит соблюдать меру. Дистанци
Слайд 11Стили общения
роваться необходимо, но это может повлечь за собой невольный
переход к авторитарному стилю, который в конечном счете отрицательно сказывается
на формировании личности учащихся.
«Общение-дистанция» в известной степени является переходным этапом к такому негативному стилю, как «общение-устрашение». Его довольно часто используют не только начинающие, но и опытные учителя, так как этот стиль дает нам желаемое — беспрекословное подчинение учащихся и
Слайд 12Стили общения
кажущийся авторитет педагога. Однако такое общение не подразумевает взаимопонимания
между учителем и учеником и может вызвать даже тихую ненависть
к педагогу.
Отрицательную роль в работе с учащимися играет также «общение-заигрывание», которое вызвано стремлением завоевать быстрый авторитет у детей, понравиться им. Однако практика показывает, что это ложный авторитет.
При отсутствии у педагога профессиональных навыков общения стили устрашения, заигрывания или крайние формы
Слайд 13Стили общения
дистанцирования могут стать штампами, затрудняющими педагогическую работу, и привести
к непреодолимым психологическим барьерам.
Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального
благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.
Слайд 14Общение в инновационном образовании
Практика показывают, что учащиеся предъявляют высокие нравственно-психологические
требования не только к сути взаимоотношений, но и к средствам,
которыми мы выражаем свое отношение к ним. Именно поэтому стили общения, основанные на дружественности, создают ощущение психологического комфорта, стимулируют деятельность детей.
Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Ее основными параметрами становятся взаимоотношения, взаимоприятие, поддержка, доверие и д. р. Гуманистическая
Слайд 15Общение в инновационном образовании
технология педагогического взаимодействия признает общение важнейшим условием
и средством развития личности.
Таким образом, можно подвести к тому,
что педагогическое общение — это особый вид творчества, ведь каждый самый обычный урок — это цепь микроскопических педагогических ситуаций: ссора в классе; невыполненное домашнее задание; опоздавший на урок ученик; неожиданный вопрос ребенка и другие. И каждая ситуация требует мгновенного обдумывания, быстрого и точного решения проблемы. Поэтому и решения будут приниматься в разных случаях — разные. В этом и заключен творческий подход к общению:
Слайд 16Творческий подход к общению
в умении передавать информацию, точно ориентируя ее
на собеседника, используя при этом все средства эмоционального воздействия: яркую
выразительную речь, жесты, мимику, юмор;
в умении понять ситуацию и быстро принять нужное решение;
в умении организовать взаимоотношения с детьми;
в умении через общение воспитывать детей;
в умении регулировать собственные психические состояния, быть жизнерадостным и оптимистичным;
в поиске новых путей работы
Слайд 17Заключение
Люди разные, они просто не могут быть одинаковыми по
природе своей, у них разные способности и разные наклонности. Они
по-разному воспринимают и обрабатывают информацию, по-разному устают и отдыхают, они привыкли к определенному отношению к себе. Это должно учитываться в развитие личности. Именно на это и должен быть направлен авторитет учителя.