Слайд 1
Тема:
«Применение дистанционных форм обучения на уроках русского языка
(плюсы
и минусы)»
Подготовил:
учитель русского языка и литературы
МОУ «Бабарыкинская СОШ»
Тишина Анна Геннадьевна
2020
Слайд 2Дистанционное обучение (ДО) —
взаимодействие учителя и учащихся между собой
на расстоянии, реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими
интерактивность.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов: среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети), методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
Дистанционное обучение позволяет:
проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек; создать единую образовательную среду.
Слайд 4
Дистанционные формы обучения на уроках русского языка в школе, безусловно,
применять можно, но лишь как дополнительный компонент традиционного обучения, либо
в исключительных случаях, если по каким-то причинам обучающимся недоступна традиционная форма получения знаний.
Слайд 5
Дистанционное обучение как положительное явление
* даёт возможность обучающимся в спокойной обстановке изучать качественно отобранный
материал;
* помогает работать с неуспевающими и одарёнными учащимися, с детьми, находящимися на домашнем обучении, с учениками, которые часто болеют, то есть со всеми, кому требуется дополнительное внимание учителя, можно работать дистанционно.
В процессе такой работы дети приобретают вкус самостоятельного обучения. А если у них есть мотивация, то эффективность такого ДО возрастает многократно. Дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения.
Слайд 6Дистанционное обучение может реализовываться в онлайн- и офлайн-режиме (так называемые,
электронные кейсы). Важный аспект дистанционного обучения – сохранение коммуникации между
участниками учебного процесса.
Если используется методика синхронного дистанционного обучения, то преподаватель и его ученики общаются онлайн.
Если же применяется методика асинхронного дистанционного обучения, то общение между учеником и преподавателем уже происходит офлайн, то есть посредством отправки электронных писем.
Слайд 7При обучении русскому языку могут использоваться следующие формы ДО:
Чат-урок – урок,
который проходит с использованием чат-технологий (например, skype, zoom). Это видео-конференция.
Все обучающиеся, имеющие доступ к чату, могут одновременно учиться, общаться с учителем.
Веб-урок – дистанционный урок, семинар, конференция, практикум. Для такого урока используется специальный веб-форум – форма работы учеников на определенную тему или по какой-то проблеме путем оставления записей на сайте (например, учителя), на котором установлена соответствующая программа. Задания могут выполняться на протяжении более длительного срока. В процессе работы происходит живое конструктивное общение как между учителем и учеником, так и между учениками.
Урок с использованием видеоконференцсвязи – урок проходит в режиме реального времени.
Индивидуальная консультация.
Слайд 8Система личных сообщений - по формату приближена к электронной почте, предназначена
исключительно для пользователей системы. Входящие и исходящие сообщения каждого пользователя
отображаются на его рабочей странице. Переписка носит конфиденциальный характер: кроме отправителя и адресата, она никому не доступна.
Рабочие листы, инструктивные карты (например, google формы), которые позволяют обучающимся давать как развернутые ответы на предложенные вопросы, так и выбрать правильный ответ из нескольких предложенных.
Интерактивные тренажеры помогают обучающимся быстрее и глубже освоить учебный материал.
Интерактивные тесты помогают учителю своевременно контролировать уровень усвоения материала. Обучающиеся могут сразу ознакомиться с результатами.
Слайд 9Изложения, сочинения, диктанты в процессе дистанционного обучения
Изложение может быть с
творческим заданием, сжатым. Можно предложить работу с текстом, главное, чтобы
учитель поставил перед учеником конкретную задачу, какой именно текст должен получиться в итоге.
С сочинением сложностей не возникает. Ученик, получив информативную карту, справится с этим заданием. Старшеклассникам можно предложить сдавать работу в виде документа. Диктант можно дать во время онлайн-урока, после которого обучающиеся отправляют фотографию или скан на почту учителя в течение оговоренного заранее времени (предположим, 5-10 минут).
Оптимальным в преподавании русского языка при дистанционной форме обучения является чередование онлайн-уроков и электронных кейсов.
Слайд 10Вывод: дистанционное обучение имеет как отрицательные стороны, так и положительные.
Среди плюсов выделим:
развивает умение работать с новыми
технологиям;
позволяет учителю задавать больше нестандартных развивающих заданий;
развивает регулятивные компетенции: умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, умение самостоятельно планировать деятельность.
происходит формирование навыка самообразования.
Отметим и минусы:
Недостаток общения, снижение двигательной активности учащихся, повышение нагрузки на глаза и опорно-двигательный аппарат.
Если говорить о преподавании русского языка, то уменьшение общения сказывается на речи учащихся; происходит и снижение количества письменных заданий, что ведет к утрате навыков письменной речи;
Зачастую школьники занимаются плагиатом, не работают сами, пользуются материалами из Интернета.
Плохое техническое оснащение, отсутствие компьютера, планшета, смартфона, Интернета, приводит к невозможности участвовать в образовательном процессе.
В заключение хотелось бы отметить, что дистанционное обучение активно входит в нашу жизнь, хотим мы этого или нет, поэтому надо воспринимать эту форму обучения как возможность саморазвития ученика, родителей, учителей.