Слайд 1Тема « Профессиональная этика и этические кодексы
Подготовила:
студент группы 217 Д/2
Матюшина
Татьяна
Специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управление и архивоведение.
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
По дисциплине « Профессиональная этика и психология делового общения»
Слайд 3Профессиональная этика
Профессиональная этика – это нормы и правила профессионального поведения, которые
регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к
своим профессиональным обязанностям, долгу.
Профессиональная этика появилась во временя создания научных этических учений, теорий о ней.
Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.
Слайд 4Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже
развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы.
Эти обобщения содержались как в писаных так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.
Слайд 5Профессиональная этика зародилась в рамках конкретных видов деятельности, выступив в
качестве нормативного начала в поведении специалистов. На вариантов личностных проявлений,
которые профессиональное сознание трудовой группы признало наиболее предпочтительными для данной деятельности, профессиональная этика создает стандарты профессионального поведения, оформляемые в виде специфических документов – клятв, уставов, кодексов.
Слайд 6В задачи профессиональной этики входит: выявление нравственных норм и оценок,
суждений и понятий. характеризующих людей в роли представителей определяющих профессий.
Основа профессиональной этики в сфере социально-культурного сервиса – это высокое сознание общественного долга и нетерпимость к пренебрежению общественными интересами.
Слайд 7Сущность и виды
Трудовая деятельность является основной сферой общественной жизни. От
ее нравственных целей и содержания зависит благополучие многих людей. При
этом в профессиональной деятельности существуют специфические (общие для представителей одной профессии) отношения людей друг к другу, к обществу, а также нравственные нормы, которые регулируют эти взаимоотношения.
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Она должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников.
Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться.
Слайд 8Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства. Каждая
профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы
ценностей.
Основа профессиональной этики в сфере сервиса – нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга.
Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений.
Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.
Слайд 10 Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои
специфические требования в области морали. Но мы рассмотрим некоторые виды:
Так,
например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм.
Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности) , верности закону.
Во врачебной этике все нормы и нравственные принципы профессии ориентированы на улучшение и сохранение здоровья человека. Еще в древней Индии считали, что врач «должен обладать чистым сострадательным сердцем, спокойным темпераментом, отличаться величайшей уверенностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро». Эти качества требуются и от современных медиков, а принцип их профессиональной деятельности «не навреди» был, есть и будет основополагающим во все времена. Однако в деятельности медиков часто встречаются ситуации нравственного противоречия.
Слайд 11Педагогическая этика изучает специфику и содержание нравственной деятельности педагога, выясняет
особенности реализации общих принципов морали в сфере педагогического труда. Этика
педагога, как и этика врача также имеет древние корни. Уже в Древней Греции от педагога требовались любовь к детям, глубокое знание своего предмета, сдержанность, справедливость при наказаниях и поощрениях.
Экономическая этика изучает совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику, включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Условиями формирования являются: политическая и экономическая свобода, сильная исполнительная власть, стабильность законодательства, пропаганда, право.
Инженеры должны ставить на первое место безопасность, здоровье и благополучие граждан и должны стремиться соблюдать принципы устойчивого развития при выполнении их профессиональных обязанностей.
Слайд 12Основные нормы
В основе профессиональной этики лежат определенные принципы и нормы,
которые обусловлены нести дополнительную ответственность, связанную с профессиональными обязанностями.
Основные нормы
профессиональной этики:
внимательность
вежливость
выдержка(терпение)
умение владеть собой хорошие манеры и культура речи
способность избегать конфликтных ситуаций и умение разрешать их
обходительность, любезность
радушие, доброжелательность
тактичность, сдержанность
Слайд 13Этический кодекс
Кодекс (лат. codex — книга) —законодательный акт, содержащий систематизированные
нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей.
Этический кодекс или моральный кодекс
— система правил или этических принципов, управляющих поведением членов определенного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы), выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества.
Слайд 14Этические кодексы подразделяются на Профессионально-этические категории:
Профессиональный долг – это
система предписаний, которым необходимо следовать
Профессиональная ответственность – это гарант добросовестного
выполнения профессионального долга
Профессиональная совесть – это представление об эмоциональных состояниях, переживаемых человеком в ходе работы
Профессиональное достоинство – это представление о значимости профессии
Профессиональная честь.
Слайд 15Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального общества и эффективны для
свободных профессий, где наиболее выражены профессиональные этические проблемы.
Существование этических
кодексов различных профессий это свидетельство общественного прогресса гуманизации общества:
врачебная этика
педагогическая этика
этика ученого
этика офицера
этика журналиста, писателя, художника и т.д.
Профессиональные кодексы этики могут иметь вид уставов, предписаний, инструкций. Могут разрабатываться на уровне фирмы, организации, отрасли и т.д. Они могут со временем пересматриваться, меняться.
Слайд 16Классификация
В настоящее время сложились три типа этических кодексов:
1) регулятивный документ
с конкретно разработанными правилами, включая санкции по отношению к нарушителям.
Такие кодексы разрабатываются авторитетными специалистами и принимаются на специальных симпозиумах;
2) относительно краткие хартии, декларации, создаются в процессе формирования профессионального сообщества. Это своего рода декларации о намерениях;
3) подробные кодексы отдельных фирм, организаций, включающие конкретные обязательства работников перед клиентами и партнерами, сотрудниками и обществом.
Слайд 17Кодексы представляют собой своеобразные справочники по правильному поведению. Само существование
этического кодекса как коллективного этического стандарта помогает работникам проникнуться пониманием
этичности своих деловых решений. Письменная форма придает кодексам еще большую значимость. Кодексы могут обеспечить определенный уровень юридической защиты как компании в целом, так и каждому работнику в отдельности.
Многие компании формируют специальные подразделения или нанимают специально работников для создания этических кодексов. При этом работников компании знакомят с положениями этих кодексов. Создается также система поощрения работников, учитывающих вопросы этики при принятии решений и при условии соответствия их служебного поведения этическим нормам, зафиксированным в кодексах.
Слайд 18Кодекс гос. служащих
Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих
Российской Федерации в муниципальных служащих (далее -Типовой кодекс) разработан в
соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц.
В кодекс гос. служащего входит следующее содержание:
I. Общие положения.
II. Основные принципы и правила служебного поведения
государственных (муниципальных) служащих.
III. Рекомендательные этические правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих.
IV. Ответственность за нарушение положений Типового кодекса
Слайд 19Содержание этических кодексов
При работе над содержанием корпоративного кодекса в первую
очередь следует четко определить читательскую аудиторию и ожидаемый результат от
прочтения. В большинстве случаев сейчас под кодексом подразумевается внутренний документ, который дает возможность сотрудникам получить всю необходимую информацию о компании .Хотя помимо прочего вероятен и такой вариант, когда читателями кодекса становятся посетители, гости и постояльцы.
Слайд 20Обычно этические кодексы компаний состоят из 2-ух частей: идеологической, в
которой описывается миссия, цели и задачи фирмы, и обычной, другими
словами нормативной, содержащей точные нормы поведения внутри коллектива. Так решаются управленческие задачки, а часть, описывающая миссии фирмы, имеет своей целью прививание корпоративной культуры и возведение общей команды, нацеленной на масштабную цель.
Создание этического кодекса опирается на следующие базовые принципы:
определение интересов всех сотрудников и клиентов компании;
отражение этих интересов в документе в доступной для понимания форме;
создание плана и проекта кодекса;
Слайд 21создание конкретных критериев оценки действий сотрудников согласно пунктам кодекса;
создание систем
и методов поощрения сотрудников, которые четко и грамотно выполняют все
пункты кодекса;
создание профилактических мер, способствующих предотвращению нарушений кодекса;
создание мер наказания за нарушение норм и правил поведения
Слайд 22Таким образом кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества.
Существует особенность исполнения
аналогичных документов: заставить соблюдать этический кодекс невозможно. В следствии этого
чтобы он на самом деле действовал, еще на рубеже его создания нужно будет предусмотреть процедуры, включающие в процесс разработки документа насколько возможно всех сотрудников компании. Только при условии принятия каждым сотрудником кодекса корпоративной этики он будет реально исполняться.