Слайд 1Тема: «Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений,
исполняющих наказание и назначаемых судом меры принудительного характера»
ФГБОУ ВО
«Всероссийский государственный университет юстиции
(РПА Минюста России)»
Калужский институт (филиал)
Кандидат юридических наук
ИЗЪЯНОВ Александр Данилович
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(2017/2018 учебный год)
Слайд 2Правовая основа в области прокурорского надзора
Конституция Российской
Федерации (ч. 4 ст. 15, ч. 2 ст. 21, ч.
2 ст. 22, ч. 1 ст. 49)
Нормы и принципы международного права:
Всеобщая декларация прав человека (1948г.)
Европейская Конвенция о защите прав человека основных свобод (04.11.1950 г.),
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), (регламентируют права и обязанности осужденных);
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966);
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966);
Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979);
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984),
Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989) и др.
Слайд 3Правовая основа в области прокурорского надзора
Закон «О прокуратуре Российской Федерации»
ФЗ
№ 103 от 21.06.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений» (редакция на 28.12.2016 №503-фз)
Закон РФ № 3185-1 от 02.07.1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» (ред. 28.12.2016 №503-фз)
УПК РФ
УИК РФ
Закон РФ №5473-1 от 21.07.1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ред на 28.12.2016 №503-фз)
Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб ВС РФ, утв. УПР РФ от 10.11.2007 №1495 приложение №14 «О гауптвахте»
Слайд 4Правовая основа в области прокурорского надзора нормативно-правовые акты Генерального прокурора
РФ
Приказ Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 №84 «О разграничении компетенции
прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» (ред. На 7 июня 2016г. №331)
Приказ Генерального прокурора РФ от 16.01.2014 г. №6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления».
Слайд 5Сущность, понятие и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрацией органов
и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера,
администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу выделен в ст. 1 Закона о прокуратуре в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры.
Слайд 6 Выделение этого надзора
в самостоятельное направление обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан,
отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. Лица, задержанные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы, имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в качестве гарантии их охраны. Гарантией предупреждения и своевременного устранения нарушений прав и интересов задержанных, арестованных и осужденных, лиц, находящихся по решению суда в психиатрических стационарах, является проведение прокурором проверок в учреждениях и органах, где они содержатся, систематически, независимо от наличия данных о нарушениях законности.
Администрации органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу обязаны выполнять постановления и требования прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания и порядка содержания под стражей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, ФЗ от 15 июля 1995 г. № 10З-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и иными законодательными актами.
Средствами прокурорского надзора обеспечивается исполнение не только прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам медицинского характера, задержанных и арестованных, предусмотренных законодательством РФ, но и требований, касающихся защиты прав человека в сфере борьбы с преступностью, содержащихся в международных актах.
Слайд 7 Задачи рассматриваемого направления прокурорского
надзора определены в приказе Генерального прокурора РФ от от 16
января 2014 г. №6 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Прокурорам предписывается при проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.
Требуется организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности, не оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры.
Прокурорский надзор должен быть направлен на то, чтобы содержание задержанных и арестованных лиц в исправительных и иных учреждениях и органах, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом, осуществлялось в соответствии с предусмотренными основаниями и с соблюдением установленного порядка, условий содержания, обеспечения прав и обязанностей этих лиц.
Слайд 8Ст. 32 Закона о прокуратуре определяет предмет надзора.
К нему относятся:
во-первых, законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом;
во-вторых, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
в-третьих, законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Законность приказов, распоряжений администрации, а также их действий и решений.
Слайд 9Объекты прокурорского надзора
Органы и учреждения, исполняющие наказания связанные с лишением
свободы – исправительные и воспитательные колонии, лечебно- исправительные учреждения, колонии-
поселения, тюрьмы, исправительные центры, арестные дома, дисциплинарные воинские части и гауптвахты в воинских гарнизонах;
Органы и учреждения, исполняющие наказания, не связанные с лишением свободы- уголовно-исполнительные инспекции системы Министерства юстиции Российской Федерации, исправительные центры, исправительные учреждения, дисциплинарные воинские части. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются так же администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.
Слайд 10 Под законностью нахождения
лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных, иных органах
и учреждениях, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом, в более широком смысле следует понимать: законность помещения в эти места, учреждения и органы; законность содержания в них; соблюдение сроков содержания; законность освобождения.
В указанные места, учреждения и органы могут помещаться лишь те лица, в отношении которых имеется соответствующий документ (протокол, постановление, приговор), причем каждая категория лиц должна помещаться лишь в определенные именно для ее содержания место, учреждение либо орган.
В Федеральном законе "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (ч. 1 ст. 5) предусмотрен в качестве основания содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, протокол задержания, составленный в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
Из этого же Закона (ч. 2 ст. 5) следует, что основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, является судебное решение. В соответствии со ст. 29 УПК РФ только суд правомочен принимать решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
Основанием отбывания уголовного наказания является приговор суда, вступивший в законную силу.
Принудительные меры медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, применяются по определению суда.
Слайд 11Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений,
исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест
содержания задержанных и заключенных под стражу.
1. Полномочие требовать от администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера :
во-первых, прокурор может требовать от администрации указанных органов и учреждений соблюдения правил режима и условий содержания, привлечения осужденных к труду и других условий, исходя из тех вопросов, которые входят в предмет прокурорского надзора;
во-вторых, прокурор может, исходя из конкретной ситуации, установить время для исполнения своих требований;
в-третьих, эти требования подлежат обязательному исполнению администрацией;
в-четвертых, обжалование администрацией требований прокурора не приостанавливает их исполнение;
в-пятых, целесообразно в целях возможности контролировать облекать требование прокурора в письменную форму.
Слайд 12 Прокурору предоставлено право беспрепятственного посещения
учреждений и органов. Посещая их, прокурор выясняет вопросы, входящие в
предмет прокурорского надзора (соблюдение сроков задержаний и иных сроков, законность водворения осужденных к лишению свободы в штрафной изолятор и т.д.). При этом проверки могут быть как целевые, т.е. затрагивающие, как правило, законность отдельных сторон деятельности учреждений (например, соответствие требованиям закона условий труда лиц, лишенных свободы), так и общие, охватывающие весь комплекс вопросов, относящихся к предмету надзора. Результаты проверки отражаются в составляемых справках (актах).
Для выявления нарушения законов, прокурору предоставлено право опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Опрос указанных лиц является также средством предупреждения нарушений законности в деятельности учреждений и органов, где эти лица содержатся. Путем опроса могут быть выявлены такие существенные нарушения законности, как применение к задержанным, арестованным и иным лицам недозволенных методов применения в нарушение требований закона специальных средств, оружия и других.
При осуществлении надзора прокурор вправе знакомиться с документами, на основании которых произведено задержание, заключение под стражу, осуждение, определение мер принудительного характера. Это полномочие важно, поскольку позволяет выявить и предупредить нарушение сроков содержания под стражей, неправильное определение вида исправительного учреждения, неправильное применение мер взыскания и другие существенные нарушения закона.
Слайд 13Организация работы по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений,
исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест
содержания задержанных и заключенных под стражу.
В 1985-1986 гг. образованы специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях). В состав этих прокуратур входят: прокурор, заместитель прокурора, помощники прокурора и работники канцелярии. Распределение обязанностей между ними производится распоряжением прокурора. Планирование работы прокуратуры осуществляется на основе анализа состояния законности и правопорядка в учреждениях уголовно-исполнительной системы с использованием материалов прокурорского надзора, ведомственного контроля, статистических и других учетных данных, материалов уголовных и гражданских дел, имеющиеся информации о причинах и условиях, способствующих нарушениям законности.
Прокурор по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях координирует деятельность администраций этих учреждений, принимает участие в координационных мероприятиях, проводимых территориальными органами прокуратуры.
Прокуроры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях взаимодействуют с территориальными и военными прокурорами путем планирования и совместного проведения с ними мероприятий по укреплению законности и правопорядка в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.
Слайд 14 Основные направления
деятельности прокуратур (1):
надзор за исполнением уголовно-исполнительного и иного законодательства в
учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее УИС), находящихся на территориях, где такие прокураторы созданы;
надзор за исполнением требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлений в указанных учреждениях;
выезд на чрезвычайные происшествия в учреждения УИС для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий, вызвавших происшествия, и привлечения виновных к ответственности;
руководство и надзор за исполнением законов при расследовании данной категории дел о преступлениях, совершенных в учреждениях УИС осужденными, сотрудниками этих учреждений;
надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия следователями других органов по делам о преступлениях, совершенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
Слайд 15 Основные направления
деятельности прокуратур (2):
участие при рассмотрении в судах первой инстанции уголовных
дел, а также при рассмотрении в судах об уголовно-досрочном освобождении от наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и при разрешении судом других вопросов, связанных с исполнением приговоров;
надзор за законностью судебных постановлений по делам и материалам, направленным ими в суд;
изучение причин рецидивной преступности с использованием проводимых администрацией учреждений УИС и иной информации о лицах, совершивших новые преступления в течении год после освобождения от отбывания наказания из указанных учреждений и принятие мер к их устранению;
надзор за точным применением в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, актов амнистии;
надзор за законностью издаваемых администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, приказов, распоряжений, постановлений.
Слайд 16Особенности надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы.
Надзор за исполнением законов
в местах отбывания лишения свободы представляет наиболее объемный и сложный участок в деятельности прокуроров.
Перед выездом для проведения проверки в этих местах прокурору целесообразно определить конкретные цели проверки, продолжительность проверки, круг участников, привлекаемых для проведения проверки, изучить необходимую информацию (справки по предыдущим проверкам и принятых мерах по выявленным нарушениям законности, результаты ведомственных проверок и т.п.) для лучшей ориентации в обстановке и более эффективного проведения проверки.
Слайд 17 При проведении комплексных проверок прокурору
необходимо выяснить:
законность нахождения осужденных в местах отбывания лишения свободы;
соблюдение требований
закона о раздельном содержании осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях;
законность и обоснованность перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую;
соответствие режима содержания осужденных видам исправительных учреждений;
соблюдение требований закона об условиях отбывания наказания (материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение и др.);
соблюдение требований закона при привлечении к труду осужденных к лишению свободы, правил охраны труда, а также при обеспечении профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы;
соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воздействие на осужденных;
законность оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях;
обеспечение прав осужденных при использовании технических средств надзора и контроля;
При проведении комплексных проверок прокурору необходимо выяснить также:
законность и обоснованность применения администрацией в отношении осужденных при оказании ими сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения и в других случаях физической силы, специальных средств и оружия;
состояние борьбы с преступлениями и иными нарушениями в исправительных учреждениях, арестных домах;
соблюдение требований уголовно-процессуального законодательства о производстве неотложных следственных действий;
соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке представления к условно- досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или о замене им неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения амнистии;
соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке разрешения жалоб и заявлений осужденных;
законность приказов, распоряжений, постановлений администрации исправительных учреждений;
выполнение администрацией исправительных учреждений обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.
Слайд 19 Проверку прокурор, как
правило, начинает с предварительной беседы с начальником учреждения и поручения
ему подготовить необходимые документы и сведения (журнал учета и информации для оперативных дежурных; книгу замечаний и предложений по недостаткам в деятельности администраций; журнал рапортов приема-сдачи дежурств; журнал учета рапортов о нарушениях установленного порядка отбывания наказания; приказы, распоряжения, постановления администрации и др.), с которыми в последующем знакомится.
Исходя из целей проверки, прокурор может ознакомиться также с делами оперативного учета, с возбужденными уголовными делами и производстве по ним неотложных следственных действий и другими документами.
Прокурор производит в присутствии начальника учреждения и начальника медсанчасти (а в необходимых случаях и других должностных лиц) обход всех жилых, коммунально-бытовых, служебных и производственных объектов. Обход объектов и территорий, который может производиться как в присутствии представителей администрации, так и прокурором наедине, сопровождается опросом осужденных об их жалобах и заявлениях.
Круг вопросов, выясняемых прокурором при обходе, зависит от конкретного объекта. Так, например, в процессе обхода жилых помещений прокурор обращает внимание на обеспеченность осужденных нормой жилой площади, вещевым довольствием, индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями; при посещении столовой и кухни прокурор выясняет, как обеспечиваются осужденные питанием, выдается ли осужденным положенное по норме довольствие и т.д.
Слайд 20Особенности надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного
от общества.
При проведении проверок законности исполнения наказания в виде
ограничения свободы подлежат выяснению:
законность нахождения осужденных в исправительных центрах;
соблюдение требований закона о порядке отбывания ограничения свободы (привлечение к работам по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности, как правило, в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю;
раздельное содержание осужденных, ранее отбывших лишение свободы и имеющих судимость, от иных осужденных;
раздельное содержание осужденных за преступления, совершенные в соучастии;
предоставление осужденным возможности проживания с семьей и др.);
соблюдение требований закона о материально-бытовом обеспечении осужденных (обеспечение нормой жилой площади, индивидуальными спальными местами, постельными принадлежностями и др.);
соблюдение требований закона о медико-санитарном обеспечении осужденных;
обеспечение условий труда осужденных;
Слайд 21Особенности надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного
от общества.
обеспечение администрацией организаций, в которых работают осужденные к
ограничению свободы, привлечения их к труду с учетом состояния здоровья и профессиональной подготовки, получения ими начального профессионального образования или профессиональной подготовки;
законность увольнения осужденных администрацией организаций, в которых они работают;
соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воздействие на осужденных;
законность применения мер поощрения, применяемых к осужденным, и привлечения к ответственности за нарушение порядка и условий отбывания ограничения свободы и за злостное уклонение от отбывания ограничения свободы;
соблюдение администрацией исправительного центра требований закона о порядке предоставления к условно- досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения амнистии;
соблюдение администрацией исправительного центра, администрацией организаций, в которых работают осужденные, требований закона о порядке разрешения жалоб и заявлений осужденных;
законность приказов, распоряжений, постановлений, администраций исправительного центра и администраций организаций, в которых работают осужденные;
выполнение администрацией исправительного центра обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.
Слайд 22 Выяснение указанных вопросов
проводится путем проверок, проводимых в исправительных центрах и в организациях,
в которых работают осужденные к ограничению свободы.
В начале проверки прокурор, как правило, беседует с начальником исправительного центра, выясняет общие вопросы, истребует сведения о количестве и наименовании организаций, где работают осужденные; числе осужденных, состоящих на учете в исправительном центре; взятых на учет, снятых с учета за соответствующий период времени.
Прокурор знакомится с документами — картотекой, журналом учета, личными делами осужденных, данными о проведении розыска осужденных, скрывшихся от отбывания наказания, приказами, распоряжениями и постановлениями администрации и другими документами, исходя из конкретных данных о состоянии законности в исправительном центре.
При посещении организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы, прокурор беседует с представителями организации, с осужденными, которые там работают; знакомится с актами проведенных в этих организациях проверок, приказами администрации организаций и другими необходимыми документами.
Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов при исполнении наказания в виде ограничения свободы во многом зависит от систематичности проведения проверок и реального принятия прокурором мер, необходимых для устранения выявленных им нарушений закона, а также предупреждения их в будущем.
Слайд 23Заключение
Органы прокуратуры занимают особое место
в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой
из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они тем не менее, не относятся полностью ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.