Слайд 1
Тема: Психологические особенности взаимодействия личности и профессии
Линкер Г.Р.,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры психологии образования и развития НВГУ
ПЛАН:
1.Ситуация личностного и профессионального развития.
2.Профессиональное становление. Основные стадии профессионального становления личности
3.Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения.
4.Конфликты профессионального самоопределения.
Зеер Эвальд Фридрихович - Заслуженный деятель науки
РФ, член-корреспондент РАО, доктор психол. наук,
профессор, зав. кафедрой психологии профессионального
развития Российского гос. профессионально-
педагогического университета
1.Ситуация личностного и профессионального развития
Э.Ф.Зеер выделяет следующие ситуации личностного и профессионального развития, которые возникают в психологическом пространстве взаимодействия личности и профессии:
1. Разнообразие интересов и склонностей детей дошкольного возраста
2. Выбор дальнейшей формы образования и трудоустройство после окончания основной общеобразовательной школы
3. Выбор дальнейшей формы образования и трудоустройство после окончания полной средней общеобразовательной школы
4. Получение профессионального образования и подготовки. Разочарование в выборе профессии, неудовлетворенность профессионально-образовательным процессом.
5. Поиск места работы, трудоустройство, принятие
квалификационных требований и должностных
обязанностей, освоение новой соц.-профессиональной роли
6. Вхождение в профессию, приобретение профессионального опыта. Новый режим жизнедеятельности. Новая социально-экономическая ситуация
7. Неудовлетворенность профессиональным трудом, перспективами роста, зарплатой, взаимоотношениями с коллегами и руководителями. Кризисы и конфликты профессионального развития
8. Вынужденное увольнение, поиск места работы, переквалификация и смена профессии
9. Деструктивное профессиональное развитие специалиста: профессиональные деформации, профессиональная усталость, потеря смысла профессиональной жизни
10. Уход из профессиональной жизни (выход на пенсию)
Однако в центре внимания исследователей стояли в основном исполнительские, операционные аспекты труда, его психофизиологические характеристики. Центральной проблемой отечественной психологии труда являлось приспособление человека к орудиям, процессам и условиям труда. При этом адаптация работника изучалась преимущественно по линии психофизиологических характеристик человека. Ценностные, смыслообразующие, мотивационные аспекты труда не исследовались.
Таким образом, психологические исследования трудовой деятельности не давали целостного представления о профессиональном становлении работников, формировании профессиональных намерений, причинах выбора или смены профессии, этапах трудовой карьеры, проблемах профессионализации и дезадаптации.
Для того чтобы выполнить объяснительную функцию, раскрыть механизмы взаимосвязи, найти пути согласования человека с профессией, нужно вычленить самостоятельную отрасль психологической науки — профессиональной психологии.
Слайд 6 2.Профессиональное становление. Основные стадии профессионального становления личности
Профессиональное становление —
это развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и
подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности
Профессиональное становление — это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. В этом гетерохронном процессе можно выделить стадии оптации, профессионального образования и подготовки, профадаптации, профессионализма и мастерства.
Слайд 7 Таблица 1. Проблемное поле
психологии профессионального образования
на
разных стадиях профессионального становления личности
Слайд 11
Источник: Психология профессионального образования : учебник для студ. учреждений высш.
проф. образования / Э.Ф.Зеер. — 2-е изд., испр. и доп.
— М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с.