Разделы презентаций


Тема: Развитие представлений о целях, ценностях и путях образования человека:

Содержание

План лекции 1. Воспитание в первобытном обществе. Выделение педагогической деятельности. Возникновение школы как

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Тема: Развитие представлений о целях, ценностях и путях образования человека:

основные этапы истории.
Лекция № 2

Тема: Развитие представлений о целях, ценностях и путях образования человека: основные этапы истории. Лекция №

Слайд 2План лекции


1. Воспитание в первобытном обществе. Выделение педагогической деятельности. Возникновение школы как социального института и профессии «учитель» в странах Древнего Востока. Образовательный идеал восточной цивилизации.
2. Эллинская культура и образование. Образовательные идеалы античности (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит). Социальная стратификация и развитие образования в Древнем Риме. Первые педагогические трактаты (Цицерон, Квинтилиан).
3. Образовательный идеал Средневековья. Религия – церковь – образование. Схоластика. Церковные и монастырские школы. Цеховые ремесленные школы. Университеты.



План лекции

Слайд 31. Воспитание в первобытном обществе. Выделение педагогической деятельности. Возникновение школы

как социального института и профессии «учитель» в странах Древнего Востока.

Образовательный идеал восточной цивилизации.

1. Воспитание в первобытном обществе. Выделение педагогической деятельности. Возникновение школы как социального института и профессии «учитель» в

Слайд 4Воспитание как процесс

Воспитание как процесс

Слайд 5Воспитание в первобытном обществе.
На ранней стадии
осуществлялось в процессе жизнедеятельности;
было

ориентировано на повседневную борьбу за выживание;
имело половозрастную дифференциацию;
предполагало групповое, коллективное

начало.

В период родовой и соседской общины

зарождение семейного воспитания;
сочетание половозрастной дифференциации с социальной (воспитание вождей, жрецов, воинов, рядовых общинников);
появление специальных людей, осуществлявших воспитательный процесс: старейшины, служители культа, опытные воины;
связь воспитания с религиозно-мифологическим мировоззрением;
наличие организованных форм воспитания

Воспитание в первобытном обществе. На ранней стадииосуществлялось в процессе жизнедеятельности;было ориентировано на повседневную борьбу за выживание;имело половозрастную

Слайд 6Организованные формы воспитания
Программа подготовки к инициации
для мальчиков: усвоение знаний и

практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину;

для девочек: обучение ведению

домашнего хозяйства.


Организованные формы воспитанияПрограмма подготовки к инициациидля мальчиков: усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину; для

Слайд 7Школы государств Древнего Востока
Факторы возникновения школ

Хронология возникновения школ

Школы государств Древнего ВостокаФакторы возникновения школХронология возникновения школ

Слайд 8Школы Месопотамии
Цель школы – подготовка писцов, жрецов
Методы обучения: заучивание текстов,

упражнения, поучения, наставления, разъяснения и др.

Школы МесопотамииЦель школы – подготовка писцов, жрецовМетоды обучения: заучивание текстов, упражнения, поучения, наставления, разъяснения и др.

Слайд 9Древний Египет
Цель школы и воспитания - подготовка человека образованного, немногословного,

умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы.

Обучение индивидуальное, частное.

«Только тот настоящий писец, чья рука не отстает от уст»
Древний ЕгипетЦель школы и воспитания - подготовка человека образованного, немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары

Слайд 10Школы Древнего Египта
Виды школ
Государственные школы (писцов) при храмах, дворе фараона

и вельмож;
Дворцовые (царские) при дворе фараона;
5-12 лет – элементарная
12-16

лет – канцелярия

Школы врачевателей и др. частные проф.школы


Содержание образования

Школы Древнего ЕгиптаВиды школГосударственные школы (писцов) при храмах, дворе фараона и вельмож;Дворцовые (царские) при дворе фараона; 5-12

Слайд 11Древняя Индия
Первые школы появилось в городах Хараппской культуры (3-2 тыс.

до н.э.). Религиозная идеология (индуизм, буддизм) – важный фактор образования

и воспитания.

Центры буддийского образования- монастыри в северной и северо-восточной Индии.
Цель воспитания и образования -постижение духовного просветления на основе идей любви, милосердия, отказа от мирских чувств

Дравидско-арийская эпоха

Буддийская эпоха

Центры образования- индуистские храмы.
Цель воспитания и образования – подготовка к счастливой жизни в условиях

Ведущие качества:
Брахманы – интеллект;
Кшатрии – мужество;
Вайшья – трудолюбие;
Шудры - покорность

Древняя ИндияПервые школы появилось в городах Хараппской культуры (3-2 тыс. до н.э.). Религиозная идеология (индуизм, буддизм) –

Слайд 12Школы Древней Индии
Кастовая система поступления в школу – «второе рождение»-

сочеталась с семейно-общественным воспитанием.
Упанаямы – ритуал посвящения в ученики.
Образование

в буддийской общине
Школы Древней ИндииКастовая система поступления в школу – «второе рождение»- сочеталась с семейно-общественным воспитанием. Упанаямы – ритуал

Слайд 13Древний Китай
Средства обучения: расщепленный в пластины бамбук и шелковая ткань,

на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой

палочки.

Школьное дело – часть государственной политики.
Идеал воспитания – образованный и почетающий старших человек.



Древний КитайСредства обучения: расщепленный в пластины бамбук и шелковая ткань, на которых писали соком лакового дерева с

Слайд 14Школы Древнего Китая
Экзамены
в школе - 2 раза в год;


после –1 раз в 3 года:
1- «ученая степень цветущего таланта»;
2-

признанный ученый

Принципы обучения

- учиться вовремя, пресекая дурное;
- соблюдать последовательность в учении;
- учиться в коллективе, т.к. кто учится один, познания скудны, кругозор ограничен.
(по книге «Ли цзи» - О ритуале и обычаях, IV-I вв.до н.э.)

3-ученый, внесенный в списки;
4- член императорской Академии

Тесты

Школы Древнего КитаяЭкзамены в школе - 2 раза в год; после –1 раз в 3 года:1- «ученая

Слайд 15Характерные черты воспитания и образования в государствах Древнего Востока

Цель:

подготовка к жизни в соответствии с социальной дифференциацией

общества.

Сочетание традиций патриархального семейного воспитания и ремесленного ученичества;
практическая ориентированность;
относительная самостоятельность школ;
обучение в школах, преимущественно, мальчиков;
престижность школы писцов;

Характерные черты воспитания и образования в государствах Древнего Востока Цель: подготовка к жизни в   соответствии

Слайд 16Характерные черты воспитания и образования в государствах Древнего Востока
синтез общего

и профессионального образования;
приобщение к религиозно- философским учениям;
методы и

приемы обучения и воспитания: устное сообщение знаний, повторение, упражнения, заучивание и комментирование текстов, беседы; пример старших, усвоение нравственно-религиозных постулатов, наказания.

Характерные черты воспитания и образования в государствах Древнего Востокасинтез общего и профессионального образования; приобщение к религиозно- философским

Слайд 172. Эллинская культура и образование. Образовательные идеалы античности (Сократ, Платон,

Аристотель, Демокрит). Социальная стратификация и развитие образования в Древнем Риме.

Первые педагогические трактаты (Цицерон, Квинтилиан).

В 3 - 2 тыс. до н. э. в Греции, на Крите и др. островах Эгейского моря возникла самобытная культура, со своей письменностью: от пиктографии и клинописи до слогового письма; заложена традиция письма - правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

Древняя Греция

2. Эллинская культура и образование. Образовательные идеалы античности (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит). Социальная стратификация и развитие образования

Слайд 18Цели воспитания
Афины:
гармоничное формирование личности
Спарта:
подготовка воина

Цели воспитанияАфины:гармоничное формирование личностиСпарта:подготовка воина

Слайд 19Организация воспитания и обучения в Спарте
Девочки
Мальчики (с 7 до

18 лет)
Семейное воспитание

(до 7 лет)

Физическое

Умственное

Государственные школы агеллы

эфебия

Организация воспитания и обучения  в СпартеДевочки Мальчики (с 7 до 18 лет)    Семейное

Слайд 20Организация воспитания и обучения в Афинах
Школа грамматиста
эфебия
Школа кифариста
гимнасий
палестра
Семейное воспитание
До 7

лет
С 7 до 13 - 14 лет
18-20 лет

Организация воспитания и обучения  в АфинахШкола грамматистаэфебияШкола кифаристагимнасийпалестраСемейное воспитаниеДо 7 летС 7 до 13 - 14

Слайд 21Организация воспитания и обучения в Афинах
Методы, средства воспитания
Наставления, соревнование, пример,

беседы, приобщение к музыке, искусству, театру, играм, наказание.

Организация воспитания и обучения  в АфинахМетоды, средства воспитанияНаставления, соревнование, пример, беседы, приобщение к музыке, искусству, театру,

Слайд 22Содержание воспитания
Афины
Спарта
Умственное :
грамота, приобщение к научному

и философскому знанию.
Физическое:
пятиборье, плавание, развитие

пластики тела.
Духовно- нравственное: пение, музыка, стихосложение, ритмика, приобщение к добродетелям.

Физическое : закалка, формирование привычки к лишениям, умения переносить боль.
Военно-гимнастическое : бег, прыжки, метание диска и копья, борьба, рукопашный бой, исполнение песен.
Нравственнее и политическое :
воспитание почтения и послушания взрослым и государству, дисциплинированности, развитие лаконичной речи.

Содержание воспитанияАфиныСпартаУмственное :    грамота, приобщение к научному и философскому знанию. Физическое:

Слайд 23Античные философы о воспитании
Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)
Цель

воспитания – познание самого себя, совершенствование нравственности.

Античные философы о воспитанииСократ (469 – 399 гг. до н.э.)Цель воспитания – познание самого себя, совершенствование нравственности.

Слайд 24Античные философы о воспитании
Платон (427 – 347 гг. до н.э.)
«Для

тела – это гимнастическое воспитание, а для души – мусическое.

Мусическое воспитание должно предшествовать гимнастическому. В мусическое воспитание входят словесность (истинная и ложная), обучение поэтическому искусству, т.е. различным способам выражения».

Античные философы о воспитанииПлатон (427 – 347 гг. до н.э.)«Для тела – это гимнастическое воспитание, а для

Слайд 25Античные философы о воспитании
Демокрит (460 – 370 гг. до н.

э.)
«Следует учиться многоумию, а не многознанию»

Античные философы о воспитанииДемокрит (460 – 370 гг. до н. э.)«Следует учиться многоумию, а не многознанию»

Слайд 26Античные философы о воспитании
Аристотель (384 – 322 гг. до н.

э.)
Цель воспитания - это развитие высших сторон души – разумной

и волевой.
Античные философы о воспитанииАристотель (384 – 322 гг. до н. э.)Цель воспитания - это развитие высших сторон

Слайд 27Древний Рим
Значительная роль семьи и семейного воспитания.
Практический характер воспитания и

обучения .
Государственное школьное образование.

Древний РимЗначительная роль семьи и семейного воспитания.Практический характер воспитания и обучения .Государственное школьное образование.

Слайд 28Воспитание и образование в Риме
Особое значение для

практики воспитания и образования имели труды Цицерона и Квинтилиана.

Цицерон (106-43

гг.до н.э.)

Квинтилиан (ок. 35 – ок. 100 гг. н.э.)

Воспитание и образование в Риме   Особое значение для практики воспитания и образования имели труды Цицерона

Слайд 29Школьное образование в Риме
Основная школа (12-15 лет)- школа грамматики для

мальчиков - углубленное общее образование: греческий, латинский языки, история, география,

физика, астрономия.
Старшая школа (16-20 лет),
общеобразовательные
предметы, право, философия,
ораторское искусство
(школа ритора).

Начальная школа (7-12 лет)- школа литератора (чтение, письмо, счет)

Школьное образование в РимеОсновная школа (12-15 лет)- школа грамматики для мальчиков - углубленное общее образование: греческий, латинский

Слайд 30Средние века - исторический период в развитии Западной Европы от

падения Римской империи до первых буржуазных революций


Наличие двух тенденций

в воспитании и образовании – духовной и светской

3. Образовательный идеал Средневековья. Религия – церковь – образование. Схоластика. Церковные и монастырские школы. Цеховые ремесленные школы. Университеты.

Средние века - исторический период в развитии Западной Европы от падения Римской империи до первых буржуазных революций

Слайд 31Средневековое духовное образование
Монастыри – средоточие церковной культуры
Кладезь мудрости

– монастырская библиотека.
Книги создавались в скрипториях при монастырях

Средневековое духовное образование Монастыри – средоточие церковной культуры Кладезь мудрости – монастырская библиотека.Книги создавались в скрипториях при

Слайд 32Школа в Западной Европе в средние века


Содержание церковного

образования
«тривиум»;
арифметика, геометрия, астрономия, музыка
чтение, письмо, церковное пение
«квадриум».
Схоластика –вероучение

в форме научного знания

грамматика, риторика, диалектика

Базовый уровень
«семь свободных искусств»

Начальный уровень

Школа в Западной Европе в средние века  Содержание церковного образования «тривиум»; арифметика, геометрия, астрономия, музыка чтение,

Слайд 33Светское воспитание и образование
Латинские школы
Например, коллегии во Франции, давали повышенное

образование. До середины XV в. – для детей малоимущих слоёв

населения. В дальнейшем – структура при университетах. Название одной из древнейших парижских коллегий – Сорбонны – перешло со временем на весь Парижский университет. Коллегии положили начало колледжам (Англия) и коллежам (Франция).

Светское воспитание и образованиеЛатинские школыНапример, коллегии во Франции, давали повышенное образование. До середины XV в. – для

Слайд 34Светское воспитание и образование
Программа рыцарского воспитания
«7 свободных искусств»

охота, верховая езда,

плавание, фехтование, стрельба из лука, игра в шашки, стихосложение и

песнопение в
честь «прекрасной дамы».

Светское воспитание и образованиеПрограмма рыцарского воспитания«7 свободных искусств»охота, верховая езда, плавание, фехтование, стрельба из лука, игра в

Слайд 35Светское воспитание и образование
Городские школы
Школы рождались из системы ученичества, цеховых

и гильдейских школ. Обучение в них проходило на родном языке,

имело практико-ориентированный характер и не исключало приобщения к религиозной нравственности.

К XI в. в связи с усилением роли городской культуры, ростом ремесленно-купеческих слоёв общества появляется потребность в светских городских школах.

Светское воспитание и образованиеГородские школыШколы рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ. Обучение в них проходило

Слайд 36Высшие школы – университеты (XII –XIII вв)
Первые университеты

Университет имел 4 факультета:
• артистический (подготовительный), изучались «семь свободных

искусств», степень бакалавра;
после 6-7 лет обучения защита работы на получение степени «магистра искусств»;
• богословский;
• медицинский;
• юридический.
Срок обучения - 6-7 лет,
степень доктора наук.

Болонский, Пармский и Моденский (Италия),
Парижский (Франция),
Оксфордский и Кембриджский (Англия),
Саламанкский (Испания)

Высшие школы – университеты (XII –XIII вв)Первые университеты   Университет имел 4 факультета:• артистический (подготовительный), изучались

Слайд 37Продолжение темы на следующей лекции.

Продолжение темы на следующей лекции.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика