Слайд 1Тема: Современная западная философия
Исторические предпосылки возникновения неклассической философии и ее
характеристика.
Основные течения гуманитарно-антропологического направления современной западной философии.
Сциентистское направление западной философии:
позитивизм и философия науки.
Основные идеи феноменологии и герменевтики.
Слайд 2Причины кризиса классической философии
Социально-политические: обусловлены
стабилизацией западного общества к
середине XIX в.
и проявлением в нем
острых социально-классовых
противоречий.
Интеллектуальные: связаны с кризисом
классического естествознания
и лежащей
в его основе механистической картиной
мира.
Слайд 3Различия классической и неклассической философии
Слайд 4Направления критики классической философии
Критика разума
Критика философской метафизики
как умозрительного (не основанного
на
опыте) знания
Слайд 5Основные направления современной западной философии
Гуманитарно-антропологическое
«Философия жизни»,
экзистенциализм, неотомизм,
персонализм
Сциентистское
Позитивизм, постпозитивизм,
«философия науки»
Слайд 6Основные черты современной западной философии
Критическое отношение к теоретическому и идеологическому
наследию классической философии
Отказ от идеи исторического прогресса
Попытки преодолеть антиномию материализма
и идеализма
Слайд 7Гуманитарно-антропологическое направление
В центре философской проблематики –
человек, проблемы его жизни,
существования,
индивидуальности.
Особенности постановки проблемы:
человек понимается как целостность, не
сводимая к разуму, и
рассматривается в
контексте своих жизненных
обстоятельств и проблем.
Слайд 8«Философия жизни»
Центральное понятие – жизнь как интуитивно
постигаемая целостная реальность, не
тождественная
ни духу, ни материи.
Главная задача «философии жизни» - обнаружение
некоторого общемирового
принципа, который в
качестве первичной жизненной реальности лежит
в основе явлений мира и человеческих поступков.
А. Шопенгауэр
(1788-1860)
Ф. Ницше
(1844-1900)
Слайд 9«Философия жизни» Ф. Ницше
Биолого-натуралистическая трактовка понятия «жизнь»
Волюнтаризм (основой всякой
жизни, всего общественного процесса полагает волю к власти)
Нигилизм – отрицание
моральных норм и ценностей
Слайд 10Основные идеи философии
Ф. Ницше
Призыв к освобождению жизненных сил, которые
ведут за пределы противопоставления добра и зла.
Культ «великого человека», «сверхчеловека».
Идея
роковой противоположности «жизни» и разума.
Слайд 11Развитие «философии жизни»
Историцистский вариант (Г. Зиммель, О. Шпенглер)
«Жизнь» интерпретируется как
непосредственное
внутреннее
переживание исторического опыта
духовной культуры
Пантеистический вариант (А. Бергсон)
Понимание жизни как
космической силы
Слайд 12
Неотомизм –
официальная философия
католической церкви, базирующаяся
на учении Фомы Аквинского.
Представители: Ж.
Маритен,
Э. Жильсон, Тейяр де Шарден
Жак Маритен
(1882-1973)
Тейяр де
Шарден
(1881-1955)
Слайд 13Основные принципы
и идеи неотомизма
Принципы неотомизма: теоцентризм, креационизм
Идея гармонического единства
веры и разума.
Идея дуализма онтологий.
Слайд 14Пути обновления неотомизма
«Антропологический поворот»: в
центр выдвигаются социальные и
этические проблемы.
Новое понимание
места и роли науки
Идея модернизации неотомизма за
счет сближения с естествознанием
и
светской гуманитарной наукой
Слайд 15Основные идейные разновидности неотомизма
Консервативный
Ассимилирующий (допускает синтез неотомизма с другими концепциями).
Экзистенциальный
(в качестве центрального вопроса выдвигает вопрос о смысле существования мира
и человека)
Слайд 16Философия экзистенциализма
Представители: К. Ясперс, А. Камю,
Г. Марсель, Ж.-П. Сартр,
Н.А. Бердяев
Основная идея: заменить классическую
«философию сущностей» философией
Существования.
Главная проблема: проблема
жизнедеятельности и
мироощущения
индивида в обществе, переживающем
глубокий кризис
Слайд 17Христианский экзистенциализм
Атеистический экзистенциализм
Альберт Камю (1913 - 1960)
Карл Ясперс
(1883-1969)
Жан-Поль
Сартр (1905-1980)
Николай Бердяев
(1874-1948)
Слайд 18Основные понятия экзистенциализма
Основное понятие: экзистенция - существование,
в котором формируется и
проявляет себя
индивидуальная сущность человека.
Онтологические понятия, описывающие
специфику человеческого бытия: бытие, ничто,
трансценденция,
свобода, творчество,
пограничная ситуация
Понятия, фиксирующие внутренние проблемные
состояния человека: страх, одиночество,
заброшенность, забота
Слайд 19Для экзистенциализма характерны:
«Антропологический поворот»: стремление выделить и зафиксировать внутренние состояния
человеческого существования.
«Онтологический поворот»: постановка и решение проблемы смысла человеческого бытия,
понятого как непосредственно воспринимаемое и переживаемое человеком.
Слайд 20Основные идеи экзистенциализма
Понимание человека как существа «становящегося», «делающего себя» в
процессе собственной жизни.
Идея неустойчивости человеческого существования.
Слайд 21Позитивизм
Проблематика: изучает проблемы
оснований и строения научного знания,
языка науки, взаимоотношения науки
и
философии.
Главная идея – идея превосходства науки и
разрыв с метафизической традицией
(«Наука
сама себе философия»).
Слайд 22Этапы развития позитивизма
Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Дж.Ст. Милля
Эмпириокритицизм (Э.
Мах, Р. Авенариус, В. Оствальд, П. Дюэм)
Неопозитивизм (М. Шлик, Л.
Витгенштейн, Р. Карнап)
Слайд 23Идеи позитивизма
О. Конта и Г. Спенсера
Разрыв с метафизической традицией.
Феноменализм
(наука не объясняет причин явлений, а лишь описывает их).
Рассмотрение естествознания
в качестве образца всех наук (в том числе и наук об обществе).
Экстраполяция естественнонаучных понятий на другие области научного знания.
Слайд 24Эмпириокритицизм
Эмприокритицизм - «критика
опыта», пределом разложения
которого выступают «элементы
мира».
Формулирует принцип экономии
мышления, из
которого выводит
идеал описательной науки.
Слайд 25Неопозитивизм
Основные направления:
логический атомизм,
логический позитивизм,
лингвистическая философия
Слайд 26Критика философии в логическом позитивизме
Из философии должны быть исключены все
мировоззренческие проблемы как не имеющие строгого научного решения.
Философия не является
содержательной наукой о реальности, а представляет собой особый тип теоретизирования.
Философия должна заниматься логическим анализом языка.
Слайд 27Философская программа неопозитивизма
Исключить из науки все бессмысленные рассуждения и псевдопроблемы.
Осуществлять
анализ логической структуры языка, терминов и предложений, употребляемых в научном
языке.
Обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного рассуждения.
Слайд 28Постпозитивизм и
«философия науки»
Главная задача: изучение строения и
динамики научного знания.
«Философия
науки» переносит
акцент с анализа готового знания на
проблемы эволюции науки.
Основное
внимание уделяется
изучению истории науки.
Слайд 29Представители
«философии науки»
Т. Кун (в работе «Структура научных революций» рассматривает
эволюцию научного знания как процесс смены парадигм и радикальных изменений
стиля научного мышления).
И. Лакатос (разрабатывает идею союза методологии и истории науки: «Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа»).
П. Фейерабенд (формулирует концепцию «методологического анархизма», утверждающего принципиальную несоизмеримость научных теорий).
Слайд 30Основные проблемы
«философии науки»
Проблема соотношения
эмпирического и теоретического
знания.
Обоснование конвенционального
характера научного знания.
Анализ
механизмов развития
научного знания.
Слайд 31Феноменология
Основоположник – Э. Гуссерль (1859-1938)
Главная проблема – вопрос об
объективности познания,
без решения
оторого невозможно развитие науки.
Слайд 32Основные идеи феноменологии:
Философия должна изучать только феномены
сознания, рассматриваемые как непосредственно
данное.
Феномены
сознания понимаются не как
психические явления, а как абсолютные сущности,
смысл которых
не зависит от индивидуального
сознания (критика психологизма в логике).
Смысл феноменов сознания постигается
непосредственным переживанием (теория
интеллектуальной интуиции) и затем описывается.
Условием непосредственного переживания
феноменов является редукция «естественной
установки» сознания (теория феноменологической
редукции).
Слайд 33Основные идеи герменевтики
Герменевтика – искусство и теория
истолкования текстов.
Этапы развития герменевтики:
Герменевтика
как искусство понимания чужой индивидуальности (Ф. Шлейермахер).
Герменевтика как метод исторических
наук
(В. Дильтей).
Развитие герменевтики как философского направления (Г.-Г. Гадамер)