Разделы презентаций


Тема Средневековая философия Белгород 2018 Кафедра гуманитарных, социальных и

Содержание

Основные принципы религиозно-философского мировоззренияПатристикаСхоластикаАрабская философияПлан лекции "Средневековая философия"

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема «Средневековая философия»

Белгород
2018
Кафедра гуманитарных, социальных и правовых дисциплин
Курс «Философия»
Автор Сережко

Т.А., к.ф.н., доцент

Тема «Средневековая философия»Белгород2018Кафедра гуманитарных, социальных и правовых дисциплинКурс «Философия»Автор Сережко Т.А., к.ф.н., доцент

Слайд 2Основные принципы религиозно-философского мировоззрения
Патристика
Схоластика
Арабская философия
План лекции "Средневековая философия"

Основные принципы религиозно-философского мировоззренияПатристикаСхоластикаАрабская философияПлан лекции

Слайд 4Сре́дние века́ (Средневеко́вье) — исторический период,
следующий после Античности и

предшествующий Новому времени.

Российская и мировая медиевистика считают началом Средневековья крушение

Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола).

Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения: предлагалось считать таковым написание "Комедии" Данте Алигьери (1321), падение Константинополя (1453), изобретение книгопечатания (середина XV века), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517) или начало Английской революции (1640).

В последние годы отечественная медиевистика относит окончание периода Средневековья к концу XV — началу XVI веков. Однако, любая периодизация Средневековья носит условный характер.

Сре́дние века́ (Средневеко́вье) — исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.Российская и мировая медиевистика считают

Слайд 6Теология
 богословие (греч. theos — Бог и logos — слово, учение) 
позитивная

теология рассматривает единство с божеством как расцвет и реализацию человеческих

возможностей
негативная теология провозглашает постепенное исчезновение человека, считая при этом слияние с божеством недостижимым пределом, которого можно достигнуть лишь через смерть.
Теология богословие (греч. theos — Бог и logos — слово, учение) позитивная теология рассматривает единство с божеством как расцвет

Слайд 7Основные концепции теологии
Иммортализм - учение о бессмертии души.
Экклесиология - учение

о месте церкви в деле спасения
человека.
Христология - учение о соотношении

человеческой и
божественной природы в лице Иисуса Христа.
Сотериология - учение о факторах и путях спасения.
Тринитология - учения о Боге, который троичен в лицах и
един по существу.
Эсхатология - учение о конечных судьбах Вселенной и
человечества и тому подобные трактовки христианского
религиозного мировоззрения.
Основные концепции теологииИммортализм - учение о бессмертии души.Экклесиология - учение о месте церкви в деле спасениячеловека.Христология -

Слайд 8Основные понятия теологии
Вера – основной способ познания мира
Догматы – непреложные

правила веры
Отцы Церкви – канонизированные философы
Ипостаси – различимые «лица», выражающие

одну
сущность (Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Святой Дух)
Ересь – отступление от сути веры
Политеизм – многобожие
Монотеизм – единобожие
Сакральность - обожествление


Предмет теологии – соотношение веры и разума,
т.е., религии и философии.

Основные понятия теологииВера – основной способ познания мираДогматы – непреложные правила верыОтцы Церкви – канонизированные философыИпостаси –

Слайд 9ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (II-XIV вв.)

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (II-XIV вв.)

Слайд 10Основные догмы средневековой теологическая философия
• мир можно познать, только познав

Бога;
• самый надежный способ познания Бога и всего сущего

– откровение, т.е. Изучение и толкование Библии;
• прямой путь постижения Бога – вера.

• мир всецело сотворен Богом;
• Бог носитель и сосредоточие добра и справедливости;
• следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;
• зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога;
• т.к. зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и так добивается своих темных целей;
• в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир - творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.


30

Основные догмы средневековой теологическая философия• мир можно познать, только познав Бога; • самый надежный способ познания Бога

Слайд 11Основные проблемы средневековой философии

Сотворен ли мир Богом или существует от

века?
Постижима ли воля и намерения Бога и сотворенный им мир?
Каково

место человека в мире и какова роль его в истории сквозь спасения человеческой души?
Как сочетаются свобода воли человека и божественная необходимость?
Что есть общее, единоличное и отдельное в свете учения о «тринитарности» (триединстве, троице)?
Если Бог есть истина, добро и красота, то откуда в мире зло и почему Творец его терпит?
Как соотносятся истины откровения, выраженные в Библии, и истины человеческого разума?

Основные проблемы средневековой философииСотворен ли мир Богом или существует от века?Постижима ли воля и намерения Бога и

Слайд 122. Патристика
— первый этап, начало концептуализации текстов Библии
Патристика

– это философия лидеров христианства со II по VIII век.

Они заложили основу христианского мировоззрения и внесли неоценимый вклад в формирование этики и эстетики.
Чтобы послание Христа стало частью новой интеллектуальной традиции, необходимо было собрать многочисленные тексты, материалы, документы, которые появились с середины I в. н.э., отделить истинные, настоящие тексты от ненастоящих, выработать каноны, объяснить расхождения между различными книгами и т.д.
Все эти и другие многочисленные проблемы композиционного, терминологического, содержательного характера решали Отцы церкви.

«PATER» - отец

ПАТРИСТЫ - философы

Иисус и его ученики - апостолы

2. Патристика — первый этап, начало концептуализации текстов Библии 	Патристика – это философия лидеров христианства со II

Слайд 13«Тайная вечеря»
Леонардо да Винчи
1498 год
Церковь 
Санта-Мария-делле-Грацие, Милан

«Тайная вечеря»Леонардо да Винчи1498 годЦерковь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан

Слайд 14Четыре евангелиста
(миниатюра Ахенского Евангелия, ок. 820 г.)
Матфей
Мытарь (сборщик налогов).

Проповедовал в Эфиопии, где принял мученическую смерть ок. 60 года

(по другим данным был казнён в малоазийском городе Иераполис).
Марк
Племянник апостола Варнавы, ученик апостола Петра. Считается основателем Александрийской церкви и её первым епископом. Принял мученическую смерть в 68 году.
Лука
Врач, сподвижник апостола Павла. Кроме Евангелия является автором книги Апостольских деяний. Принял мученическую смерть в греческих Фивах.
Иоанн
Младший брат апостола Иакова, до призвания Иисусом был рыбаком. Кроме Евангелия написал Книгу Откровения и три послания, вошедшие в Новый Завет. Единственный из апостолов, кто умер естественной смертью, а не был замучен.
Четыре евангелиста (миниатюра Ахенского Евангелия, ок. 820 г.)Матфей	Мытарь (сборщик налогов). Проповедовал в Эфиопии, где принял мученическую смерть

Слайд 15 Использование Отцами и Учителями христианской церкви (патристами) философии пошло на

пользу христианству и в то же время нанесло непоправимый вред

самой философии.







Фридрих Ницше (1844-1900), «Христианство испортило кровь философии".
Церковь воспользовалась философией для формулирования догматов своего вероучения, для приведения в определенную систему своего вероучения и мировоззрения.

Патристика поработила философию, превратив ее в богословие (теологию), - в учение, оправдывающее и разрабатывающее религиозное мировоззрение.

Использование Отцами и Учителями христианской церкви (патристами) философии пошло на пользу христианству и в то

Слайд 16Отцы Церкви
На Западе (латинские)
На Востоке (греческие)
Каппадокийские Отцы
Василий Великий ок. 330 - 379
Григорий Назианзин ок. 330

- 390
Григорий Нисский ок. 335 - ок. 394
Поздняя патристика
Иоанн Дамаскин ок. 675

- до 753

Псевдо-Дионисий V-VI в.

Максим Исповедник ок. 580 – 662

Аврелий Августин ок. 354 - ок. 430

Северин Боэций ок. 480 - 524

Отцы ЦерквиНа Западе (латинские)На Востоке (греческие)Каппадокийские ОтцыВасилий Великий ок. 330 - 379Григорий Назианзин ок. 330 - 390Григорий

Слайд 17Патристика
Нисса
Афины
Рим
Александрия
Иерусалим
Карфаген
Гиппон
Кесария
Константинополь
Дамаск
Тагаст
Павия

ПатристикаНиссаАфиныРимАлександрияИерусалимКарфагенГиппонКесарияКонстантинопольДамаскТагастПавия

Слайд 18Климент Александрийский
(Тит Флавий)
150-215 г.г.
«Философия –
служанка богословия»
- христианский апологет

и проповедник Священного Писания среди эллинистических книжников, основоположник Александрийской богословской

школы.
- обосновывает необходимость философии для Церкви.
- первым отчетливо ставит проблему соотношения веры и разума
- определяет Бога апофатически, то есть с помощью отрицаний.
- ввёл в богословие понятия «града небесного» и «града земного»
- расходится с господствовавшим среди ранних христиан воззрением о греховности богатства
Философия не противоречит религии и является подготовительным этапом для неё, СТУПЕНЬКОЙ на пути к более совершенному способу познания – вере!
Климент Александрийский(Тит Флавий)150-215 г.г.«Философия – служанка богословия» - христианский апологет и проповедник Священного Писания среди эллинистических книжников,

Слайд 19ОСНОВАТЕЛЬ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

- как oбраз и пoдoбие Бoга, челoвек наделен

разумoм, слoвoм, бессмертнoй и нематериальнoй душoй, свободой воли и совершенным

телом.

- тoлькo дoбрoвoльнoе следoвание челoвека дoбру мoжет привести к спасению

Григорий Нисский (ок. 335–после 394)

ОСНОВАТЕЛЬ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ- как oбраз и пoдoбие Бoга, челoвек наделен разумoм, слoвoм, бессмертнoй и нематериальнoй душoй, свободой

Слайд 20Человек - двуединое существо, «синтетическая природа»: он соединяет в себе

два мира: земной и небесный. 

Назначение человека до его грехопадения -

преодолеть разделения, которые возникли в результате сотворения всего существующего.

Грехопадение - это отпадение человека от Бога, то вместе с падением человека происходит падение мира, усугубляется разрыв между духовным и материальным миром. Вместо обожествления человека происходит подчинение его материи.

Основным способом преодоления страстей является стяжание добродетелей.

Максим Исповедник (ок. 580–662)

Человек - двуединое существо, «синтетическая природа»: он соединяет в себе два мира: земной и небесный. Назначение человека до

Слайд 21предлагает образ: душа человека- это светильник, масло - добрые дела,

фитиль - любовь.
выделяет два вида любви: "любовь к Богу",

являющаяся корнем и началом добродетели, "любовь к миру" как причина существующего зла.
Борьба духовной и телесной любви происходит в каждом человеке.
развивает бoгoслoвие Бoжественнoгo Света и oбoжения (уподобление человека Богу).

Григoрий Палама (1296–1359)

предлагает образ: душа человека- это светильник, масло - добрые дела, фитиль - любовь. выделяет два вида любви:

Слайд 22Квинт Септи́мий Флоре́нс Тертуллиа́н 155/165— 220/240 г.г.
впервые выразил концепцию Троицы;
положил

начало латинской патристике и церковной латыни — языку средневековой западной

мысли;
утверждал, что вера самодостаточна и не нуждается в обосновании;
создатель знаменитых максим: Credo quia absurdum est («Верую, ибо абсурдно», то есть метафизично в понимании):
«Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно!»

- один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов, автор 40 трактатов, из которых сохранился 31

Основные трактаты: «Апологетик», «К язычникам»,«О зрелищах», «К жене»,
«Об идолопоклонстве», «О женском убранстве», «О крещении», «О молитве»,
«О покаянии», «Об отводе возражений еретиков»

Квинт Септи́мий Флоре́нс Тертуллиа́н  155/165— 220/240 г.г.впервые выразил концепцию Троицы;положил начало латинской патристике и церковной латыни

Слайд 23Ориген
185-254 г.г.
Ориген - греческий христианский теолог, философ, ученый, один из

восточных Отцов Церкви. Основатель библейской филологии.
Учился в Александрийской богословской

школе, которую возглавлял Климент Александрийский. С 203 года преподавал в ней философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. После того, как Климент покинул Александрию, Ориген возглавил школу и был её наставником в 217—232 годы. В 254 в Тире, во время очередной волны антихристианских репрессий, Ориген был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.
Выступал сторонником идеи конечного спасения всего сущего (Апокатастасис).
Автор термина «Богочеловек».
До наших дней не дошёл его главный труд «Гексапла» — колоссальный по объёму сравнительный анализ изводов Ветхого Завета с целью установления критически выверенного текста.
Ориген185-254 г.г.Ориген - греческий христианский теолог, философ, ученый, один из восточных Отцов Церкви. Основатель библейской филологии. Учился

Слайд 24Аврелий Августин
(Августин Блаженный)
354-430 г.г.
— епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник,

христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при

этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин).
Родоначальник христианской философии истории.

Основные произведения - "Исповедь",
"О Граде Божьем".

Аврелий Августин (Августин Блаженный)354-430 г.г.— епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и

Слайд 25Августинизм
Учение о предопределении и ТЕОДИЦЕИ (причинах земного ЗЛА): человеку заранее

предопределено Богом блаженство или проклятие: отсюда объяснение тому – почему

одни люди святые, а другие – грешники….
Учение о самодостоверности человеческого сознания.
Учение о познавательной силе любви.
Учение о том, что при сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются…

Человеческая история есть борьба двух враждебных царств — «Града Земного», т.е., врагов божьих и «Града Божия». Эти два царства (града) развиваются параллельно , переживая шесть эпох, в конце которых граждане «Града Божия» получат блаженство, а граждане «Земного Града» будут преданы вечным мучениям.
Августин отождествлял Царство Божие с римской церковью.

АвгустинизмУчение о предопределении и ТЕОДИЦЕИ (причинах земного ЗЛА): человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие: отсюда объяснение

Слайд 26Мистика
(греч. mystikos – таинственный) -первоначальное название для тайных религий или

тайных религиозных организаций, в которые принимались и посвящались только избранные.
ФИЛОСОФСКАЯ

МИСТИКА - стремление постигнуть божественное путем ухода от чувственного мира и погружения в глубину собственного бытия (медитация) и стремление соединиться с Богом посредством мистического единения (транс, гипноз).
Основные представители: Бернар Клервоский, Иоганн Экхарт, Гуго Сен-Викторский, Таулер и другие.


Мистика(греч. mystikos – таинственный) -первоначальное название для тайных религий или тайных религиозных организаций, в которые принимались и

Слайд 27Бернар Клервоский
1091 -1153 г.г.
— французский средневековый мистик, общественный

деятель, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво.
Экхарт Иоганн (Мейстер Экхарт)
1260

-1327 г.г.
- немецкий мыслитель, виднейший представитель философской мистики позднего средневековья в Западной Европе. Монах-доминиканец.
Бернар Клервоский 1091 -1153 г.г. — французский средневековый мистик, общественный деятель, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво.Экхарт Иоганн

Слайд 28Мистика - существенное содержание всякой религии, но не совпадающее с

нею.
«Божественная мистика» служит доказательству истинности христианской религии и проявляется в

откровениях, провидениях, в экстатических состояниях, внушенных Богом и служащих укреплению веры.










Существует также "демоническая", «Сатанинская мистика», связанная с притязаниями человека на всеведение, всемогущество, обретение бессмертия или спасения без божественного участия и проистекающая из "общения человека с нечистой силой" и "дьявольского наущения".
Такая мистика имеет своей целью уничижение Бога и проявляется в магических действиях, чудотворствах, ведовстве и колдовстве, вследствие чего сурово осуждается церковью.

Мистика - существенное содержание всякой религии, но не совпадающее с нею.«Божественная мистика» служит доказательству истинности христианской религии

Слайд 293. СХОЛАСТИКА

3. СХОЛАСТИКА

Слайд 30Схола́стика (греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») — систематическая средневековая философия, сконцентрированная

вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и

логики Аристотеля.

Отличительные черты
Составление «Сумм» — всеобъемлющих компендиумов по тому или иному вопросу.
Доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений.
Высокая культура цитирования.

Основные проблемы
Соотношение веры и знаний
Получение доказательств бытия Бога
Общее и единичное (проблема универсалий)

Схола́стика (греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского

Слайд 31Средневековые теологические университеты
14 лет обучения:
«Факультет свободных искусств» - 6 лет
«Факультет

теологии» - 8 лет
«Медицина» / «Право» - 6 лет

Средневековые теологические университеты14 лет обучения:«Факультет свободных искусств» - 6 лет«Факультет теологии» - 8 лет«Медицина» / «Право» -

Слайд 32Ансельм Кентерберийский
1033-1109 г.г.
«Верую, чтобы понимать!»
«второй Августин», выдающийся философ, теолог, схоласт.

Родился

в знатной семье , получил прекрасное классическое образование. После трагической

гибели матери, принял монашеский постриг и много странствовал. Стал настоятелем монастыря, затем – архиепископом в Кентербери. Боролся против всесилия Папы и Короля. Был сослан на материк.
Первым признал роль философии в богословии… Впервые создал доказательства Бытия Бога.

Основные произведения «Монологиум», «Прослогиум», «Диалог об истине».

Вера и разум дополняют друг друга; между естественным и Бого-откровенным знанием существует принципиальное согласие: если мы не уверуем – мы не поймём!

Ансельм Кентерберийский1033-1109 г.г.«Верую, чтобы понимать!»«второй Августин», выдающийся философ, теолог, схоласт.Родился в знатной семье , получил прекрасное классическое

Слайд 33Доказательства Бытия Бога от Ансельма Кентерберийского
Онтологический аргумент
«Мы мыслим Бога, значит,

он существует, ибо нельзя мыслить то, чего нет, никогда не

было и не может быть вовсе!»
Космологический аргумент
«Первопричиной мира (космоса) может быть только нечто более совершенное, то есть, Бог».
Телеологический аргумент
(греч. «телеос» - цель)
«Мир вокруг упорядочен, гармоничен и целесообразен, ритмичен, поэтому он просчитан высшей силой - Богом».
Доказательства Бытия Бога  от Ансельма КентерберийскогоОнтологический аргумент«Мы мыслим Бога, значит, он существует, ибо нельзя мыслить то,

Слайд 34Спор об «УНИВЕРСАЛИЯХ»
«Универсалии» – это умственные конструкции, предшествующие конкретным вещам.


«Универсалии» вызвали бурный спор в теологии:
РЕАЛИСТЫ (в т.ч., Ансельм

Кентерберийский) утверждали, что универсалии (идеи, эйдосы – как у Платона) существуют «до» вещей: … создавая лошадь, Бог имел ввиду её образ – универсалию, и лишь потом он воплотился в тело…
НОМИНАЛИСТЫ (напр., Иоганн Росцеллин) тоже утверждали, что универсалии существуют «до» вещей, но порождены не Богом, а человеческим умом. Вещь продолжает существовать в сознании человека и после её уничтожения (в воспоминаниях), что доказывает первичность материи над её идеей…

Конец спору положил Пьер Абеляр, заняв промежуточную позицию «концептуализма» : универсалии как умственные концепции, не существуют отдельно от вещей…
Спор об «УНИВЕРСАЛИЯХ»«Универсалии» – это умственные конструкции, предшествующие конкретным вещам. «Универсалии» вызвали бурный спор в теологии: РЕАЛИСТЫ

Слайд 35Фома Аквинский
(Фома Аквинат)
1225/1226 – 1274 г.г.
философ, теолог, систематизатор схоластики.

Монах – доминиканец. В юности имел прозвище «немой бык», после

смерти – «ангельский доктор».
Основные трактаты: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».
ТОМИЗМ (Thomism; от лат. Thomas «Фома»)  – учение Аквината:
сформулировал 5 доказательств бытия Бога (как первопричина, конечная цель всего сущего и т.д.);
создал свою гносеологию: познание делится на НАУЧНОЕ (исследование Бытия, т.е., внешнего мира) и ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ (исследование внутреннего мира человека с помощью веры);
рассматривал философию как «рационалистическую подпорку» для иррациональной веры;
разрешил спор об универсалиях: «до» - в Божественном разуме, «в вещах» - как их сути, «после вещей» - как названия вещи.
Фома Аквинский(Фома Аквинат)1225/1226 – 1274 г.г. философ, теолог, систематизатор схоластики. Монах – доминиканец. В юности имел прозвище

Слайд 36Максимы Томизма
Правители нуждаются в мудрецах гораздо больше, чем мудрецы

в правителях.
Знание – столь драгоценная вещь, что его не

зазорно добывать из любого источника.
Пусть мысли, заключённые в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого – процентами на него.
То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что хочешь иметь завтра – приобретай сегодня.
Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том, что молчал.
Кого можно считать умным? Того, кто стремится к достижимой цели.

Бытие – это творение Бога. Воспринимая Бытие чувствами и разумом, (т.е., философски), мы постигаем божественное и приближаемся к Богу. Значит, философия приближает человека к Богу: «Философия – служанка богословия».
Основной путь познания Бога – ВЕРА: Молитва, Пост, Благоговение, Трепет – эти факторы дают Божественное Откровение как величайшую и вечную истину: «Религия выше философии, вера выше разума».
Если возникают противоречия между верой и разумом, значит, ошибается разум: «Вера ошибаться не может!»

Максимы Томизма Правители нуждаются в мудрецах гораздо больше, чем мудрецы в правителях. Знание – столь драгоценная вещь,

Слайд 37Библия
(греч. Biblia, буква, книга) – собрание древних текстов, канонизированное

в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

– это старая Библия, признаваемая и иудеями, и христианами.
НОВЫЙ ЗАВЕТ – новая Библия, созданная христианами и признаваемая только ими.
«ЗАВЕТ» – это мистический договор (союз), заключённый Богом с народом:
первоначально – только с иудеями (Ветхий Завет);
позже – со всеми народами (Новый Завет).
Библия (греч. Biblia, буква, книга) – собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного

Слайд 38Ветхий Завет
- это памятники древнееврейской литературы XII-II в.в. до

н.э., написанные на древнееврейском и арамейском языках.
Ветхий Завет делится на

три больших цикла:
Тора (Пятикнижие), приписываемое пророку Моисею;
Пророки – несколько древних хроник, принадлежащие народным проповедникам VIII-V в.в. до н.э. – Исайе, Иеремии, Иезекиилю и другим;
Писания (Агиографы) – религиозная лирика, сборник афоризмов, повести, хроники и т.д.

Новый Завет

- это памятники раннехристианской литературы второй половины I века и начала II века н.э., написанные на греческом языке:
исторические тексты (четыре Евангелия и книга Деяний апостольских);
учительные тексты – соборные послания евангелистов и апостолов;
пророческие тексты – Апокалипсис или Откровения Иоанна Богослова.

Ветхий Завет - это памятники древнееврейской литературы XII-II в.в. до н.э., написанные на древнееврейском и арамейском языках.Ветхий

Слайд 39Основные черты, особенности и идеи
средневековой философии

Вторичность философских истин по

отношению к догматам католического вероисповедания
Средневековой философии был свойственен Библейский традиционализм

и ретроспективность.
Особое значение приобретала экзегетика – искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета
Рационалистическое обоснование догматов церкви, а на ранних этапах – борьба с язычеством, патристика 
В противоположность мистике метафизическая методология апеллировала к формальной логике и схоластике
Философии средневековья была присуща тенденция к назидательству, учительству
Прошедшая красной нитью через все средневековье дискуссия о природе универсалий 
Основные черты, особенности и идеи средневековой философииВторичность философских истин по отношению к догматам католического вероисповеданияСредневековой философии был

Слайд 40Значение европейской теологии
Период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли:

теология

внесла существенный вклад в развитие гносеологии (особенно, формальной логики);
теология отличала

знание от веры;
теология обосновала необходимость изучения природы.

Значение европейской теологииПериод Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли:теология внесла существенный вклад в развитие гносеологии (особенно,

Слайд 41© АНО ВО БУКЭП, 2018
©Сережко Татьяна Алексеевна, 2018
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

© АНО ВО БУКЭП, 2018©Сережко Татьяна Алексеевна, 2018СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика