Разделы презентаций


Тема урока

Содержание

ЦЕЛЬ: Уметь определять «данное» и «новое» в тексте. Задачи:Повторить изученные понятия “текст, тема текста, основная мысль текста”.Узнать, что такое «данное» и «новое» в предложении.Узнать, о способах связи предложений в тексте

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема урока
Как связываются предложения в тексте.
«Данное» и «новое» в предложениях

Тема урокаКак связываются предложения в тексте.«Данное» и «новое» в предложениях

Слайд 2ЦЕЛЬ: Уметь определять «данное» и «новое» в тексте.
Задачи:
Повторить изученные

понятия “текст, тема текста, основная мысль текста”.
Узнать, что такое «данное»

и «новое» в предложении.
Узнать, о способах связи предложений в тексте (последовательном и параллельном).
Закрепить на практике умение разграничивать способы связи предложений в тексте:


ЦЕЛЬ: Уметь определять «данное» и «новое» в тексте.  Задачи:Повторить изученные понятия “текст, тема текста, основная мысль

Слайд 3Найди неверные утверждения
Текст – это высказывание на определенную тему.
В тексте

есть основная мысль.
К тексту можно подобрать заголовок.
В тексте может быть

нарушен порядок предложений.
Текст может быть большим и маленьким.
В тексте предложения не связаны между собой грамматически.
В тексте есть смысл.

Найди неверные утвержденияТекст – это высказывание на определенную тему.В тексте есть основная мысль.К тексту можно подобрать заголовок.В

Слайд 4Проверим себя!



В тексте может быть нарушен порядок предложений.

В тексте предложения

не связаны между собой грамматически.


Проверим себя!В тексте может быть нарушен порядок предложений.В тексте предложения не связаны между собой грамматически.

Слайд 5Тема текста?
Основная мысль текста?
Вспомни, что
такое

Тема текста?Основная мысль текста?Вспомни, чтотакое

Слайд 6Тема текста
Основная мысль текста
Тема текста – это о чём или

о ком говорится в тексте.
Основная мысль текста – то, что

хотел сказать нам автор.
Тема текстаОсновная мысль текстаТема текста – это о чём или о ком говорится в тексте.Основная мысль текста

Слайд 7какой из предложенных вариантов является текстом и почему?
1) Чем выше

луна, тем приливы сильнее.
2) Плавали по морю морские разбойники.

Осенью листья устилали землю. На улице шел дождь.
3) Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо.

какой из предложенных вариантов является текстом и почему?1) Чем выше луна, тем приливы сильнее. 2) Плавали по

Слайд 8Подбери синонимы к слову перемогла
превозмогла
победила
пересилила

Подбери синонимы  к слову перемоглапревозмоглапобедилапересилила

Слайд 9Определите тему и основную мысль предложенного отрывка из сказки-были М.

Пришвина «Кладовая солнца»
Да, очень, очень трудно было всем во время

Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо.
Определите тему и основную мысль предложенного отрывка из сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца»Да, очень, очень трудно было

Слайд 10Тема
Основная мысль
Дети войны.


Дружба помогла ребятам пережить все трудности.

Тема Основная мысль Дети войны.Дружба помогла ребятам пережить все трудности.

Слайд 11 За счет чего обеспечивается развитие основной мысли?
Каждое новое предложение

добавляет к сказанному какую-то новую информацию. Отталкиваясь от «данного», сообщается

«новое».





Открой учебник на стр. 237. Прочитай материал в рубрике «Понаблюдайте!» (с. 237-238)

За счет чего обеспечивается развитие основной мысли?    Каждое новое предложение добавляет

Слайд 12
«Данное»

Служит для связи предложений в тексте.
В нем повторяется

часть предыдущего высказывания.
В первом предложении текста «данного» нет.
«Новое»

Содержит основное

сообщение.
Выделяется логическим ударением.
Обычно находится в конце предложения.
«Данное» Служит для связи предложений в тексте.В нем повторяется часть предыдущего высказывания.В первом предложении текста «данного»

Слайд 13ВЕСЕЛАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!
НАЖМИ

ВЕСЕЛАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!НАЖМИ

Слайд 14 Пришла весна. Но не хочет уступать

и сдаваться зима. Еще кругом лежит снег, и стоит на

реках лед. А в воздухе уже чувствуется приближение весны.

Определите «данное» и «новое» в тексте

Пришла весна. Но не хочет уступать и сдаваться зима. Еще кругом лежит снег,

Слайд 15способ связи предложений в тексте
средства связи предложений в тексте
Последовательный




Параллельный
прямой повтор;
синонимы;
союзы;


местоимения.
1 новое – главная мысль
2 новое
(поясняет 1)
3 новое
(поясняет 1)
4 новое
(поясняет

1)


1
новое

данное
2
новое

данное
3
новое

способ связи предложений в текстесредства связи предложений в текстеПоследовательныйПараллельныйпрямой повтор;синонимы;союзы; местоимения.1 новое – главная мысль2 новое(поясняет 1)3

Слайд 16
Параллельная связь
Последовательная (цепная) связь

В необыкновенной, никогда не

слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем

загорается на заре Венера. (К. Паустовский).

Однажды Коля заболел и лежал в кровати. Кровать поставили к окну. Неожиданно в окне Коля увидел красный шар. А на шарике была нарисована рожица. («Шар в окошке», А.Митта)

Первое предложение – главное,
а следующие раскрывают,
поясняют его.

Предложения идут «друг за
другом». В каждом предложении к данному добавляется новое.

Параллельная связьПоследовательная (цепная) связь  В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке

Слайд 17



В необыкновенной, никогда не слыханной

тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается

на заре Венера.
(К. Паустовский).

1 новое (главная мысль)

2 новое (пояснение)

3 новое (пояснение)

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым

Слайд 18


Однажды Коля заболел и

лежал в кровати. Кровать поставили к окну. Неожиданно в окне

Коля увидел красный шар. А на шарике была нарисована рожица. («Шар в окошке», А. Митта)

новое

новое

данное

данное

новое

новое

данное

Однажды Коля заболел и лежал в кровати. Кровать поставили к окну. Неожиданно в

Слайд 19Задание 1
Когда я был маленький, меня

отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка.

А на полке пароходик. Он был совсем настоящий, только маленький.

Прочитайте текст. Найдите «данное» и «новое». Определите место «данного» и «нового» в предложениях. Какая связь в этих предложениях?

Задание 1    Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над

Слайд 20Проверим себя!

Когда я был маленький, меня отвезли жить к

бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке

пароходик. Он был совсем настоящий, только маленький.



новое

новое

новое

новое

данное

данное

данное

В предложениях последовательная связь, которая
осуществляется с помощью прямого повтора слов и
использования местоимения (пароходик > он).

Проверим себя! Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка.

Слайд 21Задание 2
1) Под берёзой, в тени, отдыхают женщина,
девочка и пёс

Шарик. Рядом с девочкой лежит
Шарик.
2) Передо мной картина И.Машкова «Клубника
и

белый кувшин». Главное здесь клубника. На
простой сероватой скатерти расположена
клубника.

Прочитайте отрывки из сочинений пятиклассников. Удачно ли в текстах расположено «данное» и «новое»? Если неудачно, исправьте ошибки.

Задание 21) Под берёзой, в тени, отдыхают женщина,девочка и пёс Шарик. Рядом с девочкой лежитШарик.2) Передо мной

Слайд 221) Под берёзой, в тени, отдыхают женщина,
девочка. Рядом с девочкой

лежит Шарик.
Или
Под берёзой, в тени, отдыхают женщина,
девочка и пёс Шарик.

Пёс лежит рядом с
девочкой.

2) Передо мной картина И.Машкова «Клубника
и белый кувшин». Клубника здесь главное.
Она расположена на простой сероватой
скатерти.

Проверим себя!

1) Под берёзой, в тени, отдыхают женщина,девочка. Рядом с девочкой лежит Шарик.ИлиПод берёзой, в тени, отдыхают женщина,девочка

Слайд 23Задание 3
1) В лесах становилось всё сумрачнее, всё
тише, и наконец

пошёл густой снег. Он таял в
чёрной воде озера, щекотал лицо,

порошил
дымом леса. (К.Паустовский)
2) Война принесла нашей стране много горя.
Она разорила сотни городов и сёл. Она
уничтожила миллионы людей. Она лишила
тысячи ребят отцов и матерей. (С. Баруздин)

Прочитайте тексты. Найдите «данное» во втором предложении. Какая часть первого предложения повторяется в нём – начало («данное») или конец («новое»)? В каком тексте связь предложений параллельная, а в каком последовательная?

Задание 31) В лесах становилось всё сумрачнее, всётише, и наконец пошёл густой снег. Он таял вчёрной воде

Слайд 241) В лесах становилось всё сумрачнее, всё
тише, и наконец пошёл

густой снег. Он таял в
чёрной воде озера, щекотал лицо, порошил
дымом

леса. (К.Паустовский)
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ
2) Война принесла нашей стране много горя.
Она разорила сотни городов и сёл. Она
уничтожила миллионы людей. Она лишила
тысячи ребят отцов и матерей. (С. Баруздин)
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ

Проверим себя!

1) В лесах становилось всё сумрачнее, всётише, и наконец пошёл густой снег. Он таял вчёрной воде озера,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика