Слайд 1ТЕМА УРОКА:
АНТИФРИКЦИОННЫЕ СПЛАВЫ
Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: изучить виды свойства и применение антифрикционных сплавов
РАЗВИВАЮЩАЯ: развить
способность к самостоятельному поиску и анализу информации
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: понимание необходимости самообразования
в целях повышения уровня знаний
Слайд 3 Антифрикционные сплавы ─ сплавы с низким коэффициентом трения.
Они
предназначены для повышения долговечности трущихся поверхностей машин и механизмов (валов
или осей с вкладышами подшипников).
Слайд 4
Трение происходит в подшипниках скольжения между валом и вкладышем
подшипника. Поэтому для вкладыша подшипника подбирают такой материал, который предохраняет
вал от износа, сам минимально изнашивается, создает условия для оптимальной смазки и уменьшает коэффициент трения.
Слайд 5 Антифрикционный материал представляет собой сочетания достаточно прочной и пластичной
основы, в которой имеются опорные (твердые) включения.
Слайд 6При трении пластичная основа частично изнашивается, а вал опирается на
твердые включения. В этом случае трение происходит не по всей
поверхности подшипника, а смазка удерживается в изнашивающихся местах пластичной основы.
Слайд 7Антифрикционные сплавы хорошо прирабатываются в парах трения благодаря мягкой основе
— олову, свинцу или алюминию. Более твердые металлы (цинк, медь,
сурьма), вкрапленные в мягкую основу, способны выдерживать большие нагрузки.
Слайд 8После приработки и частичной деформации мягкой основы в ней образуются
углубления, способные удерживать смазку, необходимую для нормальной работы пары.
Слайд 9 Требования к антифрикционным (подшипниковым) сплавам:
- наличие достаточной пластичности для
лучшей прирабатываемости трущихся поверхностей и твердости, не вызывающей сильного истирания;
-
придание рабочей поверхности вкладыша микрокапиллярности (наличие мелких пор, позволяющих удерживать смазку);
- малый коэффициент трения с материалом вращающегося вала;
- высокая теплопроводность.
Слайд 10Антифрикционными сплавами служат сплавы на основе олова, свинца, меди или
алюминия, обладающие специальными антифрикционными свойствами
Слайд 11 Баббиты — антифрикционные материалы на основе олова или свинца.
Их применяют для заливки вкладышей подшипников скольжения, работающих при больших
окружных скоростях и при переменных и ударных нагрузках.
Слайд 12По химическому составу баббиты классифицируют на три группы:
- оловянные
Б83, Б88;
- оловянно-свинцовые БС6, Б16;
- свинцовые БК2, БКА.
Последние не имеют в своем составе олова.
Слайд 13Антифрикционные сплавы на основе меди
Слайд 14Для оловянных и оловянно-фосфористых бронз (Бр. ОЦС5-5-5) характерны высокие антифрикционные
свойства: низкий коэффициент трения, небольшой износ, высокая теплопроводность, что позволяет
подшипникам, изготовленным из этих материалов, работать при высоких окружных скоростях и нагрузках.
Слайд 15Алюминиевые бронзы, используемые в качестве подшипниковых сплавов, отличаются большой износостойкостью,
но могут вызвать повышенный износ вала. Их применяют вместо оловянных
и свинцовых баббитов и свинцовых бронз.
Слайд 16 Свинцовые бронзы в качестве подшипниковых сплавов могут работать в
условиях ударной нагрузки.
Слайд 17 Латуни по антифрикционным свойствам уступают бронзам. Их используют для
подшипников, работающих при малых скоростях и умеренных нагрузках.
Слайд 18Антифрикционные сплавы на основе алюминия (из-за дефицитности олова и свинца)
Слайд 19Алюминиевые сплавы обладают хорошими антифрикционными свойствами, высокой теплопроводностью, хорошей коррозионной
стойкостью в масляных средах и достаточно хорошими механическими и технологическими
свойствами.
Слайд 20Их применяют в виде тонкого слоя, нанесенного на стальное основание,
т. е. в виде биметаллического материала.
Слайд 21Сплавы алюминия с сурьмой, медью и другими элементами, которые образуют
твердые фазы в мягкой алюминиевой основе.
Наибольшее распространение получил сплав
АСМ, содержащий сурьму (до 6,5 %) и магний
(0,3 — 0,7 %).
Слайд 22Сплав АСМ хорошо работает при высоких нагрузках и больших скоростях
в условиях жидкостного трения. Сплав АСМ широко применяют для изготовления
вкладышей подшипников коленчатого вала двигателей тракторов и автомобилей.
Слайд 23 Сплавы алюминия с оловом и медью, например АО20-1 (20%
олова и до 1,2% меди) и А09-2 (9 % олова
и 2 % меди). Они хорошо работают в условиях сухого и полужидкого трения и по антифрикционным свойствам близки к баббитам.
Слайд 24Их используют для производства подшипников в автомобилестроении, транспортном и общем
машиностроении.
Слайд 25Антифрикционные сплавы на основе чугуна
Слайд 26Для работы в подшипниковых узлах трения применяют специальные антифрикционные чугуны
(серый, высокопрочный с шаровидным графитом и ковкий).
Слайд 27Антифрикционный чугун идет на изготовление червячных зубчатых колес, направляющих для
ползунов и т. п. деталей машин, работающих в условиях трения.
Слайд 28Металлокерамические антифрикционные сплавы
Слайд 29
Металлокерамические сплавы получают прессованием и спеканием порошков бронзы или железа
с графитом (1 — 4%). После спекания сплавы пропитывают минеральными
маслами, смазками или маслографитовой эмульсией.
Слайд 30Сплавы хорошо прирабатываются к валу, а наличие смазки в порах
способствует снижению износа подшипника.
Слайд 31Назначение антифрикционных сплавов