Слайд 1Тема урока:
Атмосферное давление и ветер
Слайд 2Цель: объяснить причины образования ветра, научиться определять давление атмосферы,
строить розу ветров.
Задачи: 1. продолжить формирование у учащихся системы знаний
об атмосфере Земли путём изучения атмосферного давления, образования ветров;
2. Сформировать у учащихся первичные практические умения пользоваться барометром и флюгером;
3. сформировать у учащихся понятие «роза ветров» и практическое умение её составлять.
Тип урока: комбинированный.
Слайд 3Атмосферное давление
Атмосферное давление – это сила, с которой давит на
каждую единицу земной поверхности столб воздуха, находящийся между поверхностью Земли
и верхней границей атмосферы.
Единицы измерения - мм рт. ст.
Прибор для измерения – барометр.
Прибор для измерения силы и скорости ветра – флюгер.
Единицы измерения силы ветра - кг/м² или в баллах.
единицы измерения скорости ветра - м/с.
Слайд 4Какое давление считается нормальным?
На уровне моря на параллели 45 при
температуре воздуха 00 С нормальным будет давление в 760 мм
рт. ст.)
Слайд 5Как меняется давление при подъеме на высоту
При подъеме на 10,5
м атмосферное давление понижается на 1 мм рт. ст.)
Слайд 6Решение задач.
а) Альпинисты поднимаются на гору, высота которой 5100м. У
подножья горы давление было 720 мм рт. ст.
Изменится ли
давление на вершине?
Слайд 75100 : 10,5 = 486
720 – 486 = 234 мм
рт. ст
Ответ: 234 мм рт. ст.
Слайд 8б) Определите, на какой высоте летит самолет, если за бортом
самолета давление 450 мм рт. ст., а у поверхности Земли
750 мм. рт. ст.
Слайд 91). 750 – 450 = 300 мм рт. ст.
2). 10,5
* 300 = 3150 м
Ответ: 3150 метров
Слайд 10Образование бриза
Бриз в переводе с французского языка — «легкий ветер».
Перерисуйте
в тетрадь рисунок А и обозначьте направление дневного бриза. Для
этого: а) определите различия в нагревании поверхности суши и моря и обозначьте области атмосферного давления; б) покажите стрелками направление ветра.
- Перерисуйте в тетрадь рисунок Б и обозначьте направление ночного бриза.
Слайд 11Сила ветра
- Покажите стрелками в каком направлении будет дуть ветер.
760 720
740 720
735 754
Где сила ветра будет больше?
Слайд 12Муссоны
Муссоны — это ветры, меняющие направление на противоположное два раза
в год.
Муссоны, так же как бризы, возникают из-за различий в
нагревании и охлаждении суши и океана. Но, в отличие от бризов, это различия, возникающие по сезонам года.
Слайд 14Зимой муссоны дуют с более холодного континента на теплый океан,
а летом — наоборот: с более холодного океана на теплый
материк.
Летние муссоны приносят на континенты морской воздух и много осадков. Зимние муссоны — сухие, так как дуют с континентов на океан. Наиболее ярко муссоны проявляются на юге и востоке Евразии (Индия, Восточный Китай, Дальний Восток России).
Слайд 15На метеорологических станциях за направлением и скоростью ветра наблюдают с
помощью флюгера
Слайд 16Смоделируйте ветры, которые могут возникнуть в жаркий летний день над
местностью. Для этого перерисуйте рисунок в тетрадь.
лес
речка лес
Слайд 17Движение воздуха над поверхностью
Слайд 18Географическая задача.
Инспектор Варнике (герой печатавшихся в 70-е годы в журнале
«Наука и жизнь» популярных комиксов) расследовал дело об убийстве, совершенном
в полдень в нескольких километрах от берега моря. На допросе, проводимом инспектором, один из подозреваемых настаивал на своем алиби. Он утверждал, что в момент совершения преступления гулял по набережной моря и затратил почти целый час, пытаясь достать из воды унесенную с его головы шляпу, которую легким ветерком отгоняло все дальше и дальше от берега. Почему же этот рассказ заставил инспектора Варнике усомнится в алиби подозреваемого?
Слайд 19Построение розы ветров
1. На листе в клетку проводим стороны горизонта
Слайд 21Практическая работа «Построение розы ветров»
Данные календаря погоды
Примечание: 1 деление-2 дня.
Слайд 22Анализ розы ветров
План анализа розы ветров
В течение какого промежутка времени
велись наблюдения
Количество дней для ветра каждого направления
Направление ветра с наибольшим
количеством дней
Направление ветра с наименьшим количеством дней
Направление, в котором ветер не дул вообще
Слайд 23Домашнее задание
§ 28
Выучить определения
Продолжить наблюдение за погодой и заполнение дневника
наблюдений.