Слайд 1Тема урока: «Культура России первой половины XIX века».
Слайд 2В первой половине XIX века русская культура переживала процесс становления
национального самосознания.
Слайд 4Система просвещения, которую в начале своего правления попытался создать Александр
I, почти ничего не дала основной массе населения. Зато Россия
в это время получила неплохие гимназии и университеты. Стали создаваться привилегированные учебные заведения с высоким уровнем образования - лицеи (Царскосельский лицей).
Царскосельский лицей
Слайд 5Открываются высшие учебные заведения технического профиля: технологический, межевой, лесной институты.
Система среднего и высшего образования переживает период становления и достигает
европейского уровня. Это образование становится привлекательным для представителей всех слоев общества: дворян, духовенства, купечества, мещан. Таким образом, происходит закладывание основ нового социального слоя - разночинной интеллигенции, которая сыграет важную роль в русской истории.
Слайд 9Значительным явлением стало открытие публичных библиотек, среди которых самой большой
была Императорская библиотека в Санкт -Петербурге.
Слайд 11XIX век показал заметный рост уровня отечественной науки - в
России совершается целый ряд важнейших открытий:
Слайд 12Н.И.Лобачевский создал новую геометрическую систему, которая получила название неевклидовой геометрии;
Н.И.Лобачевский
Слайд 13П.Л.Чебышев и М.В.Остроградский сделали целый ряд значительных исследований в области
математики;
П.Л.Чебышев
М.В.Остроградский
Слайд 14Н.Н.Зимин и А.М.Бутлеров стали основоположниками новых отраслей в химии;
Н.Н.Зимин
А.М.Бутлеров
Слайд 15В.В.Петров продемонстрировал явление вольтовой дуги;
В.В.Петров
Слайд 16П.А.Аносов возродил давно утраченный секрет изготовления булатной стали;
Слайд 17Н.И.Пирогов впервые применил наркоз во время операций и передвижную гипсовую
повязку;
Н.И.Пирогов
Слайд 18Н.М.Карамзин и С.М.Соловьев создали значительные труды в области исторической науки:
«История государства Российского» в 12 томах - Н.М.Карамзин; «История России
с древнейших времен» - С.М.Соловьев.
Н.М.Карамзин
С.М.Соловьев
Слайд 20Географические исследования составляли важнейшую сферу русской науки:
Слайд 211803 г. - И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский на кораблях «Надежда» и
«Нева» совершили первою кругосветную экспедицию для исследования северной части Тихого
океана; сведения, собранные этой экспедицией легли в основу «Атласа Южных морей»;
И.Ф.Крузенштерн
Ю.Ф.Лисянский
«Надежда» и «Нева»
Слайд 221819 – 1821 гг. - Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П. Лазарев на
шлюпах «Восток» и «Мирный» совершили кругосветную экспедицию для «приобретения полнейших
познаний о нашем земном шаре» и «открытия возможной близости Антарктического полюса»; в ходе этой экспедиции в 1820г. была открыта Антарктида - «льдинный континент»;
Ф.Ф.Беллинсгаузен
М.П. Лазарев
«Восток» и «Мирный»
Слайд 231804 г. - А.А.Баранов основал на острове Ситка крепость Новоархангельск,
а затем - форт Росс;
А.А.Баранов
Форт Росс
Крепость Новоархангельск
Слайд 241848 – 1849 г. и 1850 – 1855 г. -
Г.И.Невельской доказал, что Сахалин - это остров; изучил низовья реки
Амур и основал Николаевск - на - Амуре;
Г.И.Невельской
Слайд 251822 – 1825 гг. и 1852 – 1855 гг. -
Е.В.Путятин совершил кругосветное путешествие, во время экспедиции на фрегате «Паллада»
открыл острова Римского - Корсакова.
Е.В.Путятин
Слайд 27В первой половине XIX века русская литература вступила в свой
«Золотой век». Она поднимала важнейшие общественные проблемы. Одной из главных
в их числе была проблема укрепления национального самосознания. Писатели и поэты обращались к историческому прошлому страны, пытались найти в нем ответы на современные вопросы.
Слайд 28Ярким примером сочетания литературной работы и деятельности историка стало произведение
Н.М.Карамзина «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода».
Сентиментализм Карамзина и других литераторов
проявлялся в идеализации сельской жизни, взаимоотношений крестьян и помещиков, нравственных черт человека прежних эпох.
Н.М.Карамзин
Слайд 29Появление романтизма в русской литературе связано с именами В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева,
В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского.
В.А.Жуковский
К.Ф.Рылеев
Слайд 32Выдающимися образцами реализма стали работы позднего Пушкина: историческая драма «Борис
Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», поэма «Медный всадник»
и др., а также роман Лермонтова «Герой нашего времени».
Слайд 34Новый, незнакомый и реалистический мир русского купечества показал читателю и
зрителю в первой своей драме «Свои люди - сочтемся» А.Н.Островский.
А.Н.Островский
Слайд 35В 40 - 50 х гг. центральное место в литературе
заняла тема крепостной деревни, ее обычаев и нравов, новых явлений
жизни. Подлинным литературным событием стал выход в свет «Записок охотника» И.С.Тургенева.
И.С.Тургенев
Слайд 37В русском театре смена художественных направлений происходила так же быстро,
как и в литературе. В конце XVIII - начале XIX
в. на сцене русских театров господствовал классицизм с присущими ему античными и мифологическими сюжетами, внешней парадностью.
Слайд 38Важной особенностью развития театра в те годы было то, что
единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был
разделен на Большой (для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический).
Малый театр
Большой театр
Слайд 45Вся первая половина XIX в. прошла под знаком усиления русской
национальной тематики и влияния народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные
мотивы отчетливо звучали в музыкальных творениях А.Е.Варламова, А.А.Алябьева, А.Л.Гурилева и др.
А.Е.Варламов
А.А.Алябьев
А.Л.Гурилев
Слайд 46Романтическое направление в музыке представлял А.Н.Верстовский, автор популярной оперы «Аскольдова
могила».
Слайд 47М.И.Глинка заложил основы русской национальной школы в музыке: «Создает музыку
народ, - говорил он, - а мы, художники, только ее
аранжируем».
М.И.Глинка
Слайд 48А.С.Даргомыжский стал родоначальником народно - бытовой психологической драмы. Его опера
«Русалка» отличается богатой социальной насыщенностью.
А.С.Даргомыжский
Слайд 50В этот период происходит отказ от классицизма со свойственными ему
библейско - мифологическими сюжетами. Растет интерес художников к личности человека,
к жизни не только богов и царей, но и простых людей.
Слайд 51Крупнейшей фигурой классицизма стал Карл Павлович Брюллов. Но и в
его работах обозначилось стремление к реализму: «Последний день Помпеи», «Автопортрет»,
«Всадница».
К.П.Брюллов
«Всадница»
Слайд 52Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов:
«Свежий кавалер», «Сватовство майора».
П.А.Федотов
«Свежий кавалер»
«Сватовство майора»
Слайд 53Крупнейшим мастером русской живописи был Александр Андреевич Иванов («Явление Христа
народу»). Художнику удалось показать высокое предназначение просвещения, Слова, способного указать
народу путь к лучшему.
А.А.Иванов
«Явление Христа народу»
Слайд 54Алексей Гаврилович Венецианов был художником бытового жанра, он дал начало
новому направлению, которое в живописи принято называть «венециановской школой».Его работы
были посвящены повседневному труду и быту крестьян: «На жатве.Лето», «На пашне. Весна», «Захарка» и др.
А.Г.Венецианов
«На жатве.Лето»
«На пашне. Весна»
«Захарка»
Слайд 59Центром художественной жизни России того времени стало открытое в 1832
г. в Москве училище живописи, ваяния, зодчества.
Слайд 61В архитектуре первой половины XIX в. классицизм задержался дольше, чем
в других областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40
- х годов. Его вершиной в начале века являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных у императорского Рима. Важным элементом ампира были скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возводились дворцы, особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, присутственных мест, театры и даже храмы.
Слайд 62Крупнейшими представителями ампира были:
Слайд 63Андреян Дмитриевич Захаров - Здание Адмиралтейства в Петербурге;
А.Д.Захаров
Здание Адмиралтейства
в Петербурге
Слайд 64Андрей Никифорович Воронихин - Казанский собор в Петербурге;
А.Н.Воронихин
Казанский собор
в Петербурге
Слайд 65Карл Иванович Росси - здание Русского музея с площадью Искусств,
ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и аркой и
др. в Петербурге;
К.И.Росси
здание Русского музея
Дворцовая площадь
здание Главного штаба
Слайд 66Осип Иванович Бове - реконструкция Красной площади, Театральная площадь с
Большим театром, Триумфальные ворота и др. в Москве;
Осип Иванович
Бове
Триумфальные ворота
Театральная площадь
Слайд 67В 30 - х годах начинает распространяться «русско-византийский» стиль:
Слайд 68Константин Андреевич Тон - храм Христа Спасителя , Большой Кремлевский
дворец, Оружейная палата и др. в Москве.
К.А.Тон
Большой Кремлевский дворец
храм
Христа Спасителя