Разделы презентаций


Тема урока №8

Содержание

Согласны ли вы со следующими высказываниями?Л.Щерба:…безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мёрзлой дороге;Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема урока №8
Орфографические нормы. Принципы русской орфографии. Графические нормы, позиционный

принцип русской графики.

Тема урока №8Орфографические нормы. Принципы русской орфографии. Графические нормы, позиционный принцип русской графики.

Слайд 2Согласны ли вы со следующими высказываниями?
Л.Щерба:
…безграмотное писание читать трудно, точно

едешь в таратайке по мёрзлой дороге;
Писать безграмотно – это посягать

на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе;
…совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга.

Согласны ли вы со следующими высказываниями?Л.Щерба:…безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мёрзлой дороге;Писать безграмотно

Слайд 3орфография

орфография

Слайд 4Орфограмма –
(от греч . orthos - правильный и gramma

- письмо) написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.

Большой Энциклопедический
словарь
Орфограмма – (от греч . orthos - правильный и gramma - письмо) написание, соответствующее правилам орфографии, требующее

Слайд 5Орфография – это система правил о написании слов. В русской

орфографии изучается правописание значимых частей слов – морфем: корней, приставок,

суффиксов, окончаний; слитные, раздельные, дефисные написания; употребление прописных букв; правила переноса слов.






Орфография – это система правил о написании слов. В русской орфографии изучается правописание значимых частей слов –

Слайд 6Принципы русской орфографии:
Морфологический (морфемный):единообразное написание значимых частей слова – корня,

приставки, суффикса и окончания (примерно 95% слов).
Традиционный: написания, поддерживаемые традицией

и не регулируемые правилами.
Фонетический: написание в соответствии со звучанием.
Дифференцирующий: написания, используемые для различения слов и их форм.


Принципы русской орфографии:Морфологический (морфемный):единообразное написание значимых частей слова – корня, приставки, суффикса и окончания (примерно 95% слов).Традиционный:

Слайд 7Безударные гласные вызывают затруднения, потому что произносятся неясно.
Как проверить

безударную гласную в корне слова?

Безударные гласные в корне слова:

проверяемые,
непроверяемые,
чередующиеся

.












Безударные гласные вызывают затруднения, потому что произносятся неясно. Как проверить безударную гласную в корне слова?Безударные гласные в

Слайд 8Способы проверки безударных гласных

1. Измените форму слова:
а) число существительного (гора –

горы, часы – час);
б) падеж существительного (вода – воду, коса

– косу);
в) род у глаголов прошедшего времени (взяла – взял, вела – вел);
г) время глагола (боролся – борется, показал – покажет);
д) образуйте краткую форму прилагательного (седой – сед, зеленый – зелен).
2. Подберите непроизводную основу той же части речи: полковник – полк.
3. Подберите однокорневое слово другой части речи: непереводимый – перевод, удалиться – даль, воссоединение – единый.

Способы проверки безударных гласных1.	Измените форму слова:а) число существительного (гора – горы, часы – час);б) падеж существительного (вода

Слайд 91. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
Образец: зашагать – шаг.
 
Д_лекие (___________)

края, заграничные п_спорта (___________), нар_диться (___________) в новое платье, присоед_ниться

(___________) к группе туристов, погл_деть (___________) вверх, посв_тить (___________) фарами, пос_дить (___________) яблоню, разв_зать (___________) узел, запл_тить (___________) за билет, пок_зать (___________) картину, техническое осн_щение (___________), исп_щренный (___________) пометами, ум_лять (___________) о пощаде, осв_щать (___________) храм, нащ_пать (___________) лучины, пар_дировать (___________) поэта, ум_лять (___________) достоинство.
1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.Образец: зашагать – шаг. 	Д_лекие (___________) края, заграничные п_спорта (___________), нар_диться (___________) в

Слайд 10Непременным условием овладения нормами современной русской орфографии является умение членить

слово на морфемы.

Непременным условием овладения нормами современной русской орфографии является умение членить слово на морфемы.

Слайд 11Произведите морфемный анализ слов:


освободиться, испортившийся, услышал, злейшего, заболеть, люблю, противодействие,

доел, объездчиком.

Произведите морфемный анализ слов:освободиться, испортившийся, услышал, злейшего, заболеть, люблю, противодействие, доел, объездчиком.

Слайд 12Морфемный анализ слов

Морфемный анализ слов

Слайд 13 Запишите слова в 4 группы в зависимости от принципа

орфографии, лежащего в основе правописания данного слова:

Дилетан…ский, небез…звестный, пред…нфарктный, бе…таланный, чре…мерный, не…дешний, к…вычки, о…делочный, вдумч…вый, подж…г сарай, умышленный прдж…г, компроми…, прил..гательное, пр…зреть сироту, пр…зирать труса, р…ссыпать, р…ссыпи, в речк…, берез…вый, чу…ство, те…аса, шумная к…мпания, избирательная к…мпания.
Запишите слова в 4 группы в зависимости от принципа орфографии, лежащего в основе

Слайд 14Взаимопроверка:
Морфологический (морфемный): дилетантский, нездешний, отделочный, вдумчивый, в речке, березовый.
Традиционный: кавычки,

компромисс, прилагательное, чувство, терраса.
Фонетический: небезызвестный, предынфарктный, бесталанный, чрезмерный, рассыпать, россыпи.
Дифференцирующий:

поджег сарай, умышленный поджог, призреть сироту, презирать труса, шумная компания, избирательная кампания.
Взаимопроверка:Морфологический (морфемный): дилетантский, нездешний, отделочный, вдумчивый, в речке, березовый.Традиционный: кавычки, компромисс, прилагательное, чувство, терраса.Фонетический: небезызвестный, предынфарктный, бесталанный,

Слайд 15Итоговый тест
1. Укажите слова, в которых гласный пишется

в соответствии с традиционным принципом русской орфографии:
1) трава;

2) бетон; 3) заслон; 4) батон; 5) вагон; 6) выгон.

Итоговый тест  1. Укажите слова, в которых гласный пишется в соответствии с традиционным принципом русской орфографии:

Слайд 16Ответ:




2, 4, 5
Ответ:

Слайд 17Итоговый тест
2. Укажите слова, написание которых опирается на

фонетический принцип русской орфографии:
1) бездарный; 2) отважный; 3) бесплодный;

4) подходящий; 5) отсталый; 6) подробный.
1) предыстория; 2) розыгрыш; 3) представитель; 4) расписание; 5) заигрывать; 6) расписка.

Итоговый тест  2. Укажите слова, написание которых опирается на фонетический принцип русской орфографии: 1) бездарный; 2)

Слайд 18Ответ:
1, 3


1, 2, 4, 6

Ответ: 1, 31, 2, 4, 6

Слайд 19Итоговый тест
3. Укажите слова, написание которых опирается на

морфемный принцип русской орфографии:
1) умирать; 2) миролюбивый; 3)

разыгрывать; 4) подбор.

Итоговый тест  3. Укажите слова, написание которых опирается на морфемный принцип русской орфографии:  1) умирать;

Слайд 20Ответ:

2, 4

Ответ:               2, 4

Слайд 21Закрепление
- В каждой группе слов найдите такие, которые нельзя проверить

постановкой сомнительной гласной в сильную позицию.
1) Протяженность, безмятежность, травоядный, предусмотрительный,

кораблекрушение, кровопролитие.
2) Полнолуние, багровый, поплавок, жемчужина, жизнерадостный, балалайка, безобразие, безоговорочно, топорный.
3) Бесконечный, берлога, неизъяснимый, живописец, балетный, многоопытный, несравненный, скороспелый, ватага.
4) Престарелый, ослепительный, компания, водохранилище, вокальный, возражение, приближение, доброжелательный.
Закрепление- В каждой группе слов найдите такие, которые нельзя проверить постановкой сомнительной гласной в сильную позицию.1) Протяженность,

Слайд 22Карточка для проверки:
1)Протяженность, безмятежность, травоядный, предусмотрительный, кораблекрушение, кровопролитие,
2) Полнолуние, багровый,

поплавок, жемчужина, жизнерадостный, балалайка, безобразие, безоговорочно, топорный.
3) Бесконечный, берлога, неизъяснимый,

живописец, балетный, многоопытный, несравненный, скороспелый, ватага.
4) Престарелый, ослепительный, компания, водохранилище, вокальный, возражение, приближение, доброжелательный.
Карточка для проверки:1)Протяженность, безмятежность, травоядный, предусмотрительный, кораблекрушение, кровопролитие,2) Полнолуние, багровый, поплавок, жемчужина, жизнерадостный, балалайка, безобразие, безоговорочно, топорный.3)

Слайд 23Как называются слова, которые вы выделили? (Словарные)
- Опираясь на полученные

знания, выполните самостоятельно следующее задание:
Распределить слова в 3 группы: 1.

С традиционным написанием. 2. По фонетическому принципу. 3. Отступления от морфологического принципа, связанные с историческими чередованиями.
Как называются слова, которые вы выделили? (Словарные)- Опираясь на полученные знания, выполните самостоятельно следующее задание:Распределить слова в

Слайд 24(с,з)держивать, бе..различный, без..нициативный, з..рница, р..сток, бе..правный, раз..грать, сверх..нтересный, рю..зак, ни..вергать,

о..править, и(з,с)бавить, от..скать, чере..полосица,пл..вец, отр..сль, бе..крайний, зам..рать, бл..стеть, к..бинет, фу..бол,

выл..жить, окрес..ность, г..релый, (с,з)боры, лотерейный б..лет.
(с,з)держивать, бе..различный, без..нициативный, з..рница, р..сток, бе..правный, раз..грать, сверх..нтересный, рю..зак, ни..вергать, о..править, и(з,с)бавить, от..скать, чере..полосица,пл..вец, отр..сль, бе..крайний, зам..рать,

Слайд 25Проверка.
С традиционным написанием: сдерживать, рюкзак, отправить, чересполосица кабинет, футбол, сборы,

окрестность, билет;
По фонетическому принципу: безразличный, безынициативный, бесправный, разыграть, сверхинтересный, низвергать,

избавить,
Отступления от морфологического принципа, связанные с историческими чередованиями: зарница, росток, пловец, отрасль, замирать, блестеть, выложить, горелый,
Проверка.С традиционным написанием: сдерживать, рюкзак, отправить, чересполосица кабинет, футбол, сборы, окрестность, билет;По фонетическому принципу: безразличный, безынициативный, бесправный,

Слайд 26Задание для внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

Принципы русской орфографии:
ПРИМЕРЫ.



Морфологический: например…

Задание для внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Принципы русской орфографии: ПРИМЕРЫ. Морфологический: например…

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика