Слайд 1Современные образовательные технологии в обучении химии и биологии
Педагогическое образование,
магистерская
программа
Проектирование педагогических систем
в химическом и биологическом образовании
2019-2020 уч.год
ЮФУ
Академия
биологии и биотехнологии им. Д.И.Ивановского
Слайд 2Лекция 3. Педагогическая технология как средство достижения педагогических целей. Уровни
целеполагания.
Лекция 2.
Слайд 3План
Диагностичная методика целеобразования В.П.Беспалько
Таксономия учебных целей Б.Блума
Слайд 4 Реализация технологического подхода
методы оценки достигнутых результатов обучения
(так ли это?)
определение целей обучения (чему и для чего?)
отбор и
проектирование содержания (что?)
организация и управление учебным процессом (как?)
методы и средства обучения (при помощи чего?)
учет необходимого уровня квалификации
преподавателей (кто?)
Слайд 5уровни целеобразования:
Глобальный уровень - общая цель обучения выдвигается обществом в
соответствии с развитием уровня науки, техники, а также производительных сил
и производственных отношений.
Этапный уровень - сформулирован в Государственном образовательном стандарте по каждой дисциплине, в программах и других документах школьного образования.
Оперативный уровень – конкретные цели определяет сам учитель, ориентируясь на цели, поставленные в Госстандарте, программе, учебнике.
Слайд 6алгоритм целеполагания :
анализ обстановки
(учебной ситуации)
учет
нормативных документов
установление
потребностей
и интересов,
подлежащих удовлетворению
выяснение имеющихся
для этого ресурсов
выбор наиболее
эффективных и
технологичных ресурсов
формулировка
цели
Слайд 7Образовательные результаты
(цели обучения)
на основе ФГОС нового поколения
Предметные знания умения и
навыки (предметные компетенции)
Метапредметные умения и навыки = УУД, или ключевые
компетенции
Личностное развитие
Слайд 8обучающие
воспитательные
Содержание целей:
качества личности
развивающие
Умения,
компетенции
ЗНАНИЯ
Слайд 9Цели обучения
Методы работы ученика
(учение)
Результаты
обучения
(научение)
Средства
обучения
Методы работы учителя
(преподавание)
диагностика результатов обучения
Содержание
обучения
Структурные составляющие
технологии обучения
Слайд 10Диагностичная методика целеобразования
Слайд 11Цель задана диагностично, если…
исходные и конечные признаки измеряемого качества знания
описаны настолько точно, что они могут быть всегда безошибочно опознаны
использование
надежного инструмента для выявления данного качества знания
результаты измерения могут быть соотнесены с определенной шкалой оценки данного качества.
Слайд 12Основные параметры качества знаний
Уровень
усвоения
Прочность
знаний
Степень
автоматизации
усвоения
Ступень
абстракции
знания
Степень
осознанности
знания
Слайд 13РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ
АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Уровень усвоения знаний
Диагностичная методика целеобразования В.П.Беспалько
воспроизведение
информации (репродуктивная деятельность)
совершение деятельности по усвоенному правилу, образцу алгоритму
продуктивная поисковая
деятельность
самостоятельная творческая деятельность
Слайд 14РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ
АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
БИОЛОГИЯ
Слайд 15РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ
Выпишите отдельно
деревья, кустарники, травы:
Береза, бузина, крыжовник, липа, одуванчик,
дуб, ландыш, смородина, груша, морковь
Заданы цель действия, ситуация,
способ действия
Слайд 16АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Предложите способы классификации следующих растений:
Береза, бузина, крыжовник, липа, пшеница,
яблоня, ландыш, капуста, тюльпан, крапива, айва
Заданы цель действия и ситуация,
Слайд 17ЭВРИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Поспорили три ученика:
Один утверждал, что пшеница – это
трава, другой – растение, а третий, что это – злак.
Кто
прав?
Задана цель действия,
ситуация неопределенная
Слайд 18ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Найдите «лишнее» растение в ряду:
А) Береза, бузина, дуб, липа,
черемуха
Б) крыжовник, земляника, малина, бузина
В) шиповник,
смородина, малина, сирень
Все условия неопределенны
Слайд 20РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ
Подберите коэффициенты в уравнении окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса:
Cu
+ HNO3 Cu (NO3 )2 +
NO + H2O
Заданы цель действия, ситуация,
способ действия
Слайд 21АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Расставьте коэффициенты в уравнении реакции :
Cu + HNO3
Cu (NO3 )2 + NO + H
2O
Заданы цель действия и ситуация
Слайд 22ЭВРИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Найдите сумму коэффициентов в уравнении реакции взаимодействия меди с
разбавленной азотной кислотой
Задана цель действия,
ситуация неопределенная
Слайд 23ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Какой объем газа выделится при взаимодействии 1 моль меди
с разбавленной азотной кислотой?
Все условия неопределенны
Слайд 24 Репродуктивный уровень(узнавание)
Что происходит в растворе щелочи при
приливании к нему фенолфталеина?
Слайд 25Алгоритмический уровень
В каждую из трех пробирок
с бесцветными растворами
химик
прилил раствор лакмуса.
Какие вещества были в пробирках?
1 2
3
Слайд 26Эвристический уровень
Хозяйки уже давно приметили:
чтобы борщ был ярко-красным, в
него добавляют немного кислоты – уксусной или лимонной - цвет
меняется на глазах.
Какое свойство свекольного отвара
используется?
Слайд 27Творческий уровень
Сок каких растений меняет свой цвет при
изменении реакции среды?
Почему фенолфталеин в растворе соды становится
малиновым?
В растворах каких солей лакмус и метиловый оранжевый изменят свой цвет, а фенолфталеин – нет?
вода
ГАЗ
1
2 3 4
Объясните наблюдаемое явление:
Творческий уровень
вода
ГАЗ
HCl
1 2 3 4
Ответ:
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + H2O
фенолфталеин
Щелочная среда
Кислая среда
?
?
Na2CO3
CO2
Слайд 30ПРЕДЛОЖИТЕ СПОСОБ КЛАССИФИКАЦИИ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ
ПТИЦЫ
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
Слайд 31Домашние животные
дикие животные
ПРЕДЛОЖИТЕ СПОСОБ КЛАССИФИКАЦИИ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ
Слайд 32С
Н
О
О
О
О
О
Н
Н
Н
Н
Н
О
О
С
С
С
Н
Н
О
О
Н
Н
С
С
С
С
С
МОДЕЛИ МОЛЕКУЛ
Химический элемент – определенный
вид атомов
Слайд 33С
Н
О
О
О
О
О
Н
Н
Н
Н
Н
О
О
С
С
С
Н
Н
О
О
Н
Н
С
С
С
О
О
Сложные
вещества
Простые
вещества
Слайд 34
Таксономия учебных целей
Б.БЛУМА
(1956 г.)
система, содержащая описание целей в области познания
Слайд 36Знание
Конкретного материала
Терминологии
Фактов
Способов и средств обращения с конкретным материалом
Определений
Тенденций и результатов
Системы
понятий и категорий
Критериев
Методологии
Универсальных понятий данной области знаний
Законов и обобщений
Теорий и
структур
Назовите основные функции видоизмененных листьев?
Слайд 37Понимание
Знание
Объяснение
Интерпретация
Экстраполяция
Объясните, каким образом уменьшение площади листовой пластинки
кактуса обеспечивает запасание влаги растением?
Слайд 38Использование
Понимание
Знание
Применение знаний в новых ситуациях
Соотнесите природу колючек кактуса и колючек
гледичии? В чем их различия и сходства?
Слайд 39Анализ
Использование
Понимание
Знание
Элементов, взаимосвязей, принципов построения
Частей целого и взаимосвязи между ними
Нарушений
в логике рассуждений, различий между фактами и следствиями, значимости данных
Какие приспособления должны быть у листьев цветковых растений, чтобы существовать в условиях недостаточного увлажнения?
Слайд 40Синтез
Анализ
Использование
Понимание
Знание
Знаний из нескольких областей
Экспериментирование
Творческая переработка информации для создания нового
целого
Получение системы абстрактных отношений
Установите закономерность видоизменений листьев в зависимости
от условий обитания растений
Слайд 41Оценка
Синтез
Анализ
Использование
Понимание
Знание
Суждение на основе имеющихся данных
Суждение на основе внешних критериев
Видение различий
между фактами и оценочными суждениями
Слайд 42Рассмотрите несколько комнатных растений. Постарайтесь определить, в каких условиях они
произрастали на своей родине. На основании каких признаков вы сделали
свой вывод?
Слайд 44Знание
Конкретного материала
Терминологии
Фактов
Способов и средств обращения с конкретным материалом
Определений
Тенденций и результатов
Системы
понятий и категорий
Критериев
Методологии
Универсальных понятий данной области знаний
Законов и обобщений
Теорий и
структур
ПРИМЕР:
Приведите примеры наиболее активных металлов
Слайд 45Понимание
Знание
Объяснение
Интерпретация
Экстраполяция
ПРИМЕР:
Объясните, почему натрий и калий проявляют высокую
химическую активность?
ПРИМЕР:
Охарактеризуйте химические свойства элементов рубидия и цезия
Слайд 46Использование
Понимание
Знание
Применение знаний в новых ситуациях
Почему серебро, медь, золото встречаются в
самородном состоянии, а щелочные металлы – нет?
Слайд 47Анализ
Использование
Понимание
Знание
Элементов, взаимосвязей, принципов построения
Частей целого и взаимосвязи между ними
Нарушений
в логике рассуждений, различий между фактами и следствиями, значимости данных
Объясните характер и причину изменения свойств щелочных металлов с увеличением атомной массы
Почему литий (наименее активный из щелочных металлов) стоит в начале ряда напряжений?
Слайд 48Синтез
Анализ
Использование
Понимание
Знание
Знаний из нескольких областей
Экспериментирование
Творческая переработка информации для создания нового
целого
Получение системы абстрактных отношений
Почему щелочные металлы нельзя получить электролизом
водного раствора?
Слайд 49Оценка
Синтез
Анализ
Использование
Понимание
Знание
Суждение на основе имеющихся данных
Суждение на основе внешних критериев
Видение различий
между фактами и оценочными суждениями
Охарактеризуйте основные закономерности в изменении
свойств щелочных металлов
Слайд 51Оценка
Синтез
Анализ
Использование
Понимание
Знание
Компетентность
Репродуктивное и алгоритмическое
мышление
Слайд 54
Диагностика уровня сформированности мыслительных операций школьников
10 заданий - 1 уровень
сложности:
опознание
различение
соотнесение
поиск основания для классификации
воспроизведение фактов, названий, чисел
воспроизведение правил, понятий, выводов
воспроизведение
текстов
выявление фактов
перечисление и описание фактов
описание процессов и способов деятельности
5 заданий - 3 уровень сложности:
изменение функций одного из элементов системы
комбинирование элементов системы
устранение одного из элементов системы
выделение элемента в самостоятельную систему
объединение двух или более систем в одну.
7 заданий - 2 уровень сложности:
анализ
синтез
сравнение
абстрагирование
обобщение
классификацию
систематизацию
Слайд 55Задание
Составить задания по выбранной теме (химия или биология)
Слайд 56
Интеграция в обучении может способствовать формированию мышления высшего уровня
на
основе анализа, синтеза и оценочных суждений
Слайд 57Способы оценки компетентности
на основе принципа интеграции
Постановка межпредметных вопросов
Выполнение комплексных заданий
Межпредметные
задачи
Интегрированные домашние задания
Интегрированные контрольные работы
Комплексные учебные проблемы
Проектная технология
Использование информационных технологий
Слайд 58Развивающие каноны
Методика развития универсальных учебных умений
Автор – Попов А.В.
Слайд 59Развивает умения:
Сравнивать
Классифицировать
Находить закономерности
Систематизировать информацию
Устанавливать связи между разнопредметными знаниями
Слайд 60Задание предъявляется в стандартной форме
Слайд 61Задание предъявляется в стандартной форме
д
?
ТАЛ
Слайд 66фигура
шахматная
геометрическая
высшего
пилотажа
Слайд 71Торричелли
Кислород
Англия
Лондон
Франция
Париж
Тибр
Состав
воздуха
Слайд 78Игра «Древо мудрости»
Умеет ли ученик
задавать вопросы?
Слайд 79Рекламное объявление
Покупайте воду фирмы
«Аква-Миф»!
Наша вода такая чистая,
что даже
не проводит
электрического тока!
Какие вопросы у вас возникают?
Слайд 80Лекция с ошибками
Сущность и механизм электролитической диссоциации
Слайд 81ВЕЩЕСТВА
Проводники
I рода- металлы
Проводники II рода
Электролиты
диэлектрики
Оксиды
металлов
Основания
соли
кислоты
В расплаве
В растворе
KAn
K + An
+n
-n