Слайд 1
Тема урока: «Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления автомобиля»
Слайд 3Диагностирование рулевого управления
Определение свободного хода рулевого колеса
Определение люфта в шарнирах
рулевых тяг
Проверка гидроусилителя
Слайд 4Ежедневное обслуживание
При ежедневном обслуживании проверяют действие рулевого управления на ходу,
снаружи осматривают состояние уплотнений картера рулевого механизма и шарнирных сочленений,
герметичность соединений и шлангов системы гидроусилителя рулевого управления, проверяют свободный ход рулевого колеса., состояние рулевого механизма и рулевого привода
Слайд 5При ТО-1 проверяют:
крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, поворотных
цапф, продольных и поперечных рулевых тяг; состояние уплотнителей шаровых пальцев;
крепление рулевого колеса и рулевого механизма; люфт рулевого механизма, а также люфт в шарнирах рулевых тяг. Смазывают сочленения рулевого управления, где предусмотрена возможность пополнения смазки.
проверяют:
в дополнение к перечисленным выше работам проверяют зазоры в рулевом
механизме и, если они выходят за допустимые пределы, проводят необходимые регулировочные работы. Снимают и промывают фильтр насоса гидроусилителя рулевого управления.
Слайд 7Устройство рулевого управления
Слайд 11 Электроусилитель
1 – электродвигатель;
2 – червяк;
3 – червячное колесо;
4 – скользящая
муфта;
5 – потенциометр;
6 – кожух;
7 – рулевой вал;
8 – разъем датчика момента на рулевом валу ;
9 — разъем питания электродвигателя.
Слайд 12Проверка люфта рулевого колеса
Чтобы проверить люфт, лучше всего пользоваться люфтомером.
Для этого управляемые колеса установить в положение, соответствующее движению по
прямой, люфтомер закрепить на кожухе колонки, а его стрелку 2 на ободе колеса. Рулевое колесо следует поворачивать влево до начала увеличения сопротивления дальнейшему поворачиванию и в этом положении установить нуль шкалы 1 против стрелки. После этого рулевое колесо поворачивать вправо. Шкала люфтомера покажет свободный ход рулевого колеса.
Слайд 13
Свободный ход рулевого колеса и силу трения определяют универсальным прибором
модели НИИАТ К-402. Прибор состоит из шкалы 3, закрепленной на
динамометре, указательной стрелки 2, которая жестко прикреплена к рулевой колонке с помощью зажимов 1. Зажимами 4 динамометр крепят к ободу рулевого колеса. Шкалы динамометра расположены на рукоятках 5 и обеспечивают отсчет прикладываемого к рулевому колесу усилия в диапазонах до 20Н.
При замере свободного хода рулевого колеса через рукоятку динамометра
прикладывают усилие 10Н, сначала
действующее вправо, а затем влево.
Перемещение стрелки из положения «о» в левое
и правое крайние положения укажет суммарный
свободный ход рулевого колеса. . Общую силу
трения в рулевом управлении проверяют при
полностью вывешенных передних колесах
путем приложения усилия к рукояткам 5
динамометра. Замеры проводят в
прямолинейном положении колес и в
положениях максимального поворота вправо и
влево.
Слайд 14Регулировка люфта рулевого колеса
Если люфт больше нормы, то, покачивая рулевое
колесо 8, убеждаются в прочности крепления картера 6 рулевого механизма
к лонжерону 9, кронштейна 4 маятникового рычага 15 к лонжерону 5, крайних 12 и средней 14 тяг рулевого колеса на валу 7, поворотных рычагов 3 к соответствующим цапфам 1 и 11, рулевой сошки 13 к средней 14 и крайней 12 рулевым тягам, гаек болтов стяжных хомутов 10 и гаек пальцев
шаровых шарниров 16 и 2. При
необходимости подтянуть болты и
гайки резьбовых соединений.
Обычно надежность крепления
рулевого колеса на валу проверяют
покачиванием его в направлении,
перпендикулярном к плоскости
вращения.
Если рулевое колесо качается,
необходимо туго затянуть гайку
его крепления на валу.
Слайд 15Проверка гидроусилителя
Проверка усилителя рулевого управления сводится к измерению давления
в системе гидроусилителя. Для этого в нагнетательную магистраль устанавливают манометр
с краном. Доливают в бачок гидроусилителя масло до требуемого уровня, пускают двигатель на малых оборотах и, полностью
открыв кран манометра,
поворачивают колеса в крайние
положения. При этом давление,
развиваемое насосом, должно
составлять не менее 6 Мпа. Если
Давление не увеличивается, то это
свидетельствует
о неисправности насоса.
Слайд 16Проверка люфта в шарнирах рулевых тяг:
Оценка состояния шарниров рулевых тяг
при диагностике проводится визуально или на ощупь в момент резкого
приложения усилия к рулевому колесу. При этом люфт в шаровых шарнирах будет проявляться взаимным
относительным
перемещением соединенных
рулевых тяг и ударами в
шарнирах.
Слайд 17Проверка люфта в шарнирах рулевых тяг:
Обнаруженный даже малейший люфт в
шарнире необходимо устранить затяжкой гаек или заменить шарнир.
Люфт в шарнире
иногда можно устранить подтяжкой резьбовой пробки на тех автомобилях, где она имеется: пробку завернуть до упора, а затем отпустить на 1—1,5 оборота до совпадения паза пробки с отверстием под шплинт в шарнирах наконечника тяги. При большом износе сферического пальца заменять только палец не рекомендуется, так
как сфера в корпусе изнашивается
неравномерно и при установке нового
пальца не удается добиться хорошего
сопряжения сфер пальца и корпуса.
Слайд 18Регулировка натяжения приводного ремня насоса гидроусилителя рулевого управления
Снимите нижнюю крышку
двигателя с правой стороны, затем ослабьте болт натяжного шкива 3.
Снимите нижнюю крышку двигателя с правой стороны, затем ослабьте болт натяжного шкива 3.
Рис. 5.43. Регулировка натяжения приводного ремня насоса насоса гидроусилителя рулевого управления:
а – натянут; b – ослаблен;
1 – натяжной шкив;
2 – отверстие шкива натяжения;
3 – болт натяжного шкива;
4 – гайка натяжного шкива;
5 – ремень усилителя рулевого управления;
6 – шкив насоса гидроусилителя рулевого управления;
7 – шкив коленчатого вала
Чтобы отрегулировать ремень усилителя рулевого управления 5, ослабьте гайку натяжного шкива 4, и затем поверните натяжной шкив 1 против часовой стрелки или по часовой стрелке при помощи специального инструмента (A) (рис. 5.43).
Отрегулируйте натяжение ремня, затем затяните болт и гайку натяжного шкива номинальным усилием затяжки.
Момент затяжки болтов и гаек натяжного шкива (a): 25 Н·м.