Слайд 1Тема урока: «Церковь и государство в XVI веке»
Слайд 2Духовенство и миряне
До 1589 г. Главой Русской православной церкви являлся
митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находилось 11
епархий. Во главе каждой из них стоял архиерей.
Архиерей – общее название для священнослужителей высшей (третьей) ступени христианской церковной иерархии. Имел духовных и светских слуг, которые управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчиненное духовенство и мирян.
Миряне – последователи христианства, члены церкви, не являющиеся священнослужителями, не подлежащие к клиру.
Слайд 4ПРИХОДСКОЙ ХРАМ
Центром религиозной жизни человека был приходской храм. Его возводили
на пожертвования земледельца, крестьянской или посадской общины. Она же давала
средства на обеспечение храма утварью, книгами иконами.
Прихожане – жители окрестных деревень или городского квартала – избирали кандидата в священники, которого рукоположил в сан епископ. С «поставленным» священником прихожане заключали договор о вознаграждении его за службу продуктами (реже деньгами). Часть сельский батюшка имел участок земли, который обрабатывал и сдавал в аренду.
Храм был не только местом для молитвы, но и местом, где объявлялись царские указы. Священники вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных, помимо этого, они учили детей грамоте, участвовали в межевании (определении границ) земель и расследовании преступлений. В пристроенной к храму трапезной прихожане собирались на сход, обсуждали свои дела, составляли и хранили «мирские» документы.
Слайд 5И знатные, и простые люди того времени заботились о спасении
души – делали вклады деньгами или вещами в храмы и
монастыри, чтобы дарителя поминали на церковных службах.
Слайд 6Иосифляне и нестяжатели.
В конце 15 века, с образованием единого Российского
государства, светские власти все чаще предпринимали попытки изъятия земель у
церкви. Это было вызвано не только стремлением великого князя и государя всея Руси получить в свое владение плодородные и богатые монастырские земли, но и его желанием подчинить церковную власть светской.
Иван 3 задумывал изъять земли, находившиеся во владении и митрополита, епископов и монастырей. Взамен он обещал содержать церковь за счет средств из казны, что означало бы утрату ею независимости. Против этого выступил церковный собор 1503 года. Защитником церковного землевладения выступил Иосиф Волоцкий.
Волоцкий считал, что церковь должна иметь большие материальные средства, для того чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Еретиков и вероотступников Иосиф призывал подвергать смертной казни.
Иосифляне – сторонники идей Волоцкого.
Слайд 7Его оппонент, монах Нил Сорский, проведший в молодости более 10
лет в монастырях. Он утверждал, что монастыри не должны заниматься
благотворительностью и хозяйственной деятельность, а следовательно, им не нужны земельные владения. Нил призывал монахов вести аскетичный образ жизни, отрешиться от мирской суеты. Выступал против казни за еретические высказывания.
Нестяжатели – сторонники Нила Сорского.
Последователем Нила стал монах Вассиан (Патрикеев), которых в своих литературных произведениях критиковал иосифлян. Яркой фигурой среди последователей нестяжателей был Максим Грек.
За то, что он встал на сторону последователей Сорского, Грека осудили и сослали в монастырь.
Слайд 8 Споры нестяжателей и иосифлян касались не только церковного владения. Одним
из самых главных вопросов в них были отношения светской и
духовной власти, независимость церкви от светской власти.
Эти споры продолжались много лет. Соборы 1547, 1549 и 1551 годов не утвердили модель церковно-государственных отношений.
Слайд 10Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Первая половина 16 века –
не только споры между нестяжателями и иосифлянами, но и период
распространения различных ересей.
Слайд 11Матвей Башкин
Боярский сын, которого мучали сомнениями относительно правильности некоторых
важных решений Священного Писания и церковных обрядов. Исповедуясь священнику Симеону
неоднократно излагал свои суждения о своём понимании веры. После был арестован и отпоавлен в Иосифо-Волокамский монастырь на «вразумления».
Феодосий Косой
Монах Кирило – Белоземского монастыря, из беглых холопов. Создал и проповедовал новое учение, в котором критиковал догматы христианской церкви. В 1553 году был арестован, далее сбежал в Литву, там стал лидером протестантской веры.
Слайд 12Данные представители православного вольнодумия
не признавали Святой Троицы, Иисус Христос,
по их мнению, был не Сыном Божьим, а основателем религиозного
общества.
Косой и его сторонники советовали верующим не ходить в храмы, не соблюдать церковных обрядов и постов, не почитать кресты и иконы, не поклоняться мощам святых.
Башкин, Косой и их единомышленники полагали, что следование заветам Иисуса Христа должно проявляться не во внешней стороне церковной жизни, а в соблюдении заповеди о любви к ближнему.
Слайд 13Церковь и государство
В 16 веке в России существовало около 500
монастырей. Некоторым из них принадлежали обширные земли.
Объединяя русские земли
князья ограничивали налоговые льготы церкви и подчиняли настоятелей монастырей по своему суду по светским делам. Однако светская власть еще не имела надежного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви.
Василий 3 покровительствовал Иосифу Волоцкому. Иосиф провозглашал божественный характер власти государя, утверждал, что является высшим судьей в светских и церковных делах и его суд «не посуждается». Российские государи в 16 веке выступали покровителями православия.
Слайд 14Макарий (митрополит Московский и всея Руси)
Сторонник иосифлян. Он же и
возложил на Ивана 4 шапку Мономаха. Макарий участвовал в решении
важнейших государственных вопросов (реформах в государственного управлении и др.), он был одним из вдохновителей Казанских походов. Макарий был ярым сторонником сильной воинствующей церкви, на так называемом Стоглавом соборе 1551 года он выступил против попыток правительства ограничить права церкви. При участии Макария составлены "Степенная книга", "Минеи Четьи", Лицевой летописный свод.
Макарий идеологически обосновывает необходимость укрепления самодержавия, а также усиления роли церкви в государстве. Макарий содействовал открытию первой русской типографии в Москве.
Слайд 16 Со смертью Ивана Грозного испытания для церкви не закончились. С
периодом правления Годунова сана лишили митрополита Дионисия. Новой главой церкви
стал монах Иов, который являлся сподвижником Б.Годунова.
26 января 1589 года митрополита Иова торжественно возвели в патриарха Московского и всея Руси.
Это означало, что произошло закрепление отделения Русской православной церкви от Константинополя и случилось это при участии светской власти.
Слайд 17Подведение итогов:
В 16 веке Россия стала единственной православной державой в
Европе. Интересы государства и церкви не всегда совпадали; во внутренней
и внешней политике государство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения. Русская православная церковь сохранила свои владения и обрела статус патриархии.
Слайд 18ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Параграф 12 читать, пересказ
Слайд 19Спасибо за работу, урок окончен!