Слайд 1Тема: «Величины».
Вопрос изучения «Длина».
Выполнил студент группы ЗНО-116
Пугина Л.Е.
Слайд 2Длина — физическая величина, числовая характеристика протяжённости линий. В большинстве
систем измерений единица длина – одна из основных единиц измерения,
через которые определяются другие (производные) единицы.
Слайд 3Возникновение мер длины в старину в разных странах и их
совершенствование.
Слайд 4Историческая справка
Возникновение измерений было продиктовано тем, что древнему человеку приходилось
считать свою добычу и соизмерять её со своим жильём, убить
мамонта это было лишь половина дела, необходимо было ещё и доставить добычу в своё жилище. В распоряжении древнего человека было только собственное тело, никаких приборов тогда еще не было, и наш предок задействовал в измерении мер длины свои руки и ноги.
Слайд 6Главной мерой длины у египтян служил локоть. Локоть делился на
семь «ладоней», «ладонь» — на четыре «пальца». Как и многие
другие народы, в качестве мерок длины египтяне использовали части человеческого тела. Для того чтобы измерения получались точными и не происходило никакой путаницы, они придумали образцовые меры: локоть, ладонь и палец, общие для всего Египта. Теперь было уже неважно, какой длины руки у человека, который хотел что-нибудь измерить. Он мерил не своим, а «общим» локтем, а именно, локтем правящего фараона, который считался эталоном измерения длины.
Слайд 7Изречение древних гласит:
«Человек – мера всех вещей».
Слайд 9Главной единицей измерения длины в Риме был фут, который был равен 29,6 см. Полтора фута
составляли локоть - 44,4 см, пять футов (1,48 м) -
двойной шаг - пас. Для измерения больших расстояний служила миля – так называли путь в тысячу двойных шагов (и правой, и левой ногой).
Таким образом, римская миля равнялась - 1478,8 м.
А еще, большие расстояния измеряли переходами или днями передвижения.
Слайд 10Длина ступни = один фут
Унция = фут: 12 пальцев
(12 пальцев
= дюйм)
Слайд 12Одной из самых первых путевых мер, заимствованной древними греками из
Вавилона является «стадий».
Эта мера равнялась расстоянию, которое проходил взрослый
человек спокойным шагом от первого луча восходящего солнца до появления полного солнечного диска, т.е. приблизительно за 2 минуты.
Слайд 13Древние греки верили, будто происхождение меры длины «стадия» связано с
героем их мифов богатырём Гераклом. Считалось, что стадий – это
шестьсот ступней легендарного героя. К тому же, это было расстояние, которое однажды утром Геракл прошёл за две с небольшим минуты. Первый шаг в тот знаменательный день он сделал с первым рассветным лучом, а остановился как только солнце полностью взошло над горизонтом.
Слайд 14Маленькие расстояния в Древней Греции измерялись толщиной большого пальца «теб»,
шириной кисти руки «шесп», и расстояниями от локтя до кончика
среднего пальца «мех».
Моряки измеряли путь трубками, т.е. расстоянием, которое проходит судно за время, пока моряк выкурит трубку.
Слайд 15Европейское Средневековье
В средние века в Европе и придумали единицу измерения
– ФУТ.
Фут – это средняя длина ступни взрослого мужчины.
В переводе с английского это означает «ступня», «нога». Один фут равен 30,48 см.
Слайд 16Например, во Франции, наиболее знаменитой единицей длины была туаза. Туаз всегда соответствует
шести пье (pied, футам) т.е. двум вержам (verge, ярдам) или полутора онам (aune, локтям). Название туаз также
может относиться к измерительному инструменту. Слово toise происходит от латинского tensa (от глагола tendere), французского tendre, что значит «раскинуть, распахнуть», т.е. термин этот означает попросту расстояние между концами пальцев вытянутых рук.
Помимо того, что единицы длины менялись от места к месту, они не оставались постоянными и с течением времени. Так, главной единицей длины при измерении тканей на юге Франции была канна, но в Марселе канна равнялась 8 пан (пядей) или 64 меню или 72 пуса (дюйма), т.е. 2,013 м; в Монпелье канна содержала тоже 8 пан, но равнялась 1,987 м; в Тулузе длина канны составляла 1,796 м. Сотни подобных мер были в ходу в европейских государствах того времени.
Слайд 17Английская мера длины – ярд.
Существует несколько версий происхождения названия и
величины ярда. Большая мера длины, названная ярдом, была введена английским
королём Эдгаром и равнялась расстоянию от кончика носа Его Величества до кончика среднего пальца вытянутой руки. По другим версиям ярл – длина его меча. Король Генрих 1 узаконил в 1101г. Постоянный ярд и приказал изготовить из вяза эталон. Этим ярдом в Англии пользуются до сих пор (длина его равна 0,9144м).
Слайд 18Самой маленькой древней мерой в странах Европы считался дюйм.
Дюйм –
мера, равная длине верхней фаланги большого пальца или длине трёх
сухих зёрен ячменя, взятых из средней части колоса.
1 дюйм = 2,54см = 10 линиям
Слайд 20Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры:
версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
Слайд 21Для измерения больших расстояний в древности была введена мера –
верста. Название это происходит от слова «вертеть», которое в начале
означало поворот плуга, а потом ряд, расстояние от одного до другого поворота плуга при пахоте.
Длина версты в разное время была различной – от 500 до 750 саженей.
При Петре первом была введена верста длиной 500 саженей. На таком расстоянии вдоль наиболее влажных дорог ставили столбы, окрашенные в три цвета. В начале 19 века вдоль основных дорог Российского государства появились чёрно-белые полосатые столбы, на которых отмечались расстояния в верстах.
Вёрст было две: путевая – ею измеряли расстояние и межевая – ею мерили земельные участки.
Слайд 23САЖЕНЬ - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Различных
по назначению (и, соответственно, величине) саженей было больше десяти. "Маховая
сажень" - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. " Косая сажень" - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки.
АРШИН - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.
Есть различные версии происхождения аршинной меры длины. Возможно, первоначально, "аршин" обозначал длину человеческого шага (порядка семидесяти сантиметров, при ходьбе по равнине, в среднем темпе) и являлся базовой величиной для других крупных мер определения длины, расстояний (сажень, верста).
Слайд 25Локоть -
равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим
данным - "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца
вытянутого среднего пальца руки"). Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется.
Слайд 26ПЯДЬ (пядница) - древняя русская мера длины. МАЛАЯ ПЯДЬ (говорили -
"пядь"; с 17-го века она называлась - "четверть" ) -
расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев = 17,78 cm.
ВЕРШОК равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении - 4,44см. Наименование "Вершок" происходит от слова "верх". В литературе XVII в. встречаются и доли вершка - полвершки и четвертьвершки.
Слайд 28В наше время для измерения длины мы пользуемся мерой, названной
метр.
Метр - основная единица метрической системы. Метрическая система была принята
во Франции, в конце 18 века. Тогда метр определили как одну десятимиллионную долю участка земного меридиана от Северного полюса до экватора. Метрическая система постепенно вытеснила местные и национальные системы в других странах и в 1875 году была законодательно признана в 17 странах, в том числе и в России. Международная комиссия по метру в 1872 постановила принять за эталон длины «архивный» метр, хранящийся в Париже, «такой, каков он есть». Но постоянно ездить в Париж сверяться с эталонным метром очень неудобно. Поэтому с 1983 года метр равен расстоянию, которое проходит в вакууме свет за 1/299792458 доли секунды.
В метрах можно измерять длину и ширину комнаты, расстояние между домами, количество купленной ткани, длину куска обоев. При этом, например, для измерения длины комнаты используют рулетку. Метр обозначают так: м.
Слайд 29Большие расстояния обычно измеряют в километрах. В слове километр «кило» означает тысяча
метров. При письме эту единицу обозначают так: км.
Длины отрезков и
расстояния между двумя точками можно измерить с помощью обычной линейки, получая результаты в дециметрах (дм) и сантиметрах (см).
Отрезки длиной 1 см разделены на линейке мелкими штрихами. Каждый из отрезков разделен на 10 одинаковых частей. Длина каждой такой части равна одному миллиметру (мм).
Слайд 30Современные методики преподавания
Рассмотрим три учебно-методических комплекса на тему изучения единиц
измерения длины:
УМК «Перспективная начальная школа» А.Л. Чекин
УМК «Школа
России» М.И. Моро
УМК «Гармония» Н.Б. Истомина
Слайд 31УМК «Перспективная начальная школа» А.Л. Чекин
Систематическое изучение величин начинается уже в первом
полугодии 1-го класса с изучения величины «длина». Сначала длина рассматривается в
доизмерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется на глаз по рисунку или по представлению, а также способом приложения. Результатом такой работы должно явиться понимание учащимися того, что реальные предметы обладают свойством иметь определенную протяженность в пространстве, по которому их можно сравнивать. Таким же свойством обладают и отрезки. Никаких измерений пока не проводится.
Во втором полугодии 1-го класса учащиеся знакомятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (сантиметром и дециметром), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычитания длин.
Слайд 321 класс. 1-е полугодие.
Сравнение предметов по некоторой величине без ее
измерения: выше–ниже, шире–уже.
М1Ч ч.1 с.60
М1Ч ч.1 с.56
Слайд 33Сравнение предметов по некоторой величине без ее измерения:
длиннее-короче.
М1Ч ч.1
с.68
Слайд 341 класс. 2-е полугодие.
Измеряй и сравнивай.
М1Ч ч.2 с.10
М1Ч ч.2 с.11
Слайд 35Измерение длины отрезка. Сантиметр.
М1Ч ч.2 с.12
М1Ч ч.2 с.13
Слайд 36Сантиметр и дециметр.
Сложение и вычитание длин.
М1Ч ч.2 с.60
М1Ч ч.2 с.61
Слайд 37Измерение длины.
М1Ч ч.2 с.70
М1Ч ч.2 с.70
Слайд 382 класс. 1-е полугодие.
М2Ч ч.1 с.93
Дециметр и метр.
Сантиметр и метр.
М2Ч
ч.1 с.97
Слайд 392 класс.
2-е полугодие.
Откладываем равные отрезки.
М2Ч ч.2 с.121
Слайд 40Геометрические построения
с помощью циркуля и линейки.
М2Ч ч.2 с.150
М2Ч ч.2 с.151
Слайд 413 класс.
Метр и
километр.
М3Ч ч.1 с.48
Слайд 42Сантиметр и миллиметр.
Миллиметр и дециметр.
М3Ч ч.1 с.102
М3Ч ч.1 с.104
Слайд 43Миллиметр и метр.
Упражнения на измерение и вычисление длин.
М3Ч ч.1 с.106
М3Ч
ч.1 с.108
Слайд 444 класс. 1-е полугодие.
Длина пути в единицу времени или
скорость.
М4Ч ч.1 с.81
М4Ч ч.1 с.82
Слайд 454 класс. 2-е полугодие.
Когда длина пройденного пути одинаковая.
Движение в противоположных
направлениях.
М4Ч ч.2 с.41
М4Ч ч.2 с.46
Слайд 46УМК «Школа России» М.И. Моро
В данном учебно-методическом комплексе
изучение величины «длина» начинается в 1-ом полугодии 1 класса.
Сначала
формируется представление о единице длины (сантиметре), как единой принятой мере, путём сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.
Во 2-ом полугодии продолжается знакомство с единицами длины. К изучению единица длины – дециметр.
Слайд 471 класс. 1-е полугодие
Длиннее, короче, одинаковые по длине.
М1М ч.1 с.32
М1М
ч.1 с.35
М1М ч.1 с.33
Слайд 491 класс. 2-е полугодие.
Дециметр.
М1М ч.2 с.51
Слайд 502 класс. 1-е полугодие.
Миллиметр.
М2М ч.1 с.10
М2М ч.1 с.11
Слайд 523 класс. 1-е полугодие.
Что узнали.
Чему научились.
М3М ч.1 с.14
Слайд 534 класс. 1-е полугодие.
Величины.
М4М ч.1 с.36
М4М ч.1 с.38
М4М ч.1 с.37
Слайд 54УМК «Гармония» Н.Б. Истомина
Изучение величины «длина», также начинается в
1-ом полугодии 1 класса.
Основными целями являются: формирование представлений о
единице длины (сантиметре), как единой принятой мере, путём сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины. Умение пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной длины); демонстрация необходимости изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях.
Слайд 551 класс. 1-е полугодие.
Отрезок.
Длина отрезка.
М1И ч.1 с.65-66
М1И ч.1 с.71-72
Слайд 561 класс. 2-е полугодие.
Длина. Сравнение. Измерение.
М1И ч.2 с.70
М1И ч.2 с.71-72
Слайд 582 класс. 2-е полугодие.
Измерение, сравнение, сложение и вычитание величин.
М2И ч.2
с.46
М2И ч.2 с.47
Слайд 59М2И ч.2 с.48
М2И ч.2 с.49
М2И ч.2 с.50
М2И ч.2 с.51
Слайд 60Вывод:
Рассмотрев и изучив данные методики (см. сл. 30),
хочу отметить, что все они едины тем, что постепенно раскрывают
тему изучения единиц измерения, а именно величины «длина», начиная с 1 класса.
Первое, с чем знакомят детей в начальной школе, это понятие «сантиметр», представляя его, как единую принятую меру.
Сначала длина рассматривается в доизмерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется на глаз по рисунку или по представлению.
Далее, учащиеся знакомятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (сантиметром и дециметром), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычитания длин.
На мой взгляд, самая информативная и упорядоченная методика изучения единиц измерения представлена в УМК «Школа России» М.И. Моро, так как каждая тема вводится постепенно. Выделив на это полностью учебный год 1 класса ,
и каждое первое полугодие со 2 по 4 класс . Комфортный темп для изучения и усвоения материала.
В УМК «Перспективная начальная школа» А.Л. Чекина, изучению величины «длина» отводится полностью весь период начальной школы с 1 по 4 класс, что, на мой взгляд, не позволяет ученикам, в столь раннем возрасте, воспринимать с полным пониманием весь полученный материал.
По поводу методики изучения единиц измерения и величин в УМК «Гармония»
Н.Б Истоминой, моё мнение таково – малоинформативность.
При таком минимальном количестве материала, учащиеся не смогут сформировать представление о единицах измерения длины и всех, касающихся этого тем.