Слайд 1Тема: закономерности городского движения
Подвижность городского населения
Расчет корреспонденций
Слайд 2Формирование спроса на транспортные передвижения -Подвижность городского населения
Слайд 4ПОНЯТИЕ ОБ ИСТОЧНИКАХ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ОБЪЕКТАХ ПРИТЯЖЕНИЯ
Все функциональные зоны города тесно
связаны между собой, и между ними постоянно осуществляется передвижение людей.
ИСТОЧНИК
поездка
ОБЪЕКТ
ПРИТЯЖЕНИЯ
Слайд 5ПОНЯТИЯ: ИСТОЧНИК, ОБЪЕКТ ПРИТЯЖЕНИЯ
Источники передвижения людей, т. е. места, откуда
начинаются передвижения,— жилые дома и объекты внешнего транспорта.
Объекты притяжения, т.
е. места, где заканчиваются передвижения людей, в городе разнообразны, и их число зависит от размеров города, его народнохозяйственного профиля, географического положения и многих других факторов.
Основные объекты притяжения — места приложения труда: заводы, фабрики, учреждения, научные и проектные институты, строительные площадки, объекты торговли, культуры и многие другие, т. е. все места, где используется труд человека.
Другие объекты притяжения — учебные заведения, магазины, рынки, предприятия коммунально-бытового обслуживания, детские учреждения (ясли, сады, школы), пункты зрелищного и культурного обслуживания, сооружения внешнего транспорта и т. п.
При этом следует отметить, что большинство объектов имеет двойную функцию. Так, сооружения внешнего транспорта, с одной стороны являясь источником передвижения, в то же время служат и объектами притяжения. Места приложения труда, в основном являясь объектами притяжения, могут быть источниками передвижения при деловых поездках, при передвижениях к объектам культурно-бытового назначения.
Слайд 6ПОДВИЖНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Число передвижений населения выражается показателем подвижности жителей, т. е.
средним числом передвижений, совершаемых 1 жителем в год пешком и
с помощью различных транспортных средств от места пребывания до конечной цели передвижения.
Передвижения в зависимости от цели разделяют на 6 основных групп:
1) связанные с местами приложения труда;
2) деловые, совершаемые в течение рабочего дня;
3) учебные к вузам, техникумам и школам;
4) связанные с посещениями общегородского центра;
5) к объектам обслуживания, расположенным за пределами общегородского центра;
6) к зонам отдыха в городе и за городом.
Передвижения городского населения могут быть простыми и сложными.
Слайд 8ВИДЫ ПОДВИЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ – ОБЩАЯ ПОДВИЖНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Общая подвижность населения —
это отношение общего числа передвижений по городу к численности постоянного
населения города:
Р=А/Н
где
Р — общая подвижность населения;
А — общее число передвижений по городу;
Н — численность постоянных жителей.
Слайд 9ВИДЫ ПОДВИЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ – ТРАНСПОРТНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Транспортная подвижность населения определяется
как среднее число поездок, приходящихся на одного жителя населенного пункта
в течение года, и может быть установлена по формуле
Ртр = Р*φ,
где
Ртр — транспортная подвижность населения;
Р — общая подвижность населения;
φ — коэффициент пользования транспортом в целом по городу.
Слайд 11ПОНЯТИЕ О СТРУКТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ
Городское население делится на две группы:
трудящиеся,
составляющие 50—55 %
несамодеятельное население, составляющее 45—50 %, к которому
относится нетрудоспособное население (дети до 18 лет, инвалиды, пенсионеры, домохозяйки).
Наибольшей активностью отличается первая группа населения. При этом наибольшее число передвижений она совершает к местам труда и обратно, домой. В то же время население второй группы основные передвижения совершает к объектам бытового обслуживания, в гости, совершает прогулки.
Слайд 12Расчет размеров пассажиропотоков на сетях городского пассажирского транспорта
Расчет размеров пассажиропотоков
на сетях городского пассажирского транспорта основан на методе определения величины
корреспонденции между объектами отправлений и прибытия пассажиров (транспортными районами)
Слайд 13ТРАНСПОРТНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ГОРОДА
Слайд 14ПОНЯТИЕ РАСЧЕТНОГО РАЙОНА
Для расчета корреспонденции территорию населенного места и прилегающие
к нему территории расчленяют на условные расчетные районы. Границами районов
служат, как правило, естественные препятствия (водные пространства, овраги и т. п.), а осями — магистральные улицы и трассы внеуличного скоростного транспорта. При членении территории на районы желательно, чтобы каждый из них имел однородное функциональное назначение.
Площадь расчетных районов в центральной части города рекомендуется принимать равной 20—40 га, в периферийной —60—100 га. В зависимости от численности населения города число расчетных районов принимают:
Население города,
тыс. чел. до 200 200—500 500—1000 1000—2000 более 2000
Число районов 30—40 40—60 60—90 100—150 200 и более
Слайд 15Расчет корреспонденций
Расчет корреспонденций осуществляется по принципу распределения пассажиров, прибывающих в
каждый расчетный район, между районами возможного отправления. Для этого при
расчетах межрайонных корреспонденций используют гравитационную модель:
Слайд 16Коэффициент трудности перемещений
Слайд 18Сущность гравитационной модели
L=f(t) --> d=f(L)
Nj
Pi
Район j
Район i
Слайд 19Распределение между индивидуальным и общественным транспортом
Слайд 20РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯМИ НА ЛИЧНОМ И ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
Слайд 22ПОСТРОЕНИЕ ЭПЮР ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И КАЛИБРОВКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАСЧЕТА
Слайд 24ПОНЯТИЕ “МОДЕЛЬ”
Слово «модель» происходит от латинского “Modulus” – мерка и
означает:
1. Миниатюрная копия предмета;
2. Образец какого-либо предмета;
3.
Тип, марка изделия;
4. Чертеж или образец, наглядно демонстрирующий строение и действие какого-либо объекта или процесса и т.д.
Моделирование является важным инструментом научной абстракции, позволяющим выделить и проанализировать существенные для исследования свойства, взаимосвязи, структурные, функциональные параметры
Слайд 25МОДЕЛЬ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
Модель – искусственный объект, на котором воспроизводятся
характеристики исследуемого объекта с целью его изучения.
Построение модели (моделирование) –
процесс создания модели.
Построение моделей продиктовано необходимостью получить представление об объекте или процессе, не создавая его в натуре.
Слайд 27ТИПЫ ТРАНСПОРТНЫХ МОДЕЛЕЙ: ПРОГНОЗНЫЕ МОДЕЛИ
Прогнозные модели (макромодели) предназначены для моделирования
объемов транспортной работы в сетях при известном размещении потокообразующих объектов
города. При помощи прогнозных моделей можно прогнозировать последствия изменений в транспортной сети города, происходящие либо в процессе изменения транспортного спроса, либо в процессе изменения транспортного предложения. Модели этого типа применяются для поддержки решений в области транспортного планирования города, для анализа последствий тех или иных альтернативных проектов развития транспортной сети и др.
Задача прогноза загрузки транспортной сети обычно состоит в расчете усредненных характеристик движения, таких как объемы межрайонных передвижений, интенсивность потока, распределение автомобилей и пассажиров по путям движения и др.
Слайд 28ТИПЫ ТРАНСПОРТНЫХ МОДЕЛЕЙ: ПРОГНОЗНЫЕ МОДЕЛИ (МАКРОМОДЕЛИ)
Слайд 29ТИПЫ ТРАНСПОРТНЫХ МОДЕЛЕЙ: ИМИТАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ (МИКРОМОДЕЛИ)
Имитационное моделирование ставит своей целью
воспроизведение всех деталей движения, включая развитие процесса во времени.
Усредненные
параметры транспортных потоков и их распределение по различным путям движения считаются известными и служат исходными данными для этих моделей.
Слайд 30ТИПЫ ТРАНСПОРТНЫХ МОДЕЛЕЙ: ИМИТАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ (МИКРОМОДЕЛИ)
Слайд 31ДАННЫЕ МОДЕЛИ (АЭРОПОРТ ВНУКОВО)
Слайд 32ДАННЫЕ МОДЕЛИ (АЭРОПОРТ ВНУКОВО)
Слайд 35ЭЛЕМЕНТЫ ТРАНСПОРТНОЙ МОДЕЛИ
МОДЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
МОДЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СПРОСА
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Слайд 36СТРУКТУРА ТРАНСПОРТНОЙ МОДЕЛИ
Транспортное предложение состоит из элементов, с помощью которых
транспортная система (города либо региона) удовлетворяет существующий транспортный спрос. Транспортное
предложение в конечном итоге будет определять, какой объем спроса и насколько качественно может удовлетворить транспортная система.
Транспортный спрос количественно и качественно определяет потребность жителей города в перемещении
Слайд 37ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ МОДЕЛИ:
СБОР ИСХОДНЫХ ДАННЫХ
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ
ТРАНСПОРТНОГО СПРОСА
РАСЧЕТ МАТРИЦ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ (МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ)
КАЛИБРОВКА МОДЕЛИ
ВЫВОД РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ (ПОСТРОЕНИЕ
ЭПЮР ПЕРЕМЕЩЕНИЙ)
Слайд 38ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ МОДЕЛИ: КАЛИБРОВКА
КАЛИБРОКА – процесс настройки (изменения параметров
процедур расчета транспортного спроса)
ЭТАПЫ КАЛИБРОВКИ:
ВАЛИДАЦИЯ – сравнение данных, полученных из
натурных наблюдений, с данными модели.
ВЕРИФИКАЦИЯ – проверка соответствия формы модели условиям исследуемого объекта, т.е. это процесс проверки правильности структуры (логики) модели.
Слайд 39ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ