Слайд 1
Опера в четырёх актах с прологом; либретто Мусоргского по одноимённой
трагедии
А. С. Пушкина и "Истории государства Российского" Н. М.
Карамзина.
Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 27 января 1874 года.
Слайд 2Цель урока: познакомить с новым муз. произведением.
Задачи:
раскрыть творчество
Мусоргского , подчеркнув новаторские черты его музыки.
Формирование духовных ценностей на
историческом материале.
Формирование нравственных качеств: патриотизм, ответственность за свои поступки.
Слайд 3Модест Петрович Мусоргский
Борис Годунов
Слайд 4
Действие происходит в Москве в 1598-1605 годах.
Пролог. Картина первая.
Во
двор Новодевичьего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова
венчаться на царство. Дубинка пристава «вдохновляет» народ «глоток не жалеть». Думный дьяк Андрей Щелкалов взывает к Богу о ниспослании «скорбной Руси утешенья». День подходит к концу. Издали доносится пение калик перехожих. «Божьи люди» направляются в монастырь, раздавая народу ладанки. И они ратуют за избрание Бориса.
Слайд 5Картина вторая.
Собравшийся в Кремле перед Успенским собором народ славит
Бориса. А Борисом овладевают зловещие предчувствия. Но полно: никто не
должен заметить сомнения царя, — вокруг враги. И царь велит созвать народ на пир — «всех, от бояр до нищего слепца». Славление сливается с колокольным звоном.
Слайд 6Действие первое. Картина первая.
Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Свидетель
многих событий, старец Пимен пишет летопись. Молодой монах Григорий спит.
Доносится пение молитвы. Григорий просыпается. Его тревожит сон, «неотвязный, проклятый сон». Он просит Пимена истолковать его. Сновидение молодого монаха возбуждает в Пимене воспоминания прежних лет. Григорий завидует богатой событиями молодости Пимена. Рассказы о царях, сменявших «свой посох царский, и порфиру, и свой венец роскошный на иноков клобук смиренный», не успокаивают молодого послушника. С замиранием сердца внимает он старцу, повествующему об убийстве царевича Димитрия. Вскользь оброненное замечание, что Григорий с царевичем — ровесники, рождает в его голове честолюбивый план.
Слайд 7Картина вторая.
В корчму на литовской границе вместе с двумя
бродягами, беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом, приходит Григорий - он
пробирается в Литву. Мысль о самозванстве всецело занимает Григория, и он не принимает участия в небольшом пиршестве, которое учинили старцы. Оба они уже сильно навеселе, Варлаам затягивает песню. Тем временем Григорий расспрашивает у хозяйки про дорогу. Из разговора с ней он узнает, что выставлены заставы: кого-то ищут. Но добрая хозяюшка рассказывает Григорию об «окольной» дорожке. Внезапно раздается стук. Легки на помине появляются пристава. В надежде на поживу — старцы собирают милостыню — пристава с «пристрастием» допрашивают Варлаама — кто они да откуда. Извлекается указ о еретике Гришке Отрепьеве. Пристав хочет запугать Варлаама — может быть, тот и есть бежавший из Москвы еретик? Читать указ вызывается Григорий. Дойдя до примет беглеца, он быстро выходит из положения, указывая приметы своего спутника. Пристава бросаются на Варлаама. Увидев, что дело принимает скверный оборот, старец требует дать ему самому прочитать указ. Медленно, по складам произносит он приговор Григорию, но Григорий подготовлен к этому — прыжок за окно, и поминай как звали...
Слайд 8Действие второе.
Царский терем. Царевна Ксения плачет над портретом умершего
жениха. Царевич Феодор занят «книгою большого чертежа». Мамка за рукоделием.
Шутками-прибаутками и просто сердечным словом она пытается отвлечь царевну от горьких мыслей. На сказку мамки отвечает сказочкой царевич Феодор. Мамка подпевает ему. Они хлопают в ладоши, разыгрывают сказочку. Царь ласково успокаивает царевну, спрашивает Феодора о его занятиях. Вид Московского царства на чертеже вызывает у Бориса тяжкую думу. Во всем — и в бедствиях государства, и в несчастье своей дочери — он видит отмщение за совершенное злодейство — убийство царевича Димитрия. Узнав от Шуйского, хитрого царедворца, о появлении в Литве Самозванца, Борис требует у Шуйского подтверждения гибели царевича. Шуйский коварно расписывает подробности злодейства. Борис не выдерживает пытки: в колеблющихся тенях ему мерещится призрак убитого мальчика.
Слайд 9ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина "Борис
Годунов" (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В.
В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей,- писал он.-Это моя задача. Я попытался решить ее в опере".
В конце 1869 г. опера "Борис Годунов" была завершена и представлена театральному комитету. Но его члены, обескураженные идейно-художественной новизной оперы, отвергли произведение под предлогом отсутствия выигрышной женской роли. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт и сцену под Кромами. Однако вторая редакция "Бориса", законченная весной 1872 года, также не была принята дирекцией императорских театров.
Слайд 10"Борис Годунов" - народная музыкальная драма, многогранная картина эпохи, поражающая
шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной
глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.
Слайд 11Домашнее задание:
Посмотреть на YouTube фильм-оперу «Борис Годунов» (1954г.)
Определить певческие голоса
персонажей: Бориса Годунова, Варлаама, Юродивого, Самозванца, летописца Пимена.
Домашнее задание направлять
на lavrovalavrova65@gmail.com к 25.04.2020