Слайд 1Тематический план лекций и вопросы к экспресс-тесту по экологии
Для подготовки
студентов к зачётам и экзаменам
Слайд 2Раздел 1
Что такое экология, как наука
1.Кем и когда был введён
термин «экология»?
2.Дайте определение термина «экология».
3.Перечислите уровни организации живой материи в
порядке усложнения.
4.Назовите основные разделы экологии и связи её с другими науками.
Слайд 3
Раздел 2.
История экологии, как науки.
1.Опишите историю экологии, как науки.
2.Назовите
учёных, внесших основной вклад в первом, античном периоде в истории
экологии.
3.Чем характерен второй период в истории экологии - эпоха Возрождения.
4.Опишите кратко вклад Ж.Б.Ламарка и Ж.Кювье в период развития биоэкологии и теории эволюции жизни.
Опишите кратко вклад К. Линнея и Ч.Дарвина в период развития биоэкологии и теории эволюции жизни.
Слайд 4Раздел 2. Продолжение
6.Опишите кратко вклад А.Гумбольдта и Ю.Либиха в период
развития биоэкологии и теории эволюции жизни
7.Опишите кратко вклад отечественных учёных
в течение периода развития биоэкологии и теории эволюции жизни.
8.Опишите роль В.И.Вернадского в развитии экологии.
9.Опишите кратко эпоху современного экологического кризиса.
10.Перечислите основные экологические проблемы современности.
Слайд 5Раздел 3. Среда, адаптации, геосферы.
1. Что такое среда обитания и
её факторы?
2. Перечислите типы биотических отношений между популяциями и видами.
4.
Что такое адаптации?
5. Перечислите основные геосферы Земли и дайте им краткую характеристику .
6. Дайте общую характеристику атмосферы Земли.
Слайд 6Раздел 3. Продолжение
7. Дайте общую характеристику гидросферы Земли.
8.Дайте краткую характеристику
литосферы Земли.
9.Что такое биосфера, кто и когда ввёл этот термин?
10.
Перечислите три биогеохимических принципа В.И.Вернадского.
11. Что такое ноосфера?
Слайд 7Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле.
1.Перечислите, в качестве
примера, вещества, которые длительно существуют и функционируют только в живых
клетках.
2.Перечислите, в качестве примера, вещества, которые никогда не функционируют в живых клетках.
3. Назовите основные отличия живых организмов от неживой природы.
4. Когда появилась планета Земля и начали формироваться основные её геосферы?
Слайд 8Раздел 4. Продолжение
5.Когда начался и в чём заключался процесс, предшествующий
появлению первых простейших живых существ?
6. В чём суть теории происхождения
жизни А.И.Опарина?
7. Перечислите основные гипотезы происхождения жизни на Земле.
8.Опишите кратко, что происходило в архейскую и протерозойскую эры в истории Земли.
9.Опишите кратко процесс фотосинтеза.
Слайд 9Раздел 4. Продолжение
10. Что такое прокариоты и эвкариоты?
11.Как появился озоновый
экран и к чему он привёл?
12.Какие группы животных появились
в конце протерозойской эры?
13.Когда в атмосфере окончательно установился мощный озоновый экран, который впервые позволил животным и растениям выйти из мелких водоёмов Пангеи на сушу?
14.Когда на Земле появились первые млекопитающие, костистые рыбы и цветковые растения?
Слайд 10Раздел 4. Продолжение.
15.Когда начался четвертичный период, или антропоген? Когда появился
Homo sapiens?
16.Назовите основные пути развития жизни на Земле.
17.Назовите
основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.
18.На чём основана критика эволюционной теории Ч. Дарвина.
19.Как развивается жизнь – направленно или случайно? Что такое теория номогенеза и кто её автор?
Слайд 11Раздел 5. Аутэкология, как раздел экологии
1. Что такое аутэкология?
2. Сформулируйте
закон лимитирующих факторов. Когда и кем он описан?
3. Сформулируйте закон
толерантности видов. Когда и кем он описан?
4. Что такое экологическая валентность видов? Как классифицируются виды по толерантности к факторам среды?
5.Опишите принцип взаимодействия факторов в аут экологии.
Слайд 121. Что такое демэкология?
2.Что такое «популяция»?
3. Как изучают плотность популяции?
4.Перечислите
типы пространственного распределения популяций.
Раздел 6. Демэкология, как раздел экологии.
Слайд 13Раздел 6. Продолжение
5.Перечислите преимущества группового образа жизни.
6.Что такое информационные биологические
поля?
7.Назовите способы информационного обмена между особями в популяциях.
8 .Что такое
флуктуации численности популяций?
Слайд 14Раздел 7. Синэкология, как раздел экологии.
1.Что называется биосферой?
2. Перечислите основные
элементы структуры биосферы.
3. Что такое экосистема?
4. Назовите масштабы и типы
экосистем.
5. Нарисуйте типовую пирамиду биомасс в экосистеме.
6. Что такое фото- и хемосинтез?
Слайд 15Раздел 7. Продолжение
7. Что такое продукция экосистем?
8.Назовите типы динамики биоценозов.
9. Опишите кратко суточную динамику биоценозов.
10.Опишите кратко сезонную динамику биоценозов.
11.Опишите
кратко синоптическую динамику биоценозов.
12. Что такое экологические сукцессии биоценозов? Типы сукцессий.
Слайд 16Раздел 7. Продолжение
13. Что такое круговороты веществ в природе? Типы
круговоротов.
14.Что такое фонды веществ в круговоротах. Типы фондов.
15. Опишите кратко
круговорот фосфора в природе.
16.Опишите кратко круговорот углерода в природе.
Слайд 178. Демографический взрыв на планете, его причины и последствия.
1.Опишите кратко
демографический «взрыв» на Земле. Приведите основные количественные показатели.
2. Географические различия
в ходе демографического взрыва.
3. Назовите стадии «демографического перехода» по теории Ф. Ноутстойна.
4. Каков прогноз демографического развития на нашей планете?
5. Охарактеризуйте кратко демографические процессы в России.
Слайд 18Раздел 8. Продолжение.
6.Что такое «урбанизация» ?
7. Приведите основные количественные показатели
процесса урбанизации.
8. Перечислите основные мегаполисы Земли и назовите численность их
населения.
9.Что такое «парниковый эффект» ? Перечислите его причины и последствия.
10.Перечислите основные направления воздействия человека на биосферу.
Слайд 19Раздел 8. Продолжение.
11. Какие изменения произошли в атмосфере Земли за
последние 100 лет?
12.Какие изменения произошли в гидросфере Земли за последние
100 лет?
13.Какие изменения произошли в литосфере Земли за последние 100 лет?
14.Какие изменения произошли во флоре и фауне Земли за последние 100 лет?
15. Назовите основные зоны экологического неблагополучия в России и СНГ.
Слайд 20Раздел 9. Понятие о загрязнении среды. Химическое загрязнение природной среды.
1.Дайте
определение термину «загрязнение природной среды».
2. Перечислите виды загрязнения природной среды.
3.
Назовите основные источники загрязнения атмосферы. Какие отрасли вносят основной вклад?
4. Назовите основные вещества – загрязнители атмосферы, в порядке значимости.
5. Назовите наиболее важные глобальные последствия загрязнения атмосферы.
Слайд 21Раздел 9. Продолжение.
6.Назовите основные источники загрязнения гидросферы. Какие отрасли вносят
основной вклад?
7. Назовите основные вещества – загрязнители гидросферы, в порядке
значимости.
8. Назовите наиболее важные глобальные последствия загрязнения гидросферы.
9.Назовите основные источники загрязнения литосферы. Какие отрасли вносят основной вклад?
10. Назовите основные вещества – загрязнители литосферы, в порядке значимости.
Слайд 22Раздел 9. Продолжение.
11. Назовите наиболее важные глобальные последствия загрязнения
литосферы.
12. Назовите основные источники загрязнения окружающей среды в России.
13. Опишите
кратко основные способы обращения с твёрдыми бытовыми отходами.
14. Назовите основные требования к созданию полигона для хранения твёрдых бытовых отходов.
15.Виды ущерба от загрязнения природной среды.
Слайд 23Раздел 9. Физическое загрязнение природной среды.
1.Физические виды загрязнения природной среды.
Что такое ионизирующие излучения?
2.Когда произошла Чернобыльская катастрофа? Какие территории (по
площади или в %) были загрязнены радиацией в России, Белоруссии и Украине? Какие страны ещё пострадали?
3.Перечислите причины и последствия Чернобыльской катастрофы.
4.Назовите зоны повышенной радиоактивности на территории России.
5.Перечислите основные источники радиоактивного загрязнения в России.
6.Когда и кем было сделано открытие явления радиоактивности ?
Слайд 24Раздел 9. Продолжение.
7.Когда и кем был осуществлён первый испытательный взрыв
атомной бомбы .
8.Когда и где произошло первое военное применение атомной
бомбы.
9.Как отличаются летальные дозы радиооблучения для различных групп живых организмов?
10.Что Вы знаете об аварии на АЭС «Фукусима» ?
11.Назовите основные источники электромагнитных загрязнений.
12.Назовите основные источники акустического загрязнения.
13.Какие реакции происходят у человека при разных уровнях акустического загрязнения. Какая доза (в децибелах) является летальной ?
Слайд 25
Раздел 10. Природные ресурсы. Общая характеристика.
1.Что такое природные
ресурсы? Дайте определение.
2.Как классифицируются природные ресурсы?
3.Какова средняя лесистость нашей планеты?
Каковы особенности лесистости отдельных континентов и стран?
4.Какие основные функции несут леса?
5.Каковы темпы снижения уровня лесистости в разных географических регионах или странах?
Слайд 26Раздел 10. Продолжение
6.Каковы основные причины снижения величины лесных ресурсов?
7.Опишите классификацию
энергетических ресурсов.
8.Охарактеризуйте состояние традиционных невозобновимых источников энергии на планете.
9.Охарактеризуйте перспективы
развития альтернативных источников энергии на планете. Какова их роль сегодня в масштабах всей энергетики?
10.Охарактеризуйте преимущества и недостатки гидроэнеретики.
Слайд 27Раздел 10. Продолжение.
11.Охарактеризуйте преимущества и недостатки ядерной энеретики.
12.Каково Ваше отношение
к строительству Балтийской АЭС на территории Калининградской области.
13.Охарактеризуйте пресноводные ресурсы
планеты. Каковы особенности распределения ресурсов пресной воды отдельных континентов и стран?
14.В чём причины деградации пресноводных ресурсов в нашей стране?
15.Опишите состояние земельных ресурсов планеты. Темпы опустынивания и его причины.
Слайд 28
Раздел 11.
Живые ресурсы планеты.
1.Охарактеризуйте состояние живых ресурсов планеты.
2.Какие виды животных
уже исчезли с лика земли под воздействием человека и каким
грозит вымирание?
3.Перечислите методы и способы охраны животного мира.
4.Что такое «Красная книга» , приведите при меры.
5.Что такое биоразнообразие и для чего оно необходимо природе?
Слайд 29Раздел 11. Международные экологические и природоохранные конференции и организации
1. Назовите
основные результаты Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в 1972
году .
2. Перечислите основные результаты международной экологической конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году .
3.О чём был подписан Киотский протокол в 1997 году? Когда Россия ратифицировала этот договор?
4.Что такое ФАО ООН?
Слайд 30Раздел 11. Продолжение
5.Что такое ЮНЕП?
6.Что такое МСОП?
7.Что такое МАГАТЭ?
8.Что такое
ВОЗ?
9.Что такое ИМО?
Слайд 31Раздел 13. Понятия об экологическом праве, экологической экспертизе и экологическом
менеджменте.
1.Что такое экологическое право?
2.Какие статьи Конституции РФ имеют экологическую или
природоохранную направленность, опишите их содержание.
3.Перечислите основные законы РФ экологической или природоохранной направленности.
4.Какие законодательные акты имеют приоритет: местные, региональные, федеральные или международные?
5.Что такое экологическая экспертиза?
6.Что такое экологический менеджмент?
Слайд 32Раздел 14. Экология и здоровье человека.
1.Как влияет состояние окружающей среды
на здоровье человека?
2.Назовите основные проблемы с качеством питьевой воды в
России.
3.Какая часть ядов из внешней среды в организм человека поступает с пищей, из воздуха и с водой?
4.Какие заболевания наиболее возрастают в крупных промышленных центрах?
5.Какие пищевые продукты чаще всего не соответствуют нормам экологической безопасности?
6.Какие возрастные группы людей наименее и наиболее чувствительны к загрязнению атмосферного воздуха?
7.Что такое «гелиобиология» ?
Слайд 33Раздел 15. Экология и экономика в России.
1.Какой тип экономического развития
доминирует в мире и в нашей стране и почему?
2.Назовите
основные причины ухудшения экологической ситуации в России.
3.В чём заключается неэффективность и природоёмкость современной экономики России?
4.Назовите основные направления экологизации экономического развития и перехода к устойчивому развитию.
Слайд 34Раздел 16. Переход к устойчивому развитию.
1. Когда был создан «Римский
клуб» и почему? Что такое «Римский клуб» ?
2.Назовите основные цели
«Римского клуба».
3.О чём написал Дж.Форрестер в книге «Мировая динамика» ?
4.О чём написал Д.Медоуз в книге «Пределы роста» ?
5.Опишите суть модели мирового развития Форрестера-Медоуза.
Слайд 35Раздел 16. Продолжение.
6.Что такое «устойчивое развитие» ?
7.Что должно сохранять «устойчивое
развитие» ?
8.Назовите основные принципы устойчивого развития.
9.Назовите ограничительные факторы устойчивого развития.
10.Из
каких основных блоков состоит понятие «качество жизни» ?
Слайд 36Раздел 17. Основные законы и принципы экологии и природопользования.
1.Опишите закон
лимитирующих факторов, или закон минимума (по Ю.Либиху).
2. Опишите закон
оптимальности (по Н.Ф. Реймерсу).
3.Опишите закон критических уровней развития природных систем (по В.И.Кузьмину и А.В Жирмунскому).
4.Опишите закон толерантности (выносливости) видов по Шелфорду.
Слайд 37Раздел 17. Продолжение
5.Опишите принцип саморегуляции популяций (по Г.В.Никольскому).
6.Опишите закон пирамидальной
структуры экосистем (о биомассе, продукции, потоках энергии на различных уровнях
пирамиды).
7.Опишите основные законы природопользования.
8.Опишите законы Б.Коммонера.
Слайд 38
Раздел 18. Экологические проблемы Калининградской области и пути их решения.
1.Перечислите
(в порядке значимости) основные экологические проблемы Калининградской области.
2.Какие меры нужно
принять для улучшения экологической ситуации в Калининградской области?
3. Назовите основные экологические и природоохранные организации Калининградской области.