Слайд 1 Теологическая
философия средних
веков
Слайд 21. Становление средневековой теологической философии.
2. Патристика. Философия Августина Блаженного.
3. Схоластическая
философия. Полемика номинализма и реализма.
4. Философия Фомы Аквинского.
Слайд 3Средневековой теологической философией
называется ведущее философское направление, распространенное в Европе
в V – XVI вв., которое признавало Бога в качестве
высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творение.
Слайд 4Периоды развития средневековой философии
Апологетика и патристика (I-VIII в.) – период
защиты и систематизации христианского учения
Схоластика (VIII-XV вв.) – период
систематической разработки христианской философии
Ранняя схоластика (до XII в.)
Период расцвета схоластики (XIII в.)
Поздняя схоластика (XIV-XV вв.)
Слайд 5Основные черты средневековой теологической философии:
теоцентризм (главной причиной всего сущего,
высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
господствовали догматы (истины,
не нуждающиеся в доказательствах) о божественном творении (всего Богом) и о божественном откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);
сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
Слайд 6человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над
природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
выдвигалась идея о воскрешении человека из
мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества.
Слайд 7В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа:
1. Догмат о
божественном творении:
Бог сотворил окружающий мир из ничего, творение мира есть
результат акта Божественной воли, мир сотворен благодаря всемогуществу Бога – креационизм;
единственным творческим началом во Вселенной и подлинным бытием является Бог;
сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;
Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;
нет четкой границы между Богом и его творением.
Слайд 8В средневековой философии проблема добра и зла решается исходя из
идеи творения:
Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;
следовательно, окружающий
мир изначально наполнен добром;
зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога;
поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;
в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.
Слайд 92. Догмат о божественном откровении:
мир можно познать, только познав Бога;
Бог недоступен для познания;
несмотря на то, что Бог непознаваем, Он
Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;
единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии;
Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.
Слайд 10В средневековой философии
предпочтение отдавалось религиозной вере, а не знанию,
религии, а не науке.
Первыми формами выражения философской мысли явились:
1.
апологетика – защитница христианства, направлена была против язычества и враждебных христианству религий;
2. патристика – учение «отцов церкви», священнослужителей, отстаивающих чистоту христианской веры.
Слайд 11Главная проблема периода апологетики и патристики – взаимоотношения зарождающегося христианства
с языческой мудростью, в особенности с античной философией.
Апологеты –
христианские писатели, защищавшие в своих трактатах христианское учение.
Патристика – учения отцов церкви, в которых были заложены основы христианского богословия и философии.
Функции апологетики и патристики – защита и систематизация
христианского учения
Слайд 12Нисса
Афины
Рим
Александрия
Иерусалим
Карфаген
Гиппон
Кесария
Константинополь
Дамаск
Тагаст
Павия
Слайд 13Представители патристики
Августин. Против академиков.
Августин. О порядке.
Августин. Исповедь.
Августин. О граде Божием.
Боэций.
Комментарии к Порфирию.
Боэций. Утешение философией.
Псевдо-Дионисий.
Об именах Божиих
Таинственное богословие
О небесной
иерархии
О церковной иерархии
Иоанн Дамаскин. Источник знания:
Диалектика
Точное изложение православной веры
Основные сочинения
Аврелий Августин
Иоанн Дамаскин
Северин Боэций
Псевдо-Дионисий
Слайд 14Августин Аврелий (IV-Vвв.)
Христианский философ, пропагандировал философствование в вере. Вера стимулирует
понимание. Без мысли нет веры. «Вера ищет, разум находит». Истину
следует искать внутри души.
В «Исповеди» он обращается к своему «Я», обнажая все струны души, показывая, как он отрекся от совей воли во имя Бога. В Душе Бог, углубляясь в Душу мы находим Бога, ибо в душе есть истина.
Слайд 15
Августин Блаженный
(354-430)
Основные труды:
«Исповедь» - автобиография,
рисующая внутреннее развитие с детских лет до утверждения в ортодоксальном
христианстве;
«О граде Божием», где выделены два вида человеческой общности: государственность и духовная общность, основанная на любви к Богу;
«О прекрасном и пригодном»;
«Против академиков»
Слайд 16Основные положения философии
Августина Блаженного
Заложил основы догматов католической Церкви.
Утверждал, что
Бог – высшее бытие, в котором пребывают вечные идеи, обусловливающие
существующий в мире порядок.
Утверждал, что мир – свободный акт Бога, поэтому он является разумным творением.
Разрабатывал проблемы динамики человеческой личности и динамики истории.
Слайд 17Сформулировал учение о предопределении: субъективно человек действует свободно, но все,
что он делает, делает через него Бог, который своим предвечным
решением избрал одних для вечной жизни, других осудил на муки.
Выделяет два источника знания: опыт и веру.
Утверждает, что вера и знание взаимно дополняют друг друга:
«Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь».
Слайд 18Истина образована из идей – мыслей Бога. Бог как Бытие
творит, как Истина Он всё освещает, как любовь Он всё
притягивает
и умиротворяет.
Доказательства бытия Бога:
В мире есть совершенное, значит есть его создатель.
Если исключить небольшое число извращенных людей, весь род человеческий признает существование Творца.
Есть разные ступени Блага, за которыми стоит высшее Благо – Бог.
Признавал, что Бог един в трех лицах,
все они равны.
Слайд 19Тертуллиан Карфагенский,
христианский богослов и мыслитель
(160-220)
Выдвинул тезис о несоединимости философии
и христианской веры.
Утверждал веру как высшую истину.
Подчеркивал пропасть между верой
и знанием.
Сформулировал парадоксальный тезис «Верую, ибо абсурдно».
Слайд 20Вершиной средневековой философии выступает схоластика (от греч. σχολαστικός, «учёный, школьный»)
– систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой
синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Основные проблемы периода схоластики:
Вера и знание
Доказательство бытия Бога
Общее и единичное (проблема универсалий)
Слайд 21Схоластика (XI-XII вв.) – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными
чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний
догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.
Это христианская философия, полностью зависящая от религии и подчиненная мысли и авторитету догмата.
Слайд 22Представитель средневековой философии периода схоластики:
Фома Аквинский – философ и теолог,
систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps
philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев;
с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение
(в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.
Слайд 23Фома Аквинский является автором томизма – одного из господствующих направлений
католической Церкви, учения о гармонии разума и веры.
Разум рассматривает
как высшую среди человеческих способностей.
Основные произведения Фомы Аквинского – «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии.
Слайд 24Основные положения философии Фомы Аквинского
Цель человеческой жизни – достижение счастья,
возможное только через познание Бога.
Мир устроен по принципу иерархии, где
Бог – совершенная реальность.
Основные человеческие способности: чувственность, воля, разум, вера.
Наука и вера не противоречат друг другу, т.к. у них разные задачи: задача науки – объяснение закономерностей мира, задача веры – постижение Бога.
Таинства христианской веры недоступны для естественной силы мышления и представляют собой сверхъестественные истины, данные в Божественном откровении.
Церковь должна стоять над гражданским обществом. Власть государя должна подчиняться высшей, духовной власти
Слайд 25Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к выводу:
вера и
знание – различные понятия; разумом можно познать факт существования Бога,
единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение.
Слайд 26Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия
и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум
– в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, – в сверхъестественном откровении
Слайд 27Пять собственных доказательств существования Бога:
1. все, что движется, движимо
кем-то (чем-то) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего –
Бог;
2. все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог;
3. случайное зависит от необходимого – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
4. все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство –Бог;
5. все в окружающем мире имеет какую-либо цель, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, – Бог.
Слайд 28Ф.Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего
сущего. В частности, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию).
Экзистенция
(бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).
Эссенция (сущность) характеризует вещь:
Что такое вещь?
Какая вещь?
Для чего она существует?
Слайд 29Средневековая философия отрывает сущность вещи (эссенцию) от ее существования (экзистенции).
Аргумент: сущность воплощается в существовании конкретной вещи только в результате
акта ее творения. Сущность вещи – это ее идея, ее замысел в сознании Бога.
Следовательно, сущности могут быть бестелесными, невоплощенными в вещах и поэтому не зависят от существования последних.
Слайд 30В вопросах гносеологии средневековая философия
1. Утверждает познаваемость мира через
познание Бога.
2.Выделяет два вида знания:
сверхъестественное, даваемое в Божественном откровении
и зафиксированное в священных текстах;
естественное, доступное для человеческого разума через толкование священных текстов.
Слайд 31Теологическая философия также рассматривает вопрос об отношении общего к единичному:
существуют ли общие понятия (универсалии) в реальности или же они
являются только именами вещей?
Решения:
Реализм – утверждает, что подлинным бытием являются не сами вещи, а их общее понятие, существующее независимо от вещи как идея Божественного разума.
Представители: Ансельм Кентерберийский, Гийом из Шампо, Иоганн Скот (Эриугена), Фома Аквинский (умеренный реализм)
Номинализм – утверждает, что общие понятия не существуют реально, а являются лишь именами вещей, которые человеческий рассудок присваивает группам предметов. Реально же существуют только конкретные вещи, данные в чувственном опыте.
Представители: Уильям Оккам, Росцелин из Компьени
Слайд 32Два направления в теологической философии
Реализм – направление теологической философии,
сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не
сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Познание возможно лишь с помощью разума.
Номинализм – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» – определяемые материальные вещи). Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.
Слайд 33Проблема универсалий
Универсалии
(лат. universalis, общий) –
слова (термины), обозначающие
всё то, что может
сказываться
о единичных вещах
(их свойства, отношения).
Универсалии
следует также
отличать от того,
что является
общим «по
частям»
или «по очереди».
Универсалии – это общие понятия, но
следует помнить, что слово «общее»
употребляется в разных смыслах.
Универсалии
не следует путать
с собирательными понятиями, такими
как «сотня», «толпа», «стадо», «полк»,
«человечество».
Универсалия «лошадь»
относится не к табуну,
а к роду животных.
Не относится она
и к лошади, находящейся
в совместном пользовании.
Слайд 34Антисфен
Платон
– Человека и лошадь я вижу, а человечности
и лошадности не
вижу.
– Это потому что ты
смотришь телесным,
а не духовным оком.
Слайд 35Универсалии
образуют высший
уровень бытия.
Универсалии
находятся
в самих вещах.
Человеческий ум образует
универсальные понятия,
абстрагируя общие признаки
единичных
вещей.
Единичные вещи обладают
общими свойствами,
потому что следуют
универсальным прообразам.
Платон
Аристотель
Слайд 36Проблема универсалий
Реализм и номинализм
Номинализм
(лат. nomen,
имя) –
философское учение,
утверждающее, что
реальны лишь
единичные вещи,
а
универсалии
сами по себе
(вне мышления
и речи)
не существуют.
Universalia sunt nomina.
Универсалии –
это имена
(слова).
Реализм
(лат. realis,
действительный) –
философское учение,
утверждающее, что
универсалии
существуют реально
и независимо
от сознания.
Universalia sunt realia.
Универсалии –
реальные сущности.
Логические трудности
возникают при попытке
мыслить универсалии
как существующие
отдельно
от единичных вещей
и в то же время
«присутствующие»
в единичных вещах,
причём
присутствующие
1) во всех и каждой,
2) неделимо,
3) одновременно
и 4) составляя
их сущность
(субстанцию).
Слайд 37Универсалии существуют трояко:
1. до вещей (ante rem) – как их
прообразы в Божественном уме;
2. в вещах (in rem) – как
их общие свойства;
3. после вещей (post rem) – как понятия нашего ума.
Universalia sunt concepta.
Универсалии – это понятия.
Пьер Абеляр
Фома Аквинский