Разделы презентаций


Теологическая философия средних веков

Содержание

1. Становление средневековой теологической философии.2. Патристика. Философия Августина Блаженного.3. Схоластическая философия. Полемика номинализма и реализма.4. Философия Фомы Аквинского.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Теологическая
философия средних
веков

Теологическая 				философия 				средних 				веков

Слайд 21. Становление средневековой теологической философии.
2. Патристика. Философия Августина Блаженного.
3. Схоластическая

философия. Полемика номинализма и реализма.
4. Философия Фомы Аквинского.

1. Становление средневековой теологической философии.2. Патристика. Философия Августина Блаженного.3. Схоластическая философия. Полемика номинализма и реализма.4. Философия Фомы

Слайд 3Средневековой теологической философией
называется ведущее философское направление, распространенное в Европе

в V – XVI вв., которое признавало Бога в качестве

высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творение.
Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – XVI вв., которое признавало

Слайд 4Периоды развития средневековой философии
Апологетика и патристика (I-VIII в.) – период

защиты и систематизации христианского учения
Схоластика (VIII-XV вв.) – период

систематической разработки христианской философии
Ранняя схоластика (до XII в.)
Период расцвета схоластики (XIII в.)
Поздняя схоластика (XIV-XV вв.)
Периоды развития средневековой философииАпологетика и патристика (I-VIII в.) – период защиты и систематизации христианского учения Схоластика (VIII-XV

Слайд 5Основные черты средневековой теологической философии:
теоцентризм (главной причиной всего сущего,

высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
господствовали догматы (истины,

не нуждающиеся в доказательствах) о божественном творении (всего Богом) и о божественном откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);
сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
Основные черты средневековой теологической философии: теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся

Слайд 6человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над

природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
выдвигалась идея о воскрешении человека из

мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества.
человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);выдвигалась идея о

Слайд 7В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа:
1. Догмат о

божественном творении:
Бог сотворил окружающий мир из ничего, творение мира есть

результат акта Божественной воли, мир сотворен благодаря всемогуществу Бога – креационизм;
единственным творческим началом во Вселенной и подлинным бытием является Бог;
сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;
Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;
нет четкой границы между Богом и его творением.
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа:1. Догмат о божественном творении:Бог сотворил окружающий мир из ничего,

Слайд 8В средневековой философии проблема добра и зла решается исходя из

идеи творения:
Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;
следовательно, окружающий

мир изначально наполнен добром;
зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога;
поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;
в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.
В средневековой философии проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:Бог является носителем и сосредоточением добра

Слайд 92. Догмат о божественном откровении:
мир можно познать, только познав Бога;


Бог недоступен для познания;
несмотря на то, что Бог непознаваем, Он

Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;
единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии;
Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.
2. Догмат о божественном откровении:мир можно познать, только познав Бога; Бог недоступен для познания;несмотря на то, что

Слайд 10В средневековой философии
предпочтение отдавалось религиозной вере, а не знанию,

религии, а не науке.
Первыми формами выражения философской мысли явились:
1.

апологетика – защитница христианства, направлена была против язычества и враждебных христианству религий;
2. патристика – учение «отцов церкви», священнослужителей, отстаивающих чистоту христианской веры.
В средневековой философии предпочтение отдавалось религиозной вере, а не знанию, религии, а не науке. Первыми формами выражения

Слайд 11Главная проблема периода апологетики и патристики – взаимоотношения зарождающегося христианства

с языческой мудростью, в особенности с античной философией.
Апологеты –

христианские писатели, защищавшие в своих трактатах христианское учение.
Патристика – учения отцов церкви, в которых были заложены основы христианского богословия и философии.
Функции апологетики и патристики – защита и систематизация
христианского учения
Главная проблема периода апологетики и патристики – взаимоотношения зарождающегося христианства с языческой мудростью, в особенности с античной

Слайд 12Нисса
Афины
Рим
Александрия
Иерусалим
Карфаген
Гиппон
Кесария
Константинополь
Дамаск
Тагаст
Павия

НиссаАфиныРимАлександрияИерусалимКарфагенГиппонКесарияКонстантинопольДамаскТагастПавия

Слайд 13Представители патристики
Августин. Против академиков.
Августин. О порядке.
Августин. Исповедь.
Августин. О граде Божием.
Боэций.

Комментарии к Порфирию.
Боэций. Утешение философией.

Псевдо-Дионисий.
Об именах Божиих
Таинственное богословие
О небесной

иерархии
О церковной иерархии
Иоанн Дамаскин. Источник знания:
Диалектика
Точное изложение православной веры

Основные сочинения

Аврелий Августин

Иоанн Дамаскин

Северин Боэций

Псевдо-Дионисий

Представители патристикиАвгустин. Против академиков.Августин. О порядке.Августин. Исповедь.Августин. О граде Божием. Боэций. Комментарии к Порфирию.Боэций. Утешение философией.Псевдо-Дионисий. Об

Слайд 14Августин Аврелий (IV-Vвв.)
Христианский философ, пропагандировал философствование в вере. Вера стимулирует

понимание. Без мысли нет веры. «Вера ищет, разум находит». Истину

следует искать внутри души.
В «Исповеди» он обращается к своему «Я», обнажая все струны души, показывая, как он отрекся от совей воли во имя Бога. В Душе Бог, углубляясь в Душу мы находим Бога, ибо в душе есть истина.
Августин Аврелий (IV-Vвв.)Христианский философ, пропагандировал философствование в вере. Вера стимулирует понимание. Без мысли нет веры. «Вера ищет,

Слайд 15













Августин Блаженный
(354-430)



Основные труды:
«Исповедь» - автобиография,

рисующая внутреннее развитие с детских лет до утверждения в ортодоксальном

христианстве;
«О граде Божием», где выделены два вида человеческой общности: государственность и духовная общность, основанная на любви к Богу;
«О прекрасном и пригодном»;
«Против академиков»

Августин Блаженный	   (354-430)Основные труды:«Исповедь» - автобиография, рисующая внутреннее развитие с детских лет до

Слайд 16Основные положения философии
Августина Блаженного
Заложил основы догматов католической Церкви.
Утверждал, что

Бог – высшее бытие, в котором пребывают вечные идеи, обусловливающие

существующий в мире порядок.
Утверждал, что мир – свободный акт Бога, поэтому он является разумным творением.
Разрабатывал проблемы динамики человеческой личности и динамики истории.

Основные положения философии Августина БлаженногоЗаложил основы догматов католической Церкви.Утверждал, что Бог – высшее бытие, в котором пребывают

Слайд 17Сформулировал учение о предопределении: субъективно человек действует свободно, но все,

что он делает, делает через него Бог, который своим предвечным

решением избрал одних для вечной жизни, других осудил на муки.
Выделяет два источника знания: опыт и веру.
Утверждает, что вера и знание взаимно дополняют друг друга:
«Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь».
Сформулировал учение о предопределении: субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог,

Слайд 18Истина образована из идей – мыслей Бога. Бог как Бытие

творит, как Истина Он всё освещает, как любовь Он всё

притягивает
и умиротворяет.
Доказательства бытия Бога:
В мире есть совершенное, значит есть его создатель.
Если исключить небольшое число извращенных людей, весь род человеческий признает существование Творца.
Есть разные ступени Блага, за которыми стоит высшее Благо – Бог.
Признавал, что Бог един в трех лицах,
все они равны.
Истина образована из идей – мыслей Бога. Бог как Бытие творит, как Истина Он всё освещает, как

Слайд 19Тертуллиан Карфагенский,
христианский богослов и мыслитель
(160-220)
Выдвинул тезис о несоединимости философии

и христианской веры.
Утверждал веру как высшую истину.
Подчеркивал пропасть между верой

и знанием.
Сформулировал парадоксальный тезис «Верую, ибо абсурдно».
Тертуллиан Карфагенский, христианский богослов и мыслитель(160-220)Выдвинул тезис о несоединимости философии и христианской веры.Утверждал веру как высшую истину.Подчеркивал

Слайд 20Вершиной средневековой философии выступает схоластика (от греч. σχολαστικός, «учёный, школьный»)

– систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой

синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Основные проблемы периода схоластики:
Вера и знание
Доказательство бытия Бога
Общее и единичное (проблема универсалий)

Вершиной средневековой философии выступает схоластика (от греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») – систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов

Слайд 21Схоластика (XI-XII вв.) – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными

чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний

догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.
Это христианская философия, полностью зависящая от религии и подчиненная мысли и авторитету догмата.
Схоластика (XI-XII вв.) – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности,

Слайд 22Представитель средневековой философии периода схоластики:
Фома Аквинский – философ и теолог,

систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps

philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев;
с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение
(в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.
Представитель средневековой философии периода схоластики:Фома Аквинский – философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus,

Слайд 23Фома Аквинский является автором томизма – одного из господствующих направлений

католической Церкви, учения о гармонии разума и веры.
Разум рассматривает

как высшую среди человеческих способностей.
Основные произведения Фомы Аквинского – «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии.
Фома Аквинский является автором томизма – одного из господствующих направлений католической Церкви, учения о гармонии разума и

Слайд 24Основные положения философии Фомы Аквинского
Цель человеческой жизни – достижение счастья,

возможное только через познание Бога.
Мир устроен по принципу иерархии, где

Бог – совершенная реальность.
Основные человеческие способности: чувственность, воля, разум, вера.
Наука и вера не противоречат друг другу, т.к. у них разные задачи: задача науки – объяснение закономерностей мира, задача веры – постижение Бога.
Таинства христианской веры недоступны для естественной силы мышления и представляют собой сверхъестественные истины, данные в Божественном откровении.
Церковь должна стоять над гражданским обществом. Власть государя должна подчиняться высшей, духовной власти
Основные положения философии Фомы АквинскогоЦель человеческой жизни – достижение счастья, возможное только через познание Бога.Мир устроен по

Слайд 25Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к выводу:
вера и

знание – различные понятия; разумом можно познать факт существования Бога,

единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение.
Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к выводу: вера и знание – различные понятия; разумом можно познать

Слайд 26Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия

и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум

– в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, – в сверхъестественном откровении
Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается

Слайд 27Пять собственных доказательств существования Бога:
1. все, что движется, движимо

кем-то (чем-то) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего –

Бог;
2. все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог;
3. случайное зависит от необходимого – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
4. все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство –Бог;
5. все в окружающем мире имеет какую-либо цель, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, – Бог.
Пять собственных доказательств существования Бога: 1. все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим – следовательно, есть первичный

Слайд 28Ф.Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего

сущего. В частности, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию).
Экзистенция

(бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).
Эссенция (сущность) характеризует вещь:
Что такое вещь?
Какая вещь?
Для чего она существует?
Ф.Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, разделяет сущность (эссенцию) и

Слайд 29Средневековая философия отрывает сущность вещи (эссенцию) от ее существования (экзистенции).



Аргумент: сущность воплощается в существовании конкретной вещи только в результате

акта ее творения. Сущность вещи – это ее идея, ее замысел в сознании Бога.
Следовательно, сущности могут быть бестелесными, невоплощенными в вещах и поэтому не зависят от существования последних.
Средневековая философия отрывает сущность вещи (эссенцию) от ее существования (экзистенции). Аргумент: сущность воплощается в существовании конкретной вещи

Слайд 30В вопросах гносеологии средневековая философия
1. Утверждает познаваемость мира через

познание Бога.
2.Выделяет два вида знания:
сверхъестественное, даваемое в Божественном откровении

и зафиксированное в священных текстах;
естественное, доступное для человеческого разума через толкование священных текстов.

В вопросах гносеологии средневековая философия 1. Утверждает познаваемость мира через познание Бога.2.Выделяет два вида знания: сверхъестественное, даваемое

Слайд 31Теологическая философия также рассматривает вопрос об отношении общего к единичному:

существуют ли общие понятия (универсалии) в реальности или же они

являются только именами вещей?
Решения:
Реализм – утверждает, что подлинным бытием являются не сами вещи, а их общее понятие, существующее независимо от вещи как идея Божественного разума.
Представители: Ансельм Кентерберийский, Гийом из Шампо, Иоганн Скот (Эриугена), Фома Аквинский (умеренный реализм)
Номинализм – утверждает, что общие понятия не существуют реально, а являются лишь именами вещей, которые человеческий рассудок присваивает группам предметов. Реально же существуют только конкретные вещи, данные в чувственном опыте.
Представители: Уильям Оккам, Росцелин из Компьени
Теологическая философия также рассматривает вопрос об отношении общего к единичному: существуют ли общие понятия (универсалии) в реальности

Слайд 32Два направления в теологической философии
Реализм – направление теологической философии,

сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не

сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Познание возможно лишь с помощью разума.
Номинализм – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» – определяемые материальные вещи). Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.
Два направления в теологической философии Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е.

Слайд 33Проблема универсалий
Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может

сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения).
Универсалии следует также отличать от того, что является общим «по

частям» или «по очереди».

Универсалии – это общие понятия, но следует помнить, что слово «общее» употребляется в разных смыслах.

Универсалии не следует путать с собирательными понятиями, такими как «сотня», «толпа», «стадо», «полк», «человечество».

Универсалия «лошадь» относится не к табуну, а к роду животных.

Не относится она и к лошади, находящейся в совместном пользовании.

Проблема универсалийУниверсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может сказываться о единичных вещах

Слайд 34Антисфен
Платон
– Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не

вижу.
– Это потому что ты смотришь телесным, а не духовным оком.

АнтисфенПлатон– Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу.– Это потому что ты смотришь

Слайд 35Универсалии образуют высший уровень бытия.
Универсалии находятся
в самих вещах.
Человеческий ум образует универсальные понятия, абстрагируя общие признаки единичных

вещей.
Единичные вещи обладают общими свойствами, потому что следуют универсальным прообразам.
Платон
Аристотель

Универсалии образуют высший уровень бытия.Универсалии находятсяв самих вещах.Человеческий ум образует универсальные понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей.Единичные

Слайд 36Проблема универсалий Реализм и номинализм
Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а

универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют.
Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена

(слова).

Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности.

Логические трудности возникают при попытке мыслить универсалии как существующие отдельно от единичных вещей и в то же время «присутствующие» в единичных вещах, причём присутствующие 1) во всех и каждой, 2) неделимо, 3) одновременно и 4) составляя их сущность (субстанцию).

Проблема универсалий Реализм и номинализмНоминализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи,

Слайд 37Универсалии существуют трояко:
1. до вещей (ante rem) – как их

прообразы в Божественном уме;
2. в вещах (in rem) – как

их общие свойства;
3. после вещей (post rem) – как понятия нашего ума.

Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия.

Пьер Абеляр

Фома Аквинский

Универсалии существуют трояко:1. до вещей (ante rem) – как их прообразы в Божественном уме;2. в вещах (in

Слайд 39Вопросы?

Вопросы?

Слайд 40Спасибо за
внимание!

Спасибо завнимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика