Слайд 1Теоретические основы МОНИТОРИНГА и ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Афанасьев К.С.,
к.ф.н., доцент кафедры управления персоналом, ЛГУ имени А.С. Пушкина
Слайд 2Рекомендуемая литература
Магер В. Управление качеством. – М., 2012
Слайд 3Рекомендуемая литература
Руднев Е. Управление качеством образования в школе. Ресурсы руководителя.
Учебно-методическое пособие. – М., 2013
Слайд 4Рекомендуемая литература
Сафонова О. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.
– М., 2011
Слайд 5Рекомендуемая литература
Шаталов А., Афанасьев В., Гвоздева Е. Мониторинг и диагностика
качества образования. – М., 2008
Слайд 6План лекции
Понятие внутреннего (внутриучрежденческого) контроля в сфере образования
Функция контроля в
менеджменте
Теория контроллинга в управлении
Внутренний аудит в управлении организацией
TQM (total quality
management) как основа повышения качества образовательных услуг
Слайд 7Понятие внутреннего (внутриучрежденческого) контроля в сфере образования
Слайд 8Внутриучрежденческий контроль
главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных
результатов деятельности образовательной организации
Под внутриучрежденческим контролем понимается проведение членами администрации
образовательной организации наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ
Слайд 9Цели и функции внутреннего контроля
Целями внутриучрежденческого контроля являются:
- совершенствование деятельности
образовательного учреждения;
- повышение мастерства педагогических работников;
- улучшение качества образования в
образовательном учреждении.
Функции внутриучрежденческого контроля:
- информационно-аналитическая;
- контрольно-диагностическая;
- коррективно-регулятивная.
Слайд 10Задачи внутреннего контроля
- осуществление контроля за исполнением законодательства в области
образования;
- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых
актов, принятие мер по их пресечению;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
- изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
- анализ результатов реализации приказов и распоряжений по организации;
- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
Слайд 11Предмет внутреннего контроля
- соблюдения законодательства РФ в области образования;
- осуществления
государственной политики в области образования;
- использования финансовых и материальных средств
в соответствии с нормативами;
- использования методического обеспечения в образовательном процессе;
- реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов;
- соблюдения Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов организации;
- соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости.
Слайд 12Методы внутреннего контроля
- анкетирование;
- тестирование;
- социальный опрос;
- мониторинг;
- наблюдение;
- изучение
документации;
- анализ и самоанализ учебных занятий;
- анализ результатов учебной деятельности
Слайд 13Основания для внутреннего контроля
- заявление педагогического работника на аттестацию;
- плановый
контроль;
- проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
-обращение физических и
юридических лиц по поводу нарушений в области образования.
Слайд 14Контроль представляет собой процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей
Функция контроля
в менеджменте
Слайд 15Функция контроля
Впервые контроль как функция управления был описан теоретиком управления
Анри Файолем в книге «Общее и промышленное управление» (1916):
«Менеджер не
должен ни на минуту пускать организационные процессы, что называется, на самотек, постоянно контролируя деятельность организации и производя корректировки в планах, организационной структуре или работе в области мотивации, если они, как покажет практика, не будут удовлетворять сложившейся ситуации»
Слайд 16Виды контроля
Предварительный контроль (человеческие, материальные, финансовые ресурсы)
Текущий контроль
Заключительный контроль
Слайд 18Общая схема процесса контроля
Нет
Да
Да
Нет
Да
Нет
Слайд 19Методы контроля
Личное наблюдение
Статистические отчеты
Устные отчеты
Письменные отчеты
Слайд 21разработана в 80-е годы ХХ века как средство предотвращения кризисных
ситуаций
основной принцип контроллинга — «управление по отклонениям»
Теория контроллинга в управлении
Слайд 22Контроллинг
контролирующая система, обеспечивающая концентрацию контрольных функций на наиболее приоритетных направлениях
деятельности предприятия,
своевременное выявление отклонений фактических результатов от предусмотренных
и
принятие оперативных решений, обеспечивающих нормализацию системы
Слайд 23Сущность термина «Контроллинг»
Термин «контроллинг» произошел от английского to control -
контролировать, управлять
В англоязычных источниках термин “контроллинг” практически не используется: в
Великобритании и США укоренился термин “управленческий учет” (managerial accounting, management accounting)
Термин “контроллинг” принят в Германии, откуда он и попал в Россию
В России используют оба термина: и “контроллинг”, и “управленческий учет”, при этом, термин “контроллинг” более информационно емкий
Слайд 24Цель и функции контроллинга
Основная цель контроллинга заключается в поддержке и
улучшении процессов, направленных на достижение общей системы целей предприятия
Косвенные цели
контроллинга:
координация управленческой деятельности (первичная цель)
информационная и консультативная поддержка управленческой деятельности
обеспечение рациональности принимаемых управленческих решений
Функции контроллинга:
координирующая
сервисная
обеспечение рациональности управленческого процесса
Слайд 25Ннеобходимость внедрения контроллинга
Повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к
системе управления предприятием
смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего
увеличение
скорости реакции на изменения внешней среды
необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней сред предприятия
необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций
Вследствие научно-технического прогресса непрерывно увеличивается сложность продукции и технологического процесса
Информационный бум при недостатке релевантной информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления
Слайд 28Этапы построения системы контроллинга:
1. Определение объекта контроллинга
2. Определение видов и
сферы контроллинга
3. Формирование системы приоритетов контролируемых показателей
4. Разработка системы количественных
стандартов контроля
5. Построение системы мониторинга показателей, включаемых в контроллинг
6. Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений
Слайд 29Центр ответственности и организационная структура
Центр ответственности – это способ группировки
подразделений для целей управления организацией, исходя из соображений баланса прав
и обязанностей за результаты деятельности
Выделение центров ответственности не приводит к созданию новых подразделений, но не исключен вариант, когда для соблюдения баланса полномочий и ответственности целесообразно изменить горизонтальное и/или вертикальное распределение функций в организационной структуре
Слайд 30систематический, независимый и документированный процесс, позволяющий определить соответствие деятельности и
результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения
мероприятий и их пригодность поставленным целям
Внутренний аудит в управлении организацией
Слайд 31Внутренний аудит
Сегодня наличие внутреннего аудита в организациях рассматривается как важный
фактор эффективности вне зависимости от того, есть в организации внедренная
система менеджмента качества или нет.
Наличие системы внутреннего аудита повышает доверие работодателей и других заинтересованных сторон, их уверенность в качественной подготовке выпускников – будущих специалистов, способных решать поставленные перед ними задачи на высокопрофессиональном уровне
Слайд 32Внутренний аудит
Внутренний аудит является составной частью системы внутреннего контроля. Будучи
частью целого, внутренний аудит оценивает эффективность системы в целом
Слайд 33Задачи внутреннего аудита
- получение руководством организации достоверной информации для разработки
корректирующих и предупреждающих действий с целью улучшения системы менеджмента качества;
-
проверка результативности корректирующих и предупреждающих действий по результатам предыдущих аудитов;
- оценка СМК и предоставление потребителям доказательств результативности функционирования СМК, результативности процессов обучения, выполнения их требований.
Слайд 34Принципы внутреннего аудита
Этичное поведение – основа профессионализма
Добросовестное изложение – обязательство
правдиво и точно представлять отчет
Должное профессиональное внимание – приложение усердия
и рассудительности при проведении аудита
Позитивный подход – в ходе определения соответствия, стремление и нацеленность принести заказчику результатами аудита добавленную ценность
Слайд 35Принципы организации аудита
Принцип единообразности
Принцип системности
Принцип документированности
Принцип открытости
Принцип регулярности
Слайд 36Требования к внутреннему аудиту
- спланированный и последовательный;
- понятен персоналу;
- всесторонний
и исчерпывающий, т.е. план проверки должен охватывать все действия, относящиеся
к СМК;
- повторяющийся не реже одного раза в год, однако, это зависит от сложности работ и количества обнаруженных несоответствий;
- объективный и обоснованный;
- обеспеченность системой отчетности и корректирующими мероприятиями с проверкой выполнения этих действий.
Слайд 37Система, ориентированная на комплексный контроль качества услуг для полного удовлетворения
потребителей
TQM (total quality management) как основа повышения качества образовательных услуг
Слайд 38Составляющие качества образования
Качество результатов
Качество образовательного процесса
Качество условий
Качество системы управления
«Зоны ответственности»
руководителя ОУ
Основные результаты деятельности
Образовательный процесс, обеспечивающий результаты
Условия реализации образовательного процесса
Система
управления организацией
Слайд 39Обеспечение качества образования
Уровни обеспечения качества
Государственный
Институциональный
Аккредитация ОУ;
Создание и обновление
государственных
образовательных стандартов;
Создание системы
внутреннего
мониторинга и оценки
качества
образования
Государственно-общественный: Рейтингование
Публичный доклад
Слайд 40Общеевропейские тенденции в сфере качества образования
Европейские стандарты и принципы обеспечения
качества (2005)
От внешнего
к институциональному уровню
Основная
ответственность за обеспечение
качества
лежит на ОУ
Развитие внутреннего
управления качеством – ключевой
элемент реформы
профессионального
образования
Развитая внутренняя культура
качества, опирающаяся на традиции
ОУ, при незначительном
внешнем контроле
Внутренние процессы в
большей степени ориентированы
на совершенствование качества
Слайд 41Стратегическая цель менеджмента качества
Слайд 42Актуальность внедрения систем менеджмента качества в образовательных учреждениях
Переход на федеральные
государственные образовательные стандарты нового поколения, предполагающие компетентностный подход и усиление
ориентации подготовки кадров на конкретные требования заинтересованных работодателей
Формирование конкурентоспособных профессиональных образовательных программ и их ежегодное обновление с учетом потребностей современного рынка
Повышение эффективности внутренней деятельности и адаптации образовательного учреждения к изменяющимся потребностям рынка труда
Слайд 43Уверенное
руководство
Основные принципы Всеобщего управления качеством (TQM)
Ответственность перед обществом
Менеджмент процессов
Постоянное обучение
сотрудников, инновации
Ориентация
на потребителя
Развитие корпоративного сотрудничества
Ориентация на результат
и на
достижение целей
Вовлечение, участие
и мотивация сотрудников
Совершенствование
управленческой
деятельности
в ОУ
Слайд 44Факторы воздействия TQM
1. Высокие требования к профессионализму сотрудников
2. Обогащение
содержания труда и повышение мотивации работников
3. Совершенствование навыков решения проблем
у сотрудников
4. Участие в управлении и командная работа как основные методы решения проблем
Слайд 45Существующая структура соподчинённости структурных подразделений в образовательном учреждении
Потенциальный
Потребитель
образовательных
услуг
(обучающийся,
работодатель,
семья, общество)
Образовательное учреждение
Потребитель,
получивший
образовательные
услуги
(обучающийся,
работодатель,
семья, общество)
Директор ОУ
Зам. директора
Зам. директора
Зам. директора
Подразделение А
Подразделение Б
Подразделение В
Подразделение Г
Подразделение Д
Подразделение Е
Подразделение Г
Подразделение Г
Подразделение Г
Специалисты подразделений
Оказание образовательной услуги
Потребность в услуге
Оказанная услуга
Слайд 46Процессная структура в образовательном учреждении, в котором внедрена система менеджмента
качества
Потенциальный
Потребитель
образовательных
услуг
Образовательное учреждение
Потребитель,
получивший
образовательные
услуги
Оказание образовательной услуги
Потребность
в услуге
Оказанная услуга
Работа 1
Деятельность руководства по
контролю и управлению
Деятельность по поддержанию
оказания услуги
Работа 2
Работа 3
Работа 5
Работа 4
Потенциальный
Потребитель
образовательных
услуг
(обучающийся,
работодатель,
семья, общество)
Потребитель,
получивший
образовательные
услуги
(обучающийся,
работодатель,
семья, общество)
Слайд 47Мониторинг качества образования:
основные механизмы реализации
Выделение в организационной структуре
управления образовательным учреждением должностных лиц, подразделений для реализации функции сбора,
обработки, хранения и представления информации
Нормативное закрепление статуса структурных подразделений, модели внутреннего мониторинга ОУ
Согласование процедуры внутришкольного мониторинга с другими процедурами, используемыми в системе управления качеством (мониторинг системы образования, аккредитация образовательных учреждений, государственная итоговая аттестация и др.)
Обучение педагогических кадров, привлекаемых к работам в области мониторинга
Техническое обеспечение работ в области мониторинга (создание локальных компьютерных сетей, банков данных, издание аналитических докладов, отчётов)