Разделы презентаций


Теоретико-методологические основания психолого-педагогического исследования

Содержание

ПланХарактеристика понятия «методология».Методологические подходы к психолого-педагогическому исследованию.Методы психолог-педагогического исследования.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теоретико-методологические основания психолого-педагогического исследования

Теоретико-методологические основания психолого-педагогического исследования

Слайд 2План
Характеристика понятия «методология».
Методологические подходы к психолого-педагогическому исследованию.
Методы психолог-педагогического исследования.

ПланХарактеристика понятия «методология».Методологические подходы к психолого-педагогическому исследованию.Методы психолог-педагогического исследования.

Слайд 31. Характеристика понятия «методология»
Позиция В.И. Загвязинского:
Методология науки – учение об

исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах преобразования действительности.
Методология педагогики

– это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования и совершенствования системы обучения и воспитания».
Методология педагогики включает в себя следующие положения:
1. Учение о структуре и функциях педагогического знания.
2. Исходные, ключевые, фундаментальные педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие общенаучный смысл.
3. Учение о логике и методах педагогического исследования.
4. Учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики.
1. Характеристика понятия «методология»Позиция В.И. Загвязинского:Методология науки – учение об исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах

Слайд 42. Позиция В.В. Краевского:
Методология педагогики – система знаний об основаниях

и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания

знаний, отражающих … педагогическую действительность (М.А. Данилов)
+ а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований (В.В. Краевский).
3. Позиция А.М. Новикова, Д.А. Новикова:
Методология – это учение об организации деятельности.
Предмет методологии – организация деятельности.
2. Позиция В.В. Краевского:Методология педагогики – система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода

Слайд 5Уровни методологического знания
Философский уровень методологии составляют общие принципы познания и

категориальный аппарат науки в целом.
экзистенциализм, или философия существования, переживания человеком

своего бытия в мире. Является философским основанием индивидуализации обучения;
неотомизм – учение, согласно которому мир двойствен, состоит из духовного и материального мира. Доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений, обвиняют школу в излишней рациональности;
позитивизм – учение, признающее верным и испытанным только то, что получено с помощью естественных наук и количественных методов, т.е. абсолютизируют естественные науки и методы, применяемые ими.
прагматизм – познание действительности сводится к индивидуальному опыту человека. Нет объективного научного знания, всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека и полезно для него. Обучение и воспитание должны быть направлены на возбуждение интереса детей к учению, развитию их активности.
диалектический материализм – философское учение об общих законах движения и развития природы, общества и мышления. В педагогике проявляется в том, что личность признается объектом и субъектом общественных отношений. Ведущая роль в развитии личности принадлежит воспитанию. Личность проявляется и формируется в деятельности.
Уровни методологического знанияФилософский уровень методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом.экзистенциализм, или философия

Слайд 6Уровни методологического знания (продолжение)
2. Общенаучный уровень методологии составляют концепции, научные

подходы, применяемые во многих науках. Данный уровень ориентирует исследователя и

практика подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.
3. Конкретно-научный уровень методологии представляет из себя совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
4. Технологический уровень методологии составляют методика и техника ис­следования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.
Уровни методологического знания (продолжение)2. Общенаучный уровень методологии составляют концепции, научные подходы, применяемые во многих науках. Данный уровень

Слайд 72. Методологические подходы к психолого-педагогическому исследованию
Методологический подход – принципиальная

методологическая ориентация исследования, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения,

понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования.
Подход отличается от метода по следующим позициям:
подход является более общим и менее определенным;
он включает в себя лишь наиболее общие принципы и ориентации, не доведенные до конкретных установок, формализованных теорий и концепций;
каждому подходу соответствует не один, а несколько методов (методами системного подхода являются моделирование, классификация и др.).
2. Методологические подходы к психолого-педагогическому исследованиюМетодологический  подход – принципиальная методологическая ориентация исследования, точка зрения, с которой

Слайд 8Взаимодополняющая комплексная разработка методологических подходов предполагает:
1. установление диалектической связи между

ними, через указание обстоятельств, характеризующих их общую методологическую природу;
2. взаимосвязанное

использование при выявлении характерных свойств исследуемого феномена через синтезирование теоретических положений, комплексно отражающих его сущностные свойства в соответствии с выбранными подходами;
3. обоснование их взаимодополнения через определение сильных и слабых сторон каждого подхода для решения поставленной проблемы с позиции:
продуктивности использования данного подхода для обоснова­ния необходимости его применения, что предполагает установ­ление связей с особенностями исследуемого феномена;
недостаточности изолированного использования данного под­хода для подтверждения необходимости привлечения других подходов, что предполагает определение свойств, природа ко­торых не может быть исследована средствами данного подхода;
4. установление функционального назначения каждого из них и раскрытие результатов их использования в соответствии с иерархической значимостью для изучения исследуемого феномена. Например, выбранный подход может использоваться в статусе общенаучной основы, теоретико-методологической стратегии, практико-ориентированной тактики.
Взаимодополняющая комплексная разработка методологических подходов предполагает:1. установление диалектической связи между ними, через указание обстоятельств, характеризующих их общую

Слайд 9 Общенаучная основа характеризуется положениями, определяющими постановку проблемы, генеральных и

локальных идей, идентификацию противоречий и позиций, отражающих логику научного поиска

Теоретико-методологическая стратегия выявляет направление теоретического исследования, фиксирует общий план.
Системный, деятельностный, информационный, синергетический и др.

В качестве практико-ориентированной тактики исследования всего выбирают подходы, составляющие конкретно-научную методологию (дифференцированный, аксиологический, личностно-ориентированный и др.).

Общенаучная основа характеризуется положениями, определяющими постановку проблемы, генеральных и локальных идей, идентификацию противоречий и позиций, отражающих

Слайд 10Подходы общенаучного уровня методологии
системный подход;
синергетический подход;
деятельностный подход;
информационный подход;
квалиметрический подход

Подходы общенаучного уровня методологиисистемный подход;синергетический подход;деятельностный подход;информационный подход;квалиметрический подход

Слайд 11Подходы конкретно-научного уровня методологии
личностно-ориентированный подход;
дифференцированный подход;
технологический подход;
аксиологический подход;
интегрированный подход;
программно-целевой подход;
партисипативный

подход;
культурологический подход;
компетентностный подход,

Подходы конкретно-научного уровня методологииличностно-ориентированный подход;дифференцированный подход;технологический подход;аксиологический подход;интегрированный подход;программно-целевой подход;партисипативный подход;культурологический подход;компетентностный подход,

Слайд 12МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория,

учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкрет­ной задачи; совокупность

приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Теоретические методы исследования: интерпретация, анализ, синтез, моделирование, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, ранжирование, классификация.
Эмпирические методы исследования: диагностическая методика, диагностическая техника, наблюдение, контент-анализ, изучение опыта, эксперимент, опрос, диагностическая беседа, интервью, анкетирование, социометрические методы исследования, рейтинг, тесты.

МЕТОДЫ  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо

Слайд 13Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика