Слайд 1Теоретико-методологические основы государственного управления
Происхождение, сущность и признаки государства
Функции государства
Формы государства
Государственное
управление
Слайд 2Методология изучения истории государственного управления
общетеоретический
социально-
управленческий
аспект
базовые понятия
(категории)
анализа
историко-
материалистическую
концепцию
политолого-
социологический
аспект
включает
Слайд 3Историко-материалистическая концепция
Принцип объективности требует рассматривать историческую эволюцию государства и
его деятельности как социально-политическую реальность; как действительную политическую форму бытия
общества, в конечном итоге определяемую его материально-производственной основой, социально-экономической структурой и отношениями между людьми, а также материально-природной средой существования.
Слайд 4Историко-материалистическая концепция
В соответствии с историко-материалистической концепцией эволюция государства и государственного
управления рассматривается как закономерный процесс.
Исторические закономерности понимаются как существенные,
необходимые, складывающиеся в историческом опыте государственной жизни взаимосвязи между объективными условиями и субъективным фактором, между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, как объективные тенденции, реализующиеся в общественно значимых актах политических действий и отношений масс, групп и индивидуумов.
Слайд 5Историко-материалистическая концепция
Воспроизведение в научной мысли истории такой, какой она в
реальности была, подход к анализу прошлого, прежде всего с позиций
интересов и целей действовавших в то или иное историческое время политических субъектов, научный диалог с прошлым, образно выражаясь, на языке прошлых поколений государственных деятелей и мыслителей. В этом состоит специфика принципа объективности исторического познания
Слайд 6Историко-материалистическая концепция
Метод единства исторического и логического предполагает сочетание описания хронологии
исторических событий с теоретическим анализом их внутренних взаимосвязей и существенных
тенденций
Слайд 7Историко-материалистическая концепция
Принцип историзма дополняется конкретно-историческим подходом — изучением политических явлений
и событий прошлого в конкретных ситуациях.
Историческая истина — «дочь
времени» (Ф. Бэкон).
Слайд 8Историко-материалистическая концепция
Необходимость включения в историко-политическое знание анализа конфликтов, причем не
только классовых, но и других (между господствующими группировками правящего класса;
между кланами; внутренних и внешних) составляет конфликтологический подход.
Он помогает глубже понять историю государственного управления, ее особенности.
Социально-политические конфликты — столкновения общественно-политических сил, отстаивающих противоположные интересы и цели, — это узловые пункты историко-политического процесса.
Слайд 9Политолого-социологический аспект
Методологически ключевым является определение государства
Слайд 11Социологический подход к понятию «государство»
Государство - политическое общение, ассоциация граждан,
возникшая для того, чтобы служить «общему интересу»
Слайд 12Социологический подход к понятию «государство»
Государство – механизм взаимосвязи и взаимодействия
людей, проживающих на единой территории, объединенных институтом гражданства, системой государственной
власти и права.
Это высшая форма организации общества
Слайд 13И. Кант:
«Государство – это общество людей, которое само собой управляет»
Слайд 14Юридический и политологический подходы к понятию «государство»
Государство – это особая
организация верховной политической власти, отличающаяся возможностью творить право, проводить в
жизнь законы и обладающая суверенитетом.
Свои функции оно осуществляет, опираясь на специальные органы
Слайд 15
Общее
для всех подходов
Особая форма организации
Необходимый способ жизнедеятельности
Способ целевого объединения
людей
Слайд 16Государство
Это способ целевого объединения людей, заинтересованных в обеспечении мира и
порядка на территории проживания
Слайд 17Какие теории происхождения государства
вы знаете?
Слайд 18Теории возникновения государства
Аристотель
Аврелий Августин,
Фома Аквинский
Г. Гроций,Т. Гоббс,
Дж. Локк,
Ж. Ж. Руссо
Патриархальная теория
Теологическая
(религиозная) теория
Естественно-правовая,
или договорная теория
Древний мир
Средние
века
Новое время
XIX век
Г. Спенсер
Л. И. Петражицкий
Е. Дюринг, К. Каутский
Теория насилия
Психологическая теория
Органическая теория
Слайд 19Теории возникновения государства
(продолжение)
XIX-XX вв.
К. Маркс, Ф. Энгельс,
В. И. Ленин
Марксистская
теория
XX-XXI вв.
Современные
обществоведы
Олигархическая теория
Слайд 21Признаки государства
Наличие публичной власти
Государство
Территориальная организация
власти и населения
Государственный суверенитет
Организация сбора налогов
с
населения
Монополия на правотворчество
Монополия на легальное применение
физического и иного
насилия
Слайд 23Функции государства
Внешние
Внутренние
Оборона страны от
внешнего нападения
Международное сотрудничество
Экономическая
Социально-
культурная
Экологическая
Охранительные
Регулятивные
Слайд 24Что понимается под формой правления?
Слайд 25Форма правления
2 значения
1. основополагающий принцип
формирования высшего органа
(высших органов)
власти
2. конкретная конфигурация высших
органов власти, с учетом их
прав
и обязанностей по отношению
друг к другу и к государству,
даже к обществу в целом
Слайд 26Форма правления
президентская
(дуалистическая)
неограниченная
(абсолютная)
Периодическая
выборность
всех институтов власти
Власть наследственная,
единоличная, бессрочная,
пожизненная
Республика
Монархия
ограниченная
(конституционная)
парламентская
смешанная
(полупрезидентская)
теократическая
Слайд 27Виды монархии
деспотическая
Неограниченная
монархия
абсолютная
Ограниченная
монархия
сословно-
представительная
раннефеодальная
дуалистическая
(Россия, 1905-1917 гг.)
парламентская
(Великобритания,
Япония, Испания,
Швеция, Норвегия)
Слайд 28Сравнительная характеристика
различных форм правления
Слайд 29Сравнительная характеристика
различных форм правления
Слайд 30Сравнительная характеристика
различных форм правления
Слайд 31Сравнительная характеристика
различных форм правления
Слайд 32Особые формы правления:
диктатура
В современном мире
существует достаточно
много
немонархических
диктатур, как военных,
так и гражданских
Слайд 33Особые формы правления: диктатура
В этом случае вся полнота власти находится
в руках единоличного диктатора либо хунты (наиболее распространенное наименование коллегии
диктаторов)
Слайд 34Диктатура - вариант республиканской формы правления
Высшая власть
передается не по
наследству
и не через
сословные процедуры,
а на основании
конкурентных процедур,
привлекающих
значительные
массы
людей (перевороты),
хотя некоторые диктаторы
попадают на свой пост в
результате обычных
выборов
В большинстве
диктаторских
государств декларируется
верховный
суверенитет народа
(в отличие от монархий,
где носитель
суверенитета - монарх)
Классическая
диктатура -
абсолютистская форма
республиканского
правления
Слайд 35Форма правления
президентская
(дуалистическая)
неограниченная
(абсолютная)
Периодическая выборность
всех институтов власти
Власть наследственная,
единоличная, бессрочная,
пожизненная
Республика
Монархия
ограниченная
(конституционная)
парламентская
Смешанная
(полупрезидентская)
теократическая
Слайд 36Параллелизм форм правления
Абсолютная
Парламентская
Монархия
Республика
Конституционная
Абсолютная
(диктатура)
Дуалистическая
Дуалистическая
(президентская)
Парламентская
Смешанная
(полупрезидентская)
Слайд 37Особые формы
правления
Многие государственные образования имеют настолько специфическую организацию власти,
что втиснуть их в рамки существующих схем нельзя.
Например: СССР,
КНР, Иран, Ливийскую Джамахирию.
Особенность заключается в абсолютном несоответствии конституционного строя реальному распределению власти
Слайд 38Особые формы правления:
социалистические
республики
Например, Всекитайское собрание народных представителей или Верховный
Совет СССР не обладали хоть какой-нибудь реальной и самостоятельной властью.
Однако по соответствующим конституциям это - высшие органы власти
Слайд 39Особые формы правления
Реальная же государственная власть, включая право издавать общеобязательные
нормы, принадлежит (принадлежала) органам и должностным лицам, в конституциях не
упомянутым
Слайд 40Особые формы правления: ассамблея
Производились попытки определить форму правления в социалистических
странах как республику ассамблеи
Слайд 41Особые формы правления: ассамблея
Эта форма правления, короткое время существовавшая в
ряде европейских стран (пример - Конвент во Франции), отрицает разделение
властей.
Слайд 42Особые формы
правления
В республике ассамблеи высшая власть избирается и представляет
интересы народа, источника суверенитета
Слайд 43Особые формы правления
Однако внутренняя организация власти опирается на абсолютные -
либо ограниченные лишь конституцией - полномочия одного органа, - с
той особенностью, что это коллегиальный выборный орган.
Слайд 44Особые формы правления
Однако, если формально социалистические и некоторые другие однопартийные
государства могут быть отнесены к этому типу, на практике ситуация
полностью противоположна: официально всевластные, всенародные собрания, съезды и конгрессы лишены фактической власти.
Слайд 45Особые формы правления
В современном западном мире такой тип республик не
существует ввиду его очевидной нефункциональности; лишь некоторые исследователи определяют как
государство ассамблеи Швейцарскую Конфедерацию.
Слайд 46Государственный режим
Государственный (политический, конституционный, правовой) режим является правовой и политической
конкретизацией формы правления
Слайд 47Что такое
политический
режим?
Какие виды политических режимов вы знаете?
Слайд 48Политический режим -
демократический
авторитарный
совокупность способов и средств
осуществления государственной
власти
тоталитарный
Слайд 49Демократический политический режим
Широкое участие населения в управлении делами государства
реально защищены
права и свободы граждан
Слайд 50Авторитарный политический режим
основан на неограниченной власти одного лица или
группы лиц при сохранение некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для
граждан
Слайд 51 Приведите примеры авторитарных политических режимов
Слайд 52Авторитарные
политические
режимы
Военные режимы:
Г. А. Насера в Египте,
Х. Перона
в Аргентине,
в Перу, в Ираке и др.
Страны «социалистической ориентации»:
Алжир, Гвинея, Бирма, Мозамбик и др.
Гегемонистский
авторитаризм
новой олигархии:
Камерун,Тунис,
Филиппины при
Ф.Маркосе
(1972-1985 гг.)
Традиционные
олигархические режимы
Гватемала, Никарагуа
до 1979 г. и др.
Традиционные
абсоютистские
монархии:
Эфиопия до 1947 г.,
Непал, Марокко,
Саудовская Аравия
Слайд 53Авторитарный
политический режим
Автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор,
военная хунта, олигархическая группа).
Наличие доминирующей идеологической платформы.
Неподконтрольность власти народу, сужены
или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность их населению.
Слайд 54Авторитарный политический режим
Игнорируется принцип разделения властей, роль представительных органов ограничена
Монополизация
власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции
Отказ от
тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику
Слайд 55Авторитарный политический режим
Доминируют командные, административные методы государственного управления, в то
же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии
Права и
свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются
Личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью
Слайд 56Авторитарный политический режим
Силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас
в политических целях
Слайд 57Тоталитарный политический режим
Тоталитаризм - это полный
(тотальный)
контроль и жесткая
регламентация
со стороны
государства над всеми
сферами
жизнедеятельности
общества и человека,
опирающиеся
на средства прямого
вооруженного насилия
СССР при
И. Сталине
Италия при
Б. Муссолини
Германия при
А. Гитлере
Слайд 58Тоталитарный политический режим
Высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы
жизни общества. Власть - выразитель высших интересов народа. Власть и
народ - единое целое.
Формирование органов власти осуществляется бюрократическим путем и неподконтрольно обществу. Управление осуществляет номенклатура.
Слайд 59Тоталитарный политический режим
Существует единственная правящая партия во главе с харизматическим
лидером. Партийные ячейки пронизывают все производственно-организационные структуры. Слияние госаппарата с
аппаратом правящей партии.
Слайд 60Тоталитарный политический режим
Демократические права и свободы носят декларативный характер. Государство
выполняет определенные социальные функции
В обществе функционирует только одна идеология, претендующая
на монопольное владение истиной. Все иные идейные течения подвергают преследованию.
Слайд 61Тоталитарный политический режим
Власть располагает мощным аппаратом
социального контроля,
принуждения
и запугивания населения.
Репрессивный аппарат имеет
особое значение. Террор.
Слайд 62Тоталитарный политический режим
Политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного
режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются
проявления индивидуальности. Поощряется угодничество, доносительство.
Слайд 63Тоталитарный политический режим
Государственные органы жестко контролируют экономику, мобилизуя ресурсы и
концентрируя их для достижения узко ограниченных целей (космос, военное строительство
и т.п.)
Слайд 64Тоталитарный политический режим
Государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных
меньшинств декларируются, но на деле ограничены.
Власть обладает монополией на информацию
и полностью контролирует СМИ.
Слайд 65Государственный режим
Государственный режим как правовая и политическая конкретизация формы правления
Слайд 66Конкретизация формы правления достигается за счет действия нескольких факторов:
Политические традиции
Косвенное
и законодательное
регулирование деятельности высших
органов власти
Система политических партий
Избирательная система
Слайд 67Законы Дюверже
Французский политолог Морис Дюверже резюмировал устойчивые взаимосвязи между избирательной
системой, системой партий и государственным режимом
Слайд 68Законы Дюверже
Мажоритарная избирательная система, особенно если выборы проходят в один
тур, по одномандатным округам, по принципу простого большинства, ведет к
формированию двухпартийной системы.
Политических партий может существовать сколько угодно, но фактической властью обладают лишь две наиболее крупные, которые постоянно конкурируют за большинство мест в парламенте.
Примеры — республиканцы и демократы в США, лейбористы и консерваторы в Великобритании
Слайд 69Законы Дюверже
В результате длительного применения пропорциональной системы также формируются парламентские
партии или блоки.
Однако парламент, формируемый по спискам состоит из
множества партийных фракций: в зависимости от численности мест в парламенте и особенностей их распределения от пяти-шести до нескольких десятков партий могут сформировать достаточно влиятельные фракции.
Слайд 70Законы Дюверже
Ни одна из партий не заинтересована в ослаблении своей
самостоятельной роли при условии, что ни одна из других партий
не объединяется с другой, чтобы иметь возможность получить парламентское большинство. В итоге большинство в парламенте оказывается коалиционным, как и правительство, а партийная дисциплина, усиленная списками, работает против единства большинства в парламенте.
Слайд 711. Мажоритарные выборы. Двухпартийная система
Слайд 721. Мажоритарные выборы. Двухпартийная система
Слайд 732. Мажоритарные выборы. Биполярная система
Слайд 742. Мажоритарные выборы. Биполярная система
Слайд 753. Пропорциональные выборы.
Мнопартийная система
Слайд 763. Пропорциональные выборы. Многопартийная система
Слайд 774. Смешанная избирательная система.
Многополюсная партийная система
Слайд 78Что такое форма государственного устройства?
Слайд 79Форма государственного устройства
правовое понятие, характеризующее законодательное или конституционное оформление отношений
между центром (высшими органами государственной власти и управления) и периферией
(территориальными органами власти и управления).
правовое оформление взаимодействия между государством и иными - территориальными - субъектами публичной власти, или между нацией (народом) и территориальными сообществами
Слайд 80Какие формы государственного устройства вы знаете?
Слайд 81Франция,
Швеция,
Греция,
Нидерланды
и др.
Швейцарская конфедерация (1291-1848 гг.)
Конфедеративные Штаты
Америки
(1861-1865 гг.)
Сербия+Черногрия (2003-2006 гг.)
Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982-1989 гг.)
Союз Африканских Государств
(Мали+Гана+Гвинея, 1960-1962)
Личные унии-монархии:
Речь Посполитая (1569-1775 гг.)
Австро-Венгрия
(1868-1918 гг.)
США, РФ, ФРГ
Унитарное
государство
Федерация
Конфедерация ???
Форма
государственного
устройства
Слайд 82Унитарные государства
Из 193 стран-членов ООН – около 170 унитарных государств
(2011 г.)
Слайд 83Унитарные государства
Даже унитарные государства под воздействием регионализма вынуждены осуществлять более
гибкую политику в отношении регионов в сфере осуществления международных связей,
предоставляя им все больше прав и возможностей.
Но унитарных государствах регионы не обладают государственными правовыми признаками, все уровни власти включены в единую общегосударственную администрацию, и вся международная деятельность регионов строго регламентирована и осуществляется под руководством центральных органов власти.
Слайд 84Современные тенденции в развитии форм государственного устройства
Федерация
Унитарное
государство
Конфедерация
Все более разнообразные
формы
Различия в
степени
централизации. Наличие
(отсутствие) автономных
территориальных
образований
Не существующая
в современном мире
форма государственного
устройства
Надгосударственные
образования (ЕС)
Регионализированные государства, или
государства автономии (Испания, Италия)
Слайд 85Современные тенденции в развитии форм государственного устройства
Современное государственное устройство эволюционирует
настолько, что формальные различия между федерализмом и унитаризмом теряют свой
смысл: государства различаются скорее конкретными параметрами, чем принадлежностью к общим типам.
Слайд 86Современные формы государственного устройства: общие принципы
Слайд 87Современные формы государственного устройства: территориальное деление и территориальные единицы
Слайд 88Современные формы
государственного устройства:
наличие выборных органов власти
Слайд 89Современные формы государственного устройства:
определение полномочий и механизма формирования территориальных
органов власти
Слайд 90Современные формы государственного устройства:
издание правовых актов
Слайд 91Современные формы государственного устройства:
атрибуты государственности
Слайд 92Современные формы государственного устройства:
степень разнообразия в организации власти, полномочиях
и статусе
Слайд 93Современные формы
государственного устройства:
примеры
Слайд 94Общетеоретический социально-управленческий аспект
Ключевое понятие - государственное управление
Слайд 95Государственное управление
целенаправленное, организующе-регулирующее воздействие государства, осуществляемое посредством государственного аппарата, всех
ветвей государственной власти на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность
людей
Слайд 96Государственное управление
целенаправленная, организующая, координирующая и контролирующая деятельность государственных органов и
других организаций, подчиненная реализации общественных потребностей и интересов.
Слайд 97Государственное управление
Вся деятельность органов государственной власти по законоприменению и реализации
политических установок
Слайд 98Государственный менеджмент
Конкретные управленческие операции и стереотипы поведения и должностных лиц
Слайд 99Государственное управление
Опирается на власть
Распространяет влияние
на все общество
Проявляется
как взаимодействие
субъекта и объекта
управления
Слайд 100Государственный аппарат
разветвленная система государственных органов, состоящих из должностных лиц -
чиновников, наделенных властными полномочиями и выполняющих внутренние и внешние функции
государства
Слайд 101Классификация государственных органов
По направлениям деятельности
По месту в системе государственного аппарата
Испол-
нительные
Законо-
дательные
Судебные
высшие
центральные
местные
Слайд 102Система государственных органов
судебные
исполнительные
законодательные
высшие
исполнительные
центральные
местные
законодательные
исполнительные
судебные
Слайд 103Функции управления
Планирование и
прогнозирование
Принятие
решений
Оценка
результатов
Организация и
координация
Слайд 104Разделение властей как фазы управленческого цикла
Оценка результатов,
устранение нарушений,
наказание виновных
Принятие решений
(принятие
законов)
Планирование и
прогнозирование
(выявление общественных
потребностей, разработка
законопроектов)
Организация и
координация
(обеспечение исполнения)
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
ВЛАСТЬ
СУДЕБНАЯ
ВЛАСТЬ
ВЛАСТЬ
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Слайд 105Этапы процесса управления
Оценка
(учет, контроль,
корректировка,
санкционирование)
Организация
принятие общих
решений, распределение
задач и ресурсов,
оперативное руководство
Проектирование
(сбор и обработка
информации,
прогноз, планирование)
Слайд 106Базовые понятия (категории) анализа
1) понятия, описывающие государство, его формы,
политическую власть, ее типы, государственные структуры и функции, властеотношения, политические
режимы;
Слайд 107Базовые понятия (категории) анализа
2) понятия, характеризующие государственное управление, его
структурно-функциональные аспекты, субъекты и объекты управления, типы государственного управления, процессы
их исторической эволюции;
Слайд 108Базовые понятия (категории) анализа
3) понятия, обобщающие знание о государственном
и местном самоуправлении;
4) понятия политической культуры российского сообщества и
ее элементов.