Слайд 1ТЕОРИИ
РАЗДЕЛЕНИЯ
ВЛАСТЕЙ
Подготовила: Кулябина А., ЖУР/З-2019
Слайд 2Власть — одна из основных категорий политической науки. Как социальное
явление она носит универсальный характер. В любом, даже самом примитивном обществе можно
выделить отношения властного типа.
Основные теоретические подходы к определению природы и сущности власти:
Натуралистическая школа (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк).
Поведенческий (бихевиористский) подход (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Дж. Кетлин и др.).
Ролевая теория власти.
Реляционисткий подход.
Слайд 4НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
В рамках натуралистического подхода власть описывается как «исключительно человеческий
феномен», т. е. связана с естественным стремлением к доминированию, превосходству
и связанными с ними привилегиями.
Современные натуралистические интерпретации природы власти рассматривают
•потребность во власти
•стремление к власти,
В политику, как правило, идут люди, имеющие соответствующие:
природные склонности,
индивидуальные особенности психики,
задатки доминирования,
стремления к принуждению и подчинению
Слайд 5Власть понимается как свойство человеческой природы;
Естественная человеческая страсть к власти
и славе интерпретируется как главный закон, объясняющий социально-политический процесс;
Исторический опыт,
современные антропологические и психологические исследования позволяют утверждать, что стремление человека к доминированию и к власти по-прежнему остается одним из основных механизмов ее самовоспроизводства.
ВЫВОДЫ
Слайд 6ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД
Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные
и политические субъекты активно действуют на таком рынке, стремясь с
наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы.
Аналогом денег в такой модели является власть, «товаром» — имидж кандидата, его предвыборная программа, а «покупателями» — избиратели, делегирующие власть в обмен на предвыборные обещания. Основой такого «обмена» является взаимное стремление сторон к наибольшей выгоде от «сделки».
Слайд 7ВЫВОДЫ
Суть «игровой модели власти»:
призвана подчеркнуть влияние индивидуальных различий между участниками
политического процесса на работу механизмов распределения и перераспределения власти.
На политическом
рынке субъекты власти различаются не только по «запасам» власти и интенсивностью волевого импульса к власти, но и по своим стратегиям поведения:
•способностям достигать целей,
•выбирать методы и способы достижения успеха,
•идти на риск и т.д.
Слайд 8РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ВЛАСТИ
Акцентируется внимание на правомерности разделения общества на управляющих
и управляемых, властвующих и подчиненных.
Главная идея состоит в том, что
властные отношения рассматриваются как специфический вид человеческой деятельности, предполагающий выполнение определенных ролей в обществе
теми или иными социальными группами,
особыми сословиями, кастами, профессиями, классами
или отдельными индивидами.
Слайд 9ВЫВОДЫ
Начальствующие и подчиненные здесь – две необходимые стороны властных отношений.
"Присвоение
чужой воли" и односторонняя зависимость становятся сутью отношений политического господства.
Дальнейшее
распределение экономических и политических статусов и ролей в человеческом обществе, основанном на социально-экономическом неравенстве, ведут к тому, что властные отношения обретают форму иерархизированной вертикали.
Слайд 10Главное достоинство такого подхода - стремление акцентировать значение конкретных принципов,
методов, способов властного принуждения или влияния.
1)“Объективирует” субъект власти;
2) Объясняет его через
отношения с другими участниками политико-властных отношений;
3) Дает возможность понять власть как межличностное субъектно-объектное отношение, которое позволяет одним индивидам (субъектам власти) оказывать свое определяющее воздействие, направлять или изменять поведение других (объект влияния).
Реляционисткий подход
Слайд 13Во всех вышеназванных теоретических подходах, представленных в свое время различными
концепциями, показаны наиболее характерные и часто встречающиеся интерпретации природы и
сущности власти, основанные не на объективной логике самого политического процесса, а преимущественно на его субъективной составляющей.
Поэтому основное внимание в них уделяется человеческому (личному) фактору политико-властной деятельности, свойствам и личным качествам субъектов власти.