Слайд 1
«ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ – ВСЕ МЫ РАВНЫЕ»
Обзор книг по толерантности
для подростков
МБУК «ЦБС» г. Сыктывкар
Библиотека-филиал № 13
Слайд 2ТОЛЕРАНТНОСТЬ
16 ноября 1995 г. государства – члены ЮНЕСКО приняли Декларацию
принципов толерантности (терпимости), и в 1996 г. ООН предложила отмечать
Международный День толерантности. Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
ПРИМЕЧАНИЕ
Чтобы изменить изображение на этом слайде, выберите и удалите его. Затем нажмите значок "Вставка рисунка"
в заполнителе, чтобы вставить нужное изображение.
Слайд 3ПРИМЕЧАНИЕ
Чтобы изменить изображение на этом слайде, выберите и удалите его.
Затем нажмите значок "Вставка рисунка"
в заполнителе, чтобы вставить нужное изображение.
Понимание
толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народа.
В китайском «быть толерантным» - значит позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других.
В арабском - прощение, снисходительность, благосклонность, сострадание, терпение, расположенность к другим
В английском языке «толерантность» - готовность и способность без протеста воспринимать любую личность или вещь, во французском - уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов
В русском языке существуют два слова со сходным значением: иностранное - «толерантность» - и русское - «терпимость». Более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
Слайд 4Академик Лихачев писал, что для каждого грамотного человека обязательно такое
же отношение к культуре других народов как к своей культуре.
«Нельзя уважать себя, не уважая соседа». Книги - незаменимый и неисчерпаемый источник духовного богатства каждой нации, каждого человека.
Слайд 5Предлагаем Вашему вниманию книги, которые учат толерантности.
Герои книг, представленных
в этой презентации, непохожи на других. Некоторым из них приходится
очень нелегко из-за непонимания, равнодушия, а порой и откровенной жесткости сверстников.
Надеемся, что после прочтения этих книг Вы посмотрите другими глазами на людей, непохожих на Вас.
Слайд 6Линдо, Э. Манолито очкарик / Эльвира Линдо. - Москва :
Самокат, 2006. – 155 с.
"Манолито Очкарик" - прежде всего честное
и ироничное повествование о повседневности, увиденной и осмысленной современным ребенком, в чьем сознании телевизионные клише переплетаются с наблюдениями за реальными миром, плодами домашнего и школьного воспитания и собственной жизненной философией. Символ современной испанской литературы для детей, Манолито олицетворяет собой ребенка нашего времени, узнаваемого и сверстниками, и их родителями - независимо от того, в какой стране они живут.
Слайд 7Анна – неловкий, неуклюжий ребёнок, посмешище дома и в школе.
О том, что причиной неловкости Анны было очень плохое зрение,
семья узнаёт, лишь сбежав в США из Германии от набирающего силу фашизма. Детям и родителям приходится приспосабливаться к новой стране, новой жизни, новым взаимоотношениям. Свой особый, полный глубоких переживаний и серьёзных размышлений мир она прячет глубоко внутри от родителей и от братьев с сёстрами. Отец не раз называет младшую дочку особенной. Она и впрямь особенная – её сердце полно любви, которую не замечает никто. Однажды эта любовь выплёскивается наружу: своими неловкими, как все привыкли считать, пальцами Анна сплела чудесную корзинку в подарок маме. Всё это происходит в Рождество, и корзинка Анны неожиданно объединяет всю семью и раскрывает сердца близких навстречу друг другу.
Литтл, Д. Неуклюжая Анна / Джин Литтл. – М. : Центр «Нарния», 2005. – 249 с. : ил. – (Тропа Пилигрима).
Слайд 8Это вторая книга об Анне Зольтен и продолжение "Неуклюжей Анны".
Теперь Анна уже подросток, а не маленькая девочка, которой постоянно
необходимы защитники — теперь она возвращает то тепло, ту доброту, которой так щедро делились с ней и ее первая канадская учительница, и соученики в классе для слабовидящих детей, и, конечно же, ее отец, Эрнст Зольтен. В книге подняты серьезные проблемы ксенофобии, ненависти к тем, кто говорит на другом языке, по-иному молится, носит необычную одежду… Книга "Слышишь пение?" получила специальную премию Канадского совета по детской литературе.
Литтл, Д. Слышишь пение? / Джин Литтл. - М. : Центр «Нарния», 2006. - 312 с. : ил. – (Тропа Пилигрима).
Слайд 9Михеева, Т. Не предавай меня! / Тамара Михеева. – М
. : Аквилегия-М, 2010. – 192 с.
«Аутсайдер» - слово
страшное, заставляющее ныть под ложечкой, означающее, что ты один и никому не нужен. О том, что она аутсайдер, Юля Озарёнок узнала случайно, услышав обрывок разговора классной руководительницы и школьного психолога. С этого и начались её несчастья. Книга Тамары Михеевой – своеобразная встряска, напоминание о том, как живут подростки. Что школа - это не только учеба и уроки. Жизнь школьника насыщенна событиями, которые подчас намного важнее школьных заданий. В ней и любовь, и дружба, и предательство, и подлость. И задачи, которые задает жизнь порой сложнее математических.
Эту книгу, не смотря на то, что она предназначена для подростков, полезно прочитать и взрослым, забывшим как это быть подростком. Что значит жить, когда с языка так и рвется: «Не предавай меня!» и кажется, что против тебя ополчились все вокруг.
Слайд 10Мурашова, Е. Гвардия / Екатерина Мурашова. - Москва : Самокат,
2008. – 366 с. - (Встречное движение).
«Гвардия тревоги» — новое
произведение Екатерины Мурашовой. Попав в 8 «А» из других школ, Тая, Дима и Тимка оказываются «в стороне» от одноклассников, словно объединенных некой общей таинственной целью. В новом классе нет «дедовщины», никого не травят, ни на ком не «ездят». Откуда же у новичков странное чувство обособленности, изолированности, порой переходящее в панику?! Не устояв перед искушением раскрыть тайну одноклассников, герои повести окажутся на пути понимания сложных механизмов в себе и в других. И перед каждым из них встанет необходимость сделать выбор.
Слайд 11Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» сильно выделяется в общем потоке
современной подростковой литературы. Тема детей-отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов,
социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Е. Мурашова не развлекает читателя. Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознавать себя как человека, личность, гражданина.
Мурашова, Е.В. Класс коррекции : повесть / Екатерина Мурашова. – М. : Самокат, 2007. – 191 с. – (Встречное движение).
Слайд 12Повесть о трудной девочке, которая пытается обрести чувство дома, несмотря
на то, что её постоянно отправляют то к одним, то
к другим приёмным родителям из-за якобы плохого поведения. Гилли начинает ненавидеть окружающих её людей и втайне мечтает вернуться к родной матери, хотя та бросила девочку.
Патерсон, К. Великолепная Гилли Хопкинс / Кэтрин Патерсон. – М. : Центр «Нарния», 2007. -224 с. : ил. – (Тропа Пилигрима).
Слайд 13Патерсон, К. Иакова Я возлюбил / Кэтрин Патерсон. - Москва
: Центр «Нарния», 2001. - 249 с. : ил. -
(Тропа "Пилигрима").
Повесть американской писательницы Кэтрин Патерсон, лауреата премии Х.К. Андерсена 1998 года, описывает жизнь девочки, считавшей себя никому не нужной, недовольной своей участью, школой, родней и сестрой-близнецом. Пройдя через испытания юности и внутренние поиски, найдя поддержку у друзей и матери, она обретает себя.
Слайд 14Патерсон, К. Мост в Терабитию / Кэтрин Патерсон. - Москва
: Центр «Нарния», 2007. - 192 с. : ил. -
(Тропа "Пилигрима").
Жизнь десятилетнего Джесса протекала довольно размеренно и уныло - до тех пор, пока в один прекрасный день в нее не ворвалось странное существо - с первого взгляда Джесс не мог даже определить, мальчик это или девочка. И вот это существо со всей стремительностью и непосредственностью детства полностью переворачивает его жизнь, расцвечивая ее красками воображения. Джесс и Лесли становятся правителями волшебной страны Терабитии…
Слайд 15Портер, Э. Поллианна/ Элинор Портер. - Москва : АСТ :
Астрель, 2010. - 303 с. - (Внеклассное чтение).
Эта книга
- классика англо-американской детской литературы, впервые была издана в 1912 году и на русский язык не переводилась - о жизни обычной девочки (сироты, которую из "чувства долга" взяла к себе суровая тетка), умевшей видеть во всем лучшую сторону и жить необычной "игрой в радость", которая перевернула жизнь всего городка и открыла сердца многих людей навстречу простым евангельским словам: "Всегда радуйтесь".
Слайд 16Книга для подростков датского писателя и исследователя Йорна Риэля -
про мальчика-викинга Лейва, который в результате кораблекрушения попадает к гренландским
эскимосам - инуи-там. Благодаря Нуруа и Апулуку, своим названым брату и сестре, он учится говорить на местном языке, делать хижины в толще снега, брать от природы только необходимое и жить в большой семье, в которой все общее. По-эскимоски "инуит" означает "человек". Сможет ли маленький викинг, взрослея, отказаться от мести, богатства и власти, которые так много значат для его родного народа, чтобы стать настоящим "человеком"?
Риэль Й. Мальчик, который хотел стать человеком / Йорн Риэль. - Москва : Самокат, 2011. - 200 с. – (Точка отсчёта).
Слайд 17Сабитова, Д. Где нет зимы / Дина Сабитова. - Москва
: Самокат, 2011. - 173 с. - (Встречное движение).
У Павла
и Гуль были бабушка, мама и чудесный старый дом свидетель истории их семьи. Но все меняется в одночасье: бабушка умирает, мама исчезает, а дети оказываются в детском приюте. В новом романе для подростков говорит о настоящих ценностях: только семья и дом в современном мире, как и сто лет назад, могут дать защиту всем людям, но в первую очередь тем, кто еще не вырос. И чувство сиротства, одиночества может настичь не только детей, оставшихся без родителей, но любого из нас, кто лишен поддержки близких людей и родных стен. Павел - тринадцатилетний подросток, но именно его Сабитова наделяет его почти инстинктивным чувством ответственности за семью. Он уверен, что пока стоит на месте их Дом, они с Гуль не сироты. И эта убежденность помогает преодолеть детям все препятствия, чтобы в итоге вернуться в него.
Слайд 18Сабитова, Д. Три твоих имени / Дина Сабитова. - Москва
: Розовый жираф, 2012. - 192 с. - (Вот это
книга!).
Ритка живет в деревне с сестрой и пьющими родителями. Аккуратистку Марго взяла в свою семью медсестра детдома. Почти взрослая Гошка надеется, что дурная слава защитит ее от окружающих. Но у каждой из них есть шанс стать счастливой. И все они - одна девочка. От того, как повернется ее судьба, зависит, какое имя станет настоящим. Пронзительная история ребенка, потерявшего родителей и попавшего в детский дом, читается на одном дыхании. И все же самое сильное в этой книге - другое: в смешанном хоре голосов, рассказывающих историю Маргариты Новак, не слышно ни фальши, ни лукавства. Правда переживаний, позволяющая читателю любого пола и возраста ощутить себя на месте героев заставляет нас оглянуться и, быть может, вовремя протянуть кому-то руку помощи.
Слайд 19Старк, У. Пусть танцуют белые медведи / У. Старк. -
Москва : Самокат, 2008. - 176 с. : ил. -
(Лучшая новая книжка).
Повесть известного шведского писателя Ульфа Старка «Пусть танцуют белые медведи» рассказывает об обычном подростке Лассе: он не блещет в учебе, ходит в потертых брюках, слушает Элвиса Пресли и хулиганит на улицах. Но однажды жизнь Лассе круто меняется. Он вдруг обнаруживает, что вынужден делать выбор между новым образом примерного мальчика с блестящими перспективами и прежним Лассе, похожим на своего «непутевого» и угрюмого, как медведь, отца. И он пытается примирить два противоречивых мира, найти свое место в жизни и — главное — доказать самому себе, что может сделать невозможное…
Слайд 20Тор, А. Остров в море : повесть / Анника Тор.
– М. : Самокат, 2006. – 284 с. : ил.
Тор, А. Пруд белых лилий : повесть / Анника Тор. – М. : Самокат, 2008. – 223 с. : ил.
Тор, А. Глубина моря : повесть / Анника Тор. – М. : Самокат, 2009. – 222 с. : ил.
Трилогия о событиях Второй мировой войны заставляет читателей задуматься над прошлым, настоящим и будущим. Перед нами предстает история девочки из семьи австрийских евреев, которую приняла и спасла шведская семья. Это взгляд на большой и поначалу чужой мир, в который попадает оторванный от семьи и родины ребёнок. Те, кто будет читать представленные книги, получат своего рода прививку: можно надеяться, что они не поддадутся искушению подразнить ребёнка, если он «не такой, как все».
Слайд 21Тривизас, Е. Последний чёрный кот / Евгениос Тривизас. - Москва
: Самокат, 2011. - 222 с. : ил. - (Лучшая
новая книжка).
Кто виноват в том, что голуби гадят на шляпу, омлет с утра подгорел, а футболисты национальной сборной всё время проигрывают? Вы думаете, никто? А вот Братство Суеверных считает, что чёрные кошки. И когда им удалось убедить в этом жителей небольшого греческого острова, началась настоящая охота. Сможет ли кто-нибудь остановить волну насилия над беззащитными животными? Роман греческого писателя Евгениоса Тривизаса о последнем чёрном коте - это и приключенческий роман с безжалостным преследованием, и любовная история, и детектив. Но в то же время в нем иносказательно говорится о проблеме предрассудков, суеверий и расизма.
Слайд 22Хайтани, К. Взгляд кролика : роман / Кэндзиро Хайтани. -
Москва : Самокат, 2010. - 318 с. : ил. -
(Лучшая новая книжка).
Молодая учительница Фуми Котани приходит работать в начальную школу, расположенную в промышленном районе города Осака. В классе у Фуми учится сирота Тэцудзо - молчаливый и недружелюбный мальчик, которого, кажется, интересуют только мухи. Терпение Котани, ее готовность понять и услышать ребенка помогают ей найти с Тэцудзо общий язык. И оказывается, что иногда достаточно способности одного человека непредвзято взглянуть на мир, чтобы жизнь многих людей изменилась к лучшему.
Слайд 23Это стремительная, увлекательная и трогательная история о странной дружбе. Джим
живет с мамой, которая не выходит из дома, много времени
проводит в постели и редко готовит обед. Игрушки и мама - две самые большие тайны Джима. Еще у Джима есть секретный бункер, в котором можно спрятаться от маминых странностей и поиграть. Неожиданно в классе Джима, Курта и Рогера появляется новенький, называющий себя Питбулем-Терье. И он решает, что Джим станет его лучшим другом: «А если скажешь „нет“, я тебя прибью!», — угрожающе заявляет он…
Эриксен, Э. Осторожно, Питбуль-Терье! / Эндре Люнд Эриксен. – М. : Самокат, 2008. – 208 с. - (Лучшая новая книжка).
Слайд 24Библиотека - дом, где ждут всех: больших и маленьких, независимо
от их взглядов и национальной принадлежности.
Мир станет лучше, если
в нем будут доброта, уважение и умение сопереживать другим людям.
Слайд 25Эти и другие книги Вы можете взять у нас в
библиотеке
Наш адрес:
ул. Ломоносова, д.48а
Часы работы:
понедельник-пятница
с 12 до 19 часов
Выходной
день – суббота
Телефон: 23-63-91
Слайд 26
Примерами освещения темы толерантности в художественной литературе могут также служить
следующие произведения:
Аксаков, С. Т. «Аленький цветочек»
Арсеньев, В. К. «Дерсу Узала»,
«Сквозь тайгу»
Батлер, Д. «Кушла и ее книги»
Бичер-Стоу, Г. «Хижина дяди Тома»
Бойн, Д. «Мальчик в полосатой пижаме»
Болдуин, Э. Н «Еще немного времени»
Воскобойников, В. М. «Все будет в порядке»
Гавальда, А. «35 кило надежды»
Глейцман, М. «Болтушка»
Гудхарт, П. «Джинни и ее дракончик»
Думбадзе, Н. «Я вижу солнце»
Железников, В. «Чучело»
Слайд 27
Киплинг, Р. «Маугли»
Корчак, Я. «Король Матиуш Первый»
Ли, Х. «Убить пересмешника...»
Маршалл,
А. «Я умею прыгать через лужи»
Мураками, Х. «Послемрак»
Мюрай, М.-О. Голландский
без проблем
Нёстлингер, К. «Само собой и вообще»
Окесон, К. Ф. «Мы разные – но мы дружим!», «Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка»
Приставкин, А.И. «Ночевала тучка золотая»
Саутолл, А.И. Пусть шарик летит»
Стракан, И. «Паренек в пузыре»
Шрайбер, М. «Принцы в изгнании»
и многие другие, которые учат доброте.