Слайд 1
Теория фирмы
Тема 1. Предмет и метод теории фирмы
Рисунки из
книги А.Моруа «Управлять по-русски». С-Пб 2005
Слайд 2Вопросы
Неоклассическая теория фирмы. Достоинства и недостатки неоклассической теории фирмы.
Значение организации
Альтернативные
теории фирмы: особенности предмета и метода
Бихевиористские, управленческие и институциональные теории
фирмы
Слайд 3Определение фирмы
Первичная организационная единица бизнеса, обладающая
юридической самостоятельностью: фирма является
юридическим лицом, зарегистрированным в соответствующих органах страны;
производственной самостоятельностью: фирма
самостоятельно решает, что, где и каким образом производить и продавать;
финансовой самостоятельностью: фирма самостоятельно распределяет получаемый доход;
организационной самостоятельностью: фирма самостоятельно выбирает тип внутренней организации.
( Н.М.Розанова, И.В.Зороастрова Микроэкономика фирмы)
Слайд 4Неоклассическая теория фирмы (1)
Теория фирмы – центральный раздел микроэкономики. Анализ
начинается с отдельной фирмы, а не отрасли
Поведение фирмы можно описать
с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли
Две предпосылки внутрифирменной эффективности:
Из всех возможных комбинаций факторов производства фирма выбирает ту, которая обеспечивает максимальный выпуск продукции
Если цены факторов заданы, то фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого объема выпуска продукции
Слайд 5Неоклассическая теория фирмы (2)
«Фирма» - теоретическое звено для объяснения связи
между причиной (изменение ставок процента, зарплаты, налогов, технологии) и следствием
(изменение в ценах)
Хорошо работает в моделях с большим числом фирм (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция)
Фирма - неотъемлемая часть рынка, элемент его структуры (рынок и фирма не противопоставляются друг другу)
Слайд 6Дискуссии 1930-1940-х гг.
«Фирма» в неоклассической теории отличается от того, что
представляет собой «фирма» в реальном мире
Многие интересные проблемы фирмы игнорируются
(что производит, что покупает, какова внутренняя организация, внутрифирменное управление)
Маржиналистский анализ несостоятелен, от него надо отказаться , особенно в области теории цен, издержек, зарплаты и занятости
Слайд 7Дискуссии 1950-1975 гг.
Разработаны новые подходы к проблемам организации фирм
и рынков
Фирма – самостоятельное, исключительно интересное явление
Многие фирмы в реальной
жизни –крупные иерархические структуры со сложным внутренним устройством
Объектом исследования становится внутренняя организация фирмы (организационная форма, внутреннее управление, система стимулирования и др.)
Слайд 8Значение организации (пример 1)
Исходная ситуация
1921 г. Компания «Дженерал моторз» (GM)
производит несколько моделей и находится в кризисе
Организационная структура – совокупность
сборочных заводов и производителей комплектующих без единого центра
Главный конкурент –компания «Форд» производит одну модель, на которую снизил цены на 25%, увеличив свою долю рынка в США до 55%
Продажи GM упали на 75 %, доля рынка составила 15% по всем моделям
Слайд 9Значение организации (пример 1)
Альфред Слоун, новый управляющий:
«GM должна производить разные
автомобили для разных
сегментов»
Для этого необходимо было иметь
Разработки новых
машин
Новых дилеров
Рыночную информацию о разных сегментах
Отдельные подразделения, специализирующиеся на производстве определенного типа автомобилей
Разных поставщиков
Высокую степень координации всех действий
Слайд 10Новая структура
Дивизионная структура
Каждое подразделение производит и продает автомобиль на отдельном
сегменте рынка
У каждого подразделения – свой собственный менеджмент для
оперативного руководства
Центральный офис осуществляет
Аудит
Планирование
Разработку общей стратегии
Наблюдение за рынком
Слайд 11Результаты
Экономия на масштабе
С 1927 г. по 1937 г. Рыночная доля
GM выросла до 45%, у Форда упала до 16%
Новая структура
подготовила плацдарм для расширения ассортимента продукции (от грузовиков до кухонной техники)
Дивизионная структура в настоящее время является стандартом для большинства корпораций
Слайд 12Значение организации (пример 2)
Исходная ситуация
1950-е гг. Компания Тойота – небольшой
автопроизводитель
По сравнению с американскими автоконцернами
Мало капитала
Небольшие размеры
Невозможность конкурировать с
США по ценам
Слайд 13Новая структура
Ейджи Тоёда и Таиши Оно
Новая структуру «канбан» или «just-in-time»
Ликвидация
всех промежуточных складов. Для этого:
Повышение надежности всех производственных процессов
Более тесные
связи с поставщиками
Обучение мастеров станочников поддерживать, ремонтировать и переналаживать свои станки
Слайд 14Результаты
Экономия на разнообразии. Лидерство в использовании промышленных роботов
К началу 1970-х
Тойота завоевывает значительную часть рынка
Более частая, чем в США смена
моделей, в каждой модели – существенной улучшение
Тесная связь с внешними поставщиками (долгосрочные контракты с небольшим количеством поставщиков вместо простых контрактов с большим количеством поставщиков)
Слайд 15Выводы
Организация, наряду с технологией, издержками и спросом, имеет большое значение
в определении успеха фирмы
Несмотря на более продвинутую технологию, большие ресурсы
и преимущества масштаба, Форд моторз проиграл GM
GM, в свою очередь, отдала часть рынка Тойоте, которая исходно была меньше и технологически слабее
Слайд 16Альтернативные теории фирмы
Бихевиористские теории (Ричард Сайерт, Джеймс Марч,
Ричард Нельсон)
Модели
управления (Дж. Баумоль, Робин Мэррис)
Управленческий маржинализм (О. Уильямсон)
Институциональные теории
(прав собственности, агентов, трансакционной экономики)
Слайд 17Основные пункты разногласий между различными теориями фирмы
метод исследования поведения фирмы
факторы, объясняющие наличие в экономике фирм и фирм разного размера
факторы, объясняющие уровень концентрации в экономике в целом и в отдельных отраслях
определение целей деятельности фирмы
объяснение разнообразия организационных форм фирмы
выбор ведущих поведенческих характеристик фирмы
общий механизм функционирования фирмы
Слайд 18Бихевиористские теории
Отказ от предварительных гипотез и предположений
Наблюдение и изучение реальных
процессов и последовательности действий
В центре внимания – деятельность функциональных подразделений
(производство, сбыт, финансы и др.)
Результат – достаточно общая теория, не ограниченная изученными фирмами
Слайд 19Модели управления
Разделение собственности и контроля
Поведение менеджеров не сводится к инструментальным
функциям. Менеджер, подобно другим экономическим субъектам, действует, руководствуясь собственными интересамиЦель
- максимизация продаж или объема выручки (выбор объема производства на уровне выше максимизирующего прибыль)
Возможные объяснения : уменьшение рыночной доли, потеря каналов сбыта и привлекательности фирмы
Слайд 21Управленческий маржинализм
Соединение максимизации прибыли с другими (2-3)
управленческими целями в
единой формуле «максимизирующего
поведения»
Денежное вознаграждение и привилегии
Число подчиненных
Контроль инвестиционных расходов
Слайд 22Институциональные теории
Фирма противопоставляется рынку как внутреннее
производство (in-house) внешнему и
рассматривается как
совокупность долгосрочных контрактов (рынок – совокупность
относительно краткосрочных
контрактов)
Теория прав собственности: фирма – это пучок прав собственности на набор материальных и нематериальных активов, Владелец (собственник) активов обладает правом на окончательный контроль за его использованием и определяет варианты его применения, если они не оговорены в контракте («несовершенные» контракты)
Теории трансакционной экономики: фирма – способ минимизации трансакционных издержек
Слайд 23Литература
Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М. 1990. Гл.1.
Коуз Р.Г.
Природа фирмы. В сб. «Теория фирмы». С-Пб. 1995.
Махлуп Ф. Теории
фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие. В сб. «Теория фирмы».
Р.М.Нуреев. Курс микроэкономики. 2 издание, измененное. М. 2008
Вольчик В.В. Лекции по экономике отраслевых рынков. http://economics.boom.ru/Lecture3.htm
Розанова Н.М., Зороастрова И.В. Микроэкономика фирмы
http://www.intuit.ru/department/itmngt/microecon/11/1.html