Слайд 1ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема: Средства адаптивной физической культуры.
Слайд 2Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными
возможностями в любом возрасте, особенно на растущий организм с нарушениями
в развитии. Они:
1) укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц;
2) улучшают крово и лимфообращение, обмен веществ;
3) благоприятно влияют на центральную нервную систему (ЦНС), повышают работоспособность коры головного мозга и устойчивость к сильным раздражителям;
4) улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС и взаимодействие двух сигнальных систем;
5) улучшают функции сенсорных систем.
Слайд 4Развитие психических и физических способностей в упражнениях с ходьбой
Слайд 5В таблице показано только одно циклическое упражнение – ходьба как
средство коррекции физических и психических способностей детей дошкольного и школьного
возраста с нарушениями в развитии: коррекции равновесия, быстроты реакции и переключения, дифференцировки усилий, расстояния, ритма и темпа движений, ориентировки в пространстве, мелкой моторики, осанки, подвижности в суставах, развития внимания, воображения, сопряженной речи, словарного запаса и др.
Аналогичными возможностями обладают все физические упражнения – бег, метание, прыжки, плавание, подвижные и спортивные игры и т.п. От адекватности подбора физических упражнений, рациональной организации условий и способов педагогических воздействий зависит успешность решения всего комплекса задач адаптивной физической культуры.
Слайд 6Для разных нозологических групп инвалидов в качестве дополни-тельных используются средства
медицинской и психологической реабилитации, которые не относятся к средствам адаптивной
физической культуры, но их сочетание с занятиями физическими упражнениями усиливают эффект комплексного воздействия на организм человека. К этим средствам относятся: аппаратная физиотерапия, электростимуляция, массаж, мануальная терапия, иглорефлексотерапия, фитотерапия, души (пылевой, дождевой, игольчатый, Шарко, подводный и др.), водолечебные ванны (минеральные, радоновые, грязевые, угле-кислые, кислородные и др.), бани (парные и сауны), средства психологического воздействия: электросон, гипноз, психотерапия, психокоррекция, психоконсультирование, психотренинги и др. (В.М. Боголюбов, 1998; А.И. Колчев, 1999).
Однако их применение для разных лиц имеет множество индивидуальных противопоказаний, поэтому назначение физиотерапевтических процедур должно осуществляться врачами и строго ими контролироваться.
Слайд 7Контрольные вопросы и задания
1. Какие две группы задач решаются в
адаптивной физической культуре?
2. Перечислите наиболее важные общие задачи адаптивной физической
культуры.
3. Какие виды коррекционно-развивающих задач вам известны?
4. Что относится к средствам адаптивной физической культуры?
5. Какое влияние оказывают упражнения на организм лиц с отклонениями в состоянии здоровья?
6. Приведите примеры классификации физических упражнений по 3–4 классификационным признакам.
7. Приведите примеры использования ходьбы для коррекции психических и физических способностей детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в развитии.
8. Какие факторы относятся к естественно-средовым?
9. Раскройте значение гигиенических факторов в адаптивной физической культуре.