Слайд 1Теория и технология экологического образования детей
Слайд 2Материалы для подготовки
Теория и технология экологического образования детей дошкольного возраста
: монография [Текст] / Е.Б. Быстрай, Н.Е. Пермякова, Б.А. Артеменко,
Н.В. Калашников, С.Д. Кириенко. – Челябинск : Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – 221 с.
http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/1365/Теория%20и%20технология%20экологического%20образования%20детей%20дошкольного%20возраста.pdf?sequence=1&isAllowed=y
Слайд 4Гончарова Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие
для студентов высших педагогических учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.
гуманит. ун-та, 2008. — 335 с.
http://nvsu.ru/ru/Intellekt/1130/Goncharova%20E.V.%20Teoriya%20i%20tehnologii%20ekologicheskogo%20obrazovaniya%20doshkolnikov%20-%20Uchebnoe%20posobie%20-%202008.pdf
Слайд 6Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие
/ сост. Е.А. Сидякина. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2013.
– 79 с.
https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/3375/1/Сидякина%201-08-12.pdf
Слайд 8План
1. Теория и технология экологического образования (ТиТЭО) как дисциплина.
2. Экологическое
образование в детском саду.
3. Технологический подход к экологическому образованию.
4. Формирование
представлений у детей дошкольного возраста.
5. Методы экологического образования.
Слайд 91. ТиТЭО как дисциплина
ТиТЭО – дисциплина, изучающая процесс экологического образования
детей дошкольного возраста.
Объект: процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет: содержание,
методы, приемы, средства, технологии и др. компоненты экологического образования.
Слайд 11ТиТЭО
Цель – эффективность процесса э.о.
Задачи:
-Зачем? Цель
э.о. в дошкольном возрасте
-Чему? Содержание
э.о.
-Как? Методы э.о.
-Каким образом? Диагностика э.о.
Слайд 122. Экологическое образование в детском саду
Экологическое образование дошкольников - непрерывный
процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его
экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Слайд 13Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных
и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения
человека и природы.
Экологическая культура - это показатель личности, понимающей ценность природы, обладающей системой экологических знаний, экологическим сознанием, занимающейся экологической деятельностью, а также доброжелательно относящейся к природе [Исламова К.И., Алматы, 2001]
Слайд 14Экологическая культура – это показатель нравственного воспитания личности, которая отличается
доброжелательным отношением к окружающей среде, имеющая чувство ответственности перед предками
и будущим поколением в сохранении, охране, защите всех объектов неживой и живой природы, владеющая основами экологических знаний, умений и навыков, сознающая себя частью природы, занимающаяся природоохранной деятельностью, передающая свой опыт, знания и навыки другим.
Дулатова Г. Е. Современные определения экологической культуры // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 96-99
Слайд 15Экологическое сознание – способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с
природой, зависимость благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной
среды и использования этого понимания в практической деятельности. (EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010)
Экологическое сознание - это форма общественного сознания, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотиваций, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно практику отношений между человеком и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы "общество-природа"
Слайд 16Структура экологического сознания
Рациональный компонент
Чувственно-эмоциональный компонент
Поведенческий компонент
Для благоприятного формирования экологического сознания необходимы соответствующие законы, общественное
мнение и экологическое воспитание и образование с детских лет.
Слайд 17Основные этапы развития методики
I этап – идеи о влиянии
природы на всестороннее развитие ребенка (XVII -Я.А.Коменский, XVIII –Ж.Ж.Руссо, XVIII-XIX
– И.Г.Песталоцци, XIX-XX – К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова)
II этап с 1919-1980-е – становление и развитие ознакомления детей с природой (В.Г.Грецова (1971), А.В. Запорожец, Л.С.Выготский; Н.Н.Подъяков, Е.И. Радина, А.П. Усова (1970-1980) и др.)
III этап – с конца 1980-х г. - теория и методика экологического образования детей (С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова)
Слайд 18Этапы Э.О.
I этап – 1970-1980 г. природоохранное образование
II этап с
1980-1992 – экологическое образование
III этап – с 1992 г. –
экологическое образование как фактор устойчивого развития
Слайд 19Основные аспекты экологического образования
Научный (естественные, социальные, технические закономерности понятия, представления
и термины, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в
их взаимосвязи) – система знаний (представлений)
Ценностный – осознание природы как универсальной ценности (познавательная, эстетическая, санитарно-гигиеническая и др.)
Слайд 20Нормативный – система моральных и правовых принципов, норм и правил,
предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям антиобщественного
поведения в природе (правила поведения).
Деятельностный - деятельность, направленная на овладение приемами целевого и вероятностного мышления в области комплексной экологии, приобретение опыта, принятия экологических решений, внесение реального вклада в изучение и охрану экосистем, пропаганду экологических идей. (Деятельность)
Слайд 21Концепция экологического воспитания (С.Н.Николаева, 1996)
Цель э.в.- формирование начал экологической культуры
– становление осознанно правильного отношения к природе во всем ее
многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, создающим на основе ее богатств материальные и духовные ценности, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья, их зависимость от окружающей среды, осознание своих умений созидательного взаимодействия с природой.
Слайд 22Содержание э.в. включает два аспекта:
1. Передача экологических знаний
2. Трансформация знаний
в отношения
Отношение складывается из познавательного, эстетического и гуманистического компонента
Познавательный –
ярко выраженный интерес к природе
Эстетический – проявление внимания к внешним качествам явления и оценка
Гуманистический - сочувствие, обеспокоенность, готовность к помощи
Слайд 23Экологическое образование в рамках ФГОС ДО
С 01 января 2014 года
вступил в силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Завершение перехода на новый стандарт в дошкольном образовании к 2016 году.
Слайд 24ФГОС ДО
ФГОС ДО - совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Реализация
ФГОС ДО осуществляется через образовательные Программы.
Исполнители - организации, ИП, а
также родителями или их законными представителями в форме семейного образования.
В Стандарте определены требования к структуре и объему Программы, условиям реализации и результатам освоения Программы.
Слайд 293. Технологический подход к экологическому образованию
Цель: формирование основ ЭК
Задачи: представления,
отношение, качества
Процесс: содержание, формы, методы, средства
Результат: (диагностика) достижение цели
Цель
Результат
Задачи
Процесс
Слайд 304. Формирование представлений у детей дошкольного возраста
Процесс формирования понятий
Ощущение -
отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия
их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.
Восприятие - отражение целых предметов или ситуаций объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.
Ощущение
Понятие
Восприятие
Представление
Слайд 31Восприятие: созерцание и наблюдение.
Длительные упражнения в наблюдении приводят к
развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый
взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов.
«Все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-то предметы можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут несколькими чувствами» (Коменский Я.А. Великая дидактика. // Избр. пед. соч. – М., 1982. – Т.1, с. 384)
Слайд 32Представление - чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, свободно сохраняемый
и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и
явлений на органы чувств.
Представления: памяти и воображения.
Понятие - высшая форма человеческого мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.
Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.
Слайд 34Методические приемы при формировании понятий
Выявление признаков
Сравнение
Аналогия
Абстрагирование
Постановка и разрешение проблемы
Вывод
Слайд 35Виды знаний
Факты- действительное, вполне реальное событие, явление
Сведения- известие,
информация. Знание о чем-либо. Вопросы истории, знания об выдающихся деятелях,
сведения о жизни растений и животных.
Термин - название определенного понятия
Закон – отражает существенные связи ограниченной совокупности фактов
Идея - мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты
Слайд 36Экологические знания: взаимосвязь организма со средой обитания, приспособленность (адаптация) организма
к среде обитания, среда обитания, экосистема, цепи питания, взаимодействие человека
с природой
Экологическая идея: любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни.
Слайд 37Экологические закономерности:
Закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания.
Внешнее
приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но
не находящихся в генетическом родстве.
3) Различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе индивидуального развития.
В дошкольном возрасте критериями отбора знаний являются наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.
Слайд 38Принципы отбора содержания в рамках ЭО
Научность
Регионализм
Доступность
Системность
Гуманистичность Преемственность
Прогностичность
Деятельность
Интеграция
Целостность
Конструктивизм (нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация)
Слайд 395. Методы экологического образования
Метод – способ взаимосвязанной деятельности педагога и
ребенка, направленный на решение образовательных и воспитательных задач.
Функции метода:
-
информационно-образовательная;
- эмоционально-воспитательная;
-организационно-управленческая.
Слайд 40Структура метода
- цель (например, дети 4-5 лет: метод наблюдения,
наблюдение за растениями, цель – выяснить что где растет)
-объем содержания
(одуванчик растет на лугу, никто его не сажает и никто за ним не ухаживает, цветочки превращаются в семянки с пушинками-парашютиками, которые разносятся ветром; анютины глазки растут на клумбе, их сажают люди для красоты и ухаживают за ним)
- обобщение, вывод (есть растения, которые растут в природе сами, а есть которые растут на клумбе, их сажают люди).
Слайд 41Классификация методов
По источнику знания:
- словесные (рассказ, беседа, чтение детской
литературы, экологические сказки)
-наглядные (демонстрация натуральных объектов, демонстрация изобразительных средств, демонстрация
опытов, демонстрация с использованием технических средств)
-практические (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, исследование, проект)
- игровые (дидактические игры)
Слайд 42Методические приемы
Методический прием – часть метода, с помощью которой он
реализуется.
Различают: - логические приемы (сравнение, выявление признаков, постановка проблемы, вывод
и др.)
- игровые приемы (загадки, элементы интриги, сюрпризы и др.)
-организационные приемы (работа с группой детей, со всем коллективом, индивидуально, расположение детей полукругом стоя, сидя за столиками, сидя на диване, сидя на ковре и т.п.)
- технические (техническое исполнение, либо привлечение наглядных пособий или технических средств) Например, читая рассказ, фоном можно включить музыку.