Разделы презентаций


Теория и технология экологического образования детей

Содержание

Материалы для подготовкиТеория и технология экологического образования детей дошкольного возраста : монография [Текст] / Е.Б. Быстрай, Н.Е. Пермякова, Б.А. Артеменко, Н.В. Калашников, С.Д. Кириенко. – Челябинск : Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теория и технология экологического образования детей

Теория и технология экологического образования детей

Слайд 2Материалы для подготовки
Теория и технология экологического образования детей дошкольного возраста

: монография [Текст] / Е.Б. Быстрай, Н.Е. Пермякова, Б.А. Артеменко,

Н.В. Калашников, С.Д. Кириенко. – Челябинск : Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – 221 с.
http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/1365/Теория%20и%20технология%20экологического%20образования%20детей%20дошкольного%20возраста.pdf?sequence=1&isAllowed=y
Материалы для подготовкиТеория и технология экологического образования детей дошкольного возраста : монография [Текст] / Е.Б. Быстрай, Н.Е.

Слайд 4Гончарова Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие

для студентов высших педагогических учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.

гуманит. ун-та, 2008. — 335 с.
http://nvsu.ru/ru/Intellekt/1130/Goncharova%20E.V.%20Teoriya%20i%20tehnologii%20ekologicheskogo%20obrazovaniya%20doshkolnikov%20-%20Uchebnoe%20posobie%20-%202008.pdf
Гончарова Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. —

Слайд 6Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие

/ сост. Е.А. Сидякина. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2013.

– 79 с.

https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/3375/1/Сидякина%201-08-12.pdf

Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / сост. Е.А. Сидякина. – Тольятти :

Слайд 8План
1. Теория и технология экологического образования (ТиТЭО) как дисциплина.
2. Экологическое

образование в детском саду.
3. Технологический подход к экологическому образованию.
4. Формирование

представлений у детей дошкольного возраста.
5. Методы экологического образования.





План1. Теория и технология экологического образования (ТиТЭО) как дисциплина.2. Экологическое образование в детском саду.3. Технологический подход к

Слайд 91. ТиТЭО как дисциплина
ТиТЭО – дисциплина, изучающая процесс экологического образования

детей дошкольного возраста.
Объект: процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет: содержание,

методы, приемы, средства, технологии и др. компоненты экологического образования.
1. ТиТЭО как дисциплинаТиТЭО – дисциплина, изучающая процесс экологического образования детей дошкольного возраста.Объект: процесс экологического образования детей

Слайд 10Сравните

Сравните

Слайд 11ТиТЭО
Цель – эффективность процесса э.о.
Задачи:
-Зачем? Цель

э.о. в дошкольном возрасте
-Чему? Содержание

э.о.
-Как? Методы э.о.
-Каким образом? Диагностика э.о.
ТиТЭОЦель – эффективность процесса э.о.Задачи:-Зачем?     Цель э.о. в дошкольном возрасте-Чему?

Слайд 122. Экологическое образование в детском саду
Экологическое образование дошкольников - непрерывный

процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его

экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

2. Экологическое образование в детском садуЭкологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный

Слайд 13Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных

и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения

человека и природы.
Экологическая культура - это показатель личности, понимающей ценность природы, обладающей системой экологических знаний, экологическим сознанием, занимающейся экологической деятельностью, а также доброжелательно относящейся к природе [Исламова К.И., Алматы, 2001]



Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и

Слайд 14Экологическая культура – это показатель нравственного воспитания личности, которая отличается

доброжелательным отношением к окружающей среде, имеющая чувство ответственности перед предками

и будущим поколением в сохранении, охране, защите всех объектов неживой и живой природы, владеющая основами экологических знаний, умений и навыков, сознающая себя частью природы, занимающаяся природоохранной деятельностью, передающая свой опыт, знания и навыки другим.
Дулатова Г. Е. Современные определения экологической культуры // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 96-99

Экологическая культура – это показатель нравственного воспитания личности, которая отличается доброжелательным отношением к окружающей среде, имеющая чувство

Слайд 15Экологическое сознание – способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с

природой, зависимость благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной

среды и использования этого понимания в практической деятельности. (EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010)
Экологическое сознание - это форма общественного сознания, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотиваций, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно практику отношений между человеком и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы "общество-природа"
Экологическое сознание – способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия людей от целостности и

Слайд 16Структура экологического сознания
Рациональный компонент
Чувственно-эмоциональный компонент
Поведенческий компонент

Для благоприятного формирования экологического сознания необходимы соответствующие законы, общественное

мнение и экологическое воспитание и образование с детских лет.

Структура экологического сознанияРациональный компонентЧувственно-эмоциональный компонентПоведенческий компонент      Для благоприятного формирования экологического сознания необходимы

Слайд 17Основные этапы развития методики
I этап – идеи о влиянии

природы на всестороннее развитие ребенка (XVII -Я.А.Коменский, XVIII –Ж.Ж.Руссо, XVIII-XIX

– И.Г.Песталоцци, XIX-XX – К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова)
II этап с 1919-1980-е – становление и развитие ознакомления детей с природой (В.Г.Грецова (1971), А.В. Запорожец, Л.С.Выготский; Н.Н.Подъяков, Е.И. Радина, А.П. Усова (1970-1980) и др.)
III этап – с конца 1980-х г. - теория и методика экологического образования детей (С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова)
Основные этапы развития методики I этап – идеи о влиянии природы на всестороннее развитие ребенка (XVII -Я.А.Коменский,

Слайд 18Этапы Э.О.
I этап – 1970-1980 г. природоохранное образование
II этап с

1980-1992 – экологическое образование
III этап – с 1992 г. –

экологическое образование как фактор устойчивого развития
Этапы Э.О.I этап – 1970-1980 г. природоохранное образованиеII этап с 1980-1992 – экологическое образованиеIII этап – с

Слайд 19Основные аспекты экологического образования
Научный (естественные, социальные, технические закономерности понятия, представления

и термины, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в

их взаимосвязи) – система знаний (представлений)
Ценностный – осознание природы как универсальной ценности (познавательная, эстетическая, санитарно-гигиеническая и др.)

Основные аспекты экологического образованияНаучный (естественные, социальные, технические закономерности понятия, представления и термины, которые характеризуют человека, труд, природу

Слайд 20Нормативный – система моральных и правовых принципов, норм и правил,

предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям антиобщественного

поведения в природе (правила поведения).
Деятельностный - деятельность, направленная на овладение приемами целевого и вероятностного мышления в области комплексной экологии, приобретение опыта, принятия экологических решений, внесение реального вклада в изучение и охрану экосистем, пропаганду экологических идей. (Деятельность)

Нормативный – система моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к

Слайд 21Концепция экологического воспитания (С.Н.Николаева, 1996)
Цель э.в.- формирование начал экологической культуры

– становление осознанно правильного отношения к природе во всем ее

многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, создающим на основе ее богатств материальные и духовные ценности, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья, их зависимость от окружающей среды, осознание своих умений созидательного взаимодействия с природой.
Концепция экологического воспитания (С.Н.Николаева, 1996)Цель э.в.- формирование начал экологической культуры – становление осознанно правильного отношения к природе

Слайд 22Содержание э.в. включает два аспекта:
1. Передача экологических знаний
2. Трансформация знаний

в отношения
Отношение складывается из познавательного, эстетического и гуманистического компонента
Познавательный –

ярко выраженный интерес к природе
Эстетический – проявление внимания к внешним качествам явления и оценка
Гуманистический - сочувствие, обеспокоенность, готовность к помощи


Содержание э.в. включает два аспекта:1. Передача экологических знаний2. Трансформация знаний в отношенияОтношение складывается из познавательного, эстетического и

Слайд 23Экологическое образование в рамках ФГОС ДО
С 01 января 2014 года

вступил в силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

№ 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Завершение перехода на новый стандарт в дошкольном образовании к 2016 году.
Экологическое образование в рамках ФГОС ДОС 01 января 2014 года вступил в силу Приказ Министерства образования и

Слайд 24ФГОС ДО
ФГОС ДО - совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Реализация

ФГОС ДО осуществляется через образовательные Программы.
Исполнители - организации, ИП, а

также родителями или их законными представителями в форме семейного образования.
В Стандарте определены требования к структуре и объему Программы, условиям реализации и результатам освоения Программы.
ФГОС ДОФГОС ДО - совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.Реализация ФГОС ДО осуществляется через образовательные Программы.Исполнители -

Слайд 25Реализация ЭО

Реализация ЭО

Слайд 26Реализация ЭО

Реализация ЭО

Слайд 27Реализация ЭО

Реализация ЭО

Слайд 28Реализация ЭО

Реализация ЭО

Слайд 293. Технологический подход к экологическому образованию




Цель: формирование основ ЭК
Задачи: представления,

отношение, качества
Процесс: содержание, формы, методы, средства
Результат: (диагностика) достижение цели
Цель
Результат
Задачи
Процесс

3. Технологический подход к экологическому образованиюЦель: формирование основ ЭКЗадачи: представления, отношение, качестваПроцесс: содержание, формы, методы, средстваРезультат: (диагностика)

Слайд 304. Формирование представлений у детей дошкольного возраста
Процесс формирования понятий


Ощущение -

отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия

их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.
Восприятие - отражение целых предметов или ситуаций объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.

Ощущение

Понятие

Восприятие

Представление

4. Формирование представлений у детей дошкольного возрастаПроцесс формирования понятийОщущение - отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее

Слайд 31Восприятие: созерцание и наблюдение.
Длительные упражнения в наблюдении приводят к

развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый

взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов.
«Все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-то предметы можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут несколькими чувствами» (Коменский Я.А. Великая дидактика. // Избр. пед. соч. – М., 1982. – Т.1, с. 384)
Восприятие: созерцание и наблюдение. Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но

Слайд 32Представление - чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, свободно сохраняемый

и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и

явлений на органы чувств.
Представления: памяти и воображения.
Понятие - высшая форма человеческого мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.
Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.
Представление - чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, свободно сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия

Слайд 34Методические приемы при формировании понятий
Выявление признаков
Сравнение
Аналогия
Абстрагирование
Постановка и разрешение проблемы
Вывод

Методические приемы при формировании понятий Выявление признаковСравнениеАналогияАбстрагированиеПостановка и разрешение проблемыВывод

Слайд 35Виды знаний
Факты- действительное, вполне реальное событие, явление
Сведения- известие,

информация. Знание о чем-либо. Вопросы истории, знания об выдающихся деятелях,

сведения о жизни растений и животных.
Термин - название определенного понятия
Закон – отражает существенные связи ограниченной совокупности фактов
Идея - мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты

Виды знаний Факты- действительное, вполне реальное событие, явление Сведения- известие, информация. Знание о чем-либо. Вопросы истории, знания

Слайд 36Экологические знания: взаимосвязь организма со средой обитания, приспособленность (адаптация) организма

к среде обитания, среда обитания, экосистема, цепи питания, взаимодействие человека

с природой
Экологическая идея: любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни.

Экологические знания: взаимосвязь организма со средой обитания, приспособленность (адаптация) организма к среде обитания, среда обитания, экосистема, цепи

Слайд 37Экологические закономерности:
Закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания.
Внешнее

приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но

не находящихся в генетическом родстве.
3) Различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе индивидуального развития.
В дошкольном возрасте критериями отбора знаний являются наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.
Экологические закономерности:Закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания.Внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в

Слайд 38Принципы отбора содержания в рамках ЭО
Научность

Регионализм
Доступность

Системность
Гуманистичность Преемственность
Прогностичность
Деятельность
Интеграция
Целостность
Конструктивизм (нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация)
Принципы отбора содержания в рамках ЭОНаучность

Слайд 395. Методы экологического образования
Метод – способ взаимосвязанной деятельности педагога и

ребенка, направленный на решение образовательных и воспитательных задач.
Функции метода:
-

информационно-образовательная;
- эмоционально-воспитательная;
-организационно-управленческая.

5. Методы экологического образованияМетод – способ взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, направленный на решение образовательных и воспитательных

Слайд 40Структура метода
- цель (например, дети 4-5 лет: метод наблюдения,

наблюдение за растениями, цель – выяснить что где растет)
-объем содержания

(одуванчик растет на лугу, никто его не сажает и никто за ним не ухаживает, цветочки превращаются в семянки с пушинками-парашютиками, которые разносятся ветром; анютины глазки растут на клумбе, их сажают люди для красоты и ухаживают за ним)
- обобщение, вывод (есть растения, которые растут в природе сами, а есть которые растут на клумбе, их сажают люди).

Структура метода - цель (например, дети 4-5 лет: метод наблюдения, наблюдение за растениями, цель – выяснить что

Слайд 41Классификация методов
По источнику знания:
- словесные (рассказ, беседа, чтение детской

литературы, экологические сказки)
-наглядные (демонстрация натуральных объектов, демонстрация изобразительных средств, демонстрация

опытов, демонстрация с использованием технических средств)
-практические (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, исследование, проект)
- игровые (дидактические игры)

Классификация методов По источнику знания:- словесные (рассказ, беседа, чтение детской литературы, экологические сказки)-наглядные (демонстрация натуральных объектов, демонстрация

Слайд 42Методические приемы
Методический прием – часть метода, с помощью которой он

реализуется.
Различают: - логические приемы (сравнение, выявление признаков, постановка проблемы, вывод

и др.)
- игровые приемы (загадки, элементы интриги, сюрпризы и др.)
-организационные приемы (работа с группой детей, со всем коллективом, индивидуально, расположение детей полукругом стоя, сидя за столиками, сидя на диване, сидя на ковре и т.п.)
- технические (техническое исполнение, либо привлечение наглядных пособий или технических средств) Например, читая рассказ, фоном можно включить музыку.
Методические приемыМетодический прием – часть метода, с помощью которой он реализуется.Различают: - логические приемы (сравнение, выявление признаков,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика