Слайд 1Теория организации и управления
Слайд 2Ключевые понятия
«Организация» (от лат. oгganizo) — делать сообща, стройный вид,
устраивать
Группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения
общих целей
Слайд 3Ключевые понятия
. Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с
определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения
общей цели или целей
Организация как воздействие — это упорядочение или налаживание какого-либо объекта
Слайд 4Организация как процесс, как явление
Организация как явление - это объединение людей,
деятельность которых направлена на достижение общей цели с помощью определенных
процедур, норм, правил
Организация как процесс представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между
частями целого
Слайд 5Управление – это:
деятельность субъекта
по изменению объекта для
достижения некоторой цели
Управление как функция может рассматриваться как
целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их действия на достижение желаемых целей
Управление как процесс — это совокупность управленческих действий, направленных на достижение поставленных целей
Управление как аппарат — совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определенных целей
Слайд 6Теория управления (ТУ)
наука о принципах и методах управления различными системами,
процессами и объектами
Слайд 7Объект ТУ
управленческие отношения, то есть такие социальные отношения, которые складываются
между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и
учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними
Слайд 8Предмет ТУ
сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу
организации их совместной жизни
• механизм управления различными социально-экономическими системами и
их регулирование
• механизм самоорганизации и саморегулирования
• технологии и методика процесса управления
• структурные элементы системы управления
• принципы, методы управления и т. д.
Слайд 9 Теория организации (ТО)
это область научного знания
об общих закономерностях образования, устройства функционирования и развития организаций —
сложных динамических систем, имеющих цель
как самостоятельная область знаний имеет свой понятийный аппарат, объект и предмет исследования
Слайд 10Объект и предмет ТО
Объект: социальные организации, т. е. организации, объединяющие
людей
Предмет: организационные отношения между работниками по поводу совместного труда,
выражающие нормы объединения людей и вещественных факторов производства
Слайд 11Роль законов в теории организации
Основополагающие законы организации:
закон синергии
самосохранения
развития
Слайд 12 Закон синергии
Синергия – процесс существенного усиления или
ослабления потенциала какой-либо материальной системы
Он предназначен для создания условий позитивного
развития организации
Организация включает в себя производственный, научный, технический, кадровый потенциал, микроклимат, имидж организации, организационную культуру и т.д.
Слайд 13Признаки достижения эффекта синергии в организации:
улучшение психологического климата в коллективе
рост числа предложений по совершенствованию производства и управления
сокращение количества оперативных
вопросов, включаемых в повестку совещаний, увеличение количества стратегических вопросов
повышение профессионального уровня работников
Слайд 14Признаки достижения эффекта синергии в организации:
доверие к компании
постоянный спрос
на продукцию предприятия
благотворительная деятельность организации
устойчивость организации к небольшим внешним возмущающим
воздействиям
снижение заболеваний
Слайд 15Закон самосохранения:
Каждая материальная система стремится сохранить себя и использует для
этого весь свой потенциал
Общая сумма созидательных ресурсов должна быть больше
суммы разрушительных ресурсов
Слайд 16Повысить ресурсы организации могут следующие меры:
Иметь в запасе новую технологию
Постоянно
повышать профессионализм персонала
Уметь поддерживать связи с внешней средой
Обладать информацией о
деятельности конкурентов
Создать союзы взаимного страхования с аналогичными организациями
Основном капитале организации увеличить долю ликвидного имущества
Иметь дополнительный источник существования
Слайд 17 Закон развития
Развитие – необратимое
направленное закономерное изменение материи и сознания
Каждая материальная система стремится к
достижению наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла (порога нечувствительности, внедрения, роста, зрелости, насыщения, спада, краха и ликвидации)
Слайд 18Организация как социальная система имеет
следующие отличительные черты:
1. Организация — целевая
система
(создается для достижения определенных целей)
2. Члены организации представляют собой
управляемую общность людей, объединенных для достижения общей цели
3. Организации свойственна иерархичность, которую можно
представить в виде системы подчинения с единым управляющим центром
Таким образом, организация представляет собой систему, в которой люди иерархически соединены в общность для достижения цели
Слайд 19Подсистемы организации:
Техническая подсистема (технические устройства технологические процессы)
Биологическая подсистема (флора и
фауна)
Социальная подсистема (люди и социальные отношения)
Слайд 20Виды организаций:
Организация формальная, имеющая административно-юридический статус и ставящая индивида в
зависимость от обезличенных функциональных связей и норм поведения
Организация неформальная, представляющая
собой общность людей, сплачиваемую личным выбором и непосредственными внедолжностными контактами
Слайд 21Организация в правовом соотношении рассматривается в четырех формах:
юридическое лицо, зарегистрированное
в государственном органе, имеет печать и счет в банке
неюридическое лицо,
зарегистрированное в государственном органе (подразделения юридического лица, простое товарищество, филиалы)
неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе, но не имеющее печати (ИП без образования юридического лица)
неформальная организация граждан (например, рыболовы, игроки в домино, активисты жилого дома)
Слайд 22Структура организации
—это устойчивые взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и
работниками организации
Слайд 23Линейная структура
В основе - принцип единоначалия, по которому каждый исполнитель
получает распоряжение и отчитывается только перед одним руководителем
Слайд 24Функциональная структура
Функциональные структуры предполагают, что каждый орган управления специализирован на
выполнении отдельных функций на всех уровнях управления. Такие структуры используются
в управлении организациями с массовым или крупносерийным типам производства
Слайд 25Линейно-функциональная структуризация
— Обеспечивают такое разделение управленческого труда, при котором линейные
звенья управления командуют, а функциональные (подразделения по маркетингу, финансам, персоналу)
консультируют, помогают в разработке конкретных вопросов
Слайд 27Линейно-штабная структура
Такая структура характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые
по факту не имеют права принятия решений. Главная их задача
— оказывать помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления (служба контроля, отделы координации и анализа, группа сетевого планирования, социологические и юридические службы)
Слайд 28Дивизиональная структуризация
— это процесс деления организации на отдельные элементы, специализирующиеся
по рынкам сбыта
Слайд 29Дивизиональная (продуктовая) структура
это процесс деления организации на отдельные элементы, специализирующиеся
по видам продукции, обладающие хозяйственной самостоятельностью и подчиняющиеся главной штаб-квартире
организации по вопросам продуктовой политики
Слайд 30Матричная структура
Эта структура самая сложная из существующих. Отличительная особенность матричной
структуры — подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня
Слайд 31Жизненный цикл организации
— это система предсказуемых изменений с определенной
последовательностью состояний, которые организация проходит в течение определенного времени: от
момента ее рождения до момента ее ликвидации
Слайд 33Становление
поиск единомышленников
подготовка к реализации идеи
юридическое оформление организации
набор операционного
персонала
выпуск первой партии продукта
Слайд 34Становление
Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны
Контроль основан на личном участии
руководителя во всех рабочих процессах
Организация не формализована и не бюрократизирована,
для неё характерна простая структура управления
Слайд 35На этапе становления важно определить стратегию конкурентной борьбы
Силовая стратегия, действующая
в сфере крупного производства товаров и услуг
Приспособительная стратегия: направлена на
удовлетворение индивидуальных потребностей конкретного человека
Нишевая стратегия - глубокая специализация производства — то, что организация может делать лучше других
Слайд 36Рост
период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии
развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства)
идёт активное освоение рынка,
рост интеграции особенно интенсивен
Слайд 37Для стадии роста характерно:
увеличение числа сотрудников
разделение труда и рост специализации
более
формальные и обезличенные коммуникации
внедрение систем стимулирования, бюджетирования и стандартизации работ
и др.
Слайд 38На стадии роста:
согласовываются цели, происходит формирование видения организации как отдельной
сущности
осознание её взаимоотношений с внешней средой
формируются правила взаимного
сосуществования членов организации
Слайд 39Зрелость
структура становится более сложной и иерархической
формализуются политика и распределение
ответственности
Децентрализация и диверсификация
Слайд 40Упадок
период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли
организация ищет
новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание
конфликтов, централизация)
Слайд 41Упадок
Стадия старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей
средой, которое выражается или в появлении конкурентов на занятом рынке
или в исчезновении рынка
Слайд 45Самостоятельная работа
1. Основополагающие идеи и теории организации (сделать таблицу –
автор – основные идеи)
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/36060/1/978-5-7996-1564-2_2015.pdf
2. Фазы жизни организации и управленческие
роли по Адизесу
http://powerbranding.ru/biznes-analiz/olc-models/adizes-theory/)
https://iiba.ru/styles-paei-administration-adizes/
Слайд 46Основополагающие идеи и теории организации
Томсон –показалразницумеждуоткрытымиизакрытымисистемамииобосновалсвязьмеждувнешнейсредойиструктуройорганизации
Чандлер –установил,чтотребованиявнешнейсредыдиктуютнеобходимостьизменениястратегиикомпаниии,какследствие,изменяетсяорганизационнаяструктура
Слайд 47Основополагающие идеи и теории организации
Макгрегор–управляющийформируетотношениясподчиненнымивсоответствиисосвоимипредставлениямиоработниках,награды –всоответствиисвыполнениемзадания
Бернард–властьэтоинформационнаясвязь,успехорганизациизависитотстепениудовлетворенностиеечленов,сотрудничествоприводитксогласованныхэффективнымдействиям
Слайд 48Основополагающие идеи и теории организации
Лоуренс и Лорш –длястабильныхфирмхарактерныфункциональнаяструктураипростыесхемыконтроля,вдинамичнойсредеорганизацииимеютсложнуюсистемууправления
Слайд 49Основополагающие идеи и теории организации
Мэйо –разделениеинормированиетруданевсегдаведутквысокойпроизводительности
Вебер –ворганизациидолжнабытьстрогаяиерархия,назначениенадолжностивсоответствиисквалификациейизаслугами
Слайд 50Основополагающие идеи и теории организации
Файоль –четкиецелиорганизации,единыйцентруправленияиконтроля,инициативапоощряется
Тейлор –разделениетруда,рольиндивидуальныхспособностей,измерениетрудаприпомощиединицывремени
Слайд 51Основополагающие идеи и теории организации
Марч, Сайерт, Саймон – концепция «Организации
как мусорной корзины», которая характерна для организованной анархии