Слайд 1ТЕОРИЯ
принятиЯ решений
Тихомирова Анна Николаевна
anna@butovo.com
Слайд 2Занятие 2.
Принятие решений на основе метода анализа иерархий.
Слайд 3Введение
Разработал в 1970 процедуру поддержки принятия решений
"Analityc hierarchy process"
(AHP).
В России эту процедуру назвали "Метод анализа иерархий" (МАИ).
Томас
Саати
американский математик
Слайд 4Метод анализа иерархий
Метод состоит в декомпозиции проблемы на все более
простые составляющие части и дальнейшей обработке последовательности суждений лица, принимающего
решения, на основе парных сравнений.
Основная цель исследования и все факторы, в той или иной степени влияющие на достижение цели, распределяются по уровням в зависимости от степени и характера влияния.
Слайд 5Метод анализа иерархий
На первом уровне иерархии всегда находится одна вершина
– цель проводимого исследования.
Второй уровень иерархии составляют критерии, непосредственно
влияющие на достижение цели. При этом каждый критерий представляется в строящейся иерархии вершиной, соединенной с вершиной 1-го уровня.
Третий уровень составляют критерии, от которых зависят вершины 2-го уровня. И так далее.
На последний уровень обычно выносятся альтернативы
Слайд 8Этап №1. Формулировка цели, выбор критериев и альтернатив
Цель – желаемое
состояние системы
Альтернативы – совокупность различных способов достижения поставленной цели.
Критерии оценки
альтернатив – показатели привлекательности (или непривлекательности) альтернатив для участников процесса выбора решения.
Именно оценка критериев служит базой
для выбора наилучшей альтернативы.
Слайд 9Этап №2. Построение дерева иерархии проблемы
Начинается с вершины (цели), через
промежуточные уровни (перечень критериев) к самому нижнему уровню (перечень альтернатив).
Уровней критериев может быть несколько.
Иерархическая структура — это графическое представление проблемы в виде перевернутого дерева, где каждый элемент, за исключением самого верхнего, зависит от одного или более выше расположенных элементов.
Слайд 11Этап №3. Определение относительной важности
Если принимается метод попарного сравнения,
то строится множество матриц парных сравнений.
Для этого в иерархии
выделяют элементы двух типов: элементы-«родители» и элементы-«потомки».
Элементы-«потомки» воздействуют на соответствующие элементы вышестоящего уровня иерархии, являющиеся по отношению к ним элементами-«родителями».
Матрицы парных сравнений строятся для всех элементов-«потомков», относящихся к соответствующему элементу-«родителю».
Слайд 12Этап №3. Определение относительной важности
Для каждого элемента-«родителя» строится квадратная
матрица размерностью, равной числу элементов n более низкого уровня (А1,
А2, …, Аn), являющегося его элементом-«потомком».
A = (aij ) (i, j = 1, 2,…, n)
Если элементы (А1, А2, …, Аn) могут быть оценены количественно по какому-либо параметру (вес, стоимость, время и т.д.), то их парное сравнение можно осуществить, сравнивая между собой количественные значения данного параметра для каждого элемента (β1, β2, …, βn). Тогда в соответствующие клетки матриц заносятся отношения этих количественных значений.
Если значения (β1, β2, …, βn) неизвестны заранее, то парное сравнение элементов (А1, А2, …, Аn) производится с использованием субъективных суждений, численно оцениваемых по шкале относительной важности.
?
Слайд 14Шкала относительной важности
?
?
?
?
Слайд 15Правила сравнения
Если элемент Аi доминирует над элементом Аj, то клетка
на пересечении строки Аi и столбца Аj заполняется числовым значением
в соответствии со шкалой относительной важности, а клетка на пересечении строки Аj и столбца Аi – обратной к этому значению дробью.
Если aij = α , то aji = 1/α , α ≠ 0 .
Если элемент Аj доминирует над элементом Аi, то происходит обратное – в клетку на пересечении строки Аj и столбца Аi записывается числовое значение относительной важности, а в клетку на пересечении строки Аi и столбца Аj – его обратная величина (обратная дробь).
Если элементы Аi и Аj считаются одинаковыми, то в обе клетки записываются единицы, т.е. Аi имеет одинаковую с Аj относительную важность, то aij =1 , aji =1; в частности, aii =1 для всех i.
Слайд 16Этап №4. Расчет вектора приоритетов
Приоритеты — это числа, которые связаны с
элементами иерархии.
Они представляют собой относительные веса w1, w2, …,
wn элементов в каждой группе.
Подобно вероятностям, приоритеты — безразмерные величины, которые могут принимать значения от нуля до единицы.
Чем больше величина приоритета, тем более значимым является соответствующий ему элемент.
Сумма приоритетов элементов, подчиненных одному элементу выше лежащего уровня иерархии, равна единице. Приоритет цели по определению равен 1.
Слайд 17Расчет вектора приоритетов
Суммировать элементы каждой строки и нормализовать делением каждой
суммы на сумму всех элементов; сумма полученных результатов будет равна
единице. Первый элемент результирующего вектора будет приоритетом первого объекта, второй – второго объекта и т.д.
1 способ
Слайд 18Расчет вектора приоритетов
2 способ
Суммировать элементы каждого столбца и получить обратные
величины этих сумм. Нормализовать их так, чтобы их сумма равнялась
единице, разделив каждую обратную величину на сумму всех обратных величин.
Слайд 19Расчет вектора приоритетов
3 способ
Разделить элементы каждого столбца на сумму элементов
этого столбца (т. е. нормализовать столбец), затем сложить элементы каждой
полученной строки и разделить эту сумму на число элементов строки. Это – процесс усреднения по нормализованным столбцам.
Слайд 20Расчет вектора приоритетов
4 способ
Умножить n элементов каждой строки и извлечь
корень n-й степени. Нормализовать полученные числа
Слайд 22Этап №5. Определение согласованности приоритетов
Если анализируется матрица с результатами, полученными
с помощью точных физических измерений (например, высоты, массы и т.д.),
то значения элементов матрицы транзитивны: если некоторый объект А1 предпочтительнее объекта А2 в k раз, а объект А2 предпочтительнее объекта А3 в m раз, то объект А1 предпочтительнее объекта А3 в k*m раз.
В практических задачах количественная (кардинальная) и транзитивная (порядковая) согласованность нарушается, поскольку человеческие ощущения нельзя выразить точной формулой. В реальной жизни достигнуть такой точности экспертизы сложно, поэтому необходимо ввести параметр, определяющий насколько отличаются индексы согласованности для произвольной и заполненной экспертом матрицы.
Для улучшения однородности в числовых суждениях, какая бы величина aij ни была взята для сравнения i-го элемента с j-м, aij приписывается значение обратной величины, т. е. аij = 1/aij. Отсюда следует, что если один элемент в а раз предпочтительнее другого, то последний только в 1/а раз предпочтительнее первого.
Слайд 23Этап №5. Определение согласованности приоритетов
Пусть A — это квадратная матрица.
Вектор v называется собственным вектором матрицы A, если
Av =
λv, где число λ называется собственным значением матрицы A.
Таким образом преобразование, которое выполняет матрица A над вектором v, сводится к простому растяжению или сжатию с коэффициентом λ.
Для оценки однородности матрицы (согласованности суждений эксперта) необходимо использовать отклонение величины максимального* собственного значения λmax от порядка матрицы п.
*В работе далее вместо максимального собственного значения будет использоваться среднее значение различных λ.
Слайд 24Этап №5. Определение согласованности приоритетов
Для исходной матрицы посчитаем
Приоритеты
Сумма по
всем хi = 6,647.
3. Вес каждого критерия
Слайд 25Этап №5. Определение согласованности приоритетов
Умножаем матрицу относительной важности на вектор
приоритетов. Например, для первой строки (для всех остальных, аналогично).
Затем делим
каждую компоненту нового вектора на соответствующую компоненту вектора приоритетов (для всех остальных, аналогично).
Полученные значения необходимо просуммировать и разделить на число компонент вектора, получим λmax – собственное значение.
Слайд 26Этап №5. Определение согласованности приоритетов
Расчет индекса согласованности:
Расчет отношения согласованности:
СС —
среднее значение (математическое ожидание) индекса согласованности случайным образом составленной матрицы
парных сравнений, которое основано на экспериментальных данных.
Слайд 27Этап №5. Определение согласованности приоритетов
Итоговая таблица
В качестве допустимого используется значение
OС ≤ 0,10.
Если для матрицы парных сравнений отношение согласованности
OС > 0,10, то это свидетельствует о существенном нарушении логичности суждений, допущенном экспертом при заполнении матрицы, поэтому эксперту предлагается пересмотреть данные, использованные для построения матрицы, чтобы улучшить согласованность
Слайд 28Этап №6. Корректировка суждений
Найти строку i:
Заменить все aij на wi/wj
в этой строке, а в соответствующем столбце поставить их обратные
величины.
Слайд 29Этап №6. Корректировка суждений
Пересчитать вектор приоритета и значение индекса согласованности.
При
необходимости повторить пп.1-3.
Далее этапы 3, 4, 5, 6 проводятся для
всех уровней иерархии
Слайд 30Этап №7. Иерархический синтез
Составить матрицу, в которой столбцы – это
векторы приоритетов каждой из альтернатив по конкретному критерию. Если в
иерархии было N альтернатив и M критериев, то в матрице получится N строк и M столбцов
Для того, чтобы получить оценку альтернатив, необходимо умножить полученную матрицу на вектор приоритетов критериев. Т.о. будет умножена матрица размерности N*M на вектор размерности M. В результате будет получен вектор размерности N, значения элементов которого и соответствует предпочтительности альтернатив с точки зрения достижимости поставленной цели.
Из полученного вектора следует выбирать альтернативу с наибольшим значением в полученном векторе.
Слайд 31Пример -аналог задания №1 в лаб.раб.№1
Задача о выборе школы
Необходимо проанализировать
школы А, В, С на предмет их желательности с точки
зрения конкретного ребенка. Для сравнения были выбраны шесть независимых характеристик (критерии):
Учеба (У)
Друзья (Д)
Школьная жизнь (Ж)
Профессиональное обучение (П)
Подготовка к колледжу (К)
Обучение музыке (М)
Слайд 32Этап №1. Формулировка цели, выбор критериев и альтернатив
Цель: анализ школ.
Критерии:
Учеба
(У)
Друзья (Д)
Школьная жизнь (Ж)
Профессиональное обучение (П)
Подготовка к колледжу (К)
Обучение
музыке (М)
Альтернативы: школы А, В, С.
Слайд 33Этап №2. Построение дерева иерархии проблемы
Удовлетворение школой
учеба
друзья
шк. жизнь
проф. обучение
подгот. к
колледжу
обучение музыке
А
В
С
Слайд 34Этап №3. Определение относительной важности
Матрица для элемента «удовлетворение школой»,
в данном случае число элементов следующего уровня равно 6, значит
строим матрицу 6 на 6:
Критерий «У» (учеба) имеет умеренное превосходство над критерием «Ж» (школьная жизнь)
Слайд 35Этап №3. Определение относительной важности
Затем строим матрицы для элементов
следующего уровня:
По критерию «П» (профессиональное обучение) альтернатива «А» (школа А)
имеет очень сильное превосходство над альтернативой «В»
Слайд 36Этап №4. Расчет вектора приоритетов
Рассчитаем векторы приоритетов для задачи (3-ий
способ, Вам в ЛР считать способом №4):
Для матрицы «удовлетворение школой»:
Посчитаем
сумму по каждому столбцу:
Сстолб = (3,16; 11,47; 27; 9,2; 5,73; 9,5)
Каждый элемент исходной матрицы разделим на сумму того столбца, в котором он стоит, получаем следующую матрицу:
Слайд 37Этап №4. Расчет вектора приоритетов
Суммируем элементы в каждой строке и
делим на число элементов в этой строке, полученный вектор и
будет вектором приоритетов, сумма компонентов которого должна равняться единице:
Слайд 38Этап №4. Расчет вектора приоритетов
То же самое проделываем для остальных
матриц
Слайд 39Этап №5. Определение согласованности приоритетов
Определим согласованность приоритетов для нашего примера:
Умножаем
матрицу относительной важности на вектор приоритетов, затем делим каждую компоненту
нового вектора на соответствующую компоненту вектора приоритетов. Полученные значения необходимо просуммировать и разделить на число компонент вектора, получим λmax –собственное значение.
Слайд 40Этап №5. Определение согласованности приоритетов
У
Д
Ж
Слайд 41Этап №5. Определение согласованности приоритетов
П
К
М
Слайд 42Этап №7. Иерархический синтез (этап №6 пропущен)
Посчитаем общие оценки школ:
Для
этого составим матрицу (столбцы – это векторы приоритетов каждой школы
по критериям):
Для того, чтобы получить оценку, необходимо умножить полученную матрицу на вектор приоритетов критериев:
Из полученного решения следует, что надо выбирать школу А, т.к. она имеет наибольшее значение в векторе глобальных приоритетов.
Слайд 43Задание 1. № варианта соответствует номеру в списке.
Дано условие и
все исходные матрицы.
Выполнить:
1) Этап 4. (Расчет вектора приоритетов ) Использовать
способ №4.
2) Этап 5. (Отношение согласованности) Рассчитать для всех матриц.
3) Этап 6. (Корректировка суждений). Несогласованные матрицы пересогласовать.
4) Этап 7. (Синтез). Рассчитать общие оценки альтернатив. Указать наилучшую.
Лабораторная работа №1
Слайд 47Шаг 1
Определяются векторы приоритетов альтернатив относительно элементов Eij предпоследнего
уровня иерархии (в данном случае i = 3).
Здесь через
Eij обозначены элементы иерархии, причем верхний индекс i указывает уровень иерархии, а нижний индекс j — порядковый номер элемента на уровне.
Вычисление множества векторов приоритетов альтернатив WAS относительно уровня иерархии S (в данном случае, S = 3) осуществляется по исходным данным, зафиксированным в матрицах попарных сравнений. В результате определяется множество векторов:
Слайд 48Шаг 2
Аналогичным образом обрабатываются матрицы попарных сравнений собственно элементов Eij.
Данные матрицы построены таким образом, чтобы определить предпочтительность элементов определенного
иерархического уровня относительно элементов вышележащего уровня, с которыми они непосредственно связаны.
Например,
для вычисления векторов приоритетов элементов третьего иерархического уровня обрабатываются следующие три матрицы попарных сравнений:
Слайд 49Шаг 2
В матрицах через vj обозначен вес, или интенсивность, Еj-го
элемента. В случае использования экспертных оценок, в в матрицах проставляются
значения от 1 до 9 и их обратные величины.
В результате обработки матриц попарных сравнений определяется множество векторов приоритетов элементов:
Полученные значения векторов используются впоследствии при определении векторов приоритетов альтернатив относительно всех элементов иерархии.
Слайд 50Шаг 3
Осуществляется собственно иерархический синтез, заключающийся в последовательном определении векторов
приоритетов альтернатив относительно элементов Еij находящихся на всех иерархических уровнях,
кроме предпоследнего, содержащего элементы ЕSj (в нашем случае Еj3).
Вычисление векторов приоритетов проводится в направлении от нижних уровней к верхним с учетом конкретных связей между элементами, принадлежащими различным уровням.
Вычисление проводится путем перемножения соответствующих векторов и матриц.
Слайд 51Вычисление векторов приоритетов альтернатив относительно элементов третьего (E3j), второго (Е2j)
и первого (Е1j) уровней иерархии с учетом конкретных связей между
элементами иерархии.
Определение векторов приоритетов альтернатив для элементов второго уровня осуществляется следующим образом:
Результирующий вектор приоритетов альтернатив относительно корневой вершины иерархии Е11 вычисляется следующим образом:
Слайд 52Оценка согласованности иерархии
После решения задачи иерархического
синтеза оценивается однородность всей иерархии с помощью суммирования показателей согласованности
всех уровней, приведенных путем "взвешивания" к первому иерархическому уровню, где находится корневая вершина. Число шагов алгоритма по вычислению согласованности определяется конкретной иерархией.
При двух и более уровнях разбиения на кластеры помимо согласованности каждой матрицы парных сравнений целесообразно проверить отношение согласованности иерархии (ОСИ) по формуле:
Слайд 53Оценка согласованности иерархии
Для случайных обратно симметричных матриц аналогичным образом подсчитанное
значение
~
где СС – вектор, элементы которого равны случайным индексам матриц соответствующей размерности.
Отношение согласованности иерархии равно М/~M.
Если полученное значение не превышает 0.10, иерархия считается согласованной.
Слайд 551) Выбрать тему
2) Кратко охарактеризовать ЛПР. Сформулировать постановку задачи выбора
(цель)
3) Определить альтернативы (4 - 5 шт.)
4) Определить иерархию критериев
(3 - 4 группы, всего не менее 12 критериев)
5) Провести парные сравнения критериев внутри каждой группы и групп между собой. Произвести проверку согласованности матриц и при необходимости их корректировку. Произвести расчет весов (степени важности) всех критериев относительно цели. Рассчитать согласованность всей иерархии.
6) Отметить количественные критерии и подобрать по ним численные данные, систематизировать их в таблицах. Рассчитать оценки каждой альтернативы по этим критериям.
7) По качественным критериям заполнить матрицы парных сравнений. Произвести проверку согласованности матриц и при необходимости их корректировку. Рассчитать оценки каждой альтернативы по каждому из этих критериев.
8) Провести иерархический синтез – рассчитать оценку каждой альтернативы относительно главной цели. Обосновать выбор конкретной альтернативы.
ЛР №1, Задание 2.
Слайд 56Пример – аналог задания №2 в лаб. раб. №1.
Шаг
1. Выбор темы: Покупка авто
Шаг 2. ЛПР: покупатель – мужчина
40 лет, с доходом порядка 200 тыс. руб. в месяц, имеет довольно престижную работу, семью из 4 человек, собаку, дачу, выбирает кроссовер или внедорожник класса Люкс.
Слайд 57Пример. Покупка авто
Шаг 3. Выбор критериев
Критерии:
Экономический (Э)
стоимость покупки (СП)
стоимость содержания
(страховка, ТО и бензин) (СС)
акции, скидки, льготные кредиты (А)
Имиджевый (И)
комфортность
салона (К)
внешний вид (В)
престиж марки(М)
Слайд 58Пример. Покупка авто
Технический (Т)
надежность (Н)
проходимость (П)
размер багажника (РБ)
безопасность (Б)
скоростные качества
(СК)
оснащенность (О)
Шаг 4. Выбор альтернатив:
А – Volvo XC90,
В-
LandRover Discovery 4,
С - Infiniti QX4,
D - Chevrolet Tahoe
Слайд 59Пример. Покупка авто
Зеленым цветом выделены количественные критерии
Графическое отображение иерархии
Слайд 60Пример. Покупка авто
Заполнение матриц парных сравнений
1 уровень иерархии:
Шаг 5. Сравнение
групп критериев между собой
Слайд 61Пример. Покупка авто
Заполнение матриц парных сравнений
2 уровень иерархии:
Шаг 5. Сравнение
критериев внутри своей группы
Слайд 62Пример. Покупка авто
Заполнение матриц парных сравнений
2 уровень иерархии:
Шаг 5. Сравнение
критериев внутри своей группы
Слайд 63Пример. Покупка авто
Расчет весов (способ №4)
1 уровень иерархии:
Шаг 5. Расчет
весов групп критериев
Слайд 64Пример. Покупка авто
Расчет весов (способ №4)
2 уровень иерархии:
Шаг 5. Расчет
весов критериев внутри группы
Слайд 65Пример. Покупка авто
Расчет весов (способ №4)
2 уровень иерархии:
Шаг 5. Расчет
весов критериев внутри группы
Слайд 66Пример. Покупка авто
Расчет весов (способ №4)
2 уровень иерархии:
Шаг 5. Расчет
весов критериев внутри группы
Слайд 67Пример. Покупка авто
Итого: относительная согласованность всей иерархии 2,85%.
Пересмотр суждений
Не требуется,
т.к. все матрицы парных сравнений являются согласованными, ОС < 10%
Шаг
5. Корректировка суждений
Шаг 5. Оценка согласованности всей иерархии
Слайд 68Пример. Покупка авто
Синтез иерархии
Необходимо свести вес критерия каждого уровня к
первому уровню иерархии, т.е. вес критерия в общей структуре (иерархии).
Для этого необходимо перемножить вес критерия в группе (кот. он имеет на своем уровне) на вес самой группы (т.е. на уровень выше) и т.д. пока не достигнется первый уровень иерархии.
Итоговая сумма весов по всем критериям должна равняться единице!
Шаг 5. Расчет весов всех критериев относительно цели
Слайд 69Пример. Покупка авто
Шаг 5. Расчет весов всех критериев относительно цели
Слайд 70Пример. Покупка авто
Аналогичная процедура проводится по всем количественным критериям
Шаг 6.
Сбор и обработка данных для количественных критериев
Слайд 71Пример. Покупка авто
Ответом должен быть вектор весов АЛЬТЕРНАТИВ относительно самого
верхнего уровня иерархии (цели). Каждый элемент вектора рассчитывается исходя из
полученных на шагах 6-7 значений оценки альтернатив по каждому из критериев и весов критериев, полученных на шаге 5.
Решение задачи выбора – выбор альтернативы с максимальным итоговым значением.
Тут должны быть матрицы (столько штук, сколько в работе качественных критериев) формата (кол-во альтернатив* кол-во альтернатив) для сравнения альтернатив по каждому из качественных критериев.
Шаг 7. Сбор и обработка данных для качественных критериев
Шаг 8. Синтез – оценка альтернатив относительно цели.