Слайд 1
«Тихий Дон»
Михаила Шолохова
Слайд 2 Русло обдумывания:
Автор и его детище…
Жанровое и сюжетно-композиционное своеобразие романа.
Система
персонажей романа.
Образ Григория Мелехова.
Женские образы романа.
Слайд 3Михаил Александрович Шолохов
/1905-1984/
Родился на Дону…
15-летним подростком окунулся в перипетии гражданской
войны на юге России…
1922 год –приезд в Москву, сотрудничество в литературной периодике…
1924 – публикация двух книг молодого писателя /«Донские рассказы», «Лазоревая степь»/
Вернулся в станицу Вёшинскую, где прожил всю оставшуюся жизнь и писал главную книгу своей жизни «Тихий Дон» (1928-1940 г.)
Слайд 4 Создание романа
1927 -1-я книга
(автора обвинили в кулацкой идеологии)
1929 – 2-я книга (автора
обвинили в плагиате)
в 1931 г. был написан 3-й том (его опубликовали в 1932 г. лишь благодаря защите Горького)
1940 - 4-я книга
Государственная премия (1941)
Нобелевская премия (1965)
«за художественную силу и цельность
эпоса о донском казачестве
в переломное для России время»
Слайд 5 К вопросу об авторстве…
Первые две книги ТД выходят в журнале
«Красная Новь» в 1928-29 годах…
Впечатление настолько ошеломляющее, что Шолохова тут
же обвиняют в краже чужой рукописи (якобы какой-то белогвардеец писал, а Шолохову рукопись досталась…).
Он привозит в Москву на экспертизу рукопись, ее рассмотрели и признали подлинной (даже на глазок видно, что «Донские рассказы», ТД и «Поднятую целину» написал один автор) …
В 70-х годах норвежский математик и славист «просчитал» тексты Шолохова и подтвердил эту очевидность: автор у всех один.
Сомнения еще некоторое время подпитывались тем, что во время войны сгорел шолоховский архив и пропала рукопись двух первых книг, которую Шолохов оставил на хранение своему другу… В 2009 году рукопись нашлась.
Слайд 6Определения жанра произведения
«Тихий Дон» – яркий пример романа-эпопеи.
Докажите
это…
Посвящён крупным историческим событиям(первой мировой и гражданской войны в России)
В нём действует большое количество персонажей, представляющих самые разные социальные группы, политические и нравственные позиции (облик народа, его групповой портрет).
Судьбоносность описываемых событий и народная точка зрения на логику жизни (действие романа длится с весны 1912 г. по весну1921 г.).
это роман-эпопея, в котором сопрягаются судьба героев и судьба народа.
Слайд 7 Сюжетно-композиционные особенности романа
Обусловлены необходимостью показать
как судьбу всего народа, так и судьбы отдельных героев.
С этой целью автор использует «пульсирующее»
(расширяющееся, а затем сужающееся — и наоборот) художественное пространство
Слайд 8 Сюжетно-композиционные особенности
романа
Для создания обобщённой картины народной жизни и придания эпической широты повествованию автор использует параллелизм (сопоставляются два мира — мир природы и человека, подчеркиваются их единство в общем потоке жизни):
1) течение Дона уподобляется течению бытия (эта параллель подчёркивает, что жизнь, как и реку, не остановить, несмотря на все потрясения, постигающие мир людей);
2) гармония природы оттеняет дисгармоничность и несовершенство человеческих отношений.
3) помогает раскрыть внутренний мир отдельного человека
4) создаёт определённую эмоциональную атмосферу, подготавливая читателя к восприятию последующих событий.
Слайд 9Композиционный принцип построения
Мирная трудовая жизнь, круговорот природы, любовь…
Война, смерть, ненависть
и жестокость враждующих между собой людей…
Антитеза
Слайд 10 Смысл заглавия?
Название романа символично: «Дон-батюшка да земля-матушка»
издавна почитались казаками как главные жизненные ценности (готовность защищать родную
землю и крестьянский труд)
Содержание романа контрастирует с фольклорно-поэтическим названием, превращая его в оксюморон: Дон не тих и не спокоен…
Настроение тревоги, предчувствие бедствий переданы в двух эпиграфах к роману…
Слайд 11 Краткое содержание томов
Первый том – 1912 – 14
гг. Завязки всех «романных» отношений, призыв Григория на службу и
вплоть до отпуска и разрыва с Аксиньей.
Второй том – с октября 1916 по 1918 (казнь подтелковцев). Первая попытка установить советскую власть на Дону.
Третий том – Верхнедонское восстание 1919 года «за советскую власть без коммунистов».
Четвертый том – метания Григория: Новороссийск, Красная Армия, конница Буденного, банда Фомина, попытка бегства, жизнь у дезертиров и финал.
Лейтмотивом эпопеи становится трагедия
«тихого Дона»
Слайд 12Система персонажей романа
Центрального героя окружают персонажи-антагонисты, воплощающие прямо противоположные взгляды,
жизненные позиции…
Каждый из них чем-то привлекает Григория, но чем-то и
отталкивает.
В первом томе нравственные полюса казачьих идеалов в образах Григория Чубатого ( «Человека руби смело…») и Гаранжи (идеи большевика плохо соотносятся с проблемами донских казаков).
Во втором томе антагонисты Григория – сотник Ефим Изварин /ратует за автономию казачьей Донской области/, а Подтёлков убеждает Григория в том, что у казаков одна правда со всем русским крестьянством…
Поиски правды в романе – это поиски своего места в этом мире…
Слайд 13 Образ Григория Мелехова
Композиционно шолоховская эпопея строится
вокруг трагического жизненного пути Григория Мелехова. Это путь, в котором
прочитывается судьба всего донского казачества…
Слайд 14 Образ Григория Мелехова
органичное сочетание
родовых черт
земляков
От своего рода, от семьи унаследовал внешность, и характер, и жизненные принципы – казак до мозга костей, верный традициям и семейному долгу…
неповторимых индивидуальных
особенностей
Прямота и честность проявляются особенно ярко в любви героя: в порыве бурной страсти способен нарушить любую норму, любой запрет…
Конфликт между долгом и страстью
Слайд 15 Образ Григория Мелехова
Сильный, умелый,
красивый труженик…
Дон, земля, хутор, семья – его незыблемые ценности…
Воинский долг
– священное, как и для каждого казака, понятие. О его мужестве свидетельствуют четыре Георгиевских креста, четыре медали, офицерское звание…
Слайд 16Путь Григория Мелехова
Путь Григория Мелехова – трагический /похоронив Аксинью, он
видит «чёрное небо и ослепительно сияющий диск чёрного солнца» -
выразительный приём передачи внутреннего потрясения героя и свидетельство трагического неблагополучия в мире/.
Истоки трагедии Григория кроются не только в его заблуждениях. Тяжкая вина ложится и на историческую эпоху, пробудившую в человеке самые низменные инстинкты, жестокость и фанатизм (эпоха требует от него отказаться от самого себя, от самого ценного и святого, что есть в нём как в сыне «тихого Дона»).
Финал романа – прозрение героя, осознавшего
истинную тяжесть своих утрат…
Слайд 17 Женские образы в романе
воплощают представление автора о
судьбе русской женщины
Слайд 18 Женские образы в романе:
Образ женщины-матери
Ильинична - воплощение идеи материнства и единения всех людей
/не делит мир на белых и красных/. Способна на любовь и сострадание к самым разным людям /даже к Кошевому и к Аксинье/.
Наталья - такое же долготерпение, мудрое спокойствие хранительницы домашнего очага, но в ней и глубоко запрятанная способность к напряжённым духовным переживаниям (о силе переживаний Натальи, о её гордости говорят не слова, а поступки…)
Именно эти женщины оказались в самые переломные моменты опорой семьи и мира «тихого Дона»…
Слайд 19Женские образы в романе
Аксинья – полная противоположность
Натальи. Её роднит с Григорием неуёмность характера, всепоглощающая любовь и
жажда свободы…
Семь трудных лет жизни постепенно меняют Аксинью и характер её любви к Григорию (к финалу романа эгоистическое желание устроить собственное счастье во что бы то ни стало уступает место «почти материнской» нежности к Григорию, готовности заменить мать его осиротевшим детям).
Слайд 20 В финале «Тихого Дона» Григорий, с сынишкой
на руках, стоит у ворот собственного дома.
«Это было всё,
что осталось у него в жизни, что пока роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром…»
Родная земля, семья, дом – вот те ценности, существованию которых человек обязан всем человеческим в себе. Такова одна из главных идей, выраженных в шолоховской эпопее.