Слайд 2В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов
произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения.
Слайд 3КОМПОЗИЦИОННЫЕ Схемы
Вертикальная
Горизонтальная
Квадратная
Круглая
Треугольная
Слайд 4Представьте, что перед вами чистый лист. Как он нами воспринимается?
Естественно, плоскость листа не несет никакой информации, она воспринимается нами
как пустая, не организованная.
Но! Стоит только нанести на нее любое пятно, или линию, плоскость начинает оживать.
Это значит, что изобразительные элементы, любые- пятно, линия, штрих- вступают с ней в связь, образуя какую- либо смысловую завязку. Проще сказать- плоскость и любой элемент на ней начинают взаимодействовать
Слайд 5плоскость листа не несет никакой информации
Взаимодействие плоскости и элементов на
ней
Так мы получаем самую примитивную композицию, которую даже трудно таковой
назвать, но это уже она.
Слайд 6У нас с вами есть один универсальный инструмент, это-наше зрение.
Так вот, наш глаз видит и воспринимает окружающий нас мир
в пропорциях.
Наше зрение способно чувствовать гармонию, и то, что не гармонично. Наш глаз способен находить разницу между несоответствием размеров отдельных частей и всего целого, или наоборот- видеть полное соответствие. Зрение способно ощущать сочетания цветов, которые не раздражают глаз или наоборот- могут оказаться абсолютно дисгармоничны.
Слайд 7Возьмем какую- либо форму, например- круг и попробуем поразмещать его
в различных местах плоскости листа.
Мы можем увидеть, почувствовать- что в
одних случаях он будет занимать более устойчивое положение, в других- неустойчивое.
Мы можем увидеть, почувствовать- что в одних случаях он будет занимать более устойчивое положение, в других- неустойчивое.
Слайд 8 Мы можем увидеть, почувствовать- что в одних случаях он будет
занимать более устойчивое положение, в других- неустойчивое.
Мы можем увидеть, почувствовать-
что в одних случаях он будет занимать более устойчивое положение, в других- неустойчивое.
Рисунок слева: смотрите как работает наше зрение- казалось бы, для круга наиболее устойчивое место- это совпадение его центра с геометрическим центром плоскости листа (проведя линии- диагонали из угла в угол листа мы получаем центр листа на пересечении этих линий). Однако, это не все.
Из- за оптической иллюзии (глаз несколько переоценивает верхнюю и недооценивает нижнюю часть плоскости) круг воспринимается слегка сдвинутым вниз.
Слайд 9 Мы можем увидеть, почувствовать- что в одних случаях он будет
занимать более устойчивое положение, в других- неустойчивое.
Мы можем увидеть, почувствовать-
что в одних случаях он будет занимать более устойчивое положение, в других- неустойчивое.
В каком положении должен оказаться круг, что- бы мы воспринимали его в плоскости листа гармонично? Естественно, его нужно немного сместить вверх. Смотрите рисунок справа. Чувствуется устойчивое положение круга? Он занимает в квадрате точно свое место.
Слайд 10Теперь попробуем составить еще одну композицию, но уже с несколькими
участниками. Смотрите рисунок слева. Что мы видим, что мы ощущаем?
А мы ощущаем, что наша композиция не гармонична, потому как отдельные части ее не уравновешены.
Слайд 11Предметы сильно смещены влево, оставляя пустое, ненужное, незадействованное в композиции
пространство справа. Что здесь нам нужно сделать? Естественно, уравновесить части
композиции, чтобы они гармонично составляли одну большую композицию и являлись частью одного целого.
Слайд 12Замкнутая и открытая композиция.
В замкнутой композиции основные направления линий стремятся
к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.
Открытая
композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.
Слайд 13Геометрический и композиционный центры, средства выделения композиционного центра, плановость в
композиции
Геометрический центр композиции
Композиционный центр композиции
Слайд 14Геометрический и композиционный центры, средства выделения композиционного центра, плановость в
композиции
Важно запомнить!
Композиционный и геометрический центр не всегда могут совпадать!
Слайд 15Способы выделения композиционного центра
Слайд 16Композиционный центр в картинах художников
Композиционный центр совпадает с центром композиции
Слайд 17Композиционный центр смещен от геометрического центра картины
Слайд 19Контрольные вопросы:
Чем можно выделить композиционный центр?
Может ли композиционный центр совпасть
с геометрическим?
Практическое задание:
На картинах необходимо найти геометрический и композиционный центр.
В
посте есть репродукции картин, необходимо скачать их и с помощью приложения «Paint» отметить геометрический и композиционные центры.
Пример выполнения см далее
Слайд 20Скачать изображение
Открыть программу Paint
Файл -> Открыть -> выбираем нужное изображение.
Если
нет возможности использовать компьютер, найдите любую репродукцию картины или фото
и с помощью фломастеров и линейки определите композиционный центр
Слайд 21Выбираем инструмент «Линия»
Задаем ему толщину и цвет.
Далее с помощью
данного инструмента Проводим диагонали.
Далее берем инструмент «Овал» и с его
помощью обозначаем композиционный центр
Слайд 22Задаем ему толщину и цвет.
Далее с помощью данного инструмента Проводим
диагонали.
Далее берем инструмент «Овал» и с его помощью обозначаем композиционный
центр