Слайд 2Типы вопросов
1. Открытые,
2. Закрытые,
3. Альтернативные.
Слайд 3Открытые вопросы
Вопросы, требующие подробного ответа, т.е. побуждающие к разговору. Это
те вопросы, на которые, отвечая нельзя ограничиться ответами «да» или
«нет». Эти вопросы побуждают говорить вашего собеседника, а вам получать информацию. Они помогают понять собеседнику, что вам интересны его проблемы, почувствовать свою значимость.
Пожалуйста, расскажите мне о…..
Пожалуйста, опишите мне…
Я не совсем понял, каким образом….?
Как Вы считаете?
В чём причина?
Что бы вы хотели услышать / увидеть / почувствовать?
Как это сделать?
Что решили?
Слайд 4Цель открытого вопроса: разговорить, получить общую информацию, понять, что стоит за
утверждениями собеседника, получить паузу для обдумывания.
Как задать вопрос: открытый вопрос задают
с помощью вопросительных слов, которые ставятся в начале предложения: Где?, Что?, Когда?, В связи с чем? и т. д.
Слайд 5Задание
Придумать 3 открытых вопроса.
Слайд 6Закрытые вопросы
Имеют только два ответа - ДА, или НЕТ, и
предназначены для контроля за ходом разговора в том направлении, которое
избрал адресант.
Закрытые вопросы не требуют развернутого ответа. На них обычно отвечают либо «Да», либо «Нет» или просто констатируют факт. Начинаются они обычно: Можете ли вы…, Имеете ли вы....., Знаете ли вы…, Следует ли… .
Примеры закрытых вопросов:
Хотели бы вы, чтобы вам задавали меньше домашнего задания?
Хотели бы выиграть миллион долларов?
Мы с Вами договорились?
Слайд 7Цель вопроса: получить согласие, получить подтверждение договоренностей или предположений, уточнить информацию,
зафиксировать что-либо, завершить разговор.
Как задавать вопрос - любое повествовательное предложение можно превратить
в закрытый вопрос путем его интонационного повышения к концу предложения.
Особенности применения:
Служат для достижения согласия и контроля взаимопонимания.
Дают дополнительную детальную информацию.
При частом повторе и использовании беседа напоминает допрос - соблюдайте баланс!
Слайд 8Задание
Придумать 3 закрытых вопроса.
Слайд 9Альтернативные вопросы
Это вопросы, на которые мы ожидаем получить ответ в
виде выбора собеседником одного из вариантов, который мы обозначаем в
самом вопросе. Это вопросы, которые предполагают два или более ответа.
Использование приема «Выбор без выбора», когда формулировка вопроса не допускает отрицательного ответа. Сравните:
1. - Могу ли я перезвонить вам сегодня днем?
- Нет.
2. - Я смогу перезвонить Вам во второй половине дня. Что вам удобнее в 14 часов или в 16 часов?
- Лучше в 16.
Слайд 10В подобных вопросах заключены два предложения, отказ в них не
предусмотрен. Приемы выбора из двух вариантов используются в тех случаях, когда
вы хотите сфокусировать внимание собеседника на определенном пункте или ограничить предложение некими рамками.
Сегодня или завтра?
Вы хотите синий, зелёный или жёлтый?
Я вам предлагаю три варианта решения: …
Вы сами сделаете это или с помощью?
Где вам удобнее будет встретиться со мной: в нас офисе или у Вас в магазине?
Как я должен, на Ваш взгляд, поступить: так или иначе?
Слайд 11Цель вопроса: предоставить варианты выбора, понять области интересов собеседника, направить мышление
собеседника на выбор альтернатив.
Как задавать альтернативный вопрос: придумайте 2 или более
альтернативы и задайте вопрос, который подразумевает выбор между этими альтернативами, используя союз ИЛИ.
Ошибки: включать в вопрос в качестве одной из альтернатив то, что вам не выгодно.
Слайд 12Задание
Придумать 3 альтернативных вопроса.
Слайд 13Домашнее задание
Найти мемы (2-3), содержащие вопросы. Проанализировать, к какому типу
относится вопрос в выбранном меме. Записать выводы, принести мемы на
следующее занятие. Представить в виде презентации.