Слайд 2
Слово "толерантность" происходит от латинского tolerantia - терпимость, то есть
способность образовывать и поддерживать общение с людьми, которые отличаются в
некотором отношении от превалирующего типа. Толерантность - это противоположность враждебности, антипатии ", ненависти.
Слайд 3Понятия
По сути своей, понятия «толерантность» и «терпимость» синонимичны. Согласно толковому
словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, «толерантность» - производное
от французского tolerant – терпимый, (подобные примеры синонимичности данного понятия содержатся и в других языках; например: нем. Duldsamkeit – терпимость и Toleranz – толерантность).
В словаре В.И. Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхожденью». Подобным же образом трактует данное понятие и большинство современных словарей: так, «Современный словарь иностранных языков» определяет понятие «толерантность» как «…терпимость, снисходительность к какому-либо, чему-либо», а «Большой энциклопедический словарь» под общей редакцией А.М. Прохорова трактует «толерантность» как «…терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению»
Слайд 4Современная философская трактовка понятия толерантности близка ко многим ранее описанным
определениям. В "Философском энциклопедическом словаре" (М., 1997) оно определяется как
"терпимость к иного рода взглядам". Таковая является "признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции". Мы предполагаем, что это пояснение свидетельствует об активной позиции личности в таких процессах, как: познание и признание своего "Я" (позиций, взглядов, мировоззрения) и позиции другого (гностический уровень); определение тактики поведения и диалога с другими (конструктивный уровень); взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации (быть с другими и сохранять свое "Я") (деятельностный уровень); анализ результатов взаимодействия (аналитико-результативный уровень).
Слайд 5Проблема толерантности чрезвычайно актуальна, глобальна и многоаспектна. Обусловлено это стремительным
развитием мира, отличающимся многообразием, противоречивостью и, вместе с тем, взаимозависимостью
процессов и явлений. Современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в формировании толерантности как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Воспитание в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимой ценности. Обществом остро востребованы личности, способные проявить готовность к пониманию и сотрудничеству, терпимость к инакомыслию, осмыслению уникальности единства и многообразия культур. Все это не может оставаться без внимания науки и обусловливает различных исследований по проблемам толерантности в наши дни.
Слайд 6Функции толерантности
Креативная - обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает
условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; создает условия для
творческого самоутверждения.
Регулирующая — позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.
Воспитательная - обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; обеспечивает успешную социализацию; развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.
Культуросохраняющая — обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.
Мирообеспечивающая - определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона
Психологическая — служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); формирует и развивает этническое самосознание; обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; поддерживает и развивает самооценку личности, группы; снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.
Коммуникативная - развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.
Слайд 7 В психологии под толерантностью понимают отсутствие или ослабление реагирования
на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его
воздействию, повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию.
С точки зрения философии толерантность — это жизненная мировоззренческая позиция “за” или “против” принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этнического, духовного опыта личности.
В этике понятие “толерантность” отождествляют с понятием “терпимость” — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается, как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения.
Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я.
Толерантность в сфере межнационального общения — это признание ценности “другого”, отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов. Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие. Этническая толерантность — акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.
Слайд 8ПАМЯТКА ПО РАЗВИТИЮ ТОЛЕРАНТНОСТ
Научись понимать другого человека.
Старайся понять
то, о чём говорят другие.
Научись прощать.
Отстаивай своё мнение тактично.
Будь терпимым к чужому мнению.
Ищи лучшие аргументы.
Уважай пожилых людей.
Будь справедливым, готовым принять пра-
Умей слышать и слушать.
Умей дать совет, выслушать совет другого
Стремись учитывать интересы других.
человека.
Слайд 9 Прислушивайся к мнению старших.
Не повышай голос на другого человека.
Будь милосердным.
Принимай
людей такими, какие они есть.
Проявляй терпимость к чужим мнениям,
верованиям, поведению.
Уважай права другого человека.
Сотрудничай с родителями, гордись
ими. И тогда твоя жизнь изменится
к лучшему!
Слайд 10Обращение к людям всего мира.
Пишу стихи, бумага рвется. Пишу стихи,
рука дрожит.
И так мне хочется поверить, что будет лучше дальше
жить.
Я верю в это всей душою, я верю сердцем и умом.
Но в это очень трудно верить; если только зло кругом.
А может быть, не только я живу надеждами, мечтами,
Быть может, кто - то есть еще с вопросом: что же будет с нами?
Возможно, в будущем у нас все станет лучше и добрее.
И встанем утром мы тогда, почувствовав себя бодрее.
Друг друга станем уважать, и глаз людских сиянье видеть,
И зря обиды не держать. Друг друга перестанем ненавидеть.
Раздоры, споры прекратятся. Забудем все мы о войне.
Не будем на других мы обижаться за то, что те живут в другой стране.
За то, что кожи цвет другой. За то, что расы мы не схожей.
За то, что верят не как мы или за то, что не по тем они льют слезы.
Ведь все мы люди на земле, и все мы созданы для мира.
Ведь мы же братья, все равны! И на земле мы все едины!